Феноменология социальной психологии, подходы к определению ее предмета. Специфика социально-психологического знания. Место социальной психологии среди других наук.
Стр 1 из 35Следующая ⇒ Социальная психология. Феноменология соц. психологии: круг феноменов, которые она изучает. В истории психологии выделяют целый феноменологический период, когда осуществлялось выделение и описание соц.-псих. явлений; вычленялась предметная область соц. психологии. Круг соц.-псих. феноменов: межличностное общение, взаимодействие в группе, групповые процессы, межличностное взаимодействие, функционирование больших групп, изучение прикладных аспектов – в рекламе, маркетинге, семьи и в других сферах и т.д. Многогранность феноменологии связана с многогранностью подходов к определению соц. психологии. Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, соц. психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Каждая из «родительских» дисциплин охотно включает ее в себя. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много различных причин: - объективно существует класс фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии (любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, в ситуациях совместной дея-ти возникают совершенно особые связи между людьми - общение и взаимодействие, их анализ невозможен вне системы психологического знания). - история становления дисциплины: она вызревала в недрах одновременно психологии и социологии, родилась «на перекрестке» этих наук. Это создает немалые трудности в определении предмета соц. психологии. Вместе с тем потребности практики диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем. П рактические запросы опережают развитие теоретического знания в соц. психологии.
Все это стимулирует интенсивное развитие соц. психологии. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами (1 - в советской соц. психологии был довольно длительный перерыв; 2 - соц. психология является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам). Таким образом, для соц. психологии актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований. Круг проблем соц. психологии (необходим для строгого опред-я задач, которые могут быть решены средствами этой дисциплины). Мы исходим из того, что, несмотря на пограничный характер, соц.психология - часть психологии. Следовательно, определение круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые относятся к компетенции именно соц. психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа дея-ти, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп. (Специфика социально-психологического знания является следствием происхождения этой науки. Ввиду того, что феноменология социальной психологии включает в себя все стороны человеческой деятельности (психология везде, где люди; а социология – везде, где людей больше, чем 1), - она выделяет свои аспекты в каждой науке. В этом ее специфика). К такому пониманию своего предмета социальная психология пришла не сразу.
Выделяют следующие 3 подхода к определению её предмета: 1. предметом соц. Ψ - личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте «психологии личности» в системе психологического знания. Считается,, что этот подход более «психологичен», что лишь на этом пути можно представить себе соц. психологию как органическую часть психологии (популярен среди психологов). 2. (распространен среди социологов) Соц. психология - наука о «массовидных явлениях психики». Иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших соц. общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. 3. Этот подход пытался синтезировать два предыдущих. Соц. психология - наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Проблематика соц. психологии представлялась достаточно широкой. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема Парыгина: соц. психология изучает: 1) соц. психологию личности; 2) соц.психологию общностей и общения; 3) соц. отношения; 4) формы духовной дея-ти. Согласно Мясищеву, соц. психология исследует: 1) изменения психической дея-ти людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества. В целом, основная идея: предмет соц. психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению - как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-видимому, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наиболее укоренившимся.
Относительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» соц. психологии. Здесь можно выделить 4 позиции: 1) соц. психология есть часть социологии; 2) соц. психология есть часть психологии; 3) соц. психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) соц. психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» - область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии. Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари (а вопрос о месте соц. психологии в системе наук обсуждается не менее активно и в американской литературе), то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному (1,2) и интердисциплинарному (3). Иными словами, место соц. психологии можно стремиться отыскать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними. Сфера собственных интересов соц. психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. Это, однако, не прибавляет аргументации в пользу более точного выявления статуса социальной психологии между двумя указанными дисциплинами, хотя и дает основания для определения областей исследования. Что же касается статуса, то споры о нем идут до сих пор и в западной соц. психологии. Французские исследователи Пэнто и Гравитц так объясняют основную линию этой полемики... До возникновения соц. психологии были две линии развития проблематики личности и общества: психология анализировала природу человека, социология анализировала природу общества. Затем возникла самостоятельная наука – соц. психология, которая анализирует отношение человека к обществу. Эта схема возможна лишь относительно такой психологии, которая анализирует природу человека в отрыве от природы общества. Но теперь уже трудно отыскать такого рода психологические теории, хотя многие из них, признавая факт «влияния» общества на человека, не находят корректного решения проблемы о способах этого влияния. Понимание предмета соц.психологии и ее статуса в системе наук зависит от понимания предметов как психологии, так и социологии.
Итак, по Г.М. Андреевой, соц. психология – это наука о закономерностях поведения и деятельности людей, которые обусловлены их включением в социальные группы, а также о психологических характеристиках самих этих групп (в том числе и больших групп). В соц. психологии рассматривается: - проблематика общения и взаимодействия - социальная психология групп - социальная психология личности Задачи соц. психологии: - теоретические (развитие науки, теории) – академическая соц. психология - практические (решение задач, которые ставит практика – практика общения, конфликтов и т.д.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|