Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

13.Следующим важным аспектом оптимизации произвольной саморегу­ляции ребенка является работа с ним в режиме «глухой инструкции» и формирование у него «детектора ошибок». 4 страница




После нескольких таких единообразных паттернов или набора движений программа меняется: «Я показываю тебе палец, а ты мне — открытую ладонь (кулак)». Или: «Если я говорю «д» — ты должен сказать «т» (и наоборот: «Я — «т», а ты — „д”»); «Я беру красный шарик, а ты — зеленый» и т. п. Затем пра­вила игры усложняются так же, как описано выше.

Самое сложное задание — необходимость совместить два действия. Сначала они должны быть аналогичными друг другу. Например, что-то нужно произносить шепотом (слова, цифры, считалки) и одновременно очень тихо хлопать в ладоши. На следующем этапе инструкция усложняется: «Говорим тихо, а хлопаем (топаем) громко». Или: «Размахиваемся медленно, слабо, а кидаем резко». Понятно, что высший пилотаж здесь достигается путем очень быстрой смены программ, отраженных на всех перечисленных этапах.

13. Следующим важным аспектом оптимизации произвольной саморегу­ляции ребенка является работа с ним в режиме «глухой инструкции» и формирование у него «детектора ошибок».

«Глухая инструкция ». Вы играете с ребенком в игру: «Я принесла тебе интересную книжку с загадками, но в нее забыли положить инструкцию. Давай подумаем (придумаем), что за загадки хотел предложить нам автор и как их решать».

Далее ребенку предлагается наглядный материал, анализируя который вы совместно постепенно приходите к нужному решению. Этот алгоритм необхо­димо применять и при многократном воспроизведении (в разных вариациях) одного и того же упражнения. Работая с любым из заданий, описанных в этой и следующих главах, прекратите на определенном этапе давать ребенку раз­вернутую инструкцию; постепенно сокращайте ее до вопроса: «Что-то я не помню, а что мы с тобой делали в этом упражнении? » или «Посмотри, все ли мы с тобой поставили на стол к обеду (взяли с собой, выходя на прогулку)? »

Вначале, безусловно, необходимо предлагать ребенку абсолютно одно­значно интерпретируемые паттерны. Например, недорисованную (частично изображенную пунктиром) фигурку или букву можно только дорисовать, 3—4 фрагмента известного предмета — только сложить в единый образ, сюжет картинки (или серии картинок) — только рассказать, ряд из чередую­щихся белых и черных шашек (белая—черная—белая—черная и т. д. ) — толь­ко продолжить аналогичным раппортом.

Естественно, сначала вы придумываете «потерянную инструкцию» вме­сте. Например, глядя на недорисованное изображение, спрашиваете: «Может быть, картинку надо дорисовать и раскрасить? Как ты думаешь? Давай попробуем». А в завершение этой процедуры удовлетворенно конста­тировать: «Здорово, что мы с тобой все правильно угадали! »

«Детектор ошибок». Ребенку предлагается для анализа заведомо неправильная, ошибочная ситуация, которую он должен исправить. Это может быть реальная ситуация: мама перепутала и летом вместо кроссовок вынула из шкафа зимние сапоги; хлеб положила в холодильник, а масло — в хлебницу, к чаю подала столовую ложку и т. д. Когда ребенок (с вашей ненавязчивой помощью) замечает нелепость ситуации, обязательно надо акцентировать это: «Ой, какая же я невнимательная! Какой же ты молодец, что вовремя меня поправил! »

В том же ряду стоят задания, где ребенку предлагаются заведомо неле­пые сюжеты: зимний пейзаж с птицами, распевающими на цветущем дереве; пингвин, разгуливающий по пустыне; магазин с вывеской «Обувь» и фрукта­ми на прилавке; дерево, растущее корнями вверх, и т. д. Или надо найти ошибку художника, неправильно нарисовавшего какой-то предмет (цветок, животное, букву, цифру); отыскать правильное изображение среди анало­гичных, но неверно — зеркально или с пропущенными, перепутанными дета­лями — нарисованных.

«Исправь ошибки». Аналогичные по смыслу «речевые» упражнения в старшем дошкольном возрасте необходимы ребенку (освоившему письмо и чтение) для профилактики будущих ошибок в школе. Наиболее часты сле­дующие ошибки: звуковые замены, например дочка—точка, бочка—почка, чашка—шашка, рука—рога, коза—коса и т. п., оптические замены (по зри­тельному сходству), например для печатных букв Р—Б—В, Ш—П, С—Э, зер­кальное написание букв; несоблюдение границ слов, слитное их написание, пропуск букв и слов; логико-грамматические (под—над, перед—после, сверху—снизу и т. п. ), смысловые замены.

Подготовьте бланки с буквами, словами и простыми предложениями (которые не раз встречались ребенку при чтении сказок), сделав «необходи­мые» ошибки. Предложите ребенку найти все ошибки и подчеркнуть их. В другом варианте детям раздают картинки с изображениями; взрослый произносит близкие по звучанию слова, а ребенок должен их показать. Можно сыграть в игры: «Кто найдет больше неправильно написанных букв» или «Где неправильно подписаны картинки? » и т. п. Примеры заданий (их можно давать как на слух, так и в печатном варианте):

- Зимой расцвели яблони. На елке выросли яблоки.

- Под носом глаза. Перед весной лето.

- Велка любит грызть орешки. В лсу запел сомовей.

- Настоле стоит каэтрюля.

14. Эти универсальные нейропсихологические технологии формирования произвольной саморегуляции необходимо дополнить различными упражне­ниями, направленными на развитие интеллектуальных процессов. Они во всем многообразии представлены в главе 5.

Алгоритмы мышления — наиболее компактные способы взаимодей­ствия человека с самой разнообразной информацией. Они отработаны века­ми, потому с самого раннего детства должны ежедневно присутствовать в жизни ребенка. Сначала в самых простых наглядных ситуациях, которые вы обсуждаете вместе с ним во всех подробностях. А затем — и в отвле­ченных, абстрактных ситуациях.

Не забудьте обо всех этих универсальных психотехниках, когда приступите к циклу нейропсихологических занятий. Все изложенные приемы и правила должны проходить красной нитью не только через обы­денную жизнь, но и быть каркасом ваших взаимоотношений с ребенком в процессе этих «уроков» («игр»).

 

§ 2. Энергетические ресурсы адаптации. Психосоматический баланс

Психологическая организация человека (равно как и психическое развитие) является иерархически организованной, саморегулирующейся «нейро-психо- соматической» системой, включающей три пересекающиеся и не существую­щие друг без друга плоскости. «Нейро-» — связанная с деятельностью нерв­ной системы, главным организатором которой является мозг. «Психо-» — отражающая его психическую деятельность. «Соматическая» — телесная, включающая всю совокупность внутренних и внешних органов и процессов.

Подчеркнем еще раз единство этих трех плоскостей: в изолированной форме они просто не существуют в природе. Поэтому здесь и далее в книге мы ставим ударение на слове «единовременное». Сбой, задержки, искаже­ния или опережение в развитии каждой из перечисленных граней влечет за собой дезинтеграцию и/или перестройку всей системы, подчас в самом неприятном, препатологическом или патологическом варианте. В связи с этим нейропсихологическое сопровождение по методу замещающего онто­генеза, представленное в данном издании, руководствуется основным прин­ципом: холистический, целостный взгляд на природу человека.

Подумайте, как много действий взрослый человек осуществляет автома­тически. Не задумываясь, как это сделать. И не контролируя себя на каждом шагу. Чтобы достигнуть такого уровня, ребенку надо много и долго учиться. А вначале (как мы видели в предыдущем параграфе) каждый его навык дол­жен быть многогранно осознан, проговорен и многократно воспроизведен. Этот процесс чрезвычайно энергоемок. Психическое развитие всегда тре­бует очень много энергии.

Именно поэтому в детском возрасте так часты эмоциональные и психосо­матические срывы, склонность к неврозоподобным проявлениям и несба­лансированность систем «возбуждение—торможение». Любое произволь­ное, проговоренное (про себя и вслух), развернутое действие чрезвычайно энергоемко. Мозг человека — удивительно совершенный и тонкий инстру­мент, но он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Она расходуется и на эмоции, и на познавательные процес­сы, и на модуляцию иммунного, эндокринного статуса. Перечень уникальных функций и талантов мозга можно продолжать бесконечно.

В самом общем виде положение таково: чем больше энергии расходу­ется но высшие познавательные процессы (восприятие, речь, счет, мышле­ние и тем более произвольная саморегуляция), тем больше вероятность «обкрадывания» базальных структур психики, в том числе психосомати­ческих и эмоциональных. Иными словами, ход развития ребенка достаточно часто можно описать по формуле: «Нос вытащил — хвост увяз... »

С одной стороны, у большинства современных детей неблагополучно ран­нее развитие, что весьма пагубно сказывается на их психосоматическом стату­се. С другой — очевидно сократился репертуар подвижных игр и других чисто детских радостей. Дети изолированы от окружающего мира в угоду компью­теру, телевизору и т. п. Иными словами, на неблагоприятное течение внутри­утробного развития и родовые травмы накладывается общая гиподинамия и «сенсорный голод». Потому не происходит естественной коррекции, какой испокон веков были обширные коммуникации ребенка с собой и окружающим миром. Следовательно, необходимо: 1) расширить границы его познаватель­ного репертуара и 2) создать повседневный фон жизни ребенка, который под­держивал бы оптимальное состояние его психосоматического статуса.

Я не призываю возвращаться к пещерному быту. Но взрослые должны отдавать себе отчет в том, что, например, памперсы приводят к отсутствию дискомфортных ощущений (тактильно-кинестетических, обонятельных и т. д. ) и закономерному снижению чувствительности от систем малого таза и внеш­них половых органов. Отчего же нас так удивляет нарастание случаев энуреза и онанизма у дошкольников, сексуальных расстройств в подростковом и юно­шеском возрасте? В целом же своего рода «сенсорная депривация» детей, которая стала приметой сегодняшнего дня, не может не привести к деприва­ции эмоционально-мотивационной, личностной незрелости, которая так вол­нует взрослых. Добавим, что «тепличные условия» самым пагубным образом сказываются на развитии вообще. Потому все приводимые ниже блоки упраж­нений необходимо применять постоянно. Хотя бы для того, чтобы заполнить «сенсомоторный» вакуум у современных детей.

У любого человека, в любом возрасте «хроническое истощение» насту­пает только по двум причинам. Первая — у него нет достаточного запаса средств выполнения того или иного дела. Например, он задумывается, как ему держать ложку, карандаш или ручку. Размышляет, с какой стороны стра­ницы начинать писать и что такое «красная строка», в какую сторону писать букву и т. д. Что надо делать: сначала зажигать спичку, а потом газ или — наоборот. Вторая причина — несбалансированность психосоматических систем. А подчас и текущее хроническое соматическое недомогание или не выявленное заболевание.

О том, почему, зачем и сколько разных познавательных навыков и автома­тизмов надо сформировать у дошкольников, речь пойдет в следующем пара­графе. А ответ на вопрос «Как это сделать? » — во второй части книги. Здесь мы остановимся лишь на универсальных, повседневных приемах стабилиза­ции энергетического и психосоматического баланса ребенка. Впрочем, все эти упражнения полезны любому человеку как повседневный фон для повы­шения качества жизни. Специальные психолого-педагогические программы поэтапного формирования этих систем приведены в главах 4— 9.

 

Универсальные методы оптимизации психосоматического баланса. Для каждого дня: дома и в ДОУ

Рассмотрим в общем виде наиболее важные, универсальные блоки нейропсихологической профилактики, коррекции и абилитации, оптимизации нейро-психо-соматического развития.

Известно, что в любом возрасте нельзя пренебрегать такими общеприня­тыми общеукрепляющими мероприятиями, как спортивные занятия, под­вижные игры, ванны с морской солью и травами, массаж. Обязательны полоскания носоглотки каждый раз после возвращения с улицы. Очень эффективен натуропатический подход, специально подобранные диеты; грамотное использование различных трав, пряностей и т. п. Подчеркнем важность (и, к сожалению, неизбежность) всех этих типов сопровождения, поскольку цифры в детской популяции, касающиеся частоты встречаемости только лишь различного рода желудочно-кишечного дефицита (в том числе желчевыводящих путей, поджелудочной железы и т. д. ), удручают — 93%!

Но определяющим является именно направленное нейропсихологическое сопровождение детей. Обращаем еще раз внимание на то, что обсуждаемые в данной и следующих главах блоки упражнений должны применяться едино­временно. И еще одно важное замечание: прежде, чем вы начнете занимать­ся с ребенком, сделайте, пожалуйста, сами предложенные упражнения. В первую очередь это относится ко всем двигательным и дыхательным упраж­нениям, массажу. Только прочувствовав собственным телом каждое задание, вы будете уверены в том, что понимаете ощущения собственного ребенка.

Итак, обратимся к некоторым базовым психотехникам сопровождения психологического развития. Не надо бояться количества упражнений: они не рассчитаны на мгновенное освоение. Вы отбираете по 1—2 упражнения из каждого раздела и составляете из них небольшую «зарядку», которую можно делать не сразу, а в несколько приемов в течение дня. Как только эта «зарядка» освоена, отберите по такому же принципу еще по 2 упражнения из каждого раздела и т. д. Каждое упражнение делается 3—5 раз, поэтому «зарядка» не займет у вас слишком много времени, а пользу принесет нема­лую. Гарантированный бонус для того, кто будет больше всех упражнять­ся с ребенком, — улучшение самочувствия, оптимизация всех психических процессов, омоложение и профилактика негативных возрастных перемен. Когда вы завершите весь цикл, наверняка окажется, что вам полюбились какие-то упражнения; их вы и оставите в обиходе.

Дыхание

Правильному дыханию необходимо уделить большое внимание не только потому, что оно оптимизирует газообмен и кровообращение. Оно обеспечи­вает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; спо­собствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Чтобы оценить пафос сказанного, приведем лишь один пример. Вместе с каждым актом дыха­ния наши почки перемещаются примерно на 10 сантиметров. То есть за мину­ту они «совершают прогулку» длиной в 160 сантиметров, а за час — около

2, 5 километра! Имея в виду значение почек для всего организма, можно пред­ставить себе, что происходит, если дыхание человека недостаточно. А ведь современные дети уже в дошкольном возрасте очень мало двигаются, отдавая предпочтение бесконечному сидению перед телевизором или компьютером.

Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов (кроме ходьбы), подвластный спонтанной, сознательной и актив­ной регуляции со стороны человека. Недаром дыхательные практики — несу­щая ось всех восточных практик, боевых искусств и т. п. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непро­извольно. Эти навыки еще не раз пригодятся ребенку в течение всей жизни.

Наконец, и это принципиально, именно наше дыхание играет первую скрипку в актуализации нашего речевого потенциала: мы говорим на выдохе \ А ведь с речью у современных детей дела обстоят не ахти...

Дыхательным упражнениям уделено достаточно места в основной про­грамме (глава 4). Здесь мы рассмотрим иной ракурс этих психотехник. Известно, что сосредоточенность на собственном дыхании позволяет приве­сти в порядок излишние эмоциональные состояния и остановить бурный «внутренний монолог». То есть успокоить страсти и мысли!

Дыхательные упражнения должны включаться в процесс психолого-педагогического сопровождения как можно раньше. В идеале — присутствовать на всех занятиях, играх и прогулках. На различных занятиях в ДОУ они могут выступать как физкультминутки в начале или середине «урока». Пока ребе­нок не научится дышать правильно, рекомендуется класть одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных движений.

Вначале взрослый должен вслух отсчитывать указанные ниже временные интервалы. Потом постепенно надо научить ребенка контролировать пра­вильное выполнение упражнений самому. Хорошо подключить его фанта­зию. Например, вдыхая, он может представлять, как в животе (груди) наду­вается красивый оранжевый шарик.

«Шарик»

Эффективность дыхательных упражнений выше при использовании образного мышления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей. Например, можно представлять желтый или оранжевый теплый шарик, расположенный в животе (соответственно надувающийся и сдуваю­щийся в ритме дыхания). Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у», «ш», «х») и их сочета­ния {«з» переходит в «с», «о» в «у», «ш» в «щ», «хи» и т. п. ).

Универсальным приемом является обучение четырехфазному дыханию, содержащему равные по времени этапы: «вдох — задержка — выдох — задержка». Вначале каждый из них может составлять 2—3 секунды с посте­пенным увеличением до 7 секунд.

Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмальное дыха­ние (максимально заполняющее и освобождающее легкие), состоящее из указанных четырех этапов. Начинать лучше всего с выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох. При выполне­нии упражнения важно, чтобы все тело, кроме диафрагмы и живота, было неподвижным, а в положении сидя или стоя — не нагибаться вперед.

• Сделать полный выдох и, когда появится желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения, вдох носом. Набрать воздух мед­ленно (5 секунд) через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. Чтобы лучше ощутить процесс дыхания, положите руку на область движения диафрагмы. На 5 секунд задержать воздух, затем начать выдох (5 секунд) ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков.

Постепенно можно научить ребенка и вдох, и выдох делать носом с закры­тым ртом; впоследствии «на людях» этот навык ему очень понадобится.

• После выдоха начать дыхание через нос, следя, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота, спокойны ли плечи. Выдержав паузу, начать постепенный, плавный выдох через узкое отверстие, образо­ванное губами. При этом должно возникнуть ощущение, будто струя возду­ха является продолжением воздушного потока, идущего от диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. При ощущении напряжения следует, расслабившись, медленно покачать головой вправо-влево, вперед-назад, по кругу.

• Лежа на спине (затем — сидя и стоя), абсолютно расслабившись, ребенок медленно (по счету) глубоко вдыхает через нос, надувая живот; пауза (задер­живает дыхание); делает по счету выдох через открытый рот, втягивая живот.

1. Вдох (надуваем живот). Пауза.

2. После паузы перед выдохом:

— растянуть губы, чтобы получилась узкая щель; выдыхать медленно, ощущая, будто струя воздуха является продолжением воздушного потока, идущего из глубины живота;

— вытянуть губы вперед и выдыхать, дуя на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком или только воображается. Голову вперед не тянуть. Перышко должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть перышко и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т. д.;

— вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у», «ш», «х») и их сочетания («з» переходит в «с», «о» в «у», «ш» в «щ», «хи» и т. п. );

— пальцем или всей ладонью на выдохе прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

3. Выдыхая, втянуть живот. Пауза.

После усвоения этих навыков можно переходить к упражнениям, в кото­рых дыхание согласуется с движением. Они представлены в каждом заня­тии в главе 5. Хотелось бы еще раз подчеркнуть важность повседневного применения этих техник. Поскольку у многих детей не сформированы устой­чивые впечатления о том, где у них правая-левая рука (нога), обязательно надо промаркировать левую руку (например, красной тряпочкой, браслетом и т. п. ). Таким образом, в памяти у ребенка остается образ: «левая сторона — это там, где... », что очень облегчает его жизнь. Движения осуществляются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз происходит удержание позы.

Лежа на спине, по инструкции взрослого ребенок медленно поднимает на вдохе:

— одну руку (правую, затем левую), одну ногу (правую, затем левую);

— две руки одновременно, две ноги одновременно;

— одноименные руку и ногу, разноименные руку и ногу.

Удерживает их соответственно заданию в поднятом положении во время

паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы. Это же упражнение с соответствующими поправками можно делать и стоя.

Полезно аналогичное упражнение, где подъем рук и ног производится на выдохе, после паузы они опускаются на вдохе.

• Сесть на пятки (вариант — по-турецки, стоя на коленях), затем — стоя (все с прямой спиной! ):

— поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматиче­ски заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет другой воз­можности;

—прямые руки расставлены в стороны (вперед). Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. Со вдохом руки поворачиваются большими пальцами вверх; с выдохом — вниз (и наоборот: вдох — вниз и т. д. ). Вариант: руки и большие пальцы поворачиваются в такт дыханию налево и направо;

— прямые руки вытянуты вперед (в стороны), ладони смотрят вниз (вверх). Со вдохом — обе кисти вверх (вниз); с выдохом — обе кисти вниз (вверх).

На следующем этапе: на вдохе правая кисть — вверх, одновременно ле­вая — вниз; с выдохом — левая кисть вверх, правая — вниз.

• Исходное положение (ИП) — то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. Со вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучеза­пястном суставе). С выдохом левая кисть идет вниз, правая — вверх.

• ИП — то же. Дыхание: только через левую, а потом только через правую ноздрю. При этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, а левую — мизинцем правой руки. Дыхание медленное, глубокое. Как утвер­ждают специалисты в области восточных оздоровительных практик, в пер­вом случае активизируется работа правого полушария головного мозга, что способствует успокоению и релаксации. Дыхание же через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, повышая рацио­нальный (познавательный) потенциал.

• ИП — встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе — опускаются вдоль тела ладонями вниз. Такой тип дыхания оказывает мощное мобилизующее действие, быстро снимает психоэмоциональное напряжение.

• ИП — то же. На медленном вдохе руки плавно разводятся в стороны и поднимаются вверх (или в стороны и к груди) — «притягивающее движение». На выдохе — «отталкивающее движение» — опускаются вдоль тела ладонями вниз. Это упражнение гармонично сочетается с мыслями о втягивании в себя солнечного света и тепла, распространении его сверху вниз по всему телу.

• ИП — встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять рас­слабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело (не отрывать пятки от пола); задержать дыхание. На выдохе — постепенно расслабляя тело, опу­стить руки и согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вернуться в ИП.

• ИП — встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулак, большие пальцы внутри ладоней, кулаки прижаты к низу живота. На медленном вдохе — под­нять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Зафиксировать эту позу, задержать дыхание. На выдо­хе — вернуться в ИП, не спеша выполняя движения в обратном порядке.

Дыхательные упражнения имеет смысл делать и во время повседневных занятий, и на прогулке. Особенно важно показать ребенку, что несколько циклов дыхания успокаивают даже в самой напряженной обстановке. Вы можете начать дыхательные упражнения с положения «стоя», поскольку оно более привычно для ребенка. Но когда приступите к нейропсихологическо- му циклу, четко соблюдайте правила «полного дыхания»: сочетание грудно­го и брюшного дыхания, выполняемое поэтапно «лежа — сидя — стоя».

Массаж и самомассаж

Массаж и самомассаж являются одним из необходимых повседневных мероприятий для профилактики и коррекции психосоматического статуса в любом возрасте. Многие из нас на собственном (личном или профессиональ­ном) опыте знакомы с их чудодейственными результатами. Опыт показывает, что сегодня нет ребенка (равно как и взрослого), которому не был бы дваж­ды в год показан соответствующий курс. И ежедневно — зарядка, составлен­ная из тех незатейливых упражнений, которые приведены ниже.

Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов:

1) взрослый массирует тело ребенка сам;

2) взрослый массирует тело ребенка руками самого ребенка, наложив сверху свои руки;

3) ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.

Обязательно попросите ребенка описать свои ощущения до и после мас­сажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже? » Например, массируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горячи­ми, легкими, тяжелыми, покрылись мурашками и т. п. Можно предложить ребенку прослушать несколько мелодий, чтобы подобрать наиболее при­ятную и комфортную (как сопровождение для массажа). Попросить его что- нибудь нарисовать в завершение процедур.

Акупунктура

И детям, и взрослым очень полезно будет овладеть некоторыми приемами акупунктуры, которые можно выполнять дома, на уроке, в транспорте и т. д. Они не зря называются волшебными, поскольку в их основе — древние зна­ния о биоэнергетических меридианах человека, наряду с нервной системой и соединительной тканью объединяющих все системы нашего организма в еди­ное целое. Попробуйте ввести эти приемы в свой повседневный распорядок, и вы убедитесь, что со многими предболезненными и болезненными состоя­ниями можно расстаться без помощи таблеток.

Блок упражнений «Здоровые глаза» — весьма эффективный метод под­держания всех систем зрения и их коррекции. Это действительно так, поскольку каждый из описываемых ниже приемов, помимо собственно зре­ния, универсально активизирует кровоснабжение мозга, иммунитет и, опо­средованно, многие системы человеческого организма. Каждое упражнение выполняется 16—20 раз, желательно 2—3 раза в день; последний раз не позже 18—19 часов. Массируются «волшебные точки» интенсивными враща­тельными движениями (8—10 раз в одну сторону, затем — в противополож­ную). Если вы обнаружили у себя или ребенка болезненную зону, возвра­щайтесь к ней через каждые 40 минут до восстановления нормальной чувствительности.

— Сильно потереть (растереть) ладони, ступни и каждый палец рук и ног. При этом очень полезно дополнительно применять специальные массажеры, которые сегодня в избытке продаются в магазинах.

— Вращательными движениями размассировать грудину от солнечного сплетения к межключичной ямке и обратно.

— Похлопать, подрумянить щеки. Потереть глаза кулачками.

— Обеими руками активно помассировать:

а) лоб от центра к корням волос;

б)  подушечки бровей от переносицы к вискам и обратно, зажимая их между пальцами;

в) височные впадины;

г)  области перед и за ушами, уши вниз и вверх, не забывая обо всех «закоулках»; «пролопоушить» уши, как бы изображая обезьянок;

д)  крылья носа от основания к переносице и обратно, повращать кон­чик носа;

е) шею от основания до корней волос на затылке;

ж) подбородок.

— Массировать активные точки:

а) в центре лба;

б) между бровями;

в)  посередине лба прямо над зрачками, на таком же расстоянии прямо под зрачками;

г) у внутренних и внешних окончаний бровей;

д) рядом с внутренними и внешними уголками глаз;

е) у основания крыльев носа;

ж) в углублении между нижней губой и подбородком.

— Закрыть глаза. Двумя пальцами надавить слегка на каждый глаз (5 се­кунд), затем круговыми движениями помассировать веки. Повторить 2—3 раза. Помассировать, похлопать пальцами нижнее веко.

— Массажером, грубым полотенцем, руками «пилить» и массировать спину от шеи до пояса, особенное внимание уделяя зоне плеч и затылка.

— Встав у окна, выбрать взглядом два предмета: один на расстоянии 1 метра от глаз, другой — в 30—50 метрах. Фокусировать взгляд в течение 10—20 секунд то на ближнем, то на дальнем предмете.

—Закрыть глаза, прикрыть их руками и, расслабив шею, посидеть 10—20 се­кунд, затем открыть глаза и быстро поморгать.

Древняя психосоматическая технология «Мудры»

Эта технология очень эффективна для профилактики и коррекции раз­личных заболеваний. Она подробно описана, например, в книге Э. И. Гоникман «Даосские лечебные жесты» (1998). Ежедневное исполнение мудр способствует поддержанию общей нейродинамики, гармонизации потоков энергии в организме, стабилизации телесных и, соответственно, межполушарных взаимодействий. В нейропсихологическом контексте эта технология — своего рода «стимулирующий массаж мозга» в определенных его зонах. Описание различных мудр широко представлено в литературе, поэтому огра­ничимся лишь несколькими комплексами. Каждая мудра выполняется мини­мум 30 секунд, а в идеале 2—5 минут.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...