Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений.




Когда возникал интерес в социальной психологии к проблемам межгрупповых отношений, они не отождествлялись с особой предметной областью, были как бы растворены в других разделах науки. Первые попытки описания и анализа межгруппового взаимодействия и прежде всего — межгрупповой агрессии — представлены уже в работах таких классиков, как Г. Лебон (1896) и У. Макдугалл (1908). Однако регулярные эмпирические (в том числе — экспериментальные) исследования в этой области начались только после Второй мировой войны. Необходимость выделения области межгрупповых отношений диктуется, прежде всего, усложнением самой общественной жизни, где межгрупповые отношения оказываются непосредственной ареной сложных этнических, классовых и др. конфликтов. Но наряду с этим, и внутренняя логика развития социальной психологии требует всестороннего анализа этой сферы: хотя группа является ближайшей средой формирования личности, но нужен еще и выход за пределы этой среды, чтобы преодолеть дефицит причинного объяснения внутригрупповых процессов, отыскать их подлинные детерминанты.

Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подходов с неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались объяснить. Речь идет, прежде всего, о феномене внешне-групповой враждебности, универсальность и неизбежность которой в межгрупповом взаимодействии постулируют практически все западные социальные психологи.

1. Психоаналитический подход. Предпосылкой экспериментальных исследований послужили мотивационные теории, объясняющие причины враждебности по отношению к чужой группе. Идея была заложена в работе Фрейда «Психология масс и анализ человеческого Я». (Агрессивность, проявляющаяся во враждебности, является врожденной). В психоаналитических теориях враждебность объясняется внутренним конфликтом. Фрейд объяснял враждебность по отношению к другим группа через Эдипов комплекс. На эдипальной стадии ребенок с одной стороны отца ненавидит, боится, испытывает к нему агрессию, но, с другой стороны, - стремится ему подражать. Вырастая, он разрешает этот конфликт в группе, идентифицируясь с ее лидером и перенося весь негатив на другие группы.

Развитие идей об агрессивности как проявления враждебности «к другим» содержалось в работе Адорно «Авторитарная личность», где было показано на примере антисемитизма, как эта враждебность формируется с первых этапов социализации в случае жесткого давления со стороны родителей; человек сопротивляется этому давлению, и агрессия направляется против слабого и становится базовой характеристикой личности в межгрупповых отношениях. Т.Адорно показал, что враждебное отношение к представителям других этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авторитарной или этноцентрической личности: установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов, чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти, стереотипность суждений и оценок, нетерпимость к неопределенности, склонность подчиняться людям, наделенным властью, и нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне.

Берковитц продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлении агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстрируемых актов жестокости.

2. Шериф. Истоки межгрупповой враждебности виделись не в свойствах отдельной личности, а в условиях взаимодействия групп (в объективном конфликте целей и интересов, которые неизбежно возникают в ситуации конкурентного взаимодействия). Эксперимент проводился в лагере для подростков. Сначала детям была предложена общая деятельность, были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы. Затем их разделили на группы так, чтобы разрушить сложившиеся отношения (отношения групп не содержали враждебности по отношению друг к другу). Затем группам давалась деятельность на условиях соревнования; при этом зафиксирован рост враждебности. А при объединении групп враждебность уменьшилась, но не исчезла. Враждебность возникала в ответ но конкуренцию. Эксперимент показал возможность уменьшения межгрупповой враждебности при изменении ситуации взаимодействия (в ситуации сотрудничества). Феномен показан в динамике.

Полевые эксперименты Шерифа положили начало экспериментальному направлению в исследовании психологии межгрупповых отношений. В них впервые была сделана попытка научного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях межгруппового взаимодействия и в динамике их развития в зависимости от этих условий. Была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность снижения межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия (постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп и требующих сотрудничества для их достижения).

3. Эксперименты Тэшфела и Тёрнера (эксперименты с матрицами Тэшфела). Испытуемые делились на 2 группы; они не были знакомы до того. Оценивали картины. Одни оценивали большее количество течек, а другие меньшее. По этому критерию их разделили. Во второй серии эксперимента им предлагалось распределить вознаграждение за участие по специальным матрицам, схемам Тэшфела между двумя группами. Можно было поровну, оба много, оба мало и т.д. Но в основном - вознаграждение больше для члена своей группы - внутригрупповой фаворитизм – тенденция оказывать предпочтение своей группе в ущерб противоположной группе. Межгрупповая дискриминация – тенденция к установлению различий в оценках своей и др. группы. Эти феномены универсальны в межгрупповом отношении. Изучая межгрупповую дискриминацию, Тэшфел настаивал на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях. Было показано, что внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация наблюдается и в отсутствии конфликта между группами, то есть выступает как универсальная константа межгрупповых отношений. Причина межгрупповой дискриминации – осознание принадлежности к группе.

Тэшфел и Тёрнер предложили теорию социальной идентичности. Область межгрупповых отношений – это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя 4 основных процесса: соц. категоризацию, соц. идентификацию, соц. сравнение, соц. дифференциацию. Независимо от объективных условий, наличия или отсутствия противоречий, сам факт группового членства обусловливает развитие этих когнитивных процессов, приводщих к межгрупповой дискриминации..

Таким образом, в западной социальной психологии проблема межгрупповых отношений в значительной степени ставится и решается именно как проблема межгрупповой враждебности. В традиционных положениях западной социальной психологии проявление негативных установок по отношению к другим группам, определяемое терминами «межгрупповая дискриминация», «межгрупповая враждебность», понимается как универсальная социально-психологическая закономерность, являющаяся обратной стороной проявления позитивного отношения к собственной группе (внутригруппового фаворитизма, приверженности к группе членства).

В отечественной психологии межгрупповая враждебность – не неизбежное явление. Изучается не только дифференциация, но и интеграция. Выделены факторы, способствующие интеграции (позитивная идентичность со своей группой, отсутствие угрозы идентичности, сотрудничество…).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...