Порядок применения Перечня-2ОО1 и Перечня-2ООЗ
При хранении бухгалтерских документов для определения сроков хранения следует руководствоваться гл. 7 "Бухгалтерский учет и отчетность" разд. III "Финансы" Перечня-2001. Пунктом 2 Положения о порядке применения Перечня-2001, утвержденного также постановлением Госкомархива РБ от 06.08.2001 № 38, зафиксировано, что нормы Перечня обязательны к исполнению как в государственных, так и в негосударственных организациях независимо от их формы собственности и отраслевой принадлежности, а также видов носителей документов, образующихся в делопроизводстве. Согласно п. 3.4 указанного Положения произвольное изменение (снижение) сроков хранения документов, указанных в Перечне-2001, не допускается. Предусмотренная Перечнем-2001 отметка "ЭПК" (экспертно-проверочная комиссия), указанная со сроками хранения конкретных видов документов, означает, что в отличие от других документов временного срока хранения отдельные документы, относящиеся к этой группе, по своему содержанию могут иметь не только практическую, но и научно-историческую ценность. В связи с этим последние отбираются на постоянное хранение при проведении экспертизы ценности этих документов после окончания делопроизводственного (календарного) года. Отметка "До минования надобности" означает, что документы имеют ограниченное практическое значение (например, правила, инструкции, полученные из других организаций). По мере их использования или отмены они отбираются к уничтожению. В Перечне-2001 указаны сроки хранения документов с учетом принадлежности организаций к источнику комплектования государственных архивов: - в графе 3 - для учреждений, организаций, предприятий, являющихся источниками комплектования государственных архивов, а также для организаций и предприятий негосударственной формы собственности;
- - в графе 4 - для учреждений, организаций, предприятий, не являющихся источниками комплектования государственных архивов. К ним относятся организации (как правило, вспомогательного и обслуживающего характера), у которых документы не подлежат выборочному (видовому или групповому) приему в соответствии с решениями органов и учреждений государственной архивной службы. Отнесение организаций к являющимся или не являющимся источниками комплектования государственных архивов определяется учреждениями государственной архивной службы. Ранее субъекты хозяйствования Республики Беларусь для определения сроков хранения документов руководствовались в основном Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения, утвержденным начальником Главного архивного управления при Совете Министров СССР 15.08.1988 (далее по тексту -Перечень-1988). Изменение сроков хранения документов было введено Законом РБ от 04.01.2000 № 352-3 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь", который внес дополнения в подп. "б" п. 1 ст. 8 Закона РБ от 20.12.1991 № 1323-ХИ "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь". В связи с этим с 2000 г. организациям необходимо обеспечивать в течение 10 лет сохранность документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность плательщиков налогов, согласно устанавливаемому Правительством РБ перечню таких документов или же в течение 3 лет после проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов. В соответствии с п. 5 Положения о порядке применения Перечня-2001 не применяются статьи разделов 1.1-1.3, 2-4, 9 части первой Перечня-1988. В то же время не утратили юридической силы разделы этого Перечня, отсутствующие в Перечне-2001. Поэтому при руководстве нормами Перечня-1988 необходимо учитывать положения Закона № 1323-ХП, предусматривающие соблюдение 10- или 3-летнего срока хранения документов.
Постановлением Совета Министров РБ от 09.11.2001 № 1641 Правительство поручило МНС утвердить перечень документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность плательщиков налогов, который и был принят постановлением МНС РБ от 30.05.2003 № 63. В то же время следует отметить, что Перечень-2003 вступает в некоторое противоречие с Перечнем-20р1. Так, например, в соответствии С Перечнем-2001 годовые отчеты о финансово-хозяйственной (финансово-производственной) деятельности, приложения и объяснительные записки хранятся постоянно, а в соответствии с Перечнем-2003 -в течение 10 или 3 лет после проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов. Заметим, что такое положение характерно для многих позиций Перечня-2003. Поэтому со вступлением в действие постановления от 30.05.2003 № 63 при хранении документов необходимо учитывать "объединенные" требования по срокам хранения, предъявляемые Госкомархивом и МНС. Исчисление сроков хранения документов начинается с 1 января года, следующего за годом окончания документов делопроизводством. Например, исчисление сроков хранения всех документов (в т.ч. бухгалтерских), заведенных в январе - декабре 2002 г. и законченных делопроизводством в 2002 г., началось с 1 января 2003 г. Рассмотрим порядок соблюдения сроков хранения по документам с установленными сроками хранения в течение 10 или 3 лет после проверки правильности полноты исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов. Допустим, дело было заведено в январе 2001 г., к 1 января 2002 г. оно былозакончено делопроизводством. Срок хранения дела начался 1 января 2002 г. Если в течение 10 лет в организации не будет проведена комплексная налоговая проверка и ведомственная ревизия, то дело может быть уничтожено начиная с 1 января 2012 г. Если, например, налоговая проверка и ревизия прошли в апреле 2003 г., то трехгодичный срок начинает исчисляться с 1 января 2004 г., а уничтожать это дело можно начиная с 1 января 2007 г.
Сроки хранения документов В настоящее время следует учитывать сроки хранения, закрепленные в двух перечнях - 2001-го и 2003 г., поэтому ниже в таблице представим их объединенный вариант:
* Следует соблюдать не только оговорку "после проведения налоговой проверки", но и условие - после завершения ревизии, которая проводится вышестоящими и ведомственными органами.
Дополнительно нужно обратить внимание на срок хранения договоров и документов, обеспечивающих их исполнение. Согласно части четвертой ст. 3 Закона РБ от 19.07.2000 №426-3 "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем" (с изменениями, внесенными Законом РБ от 04.01.2003 № 183-3) лица, осуществляющие финансовые операции, должны регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, а также "хранить реестры, содержащие сведения о клиентах, архив счетов клиентов и первичные документы по финансовым операциям в иностранной валюте с момента открытая счета клиенту до истечения 10 лет после его закрытия, за исключением документов (договоров, контрактов, соглашений) по сделкам в иностранной валюте, которые хранятся в течение 20 лет после совершения этих сделок". Под финансовой операцией понимаются деяния субъектов права со средствами независимо от формы и способа их осуществления, направленные на возникновение, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, а равно удостоверение или регистрация таких деяний. Использованную чековую книжку с корешками оплаченных и испорченных чеков, а также с испорченными чеками чекодатель обязан хранить не менее 3 лет. Этот срок установлен п. 6.11 Инструкции по использованию чековой книжки для получения наличных денег, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 08.04.2003 № 72'. При закрытии счета, а также изменении наименования чекодателя или номера счета чекодатель обязан вернуть в банк чековые книжки с неиспользованными чеками и корешками, прилагая их к заявлению с указанием номеров неиспользованных чеков. Аналогичные нормы содержались в подп. 6.11 и 6.12 Правил использования чековой книжки для получения наличных денег, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 18.05.2000 № 11.3 (в ред. постановления Нацбанка РБ от 20.04.2001 № 90). Порядок хранения книги учета проверок (ревизий) определен Положением о порядке сдачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на хранение в архив книги учета проверок (ревизий), утвержденным постановлением Госком-архива РБ от 08.08.2001 № 39'. Книга учета проверок (ревизий) является документом временного (до 10 лет) срока хранения. Завершенная делопроизводством книга учета проверок (ревизий) передается в архив юридического лица, индивидуального предпринимателя по номенклатуре дел с соответствующей отметкой о приеме-передаче. Срок хранения книги учета проверок (ревизий) - 5 лет после завершения ее ведения. Этот срок зафиксирован п. 6 вышеуказанного Положения и установлен в соответствии со ст. 29 Перечня-1998 (срок хранения книги учета проверок (ревизий) определен по Перечню-1988, потому что в Перечне-2001 отсутствует раздел "Контроль"). По истечении установленного срока хранения книга учета проверок (ревизий) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем включается в акт о выделении к уничтожению документов и дел. Уничтожение производится в том случае, если юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем подготовлены описи дел постоянного хранения и по личному составу за соответствующий хронологический период времени. Рабочий план счетов бухгалтерского учета организации, разработанный на основе типового плана счетов, а также учетная политика организации со всеми приложениями должны храниться организацией не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. Эта норма закреплена абзацем вторым ст. 16 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (в ред. Закона РБ от 25.06.2001 № 42-3)". Перечнем-2001, а также Перечнем-2003 для многих документов, в частности договоров, установлен срок хранения 5 и 10 лет с примечанием: "выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговой проверки". Это означает, что общий срок хранения документов, если прошла проверка, может быть 4 года, 5 лет и т.д. Однако следует отметить, что при подготовке Перечня-2001 и Перечня-2003 не были учтены нормы части первой ст. 182 Гражданского кодекса РБ, в которой закреплено, что иск об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности может быть предъявлен в течение 10 лет со дня, когда началось ее исполнение. В связи с этим рекомендуем бухгалтерские документы и исполненные договоры хранить в течение 10 лет с момента исполнения сделок, чтобы доказать действительность сделки в случае предъявления обвинений. В настоящее время посредством ПЭВМ ведутся справочные базы данных, составляются финансовые, бухгалтерские документы и т.д., поэтому следует помнить, что срок хранения подобных документов соответствует сроку хранения аналогичных документов на традиционных (бумажных) носителях. Эта норма зафиксирована частью третьей ст. 16 Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности". Ответственность за несоблюдение законодательства в части делопроизводства Руководитель организации обязан обеспечить контроль за соблюдением установленного порядка накопления, за сохранностью, учетом, использованием документов и несет ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в соответствии со ст. 16 и 17 Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности". Государственный надзор за соблюдением законодательства по архивному делу и ведению делопроизводства в первую очередь осуществляет Государственная инспекция архивов и делопроизводства РБ, созданная в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 22.12.1998 № 1947. Она же вправе привлекать руководителя и (или) главного бухгалтера к административной ответственности. Административная ответственность предусмотрена за ненадлежащее оформление, нарушение порядка составления, утрату или незаконное уничтожение документов Кодексом РБ об административных правонарушениях от 06.12.1984 № 4048-Х (в ред. Закона РБ от 26.06.2003 Mb 212-3)*. В соответствии со ст. 89-1 "Утрата или незаконное уничтожение документов постоянного или долгосрочного хранения" КоАП утрата или незаконное уничтожение документов постоянного или долгосрочного хранения, причинение им непоправимых повреждений влекут наложение штрафа на граждан в размере от 3 до 5 минимальных заработных плат и на должностных лиц - от 5 до 20 минимальных заработных плат. Статьей 89-2 "Нарушение законодательства об архивах" КоАП также предусмотрена ответственность за выделение помещений для размещения документов с нарушением установленных законодательством норм, изъятие у архивов помещений и использование их не по назначению, отказ от передачи в установленном законом случаях документов на государственное хранение - предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 20 минимальных заработных плат. Кроме того, согласно ст. 89-3 "Нарушение законодательства о делопроизводстве" КоАП нарушение законодательства в организации и ведении делопроизводства, проявившееся в несоблюдении государственных стандартов в оформлении документов; несоблюдении требований, предъявляемых к порядку работы с документами, их обработки, движения и хранения, - влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 20 минимальных заработных плат. Статьей 89-4 "Незаконный отказ в доступе к архивному документу" КоАП предусмотрено предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 20 минимальных заработных плат за незаконный отказ должностного лица в доступе к архивным документам. Ранее в соответствии с п. 2 Декрета Президента РБ от 04.08.1997 № 14 "О некоторых мерах по упорядочению экономических отношений" была предусмотрена административная ответственность за уничтожение бухгалтерских и других документов в нарушение установленных сроков их хранения, их сокрытие. Эти деяния влекли наложение штрафа на руководителей и (или) главных бухгалтеров юридических лиц (предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица) в размере до 100 минимальных заработных плат. С вводом в действие с 19 января 2002 г. Указа Президента РБ от 16.01.2002 № 40 "О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений" Декрет Президента РБ от 04.08.1997 № 14 утратил силу. Статья 151-3 "Нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, уничтожение документов или их сокрытие" КоАП гласит: нарушение руководителем, главным бухгалтером или другим должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности влечет наложение штрафа в размере от 10 до 20 минимальных заработных плат. Уничтожение указанными лицами бухгалтерских и других документов в нарушение установленных сроков их хранения или их сокрытие -влечет наложение штрафа в размере до 100 минимальных заработных плат. Дополнительно следует отметить, что подп. "б" п. 1 ст. 8 Закона РБ от 20.12.1991 № 1323-ХП "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (в ред. Закона РБ от 04.01.2003 № 183-3) закреплено, что при невыполнении требований по сохранности документов на плательщиков налогов возлагается обязанность предоставления документального обоснования полученных за проверяемый период доходов (прибыли), а также уплаченных налогов и сборов. Кроме того, согласно п. 12 ст. 9 этого же Закона за невыполнение вышеуказанного требования налоговыми органами применяются меры административной ответственности на должностных лиц предприятий, виновных в неполном, несвоевременном перечислении удержанных сумм в бюджет, в несвоевременном представлении бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, - в размере от двух- до пятикратной базовой величины. Меры административного воздействия предусмотрены и п. 2.10 Указа Президента РБ от 16.01.2002 №40 (с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента РБ от 30.08.2002 № 470 и от 27.01.2003 № 42): воспрепятствование уполномоченному должностному лицу контролирующего органа в проведении проверки (ревизии), в получении доступа к информационным системам и базам данных или в осуществлении им иных действий, предусмотренных законодательством, непредставление необходимой для проведения проверки (ревизии) информации либо документов или представление недостоверной информации, неповиновение законному распоряжению или требованию этого должностного лица при исполнении им служебных полномочий, а также неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение предписания, решения и иных актов контролирующего органа либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений - влекут наложение штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 10 до 50 базовых величин. Хранение документов. Все исполненные учетные документы соответствующим образом подбирают, переплетают в пачки и передают для хранения в архив бухгалтерии. Ответственность за организацию бухгалтерского архива и сохранность находящихся в нем документальных материалов несет главный бухгалтер объединения (предприятия). Помещение архива должно быть изолированным, обеспечено противопожарными средствами и оборудовано стеллажами и другим необходимым инвентарем. Хранение учетных документов в архиве имеет целью обеспечить их целостность и сохранность в течение установленных сроков, а. также возможность пользования ими при проведении документальных ревизий, для осуществления анализа финансово-хозяйственной деятельности, наведения различных справок и в других необходимых случаях. Поэтому подбор документов для хранения и размещение их в архиве осуществляются так, чтобы в случае надобности нужный документ был быстро найден. Обычно для хранения документы группируют по видам операций (кассовые, материальные, расчетные и т.д.), а затем подбирают в хронологическом порядке и переплетают в папки. На порядок подбора и хранения учетных документов оказывает влияние и применяемая форма бухгалтерского учета. Например, при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета первичные документы, на основании которых осуществлены записи в учетные регистры (журналы-ордера и ведомости), хранятся отдельно от них. Они подбираются в папки по наименованиям и номерам журналов-ордеров, а внутри папок располагаются в порядке последовательности записи в журнале-ордере или ведомости. Журналы- ордера и ведомости хранятся в папках, открываемых отдельно для каждого журнала-ордера или ведомости на год. Выдача дел с документами из бухгалтерского архива в другие отделы данного объединения (предприятия) производится по распоряжению главного бухгалтера. Изъятие документов по требованию судебно-следственных органов производится по их письменному запросу с разрешения руководителя объединения (предприятия). На место изъятого документа помещается его копия с указанием основания и даты изъятия подлинника или составляется специальный акт с перечислением изъятых документов. Пропажа документов из бухгалтерского архива оформляется актом. О факте пропажи делается сообщение соответствующим органам.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте значение документов? 2. По каким признакам и на какие группы делятся документам? 3. Назовите обязательные реквизиты документа? 4. Как правильно заполнить документ? 5. Какие требования предъявляют к порядку заполнения документов? 6. В чем заключается порядок обработки документов? 7. Что называется документооборотом, какое он имеет значение и каковы условия правильной его организации? 8. Какие есть способы исправления ошибок в документов? 9. Как правильно хранятся документы?
Тема 8. Учетные регистры Вопросы: 1. Назначение и классификация учетных регистров. 2. Порядок и техника записей в учетные регистры. 3. Способы исправления ошибочных записей в учетных регистрах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|