Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

13.Следующим важным аспектом оптимизации произвольной саморегу­ляции ребенка является работа с ним в режиме «глухой инструкции» и формирование у него «детектора ошибок». 6 страница




В дальнейшем звуковой состав слова «перешифровывается» в зрительные образы букв. Каждый выделенный при участии слуха и артикуляции звук речи прочно связан с определенным образом (взаимодействие различных гности­ческих, пространственных и мнестических факторов) буквы, или «графе­мой», которая может быть изображена различным образом (в виде заглавной или строчной, простой или стилизованной буквы). «Перешифровка» каждой фонемы в зрительную схему графемы должна осуществляться с учетом ее топологических свойств и пространственного (метрические, структурно­топологические, координатные пространственные факторы) расположе­ния ее элементов.

Этот акт подготовляет третий этап письма — «перешифровку» зрительных схем букв в кинестетическую систему (мануальный кинестетический и кинетический факторы) последовательных движений. Движения записи букв представляют собой сложную «кинетическую мелодию», требующую определенной организации двигательных актов в пространстве, определен­ной их последовательности (кинетический и пространственный мануаль­ные факторы) и т. д. ».

В данной цитате А. Р. Лурия обращается только к операциональным, исполнительным звеньям письма взрослого человека. То есть в ситуации, когда уже сформирован сам акт письма, не надо вспоминать каждую букву и т. п. Автор вообще не упоминает здесь факторы произвольной (програм­мирование, контроль за протеканием этого процесса и т. п. ) и непроизволь­ной (общий, оральный и мануальный тонус, энергетика, мотивация и т. п. ) саморегуляции. Однако и сказанного довольно, чтобы представить себе всю необъятную функциональную и процессуальную драматургию психиче­ской деятельности человека. А ведь мы обратились всего лишь к простому акту письма и рассмотрели его на кратчайшем временном отрезке. По сути, страница, которую вы только что прочитали, посвящена отнюдь не полному, тезисному изложению написания одного единственного слова взрослым человеком, да и то под диктовку.

И все эти способности (факторы) должны быть своевременно сформиро­ваны у ребенка к моменту овладения им письмом. Аналогичное описание можно предоставить для любого учебного навыка (счета, чтения, умения излагать собственные мысли и т. п. ). Именно поэтому так актуально в дошкольном возрасте провести профилактику и (если надо) коррекцию всех возможных способностей ребенка.

Еще раз подчеркнем, что развитие познавательного репертуара, которо­му посвящена глава 6, неразрывно связано со всеми психосоматическими и психомоторными процессами. Эти высшие психические функции опираются на сенсомоторный базис (главы 2, 4—5). А базовая программа «метода замещающего онтогенеза» отражает поэтапное формирование всех этих линий и уровней развития. Ее реализацией мы и займемся, выполняя блоки упражнений, описанных в части II. Обсудим общие рекомендации к их использованию, поскольку следующие главы полностью посвящены только подробному описанию конкретных психотехник.

 

§ 4. Алгоритм нейропсихологического сопровождения: метод замещающего онтогенеза. Содержание и структура

Рассмотрим кратко базовый алгоритм нейропсихологического сопровож­дения процессов развития дошкольников.

Выше, в главе 2, описаны основные, магистральные линии формирования психической деятельности ребенка. Они инвариантно включают развитие: 1) произвольной саморегуляции, 2) психосоматического каркаса, 3) репер­туара познавательных компетентностей ребенка. Это связано с тем, что при­чины возникновения тех или иных отклонений психического развития коре­нятся в одном из этих ареалов. Но поскольку эти три линии развития неразрывно связаны между собой, недостаточность любой из них влечет за собой различные сбои и искажения в других.

Потому нейропсихологические технологии всегда обращены ко всем трем сторонам единого процесса развития. В главе 2 обсуждались наиболее прин­ципиальные вопросы формирования и стабилизации психосоматических систем и произвольной саморегуляции. Они вынесены за рамки базовой про­граммы, так как включают психотехники, которые должны проходить красной нитью через всю жизнь ребенка. Это своего рода фон, на котором по опреде­лению разворачивается психическое развитие. О нем надо помнить в ДОУ и дома, на прогулке, в лесу, на занятиях танцами и лепкой, в магазине. Они будут использоваться в процессе применения всех этапов и уровней нейропсихологических занятий (главы 4— 9). А чтобы все взрослое окружение ребенка не забывало об этих общих правилах, логично вывесить их список на стенде и попросить родителей, бабушек и дедушек как можно чаще вспоминать о них.

Понятно, что для детей с отклоняющимся развитием этот фон должен быть многократно усилен. В норме тот или иной прием формирования про­извольной саморегуляции или массаж достаточно применять раз в день. При тех или иных отклонениях — 5—10 раз; до тех пор, пока вы не заметите ощу­тимые сдвиги.

В части II представлены подробные рекомендации и методические про­граммы формирования познавательного репертуара ребенка. Она включает два больших раздела. В разделе 1 изложена базовая программа «метода замещающего онтогенеза», адресованная всем детям, независимо от типа их развития. Для детей с нормативными показателями все эти занятия будут пре­красной профилактикой нежелательных эксцессов. Кроме того, они будут способствовать интенсивному наращиванию самых разнообразных их способ­ностей. Следует подчеркнуть, что использование всех этих упражнений — пре­красная повседневная диагностика уровня развития ребенка. Вы даже и пред­ставить себе не можете, сколько раз вы (в процессе занятий) столкнетесь с ситуацией его неуспешности. Причем там, где вы не видели никаких проблем.

Для детей с отклоняющимся развитием эти занятия — единственная воз­можность коррекции и возвращения в нормативную когорту. Может случить­ся, что занятия, рассчитанные в данной программе на 1 неделю, займут у вас 10—20 дней. Ничего страшного. Зато полученный эффект восполнит стори­цей все ваши физические и душевные затраты.

Базовая программа МЗО «В диалоге с мозгом» предусматривает 4 эта­па нейропсихологического сопровождения, рассчитанных на 21 неделю. Она включает три большие подпрограммы: «Разминка», «Психомоторные координации» и «Познавательные компетентности». Упражнения в под­программах «Разминка» и «Познавательные компетентности» меняются только 4 раза. На этапе / они неизменны в течение первой — четвертой неде­ли. На этапе II — в течение пятой — одиннадцатой недели и т. д. И лишь под­программа «Психомоторные координации» меняется каждую неделю.

Количество упражнений не должно вас пугать: ведь они рассчитаны на длительный срок. Только упражнения на психомоторную координацию должны выполняться полностью, единым блоком, за одно занятие. Упражнения из остальных подпрограмм могут выполняться в несколько приемов в течение дня.

Основные пункты каждой из этих подпрограмм абсолютно идентичны. В «Разминке» вы всегда найдете упражнения для рук, плечевого пояса, артику­ляционной и пальчиковой моторики и т. п. А в подпрограмме «Познавательные компетентности» обязательны упражнения на развитие различных видов вос­приятия, памяти, пространственных представлений, речи и т. д. Таким образом, ваша задача в течение недели потихоньку выполнять все эти упражнения. Надо просто следить за тем, чтобы каждый раз в ваших занятиях равномерно присут­ствовали упражнения из всех блоков.

В познавательных играх приведены только универсальные алгоритмы — «типовые задачи». Поэтому их содержательное наполнение нужно время от времени менять. На занятиях математикой в школе при решении типовых задач сначала встречаются поезда, потом велосипедисты, потом корабли и т. д. Так и здесь, например, при развитии тактильного восприятия, снача­ла мы манипулируем с орехом, ключом и пуговицей, потом — с мочалкой, орехом и шариком. Потом — с разными орехами или орехами, фасолью и гречневой крупой и т. д.

Итак, в ДОУ базовая программа выполняется два раза в неделю. Один «урок» занимает от 45 минут до 1, 5 часа в зависимости от возраста и уровня развития детей. Естественно, этот «урок» может протекать с несколькими «переменами» в соответствии с регламентом работы ДОУ. Обязательно еже­дневное выполнение домашнего задания. В идеале описание занятий на каж­дую неделю должны быть вывешены на стенде. Конечно, надежда на то, что многие родители проникнутся важностью момента, невелика. Но если даже несколько взрослых станут применять все эти упражнения дома, результат не заставит себя ждать.

Базовую программу МЗО можно использовать в ДОУ и/или дома в соот­ветствии с двумя стратегиями.

Первая стратегия

Вы реализуете эти подпрограммы целиком, как это изначально заложено в методе замещающего онтогенеза. Тогда два-три раза в неделю от 45 минут до

1, 5 часа вы проводите урок, включающий одни и те же «темы»:

Разминка. Эти упражнения выполняются в самом начале занятий, после общего приветствия и позволяют детям сосредоточиться на основных нейро- психологических психотехниках.

Психомоторные координации.

Познавательные компетентности.

Завершающая подвижная игра и групповое завершение занятий.

Вторая стратегия

Вы реализуете эти подпрограммы дробно, распределив их между разными специалистами. Например, блок «Психомоторные координации» проводит специалист по ЛФК. Разминка включается в течение дня в жизнь детей в ДОУ как физкульминутки, а упражнения на развитие познавательной компетентно­сти — в любые повседневные занятия в ДОУ. Многие из этих упражнений иног­да даже приятнее проводить во время прогулок.

В разделе 2 части II описан психолого-педагогический модуль «Птица- говорун». В нем представлены программы углубленной логопедической профилактики и коррекции отклонений речевого развития. Они могут использоваться как самостоятельные занятия. Но гораздо эффективнее их проведение параллельно (или с некоторым отставанием) с основной про­граммой. Все эти логопедические технологии созданы в рамках идеологии метода замещающего онтогенеза. Для детей с нормативными вариантами развития они внедряются в психолого-педагогический процесс одновремен­но с базовой программой. В первом полугодии — программа «Карусели», а во втором — «Колокольчик». Кроме того, все методы, изложенные в этих программах, дополняют и углубляют базовую программу. Соответственно, могут использоваться как ее дополнительная часть.

Например, в программу «Логоритм» включены различные «потешки», которые пользуются большим успехом у детей. Они могут применяться на любом занятии в ДОУ. В программе «Карусели» главный упор делается на формировании сенсомоторных компонентов речевой функции. Поскольку она разрабатывалась в рамках МЗО, многие ее упражнения повторяют базо­вую программу. А другие могут выступать как составляющая часть подпро­грамм «Разминка» или «Психомоторные координации».

Программа «Колокольчик» направлена на формирование фонетико-­фонематических процессов речи. Она включает два больших формирующих этапа: 1) неречевого слухового восприятия и 2) собственно фонетико-фонематических систем речи. Различные психотехники развития неречевого слуха представлены на каждом этапе подпрограммы «Познавательная ком­петентность». Там есть и ряд упражнений, ориентированных на фонетико-­фонематические процессы. Но если вы усилите эту часть базовой программы упражнениями из программы «Колокольчик», все от этого только выиграют.

Для детей с различными отклонениями речевого развития все эти про­граммы в обязательном порядке надстраиваются над базовой программой. И выполняются полностью в том режиме, который описан.

Еще раз подчеркнем, что эффективность нейропсихологических занятий многократно возрастает, если все взрослое окружение ребенка включается в их реализацию.

 

ЧАСТЬ II

МЕТОД ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА

Раздел 1. Базовая программа «В диалоге с мозгом». Формирование межполушарного и подкорково-коркового обеспечения психологического развития в дошкольном возрасте

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...