Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Феноменология социальной психологии, подходы к определению ее предмета. Специфика социально-психологического знания. Место социальной психологии среди других наук.




Социальная психология.

Феноменология соц. психологии: круг феноменов, которые она изучает. В истории психологии выделяют целый феноменологический период, когда осуществлялось выделение и описание соц.-псих. явлений; вычленялась предметная область соц. психологии. Круг соц.-псих. феноменов: межличностное общение, взаимодействие в группе, групповые процессы, межличностное взаимодействие, функционирование больших групп, изучение прикладных аспектов – в рекламе, маркетинге, семьи и в других сферах и т.д. Многогранность феноменологии связана с многогранностью подходов к определению соц. психологии.

Само сочетание слов «социальная пси­хология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного зна­ния. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, соц. психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Каждая из «родительских» дисциплин охотно включает ее в себя. Та­кая неоднозначность положения дисциплины имеет мно­го различных причин:

- объективно суще­ствует класс фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии (любое общественное явление имеет свой «психологический» ас­пект, в ситуациях совместной дея-ти возникают совершенно особые связи между людьми - общение и взаимодействие, их анализ невозможен вне системы психологического знания).

- история становления дисциплины: она вызревала в недрах одновременно психологии и социологии, родилась «на перекрестке» этих наук.

Это создает немалые трудности в определении предмета соц. психологии. Вместе с тем потребности практики диктуют необходимость исследования таких пограничных про­блем. П рактические запросы опережают развитие теоретичес­кого знания в соц. психологии.

Все это стимулирует интенсивное развитие со­ц. психологии. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами (1 - в советской соц. психологии был довольно длительный перерыв; 2 - соц. психология яв­ляется наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам).

Таким образом, для соц. психологии актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, получен­ных в ходе прикладных исследований, столь необходимых прак­тике, и «достраивание» своего собственного здания как целост­ной системы научного знания с уточнением своего предмета, раз­работкой специальных теорий и специальной методологии ис­следований.

Круг проблем соц. психологии (необходим для строгого опред-я задач, которые могут быть решены средствами этой дисциплины). Мы исходим из того, что, несмотря на пограничный характер, соц.психология - час­ть психологии. Следова­тельно, определение круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые отно­сятся к компетенции именно соц. психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего пред­мета исходит из принципа дея-ти, можно условно обозна­чить специфику социальной психологии как изучение закономер­ностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп. (Специфика социально-психологического знания является следствием происхождения этой науки. Ввиду того, что феноменология социальной психологии включает в себя все стороны человеческой деятельности (психология везде, где люди; а социология – везде, где людей больше, чем 1), - она выделяет свои аспекты в каждой науке. В этом ее специфика­). К такому пониманию своего предмета социальная психология пришла не сразу.

Выделяют следующие 3 подхода к определению её предмета:

1. предметом соц. Ψ - личность. Оттенки здесь проявля­лись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психоло­гические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, меж­личностные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте «пси­хологии личности» в системе психологического знания. Считается,, что этот подход более «психологичен», что лишь на этом пути можно пред­ставить себе соц. психологию как органическую часть психологии (по­пулярен среди психологов).

2. (рас­пространен среди социологов) Соц. психология - наука о «массовидных явлениях психики». Иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших соц. общнос­тей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах обще­ственной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию об­щественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все еди­нодушно говорили о необходимости изучения коллективов.

3. Этот подход пытался синтезировать два предыдущих. Соц. психология - наука, изучающая и массовые психические процессы, и поло­жение личности в группе. Проблема­тика соц. психологии представлялась достаточно широкой. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень со­держала схема Парыгина: соц. психология изучает: 1) соц. психологию личности; 2) соц.психологию общностей и общения; 3) со­ц. отношения; 4) формы духовной дея-ти. Согласно Мясищеву, соц. психология ис­следует: 1) изменения психической дея-ти людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества. В целом, основная идея: предмет соц. психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его опреде­лению - как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-видимому, такое понимание более все­го отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наиболее укоренившимся.

Относительно самостоя­тельно дискутируется вопрос о «границах» соц. психологии. Здесь можно выделить 4 позиции: 1) соц. психология есть часть социологии; 2) соц. психология есть часть психо­логии; 3) соц. психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) соц. психология отторгает определенную часть психологии и опреде­ленную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» - область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.

Если воспользоваться предложением американских социаль­ных психологов Макдэвида и Харрари (а вопрос о месте соц. психологии в системе наук обсуждается не менее активно и в американской литературе), то все указанные позиции можно свес­ти к двум подходам: интрадисциплинарному (1,2) и интердисциплинарно­му (3). Иными словами, место соц. психологии можно стре­миться отыскать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними.

Сфера собственных интересов соц. пси­хологии просматривается довольно четко, что и позволяет отгра­ничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. Это, однако, не прибавляет аргументации в пользу более точного выявления статуса социальной психологии между двумя указанными дисциплинами, хотя и дает основания для оп­ределения областей исследования. Что же касается статуса, то споры о нем идут до сих пор и в западной соц. психоло­гии. Французские исследователи Пэнто и Гравитц так объясняют основную линию этой полемики... До возникновения соц. психологии были две линии развития проблематики личности и общества: психология анализировала природу человека, социоло­гия анализировала природу общества. Затем возникла самостоя­тельная наука – соц. психология, которая анализирует отношение человека к обществу. Эта схема возможна лишь относительно такой психологии, кото­рая анализирует природу человека в отрыве от природы общества. Но теперь уже трудно отыскать такого рода психологические тео­рии, хотя многие из них, признавая факт «влияния» общества на человека, не находят корректного решения проблемы о способах этого влияния. Понимание предмета соц.психологии и ее статуса в системе наук зависит от понимания предметов как пси­хологии, так и социологии.

Итак, по Г.М. Андреевой, соц. психология – это наука о закономерностях поведения и деятельности людей, которые обусловлены их включением в социальные группы, а также о психологических характеристиках самих этих групп (в том числе и больших групп).

В соц. психологии рассматривается:

- проблематика общения и взаимодействия

- социальная психология групп

- социальная психология личности

Задачи соц. психологии:

- теоретические (развитие науки, теории) – академическая соц. психология

- практические (решение задач, которые ставит практика – практика общения, конфликтов и т.д.)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...