Финансовое прогнозирование: цели, задачи и методы.
Финансовое прогнозирование – процесс разработки финансовых прогнозов, которые являются основой финансового планирования и источником дополнительной информации при принятии управленческих решений. Цель финансового прогнозирования – научное обоснование гипотезы о вероятном будущем финансовом состоянии компании в целом или в определенном структурном подразделении. Финансовое прогнозирование: Задачи: 1. Прогноз доходов и расходов – определенные результаты операционной деятельности 2. Задача прогнозного баланса – расчет структуры источников финансирования и определение потребности в дополнительном финансировании 3. Прогноз движения денежных средств: анализ текущих денежных потоков, оценка будущих; способность компании выплачивать дивиденды и погашать обязательства; определение необходимых и дополнительных финансовых ресурсов. Значение финансовых прогнозов: 1) позволяют оценить, соответствует ли предполагаемая эффективность деятельности организации ее общим целям и ожиданиям инвесторов; 2) для оценки влияния тех или иных изменений в операционной деятельности на различные показатели рентабельности и финансовые коэффициенты; 3) для предвидения будущих потребностей в финансировании; 4) для определения будущих денежных потоков в целях увеличения рын капит-ции. Методы прогнозирования формы № 1 и № 2: 1. Метод формальных документов – заключается в построении прогнозных форм финансовой отчетности на основе экспертных или выверенных аналитических предпосылок изменения каждой статьи прогнозируемой формы (метод «проформы»). 2. Метод прямого счета – детальный расчет каждого показателя фин отчетности на основе производственных заданий и намечаемых изменений норм, нормативов, цен и т.д.
3. Метод аналитического счета - корректировке с помощью коэф базовых показателей на плановый период в зависимости от тенденций роста (снижения) взаимосвяз-х показателей, а также намечаемых мероприятий по соверш-нию д-ти предприятия. 4. Метод отношения к выручке. Предполагается, что основные статьи формы № 1 и № 2 увеличиваются пропорционально объему продаж. Например, отношение материально-производственных затрат (МПЗ) к выручке – 20%, дебиторской задолженности (ДЗ) к выручке – 15% и т.д. Если прогнозируемое процентное отношение каждой статьи к выручке будет сохраняться, то все статьи будут расти в той же пропорции. Преимущества: простой в реализации. Недостатки: не все статьи № 1 и № 2 связаны непосредственно с продажами (например, дивидендные выплаты и коэффициент левериджа). Далее – одной из целей менеджмента является ограничение роста определенных статьей (тех же самых ДЗ и МПЗ). 5. Метод «процент от продаж» заключается в предположении о существовании прямо пропорциональной зависимости практически всех переменных затрат, большей части текущих активов и текущих обязательств от объемов продаж (первая модификация) и «метод формул» (вторая модификация). Наиболее простой и лаконичный. Основан на трех предположениях: 1. Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество %, увеличиваются в среднем на такое же количество %. 2. % увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный % наращивания оборота с учетом наличия недозагруженных мощностей на начало периода, степенью износа ОС и др. условиями. 3. Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивидендные выплаты и нераспределенную прибыль.
Таким образом, просчитав все это (весь актив) и часть пассива определяют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть прогнозируемые активы. Это и будет потребность в дополнительном внешнем финансировании. «Метод формул»: П = АОС + ОбАфакт х ТПВ – КЗфакт х ТПВ - ЧПфакт х Впрогноз х (1 – Дфакт) Вфакт ЧПфакт Где П - потребность в дополнительном внешнем финансировании, Аос – прирост внеоборотных активов (I раздел баланса),ОбАфакт - оборотные активы по отчетному балансу (II раздел баланса),ТПВ – темп прироста выручки,КЗфакт – величина кредиторской задолженности по отчетному балансу,ЧПфакт – чистая прибыль отчетного года,Вфакт – выручка отчетного года,Впрогноз – прогнозируемая выручка,Дфакт – сумма выплаченных годовых дивидендов за отчетный год. ЧПфакт - рентабельность продаж по чистой прибыли, Вфакт Дфакт - коэффициент дивидендного выхода, ЧПфакт ЧПфакт х Впрогноз - чистая прибыль на прогнозируемый период. Вфакт 6. Метод линейной регрессии: Y= a + bx, где х - выручка 7. Метод корректировки незагруженных мощностей (для оценки величины требуемых основных средств, если в периоде, на основании данных которого рассчитывались исторические коэффициенты, существовала неполная загруженность мощностей). Стратегия финансовой поддержки ускоренного роста организации (агрессивн) направлена на обеспечение высоких темпов операционной деятельности (объемы производства и продаж). Это существенно увеличивает потребность в финансовых ресурсах, направляемых на финансирование оборотных и внеоборотных активов. Для финансиста приоритетным направлением становится возрастание потенциала формирования финансовых ресурсов. – агрессивная финн политика Стратегия финансового обеспечения устойчивого роста организации (умерен) направлена на сбалансирование показателей роста операционной деятельности и необходимого уровня финансовой безопасности. Для финансиста приоритетным направлением становится эффективное распределение и использование финансовых ресурсов. – умеренная финн политика Антикризисная финансовая стратегия (консерват) призвана обеспечить финансовую стабилизацию в процессе выхода из кризиса ее операционной деятельности (необходимо сокращение объемов производства и продаж). Приоритетное направление для финансиста – формирование достаточного уровня финансовой безопасности организации. – консервативная финполитика
Направлена на выработку и реализацию долгосрочных направлений по стабилизации и развитию организации. . 44. Оперативное финансовое планирование в компании. В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана. В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи: -организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия; -формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков; -ежедневный учет изменений в информационной базе; -анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению; -расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств; -расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств фирмы; -анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств фирмы. Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений. Информационной базой платежного календаря служат: -план реализации продукции; -смета затрат на производство;
-план капитальных вложений; -выписки по счетам предприятия и приложения к ним; -договоры; -внутренние приказы; -график выплаты заработной платы; -счета-фактуры; -установленные сроки платежей для финансовых обязательств. Процесс составления платежного календаря можно разделить на пять этапов: -выбор периода планирования. Как правило, это — квартал или месяц. -расчет объема возможных денежных поступлений (доходов); -оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде; -определение денежного сальдо представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования; -подведение итогов показывает, будет ли у предприятия недо- статок средств или излишек. На многих фирмах наряду с - налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги в соответствии с законодательством должно уплатить предприятие, что позволяет избежать просрочек и санкций. Некоторые фирмы разрабатывают платежные календари по отдельным видам движения денежных средств, например платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п. Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план — план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств Исходные данные для составления кассового плана: -предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду -потребления в части денежных средств; -информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам; -сведения о командировочных расходах; -сведения о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами. Кассовый план необходим фирме для того, чтобы по возможности более точно представлять размер обязательств перед работниками фирмы по заработной плате и размер других выплат. Банку, обслуживающему предпринимательскую фирму, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки. Состоит из 4 разделов: · Поступление наличных денег в кассу предприятия ( отражаются все денежные средства, поступающие в кассу предприятия, кроме наличных денег, поступающих из обслуживающего банка. «Реализация товаров и услуг собственным работникам» - денежные суммы, которые предприятие вправе собирать и собирает. «Оплата путевок». «Собственная торговая выручка») · Расходование наличных денег( Пенсии, пособия социального страхования, Командировочные расходы, Расходы на хозяйственные нужды др).
· Планируемый фонд заработной платы и премий ( суммы выплат работникам предприятия за минусом удержаний) · Календарь выплат заработной платы ( График выплаты заработной платы, отражены только даты) 45. Бюджетирование как инструмент финансового планирования. Бюджетирование как инструмент финансового планирования Бюджетирование – система краткосрочного планирования, учёта и контроля ресурсов и результатов деятельности компании по центрам ответственности и/или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и получаемые экономические показатели в целях управления бизнес-процессами. Бюджетирование – процесс составления, принятия годового бюджета организации и последующий контроль за его исполнением. Бюджетирование – технология всего хозяйственного планирования; технология управления финансово-хозяйственной деятельностью. Бюджет – количественный план деятельности предприятия, представляющий собой связанный набор финансовых (активы, собственный капитал, доходы/расходы и прочее) и натуральных (объема продукции, закупок материалов) экономических показателей. Задачи бюджетирования как части финансового планирования: · Достижение оптимальных финансовых результатов · Увязка параметров развития компании с ресурсами · Гарантирование выполнения финансовых обязательств компании · Планирование финансово-хозяйственной деятельности, как правило, на год · Обеспечение руководства своевременной, полной и точной информацией, необходимой для принятия оперативных управленческих решений Классификация бюджетов: 1. Стратегические и тактические бюджеты. Страт бюджет – план достижения долгосрочных целей, воплощается как долгосрочный инвестиционный бюджет. Страт бюджет имеет место, как правило, в случае наличия цели повышения стоимости компании. Однако в большинстве случаев российские предприятия разрабатывают лишь тактические бюджеты, нацеленные на контроль за денежными потоками. 2. Дискретные и скользящие. Дискр бюджет разрабатывается один раз в течение очередного календарного периода и привязывается именно к нему. Скольз бюджет соответствует периоду опред длительности, например, можно рассматривать промежуток времени с января по декабрь, с февраля по январь, с марта по февраль и т.д., то есть годовой период постоянно сдвигается на один месяц и как бы «скользит» во времени. 3. Жесткие и гибкие. Жесткий бюджет не корректируется при изменении факторов, определяющих параметры бюджета. Гибкий бюджет предполагает такие корректировки. 4. Операционные (бюджет продаж, Б. запасов готовой продукции, Б. производства, Б. незавершенного производства, Б. запасов сырья и материалов, Б. закупок, Б. прямых материальных затрат, Б. затрат на оплату труда…..) Инвестиционные (Б. кап вложений и инвестиций, Б. реализации внеоборотных активов, Б. долевых инвестиций, Б. инвестиционных поступлений, Б. инвестиционных выплат _ финансовые (Б. финансовой деятельности, Б. кредитов и займов, Б. движения собственного капитала, Б. движения собственных акций, Б. выданных займов, Б. краткосрочных финансовых вложений) сводные (основные) (Б. неоперационных доходов и расходов, Б. прибылей и убытков, Б. движения денежных средств, Платежный б., Прогнозный баланс, Целевые и контрольные показатели деятельности) 3 ключевых бюджетов фирмы, которые в совокупности и образуют бюджетную систему:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|