Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

13.Следующим важным аспектом оптимизации произвольной саморегу­ляции ребенка является работа с ним в режиме «глухой инструкции» и формирование у него «детектора ошибок». 5 страница




1. Универсальный    комплекс № 1. По очереди на указанный период вре­мени соединяются в кольцо большой палец с указательным, большой палец со средним, большой палец с безымянным, большой палец с мизинцем. Остальные пальцы свободно расставлены. Каждая мудра фиксируется на обеих руках одновременно.

2. Универсальный комплекс № 2. По очереди на указанный период вре­мени большой палец соединяется в кольцо с соединенными: указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем; остальные паль­цы свободно расставлены. Каждая мудра фиксируется на обеих руках.

3. Универсальный комплекс N° 3. По очереди на указанный период вре­мени кончик большого пальца прижимает на уровне второго сустава согну­тый: указательный, средний, безымянный, мизинец; остальные пальцы сво­бодно расставлены. Каждая мудра фиксируется на обеих руках.

4. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный, мизинец) правой руки обхватывают большой палец левой. Большой палец правой руки прика­сается к подушечке среднего пальца левой. Для снятия охриплости голоса, коррекции и профилактики заболеваний горла и гортани.

5. Кончики большого, указательного и среднего пальцев соединены в кольцо; мизинец и безымянный палец прижаты к середине ладони. Мудра фиксируется на обеих руках одновременно. Для высвобождения гайморо­вых пазух и активизации функциональной активности лобных отделов мозга, повышения концентрации на цели, уверенности в успехе.

6. Мудра «спасающая жизнь», пригодится старшему поколению, посколь­ку действует как «скорая помощь» при сердечном недомогании: боли в серд­це, сердцебиение, повышенная тревога и тоска. Указательный палец сгиба­ ем, чтобы он коснулся подушечки у основания большого пальца. Одновре­менно складываем в кольцо подушечки среднего, безымянного и большого пальца; мизинец свободно выпрямлен. Мудра фиксируется на обеих руках одновременно.

Обратимся теперь к массажу и самомассажу различных частей тела.

Каждое из этих упражнений делается в течение примерно 10 секунд. Потому они могут прекрасно заменить небольшую зарядку.

• «Гибкая шея, свободные плечи»

Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения.

Аналогично 1) правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой — правое плечо. 2) Правой рукой взять­ся за левое плечо и сделать 5—10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее. То же — левой рукой. Затем обеими руками одновременно.

• «Сова»

1) Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох; левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминайте захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно дальше за спину. То же — с левым плечом правой рукой.

2) Медленные наклоны головы (вперед-назад, влево-вправо); вращение головой при максимально расслабленной шее. Покачивать головой, как «китайский болванчик». «Вкручивать» голову в шею, как черепаха.

3) Руки над головой сложены в замок. Дотянуться левым ухом до левой руки, затем правым — до правой: изобразить «восточный танец».

• «Расслабленная спина». Положите свои руки на поясницу ребенка по обе стороны от позвоночника. Медленно, поглаживающими вертикальными движениями поднимайтесь вверх, разгладьте его плечи, затем так же мед­ленно спуститесь вниз. Повторив это 5 раз, проделайте этот же путь (3 раза), но уже широкими круговыми движениями. Завершите массаж спины погла­живанием снизу вверх и обратно, как и вначале, 5 раз.

• «Мытье головы»

1) Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее.

2) Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производит­ся ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

• «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем — левая рука — от пра­вого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы — по средней линии! ); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.

• «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением расти­раются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка посту­кивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.

• «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами боль­ших пальцев сделать 3—5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

• «Веселые носики». Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3—5 раз. После этого проделать 3—5 поглаживающих, вращательных движений указа­тельными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.

• Покусывание и «почесывание» губ зубами. То же — языка зубами от самого кончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье» губами и расти­рание губами друг друга в различных направлениях.

• «Лев». Сидя на пятках, немного наклониться вперед, опираясь руками о колени (пол). Широко открыть рот, максимально высунуть язык и издать громкий и страшный «львиный рык». Это упражнение — лучшее лекарство при ангинах и иных ЛОР-неприятностях.

• «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верх­нюю губу, а левой — нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправлен­ные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.

• «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3—5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; разгла­дить лоб от центра к вискам.

• «Теплые ручки»

1) Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одновременно массируя ее. Затем руки меняются.

2) Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук.

• «Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

• «Теплые ножки». Сидя, энергично растереть (размять, пощипать) пра­вой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых про­межутков левой ноги, то же — левой рукой со стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг об друга, а также об пол.

Полезно также поглаживание стоп и пальцев ног тыльной стороной кисти и пальцев; растирание, разминание их и давление на них кончиками пальцев и большим пальцем, косточками пальцев сжатой в кулак кисти, краем ладо­ни и т. д. Эти упражнения оказывают активизирующее и заземляющее дей­ствие на организм, а также укрепляют мышцы и связки свода стопы, снимают усталость, предотвращают плоскостопие; их полезно также использовать при простуде и головных болях. Хорошим подкреплением к ним является хождение босиком по гальке, фасоли, любым неровным поверхностям (мас­сажные коврики и шлепанцы, тренажеры).

Растяжки и релаксация

Разнообразные растяжки, равно как и все описанное выше, — обязатель­ный блок профилактики и коррекции процессов развития. Другого пути пре­одоления патологических ригидных телесных установок, блоков и зажимов (еще одна неприятная примета современности! ) просто не существует. Кроме того, как уже не раз отмечалось, эти воздействия оказывают веерообразное влияние на всю сенсомоторную сферу ребенка, включая речь. Эти техноло­гии полезны, начиная с младенческого возраста. Понятно, что в этом случае все упражнения демонстрируются и выполняются в пассивном варианте. Например, вместо того, чтобы показать и выполнить вместе с ребенком упражнение «Повороты головы», вы берете руками его голову и медленно совершаете нужные движения. Внедрение этих психотехник в учебный про­цесс (в ДОУ и школе) также показало их эффективность. Они используются многими учителями и воспитателями как физкультминутки или, наоборот, для того, чтобы дети подсобрались, сосредоточились в начале любого урока.

Любое отклонение от оптимального тонуса (мышечный гипо- или гиперто­нус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем ходе его развития. В ходе занятий вы должны посто­янно контролировать, полностью ли расслаблено тело ребенка, указать места зажимов, показать, как можно их «сбросить». Например, показать на его собственном теле разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «руки сломались в кистях» (расслабление кистей достигается толь­ко во втором случае). После выполнения каждого упражнения хорошо бы обсудить с ребенком: «Мое тело может быть... » И еще одно важное правило гласит: «Где внимание — там и кровь! » Это значит, что, обращая прицель­ное внимание на те или иные части тела, вы увеличиваете в них кровообраще­ние. А следовательно, не только оптимизируете в них обменные процессы и снимаете зажимы, но и (при необходимости) можете уменьшить в них боль.

К многочисленным блокам растяжек, которые вы будете еженедельно выполнять для формирования межполушарных и подкорково-корковых взаимодействий (главы 4—5 и 8), добавим еще несколько — «на каждый день». Их можно использовать как физкультминутки для отдыха во время любых занятий или как «ролевые игры», которые всегда увлекают детей.

Растяжки

• Ребенок ложится на спину (или стоит, сидит), закрыв глаза. Попросите его сосредоточиться только на своем теле; выполнить 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе. Затем ему надо напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабить­ся; проделать то же самое с каждой частью тела (вы называете поочередно части тела, останавливаясь на каждой в отдельности, — правая рука, шея, спина, живот, поясница, правая нога и т. д. ). По позе ребенка и «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые» места.

Пусть ребенок привыкнет «прислушиваться» к своему телу и при необхо­димости применять нужные упражнения для снятия напряжения.

• «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечево­го пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжи­маете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете рука­ми тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

• «Весы». Предложите ребенку представить, что его ладони — чашечки весов, держащие груз. При необходимости можно по-настоящему нагрузить «весы», надавив на них собственной рукой или положив какой-либо «груз». Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов. Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть ладонью вверх, пальцами от себя, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз, повернув пальцы от себя. С силой вытянуть ее: на этой чашеч­ке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упраж­нение, поменяв руки. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом «становятся» ноги.

• «Травинка на ветру». Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травин­ка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вер­нуться в исходное положение, потянуться вверх).

• «Раскачивающееся дерево». Упражнение строится по тому же принци­пу, что и «Травинка на ветру». Корни — ноги, ствол — туловище, крона — руки и голова. Оно может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый ребенок представил себя каким-то конкретным деревом; ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.

• «Парусник». Ребенок изображает лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разве­дены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голо­ву откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в ИП.

• «Дракон». Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать хвостом» море.

• «Насос и надувная кукла». Ребенок — надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслабленно на полу. Вы «накачивае­те» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед и про­износя звук «с-с-с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание воздухом опасно — кукла сильно напряглась и может лопнуть. Время окончания надувания определяется по состоянию напряжения тела куклы. После этого из нее вынимают насос, кукла постепенно «сдувается» и «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление — напряжение, а также первый опыт парного взаимодействия на уровне ощущения опреде­ленных свойств тела другого человека. Меняйтесь с ребенком ролями.

• «Железный дровосек». Предложите ребенку представить свое тело в виде любого механизма, который нуждается в смазке: «Я ввожу масло в твой указательный палец, чтобы смазать им все суставы твоего тела. Сосредо­точься, чтобы ни один участок не остался без смазки; ведь я не вижу, все ли я делаю правильно: подсказывай мне своим телом».

• «Двигательный репертуар». Ребенок свободно двигается по комнате, самыми разнообразными способами и с разной скоростью: медленно, макси­мально быстро (медленно), чуть медленнее, плавно, рывками и т. п. В процес­се попросите его вспомнить и воспроизвести (телом) различные ощущения: холод, жара, вкусная еда, неприятные запахи, сильный ветер в спину и т. п.

Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапазона дви­жений по следующим параметрам: быстрые — медленные; мягкие — жесткие; сильные — слабые; тяжелые — легкие; непрерывные — отрывистые; свобод­ные — с сопротивлением.

• «Огонь и лед». По команде «огонь» ребенок начинает интенсивные дви­жения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений он выбира­ет произвольно. По команде «лед» — застывает в позе, в которой его засти­гла команда, напрягая до предела все тело. Вы несколько раз чередуете обе команды, меняя время выполнения той и другой. Аналогичны упражнения со сменой ролей:

• «Рыбки и водоросли»: плавные, легкие движения водорослей на месте и рыб — с передвижением в воде.

• «Облако и камень»: движения тяжелые, законченные — образ камня; и легкие, плавные, непрерывные, связанные с представлением об облаке.

• «Страна кукол». «Когда-нибудь все люди вырастают и забывают, что были детьми. Игрушки, которые мы так любили в детстве, не исчезают бес­следно. Они просто уходят в свою страну, куда мы сегодня и отправляемся, став ненадолго разными куклами». «Свободная кукла»: индивидуальный танец в том образе, который выберет ребенок. «Гуттаперчевая кукла»: дви­жения мягкие, плавные; полностью расслабленное тело (тело без костей). «Пластмассовая кукла»: напряженное тело, законченные движения. «Марионетка»: кукла, которую кукловод (вы) приводит в движение при помощи нитей, привязанных к различным частям ее тела. Меняйтесь ролями.

• «Подвески». Это упражнение сложнее предыдущего: ребенку предла­гается представить, что он кукла-марионетка, которая после выступления подвешена на гвоздиках в шкафу (за руку, за палец, за воротник, за плечо и т. д. ). Помогите ему изобразить, как тело может быть фиксировано в одной точке, а все остальное — расслабленно болтается.

• «Росток». ИП — на корточках; голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. «Представь себе, что ты маленький росток, только что показавший­ся из земли; он растет, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе расти». Называется часть тела, которая активи­зируется в данный момент при абсолютной пассивности других. «Один» — медленно начинают распрямляться ноги; «два» — ноги продолжают «расти», постепенно оживают руки, но пока висят, как тряпочки; «три» — осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» — выпрям­ляются плечи, шея и голова; «пять» — руки поднимаются вверх, смотрим на солнышко, тянемся к нему. Усложняя задачу, можно увеличивать этапы «роста» до 10—20.

• «Репка». Дети садятся на корточки, колени — в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются «внешним ребром» в пол между нога­ми. Из этого положения «репка» медленно «растет» до полного выпрямле­ния ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются несколько выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.

• «Потянулись — сломались». ИП — стоя. Руки и все тело ребенка устрем­лены вверх (пятки от пола не отрывать). «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (на самом деле пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), сломались в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол... Лежим расслаб­ленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его».

Вообще растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. Их необходимость и популярность связана с тем, что это — один из немногих «экологичных» способов поддер­жания суставно-мышечных систем и позвоночника. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипер- и гипотонуса), зажимов и навязчивых движений. Растяжки стабилизируют общий психосоматический баланс и повышают уровень пси­хической активности. Когда вы, помогая ребенку, делаете ему растяжки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котенку, они должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками. Обширный репер­туар растяжек представлен в главе 4 «Разминка». А приведенные здесь упражнения мы предлагаем использовать в качестве физкультминуток на любых «уроках» в ДОУ. В главе 5 растяжкам также уделено много места. Они являются обязательной частью формирования у детей психомоторных координаций и, следовательно, частью профилактики и коррекции межполушарных и подкорково-корковых взаимодействий.

Рассмотрим еще несколько очень эффективных упражнений, которые полезно использовать ежедневно, когда ребенок или вы сами устали. Они прекрасно оптимизируют суставно-мышечную активность — залог хороших, правильных энергетических потоков в организме.

«Волшебные мельницы»

• «Руки». Ребенок представляет, что его руки — лопасти волшебной мель­ницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные сто­роны. Все внимание — на ощущениях в разминаемых суставах.

1) Вращение прямой правой (левой) рукой в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обеих рук в одном направлении, затем в проти­воположных (правая — вперед, левая — назад); поставить кисти к пле­чам и совершать такие же круговые движения.

Вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачи­вать предплечья, затем вращать их по кругу аналогично предыдущему упражнению, только в локтевых суставах (при этом плечи и кисти непо­движны).

2) Вращение рук в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).

• «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы — малень­кие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый палец изображает змейку (если не получается нужное движение, помочь другой рукой). Сначала прорабатываются одноименные пальцы каждой руки, затем пальцы обеих рук вместе.

• «Ноги»

1) Лечь на спину на пол, ноги в коленях согнуть, стопы на полу. Поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево. Поставить на пол. Аналогично — левой ногой. Потом двумя ногами — в одну сторону, а затем в противоположные.

2) Встать на одну ногу, придерживаясь рукой за стул или стену. Вращать другой ногой от бедра сначала по часовой стрелке, потом — против. Сменить ногу.

3) ИП — то же. Бедро другой ноги поднято параллельно полу, колено согнуто. Жестко фиксируя это положение, описывать голенью (затем только стопой) горизонтальные круги, сначала по часовой стрелке, потом — против. Голень (стопа) при этом полностью расслаблена. Сменить ногу.

4) ИП — то же. Другая нога слегка приподнята над полом. Вращать стопу в голеностопном суставе, описывая носком ноги круги и волны в гори­зонтальной (вертикальной) плоскости. После 3—5 раз поменять направ­ление на противоположное. Сменить ногу.

В целом весь приведенный выше комплекс должен активно применяться в жизни. И непременно вместе с массажем и самомассажем, пальчиковой гимна­стикой, нанизыванием бус, застегиванием пуговиц, завязыванием и развязыва­нием узлов, перебором круп и т. д. Растяжки, массаж, развитие общей и мел­кой моторики любого вида обладают мощным тонизирующим фактором. Кроме того, оптимизация сенсомоторного статуса тела приведет к повышению речевых возможностей ребенка. Ведь мышцы речевого аппарата (очень маленькие и хилые) находятся в непосредственной связи и прямой зависимости от всего остального мышечного каркаса человека. Они требуют постоянных тренировок. И если правильно их выстроить, вам никогда не придется слышать, что ваш ребенок говорит «с кашей во рту», а пишет «как курица лапой».

Релаксация

Приемами релаксации необходимо овладеть хотя бы потому, что с каждым годом различные учебные и эмоциональные нагрузки становятся все более ощутимыми. Простые навыки аутотренинга и расслабления помогут ребенку стать более устойчивым к стрессовым ситуациям и эффективно переключать­ся с одного дела на другое.

• Поставить ноги шире плеч, немного согнуть их в коленях, носки слегка развернуть внутрь. Руки не касаются тела, слегка округлены, опущены вниз, ладони развернуты назад. Спина прямая. Глаза закрыты. Сохраняя позу, максимально расслабиться, представляя, как напряжение «стекает» по телу вниз. Шея отдыхает, голова, соответственно, занимает свободное, про­извольное положение, удобное для ребенка (откинута назад или к плечу, слегка опущена вниз).

Возможные сценарии для релаксации продолжительностью около 5 минут.

Лежа на полу с закрытыми глазами в удобной позе, сделать 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе. Затем представить:

• «Пляж». «Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает вас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхае­те, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы лежи­те. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего целиком и запомните возникший образ (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша встаем».

• «Ковер-самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккурат­но встаем».

Для выхода из длительной (более 10 минут), глубокой релаксации, чтобы вернуться в состояние «здесь и сейчас» и подготовиться, мобилизоваться для дальнейшей работы, рекомендуется, лежа на спине, сделать 3—5 циклов глубо­кого дыхания; потянуться всем телом, вытягивая руки за голову и носки ног от себя; потереть ладонь о ладонь и подошву о подошву; подтянуть колени к груди и обхватить их руками. Покачаться несколько раз на спине вперед-назад («кор­зиночка», или «качалка») или перекатиться с боку на бок, вытянувшись как «бревнышко». Само по себе это одно из лучших упражнений для позвоночника и всей спины, но делать его нужно на ровной и достаточно мягкой поверхности.

Повторим еще раз: не забудьте уделять больше внимания самому элемен­тарному, но, к сожалению, не актуальному в жизни современного ребенка — игре в мяч с ударами его об пол, об стенку одной рукой, другой, попеременно; играм в «вышибалы», «скакалки» и «классики». Все это приводит к повышению его психосоматического статуса, улучшая его учебные показатели и поведение в целом. Многие еще помнят, что 20—30 лет назад перечисленное составляло значительную часть общего «сценария детства»; потому и наблюдалась во мно­гих случаях естественная аутокоррекция. Сегодня все эти сферы жизни ребен­ка выхолощены; значит, следует обратить на это особое внимание.

Бесценны в этом смысле занятия гимнастиками типа тай-цзи-тюань или у- шу, ритмика и танцы, музыка, плавание, велосипед или теннис. Необходимо увлечь ребенка рисованием несложных орнаментов (выкладыванием узоров с помощью мозаики) с повторяющимся рисунком. Постепенно подвести его к уровню, когда он сможет выполнять эти задачи не пофрагментарно — штрих за штрихом, а плавно, соблюдая двигательную мелодию. Хорошую службу здесь сослужат занятия макраме и китайской каллиграфией, нанизывание бус и бисера, лепка, раскрашивание мелких изображений. В прежние време­на большую пользу приносили переводные картинки — ведь манипуляции с ними требуют необыкновенной тщательности, сосредоточенности и контроля за малейшим нажимом.

И еще раз повторим, главное — вернуть интерес ребенка к игре, в частно­сти — в процессе ваших нейропсихологических занятий. Понятно, что резуль­тат будет тем очевиднее, чем нагляднее цель игры. Иными словами, вначале он должен просто на чем-нибудь сосредоточиться. Для этого надо привлечь все возможные яркие цветовые, слуховые, эмоционально насыщенные стимулы, чтобы удержать его внимание. Затем ребенок должен что-нибудь поймать (например, мячик, катящийся или брошенный ему). Далее — попасть мячиком (стрелой) в цель: далекую-близкую, большую-маленькую. Идеально, чтобы он постепенно научился делать все это в условиях, когда его намеренно отвле­кают. То есть цель (равно, как и результат), как таковая, должна быть дана ему в абсолютно наглядно-чувственном плане. И чрезвычайно важно, чтобы он (вместе с вами) ее обозначил, нарисовал, проговорил.

Старайтесь всякий раз наглядно объяснять ему: все, что он сейчас делает или учится делать, является и будет служить для него средством достиже­ния интересных именно ему целей и результатов. Например: «Видишь, как здорово, теперь ты сможешь быстрее (лучше) всех... сделать... » или «А сей­час мы займемся... Ты ведь хочешь стать...? Они все сначала учатся это делать». Занятия «на интерес» всегда существенно более эффективны.

 

§ 3. Познавательные компетентности ребенка. Репертуар исполнительных функций мозга

Познавательные компетентности ребенка весьма обширны. Чтобы про­иллюстрировать содержательное наполнение этого понятия, рассмотрим классический пример А. Р. Лурия из его книги «Высшие корковые функции человека», отмечая в скобках курсивом названия тех способностей (факто­ров), которые упомянуты. Мы выбрали это описание, потому что очень скоро именно письмо может стать для ребенка камнем преткновения при обучении в школе. И чтобы не обсуждать потом проблему «дисграфий», имеет смысл профилактически довести до совершенства все необходимые для отличного письма процессы.

«Для того, чтобы человек мог написать диктуемое ему слово, он, прежде всего, должен подвергнуть его звуковой состав акустическому анализу (фак­тор «фонематический слух»). Он заключается в выделении из сплошного звукового потока отдельных дискретных элементов — звуков, в определении их существенных «фонематических» признаков и в сопоставлении их по дан­ным признакам с другими звуками речи. Акустический анализ и синтез... осу­ществляется при ближайшем участии (межфакторное взаимодействие сенсорных и моторных компонентов речи) артикуляций (кинестетиче­ский и, отчасти, кинетический речевые факторы).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...