Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. Другие формы учета




 

Простая форма учета разработана для малых предприятий, совершающих незначительное количество хозяйственных операций. Это предприятия, где не осуществляется производство продукции и услуг, связанное с большими затратами материальных ресурсов. При такой форме учета совершаемые хозяйственные операции учитываются в основном регистре синтетического и аналитического учета – «Книге учета хозяйственной деятельности», которая открывается на год. Регистрация совершаемых операций ведется в журнале в хронологической последовательности. Дополнительно могут открываться другие вспомогательные книги для отражения операций по отдельным участкам учетной работы.

Если малое предприятие осуществляет производство продукции и услуг, то там учет ведется с использованием регистров бухгалтерского учета. Хозяйственные операции отражаются в ведомостях, месячные итоги хозяйственной деятельности – в шахматной ведомости, на основании которой формируется оборотная ведомость, а по данным последней – бухгалтерский баланс.

Автоматизированная (компьютерная) форма бухгалтерского учета связана с использованием в учетном процессе компьютерной техники и базируется на функционировании автоматизированных рабочих мест учетных работников. К системам такого вида относятся: мини-бухгалтерии, интегрированные системы, комплексные системы, модульные системы.

В последнее время на предприятиях малого бизнеса разрешено использовать упрощенную форму учета, предусматривающую ведение учета в Главной книге по специальной форме (описанной ниже). Применение упрощенной формы позволяет значительно уменьшить трудоемкость бухгалтерского учета. Это достигается за счет объединения записей в книге предлагаемой формы информации регистрационных журналов-ордеров (учета хозяйственных операций) и ведения Главной книги. При регистрации каждой хозяйственной операции применяется метод двойной записи, т.е. отражение операции производится по дебету одного счета с указанием кредитуемого счета и кредиту второго счета с указанием корреспондирующего с ним дебетуемого счета. В обоих счетах в графе «Наименование документа» делается ссылка на первичные документы, на основании которых производится запись. На основании данных Главной книги предложенной формы можно определить наличие на предприятии хозяйственных средств и источников их образования, составить бухгалтерский баланс и отчетность.

Книга заводится в расчете на год. Ежемесячно в книге подсчитывают обороты по счетам и выводят конечные остатки. Ежемесячно по данным Главной книги составляют оборотную ведомость, которая, по сути, является оборотным бухгалтерским балансом, а также составляют отчеты в налоговую инспекцию, статистическое управление и фонд социального обеспечения. Оборотные ведомости и формы бухгалтерской отчетности подписываются лицами, их заполнявшими.

Если по отдельным группам совершается значительное количество операций, то их можно записывать вначале по соответствующим карточкам-счетам, а итоговые данные за месяц записывать в Главную книгу.

Исправление ошибок в Главной книге и ведомостях производится по правилам и с применением способов бухгалтерского учета.

Все поступающие на предприятие документы, на основании которых производятся записи в Главную книгу, подшиваются в папки и хранятся на предприятии в течении сроков, определяемых финансовыми органами. Для удобства хранения и использования документов при их ревизии рекомендуются следующие папки – накопители документов.

1. Основные средства.

2. Материалы.

3. Заработная плата.

4. Затраты на производство.

5. Касса.

6. Расчетные счета.

7. Реализация продукции, услуг.

8. Расчеты по распределению прибыли.

9. Расчеты налогов.

 

Документы в накопители подшиваются в хронологической последовательности.

Применение компьютеров, относительно простых в эксплуатации, позволяет создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера. Автоматизация учетного процесса позволяет обеспечивать высокую точность учетных данных, оперативность учета. Исчезают многие трудоемкие операции по систематизации, кодированию, обобщению и выверке информации. Отпадает необходимость в выводе на бумажные носители большинства учетных регистров, поскольку печатаются только те из них, которые необходимы для текущей работы и заполнения форм отчетности. Широко используются возможности диалогового общения с ЭВМ, получения по запросу необходимых данных. Труд бухгалтера становится более интеллектуальным и творческим.

Автоматизированная форма учета основывается на методологическом, информационном, техническом и организационно-правовом единстве обработки информации по различным участкам, включая получение бухгалтерского баланса и форм отчетности.

В настоящее время предприятиям предоставлено право самим выбирать форму бухгалтерского учета. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, соблюдая общие методологические принципы, такие как:

· документальное отражение хозяйственных операций, в т.ч. и на машинных носителях, имеющих юридическую силу первичных документов;

· стандартизация и унификация документов;

· стоимостная оценка объектов учета;

· экономическая группировка объектов бухгалтерского учета на основе системы счетов;

· обеспечение взаимосвязи между учетными показателями на основе двойной записи и балансового обобщения;

· формирование и составление форм отчетности по единой методике для всех структурных подразделений предприятия и предприятия в целом;

· возможность развития системы.

Некоторые авторы высказывают мнение о том, что сущность формы учета не должна зависеть от характеристики применяемых технических средств и определение формы является приемлемым для всех способов обработки учетных данных. Формой учета, по их мнению, следует называть совокупность алгоритмов для обработки первичных данных и получения результатной учетной информации с помощью заданных технических средств. Алгоритмы могут выступать в виде системы взаимосвязанных учетных регистров, определяющих последовательности и способы регистрации в них первичных данных. Независимо от техники учета алгоритм, обеспечивающий определенную последовательность учетных действий, выступает основным понятием формы.

В работе данная точка зрения находит свое развитие. В докомпьютерных формах (мемориально-ордерная, журнально-ордерная) бухгалтерского учета первичные и промежуточные учетные регистры являлись средствами ведения учета. С их помощью бухгалтер имел возможность запоминать, сортировать и группировать бухгалтерскую информацию, переписывая итоги сначала в промежуточные, а их них – в сводные регистры – Главную книгу, оборотно-сальдовый баланс, сальдовый отчетный баланс и другие.

В условиях использования персональных компьютеров необходимость во всем этом отпадает. В современных компьютерных программах бухгалтер-пользователь заносит проводки в единственный первичный учетный регистр – Журнал операций. Эта операция может быть выполнена вручную либо с использованием режимов «Типовые операции» и «Документы и расчеты». Если система многопользовательская, то пользователи заполняют свои журналы, которые затем на автоматизированном рабочем месте главного бухгалтера объединяются в общий Журнал хозяйственных операций. Все остальные необходимые в работе первичные и промежуточные учетные регистры и сводные отчеты получаются автоматически на основе журнала операций по запросам пользователей.

В результате делается вывод о том, что при компьютерном счетоводстве не имеет смысла определять форму учета по типам первичных регистров учета, так как:

· любой регистр может быть получен в любой момент времени и для одного и того же счета по запросу пользователя за считанные секунды;

· все регистры, за исключением экранного образа Журнала операций, средствами ведения учета в условиях компьютерного счетоводства не являются. Они есть лишь форма представления бухгалтерской информации в экраном образе, в виде сохраненного файла или в виде распечатки на принтере.

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что следует понимать под формами бухгалтерского учета?

2. Каковы основные принципы построения форм бухгалтерского учета?

3. В чем сущность мемориально-ордерной формы учета?

4. В чем сущность журнально-ордерной формы учета?

5. Какие осноовные виды учетных регистроов применяются при журнально-ордерной форме учета?

6. Какие современные формы учета применяются в учете?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...