Типология стратегий по А. Томпсону и А. Стрикленду.
Концепция общих (эталонных) стратегий Портера имеет ряд недостатков. Так, у концепции дифференциации и лидерства по издержкам много общего: при дифференциации нужно помнить о себестоимости, а при снижении затрат нельзя забывать о стандартах качества. Лидерство же по издержкам не всегда приносит больше выгод, чем второе или, скажем, третье место в отрасли. Кроме того, возникают трудности из-за противоречивости требований к организации деятельности, которую подразумевает каждая из стратегий. Не понятно, почему надо выбирать только одну из стратегий, в то время как лучшее решение может дать сочетание нескольких из них. Спустя десятилетие Томпсон и Стрикленд предложили несколько иную модель классификации подобных стратегий – пять вариантов подходов к стратегии конкуренции: [52] 1) стратегия лидерства по издержкам (снижение издержек, что привлекает большое количество покупателей); 2) стратегия широкой дифференциации (придание товарам специфических черт, что привлекает большое количество покупателей); 3) стратегия оптимальных издержек (большая ценность для покупателей за счет сочетания низких издержек при широкой дифференциации); 4) сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках (низкие издержки и узкий сегмент покупателей); 5) сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции (полное удовлетворение требований клиентов из выбранного сегмента). Типология, основанная на компетентном/ресурсном подходе Самое удачное определение стержневой компетенции было дано С.К. Прахаладом и Гари Хэмелом. Оно выглядит следующим образом: стержневые компетенции являются коллективным знанием организации, направленным на координирование разнотипных производственных навыков и связывание воедино множественных технологических потоков. При этом подчеркивается значение трех моментов для определения и создания стержневой компетенции. Стержневая компетенция должна: [59]
1) обеспечивать компании возможность проникнуть на рынок и успешно конкурировать на нескольких рынках; 2) повысить значимость продукта в глазах покупателя по сравнению с его конкурентным аналогом; 3) иметь такие свойства, которые не могут быть воспроизведены конкурентами. Стержневые компетенции и отличительные способности компании помогают понять, как она может создать качества, обеспечивающие ей превосходные результаты деятельности, и определить, где именно компания может применять свои компетенции и способности. Рассмотрим факторы, которые следует учитывать в процессе создания новых стержневых компетенций или развития уже имеющихся. Отношение покупателей. Покупатели должны знать, что компетенции, способности и продукция лучше, чем подобные атрибуты ее конкурентов, поэтому и стоят дороже. Большая роль в данномслучае отводится репутации компании. Уникальность. Стержневые компетенции должны быть уникальными для компании и обладать такими свойствами, которые не могут быть воспроизведены конкурентами. У этих компетенций не должно быть подделок. Непрерывное совершенствование. Стержневые компетенции, продукция и услуги должны постоянно совершенствоваться и обновляться, чтобы компания была всегда впереди конкурентов. Особое значение имеет обновление процессов и продукта. Сотрудничество. Конкурентное преимущество может возникнуть в результате создания уникальной сети отношений с поставщиками, дистрибьюторами, клиентами и даже конкурентами. Если стержневые компетенции различных организаций комплементарны, то есть дополняют друг друга, может возникнуть эффект мультипликации.
Знания компании. Компетенции основываются на знаниях и умении, присущих данной компании. Менеджеры должны совершенствовать пути и способы приобретения знаний. В последнее время знания являются потенциально мощным источником создания новой стоимости. Стратегии стабильности, роста и сокращения. Иную классификацию стратегий предлагают другие специалисты: · стратегия стабильности – сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их; · стратегия роста – увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков (разновидностью стратегии роста является вертикальная и горизонтальная интеграция, которая, в частности, проявляется через поглощение, слияние, присоединение и создание совместных предприятий); · стратегия сокращения применяется в тех случаях, когда выживание организации находится под угрозой (разновидностью отмеченной стратегии являются: стратегия разворота – отказ от неэффективного использования ресурсов и поиск новой стратегии; стратегия отделения – продажа структурного подразделения или выделение его в самостоятельную организацию; стратегия ликвидации – распродажа активов). Типология стратегий, основанная на модели «продукт – рынок» Ансоффа Одной из самых распространенных моделей анализа других возможных стратегических направлений является матрица Ансоффа, представленная на рис. 1.10. Эта матрица показывает потенциальные сферы применения стержневых компетенций и генерических (родовых) стратегий. [6] Продукты СуществующиеНовые Существующие Стратегия проникновения Разработка продукта
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|