Задание 1. Игра «кто рычит? ». Задание 10. Повторение стихотворных текстов. Задание 11. Пальчиковая игра. Кошка и мышка. Сочиняем сказки о звуках
Задание 1. Игра «Кто рычит? » Цель: различение на слух звуков [р] и [р'] в ряду звуков, слогов и слов. Тигрица произносит звук твердо: «Р-р-р... », а тигренок — мягко: «Рь-рь-рь... » Я буду произносить звуки, слоги и слова, в которых есть эти звуки, а ты догадайся, кто рычит. Звуки: [п], [р], [р'], [с], [к], [р'], [ш], [в], [р], [д], [р'], [н], [р]. Слоги: ра — ма — ни — ря — зу — ти — ро — ло — ре — до — ру. Слова: якорь, рыба, букварь, помидор, моряк, пряник, роза. Задание 2. Сравнительная характеристика звуков [р] и [р']. Педагог. Чем звук [p] в рычании тигрицы отличается от звука [р'] в рычании тигренка? Ребенок. Звук [р] — твердый, а звук [р'] — мягкий. Педагог. Чем они похожи? Ребенок. Эти звуки согласные звонкие. Задание 3. Игра «Песенки». Цель : различение и автоматизация в произнесении звуков [р] и [р'] в слогах, ри — ри — ру ре — ре — ре рэ — ре — ре ру — ри — ро ру — рю — ру ро — рё — рё Задание 4. Игра «Собери слово». Цель: различение звуков [р] и [р'] в слогах. Добавь слог: - ра или - ря: ды. мо.., за.., поте.., го.., по..; - ры или - ри: ков.., фона.., снеги.., суха.., помидо.., забо... Задание 5. Игра «Подарки». Цель: различение звуков [р] и [р'] в словах. Помоги Старичку Звуковичку выбрать подарки тигрице и тигренку. Помни, что тигрица любит подарки, в названии которых есть твердый звук [р], а тигренок — в названии которых есть мягкий звук [р']. Слова или картинки с изображениями: роза, пирог, пряник, варенье, коробка, груша, огурец, букварь, баран. Задание 6. Повторение словосочетаний с четким произнесением звуков [р] и [p']: нарисовать радугу, дорогие серьги, игрушечный робот, роза из крема, речная рыба, прекрасная орхидея, вырастить дерево, шустрый хорек, черные брюки, яркий фонарик, морской якорь, грушевое варенье, резали картон, морской загар, гречневая крупа.
Задание 7. Повторение чистоговорок с четкой артикуляцией звуков [р] и [p']: ра — ра — ра — Рае спать пора; ри — ри — ри — горят фонари; ро — ро — ро — на полу стоит ведро; ре — ре — ре — встали рано на заре; ры — ры — ры — летают комары; рю — рю — рю — репу я варю. Задание 8. Повторение предложений с четкой артикуляцией звуков [р] и [p']. В саду расцвела розовая сирень. Мама сделала на торте розы из крема. Гриша рисует красным карандашом. Варя варит смородиновое варенье, а Марина — грушевое. Кирилл рубит топором дрова. На березе каркали три вороны. В огороде редиска и помидоры. Вера и Рома собирают грузди и подберезовики. Тамара играет на скрипке. На тарелке лежат пирожки. Задание 9. Повторение скороговорок, стихотворений. Редька редко росла на грядке, Грядка редко была в порядке.
Три сороки-тараторки Тараторили на елке.
Повторяйте, детвора: «Посреди двора дрова».
Роет землю серый крот — Разоряет огород. С. Маршак
Три вороны на заборе, Три сороки на воротах.
И легонько их сжимает — Мышку так она пугает. Кошка ходит тихо-тихо, Половиц не слышно скрипа. Только мышка не зевает — Вмиг от кошки удирает. Е. Савельева Хорош пирожок, Внутри творожок.
В аквариуме у Харитона Четыре рака да три тритона.
В огороде старика Репка выросла крепка. Задание 10. Повторение стихотворных текстов. Посмотрите на Иринку: Ест Иринка мандаринку. Съест Иринка мандаринку — Бросит корочку в корзинку. А. Стародубоеа Начинается считалка: На березу сели галка,
Две вороны, воробей, Три сороки, соловей.
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. С. Есенин Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, И матросы три недели Карамель на мели ели.
Собирала Маргаритка Маргаритки на дворе. Потеряла Маргаритка Маргаритки на дворе.
Деревянный Буратино Карабаса победил, Дверь в каморке под картиной Золотым ключом открыл.
На дворе — горка, Под горкой — норка. В этой норке крот Норку стережет.
Задание 11. Пальчиковая игра. Цели: развитие мелкой моторики, дифференциация звуков [р] и [р']. Кошка и мышка Мягко кошка, посмотри, Разжимает коготки Пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз. Затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладется на стол. И легонько их сжимает – Мышку так она пугает. Кошка ходит тихо-тихо, Половиц не слышно скрипа. Только мышка не зевает – Вмиг от кошки удирает. Е. Савельева Ладони обеих рук лежат на столе, локти разведены в разные стороны, «кошка» (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно «шагают» по столу вперед. «Мышка» (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад. СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ О ЗВУКАХ Данное пособие — нетрадиционная форма работы по автоматизации звуков в связной речи. Автоматизация поставленных звуков у детей с нарушением звукопроизношения проходит в три этапа: 1 этап — в слогах, 2 этап — в словах, 3 этап — в предложениях, в связной речи. Когда звук у ребенка автоматизирован в слогах, словах и предложениях, можно использовать такой вид работы, как сочинение сказок о звуках. Оно дает возможность детям самим сочинять сказки с использованием наглядного материала (таблицы с картинками). При составлении сказки можно вспомнить, с каких слов обычно начинаются сказки, и предложить ребенку свою сказку начать так же. 1-й вариант. Ребенок (самостоятельно или с помощью взрослого) придумывает события, ситуации, в которые данный звук мог попасть. Если ребенок затрудняется в составлении сказки по картинкам, то можно предложить ему образец. Дать картинки, рассмотреть их вместе с ним. Затем предложить ребенку составить предложения по каждой картинке, связывая их с предлагаемыми событиями.
2-й вариант. Рассмотреть с ребенком картинки. Обратить внимание на то, что в названиях картинок имеется заданный звук. Рассказать сказку, составленную педагогом, а затем предложить придумать продолжение. Желательно, чтобы в рассказе ребенка был использован заданный звук. 3-й вариант. «Сказочный салат». Рассмотреть картинки, определить заданный звук в словах. Педагог составляет по первой картинке начало сказки. Ребенок продолжает, описывая вторую картинку. Третью картинку снова описывает педагог. Ребенок придумывает окончание, используя четвертую картинку. 4-й вариант. Педагог закрывает первую картинку, а ребенок придумывает начало и связывает его с остальными тремя картинками. 5-й вариант. В ходе составления сказки ребенок может ввести по своему желанию любой персонаж. Все герои должны быть связаны одним сюжетом. Вначале детям может быть сложно составлять сказки, скорее всего, они будут повторять образец. Используя в работе предложенные варианты, дети обычно охотно начинают сочинять сказки самостоятельно, стараясь не повторять сюжеты. Примеры сказок, которые педагог может предложить ребенку как образец: Звук [с]. Жил-был звук [с]. Он любил путешествовать на велосипеде. Звук [с] брал насос и накачивал колеса: «Сы-сы-сы... » С ним всегда были его друзья: собака и сова. Сова летела высоко, а собака неслась за велосипедом. Вместе им было весело. Звук [з]. Жил-был звук [з]. Он дружил с двумя девочками — Зоей и Лизой. Звук [з] превращался в комара и долго звенел: «З-з-з... », а девочки прятались. Потом Зоя и Лиза искали звук [з] в разных словах. Девочки получили от него подарки: Зоя — зонтик, а Зина — корзину. Звук [ц]. Жил-был звук [ц]. Однажды он сидел на лестнице. Было тепло, светило солнце. Тут появилась курица. Она искала цыпленка и никак не могла найти. Звук [ц] сказал: «Не надо волноваться, я тебе помогу». Он громко и четко позвал: «Цып-цып-цып». Цыпленок услышал и прибежал.
Звук [ш]. Жил-был звук [ш]. Он умел шипеть как змея: «Ш-ш-ш... », шелестеть как листочки деревьев: «Шу-шу-шу... », шептать кому-нибудь на ухо: «Ши-ши-ши... » Спрячется за угол, начинает шипеть и шуметь, пугать малышей. Шалун и шутник был этот звук [ш]. Звук [ж]. Жил-был звук [ж]. Был у него день рождения. Звук [ж] ждал гостей. Жаба подарила торт с желе, жук подарил жилет, медвежонок — мороженое. Они веселились и пели любимую песенку звука [ж]: «Ж-ж-ж... » Звук [щ]. Жил-был звук [щ]. Он собирал разные щетки. Их было много: щетка для расчесывания волос; щетка для чистки обуви; щетка для чистки зубов; щетка для мытья полов. Звук [ч]. Жил-был звук [ч]. Он всегда был очень рад гостям. Угощал он чайку чаем, пчелу — печеньем, паучка — калачом, а бабочку — пончиком. Замечательные получались чаепития! Звук [л] . Жил-был звук [л]. Однажды он решил покататься на лодке. Ласково светило солнышко. Вдруг волны стали сильно качать лодку. Звук [л] испугался, заглянул под лодку и увидел акулу. Она была злой. У нее болел глаз. Звук [л] завязал ей глаз платком. Акула спокойно уплыла. А звук [л] продолжил свое плавание.
Звук [р]. Жил-был звук [р]. Был он мастером в запуске моторов. Подует сильно на пропеллер и заведет самолет. Если нужно завести трактор или вертолет — наш звук [р] тут как тут. Четко и звонко у него получается: «Р-р-р... »
Сказка, в которой живет звук [с]
Педагог и ребенок сидят перед зеркалом. Педагог предлагает ребенку показать рот, губы, рассказывая, что рот — это домик, а губы — двери. Педагог. А кто живет в этом домике? Ребенок. Язык. Педагог. Для чего нам нужны губы и язык? Ребенок. С помощью губ и языка мы произносим различные звуки. Педагог. Повтори звуки [а], [м]. (Ребенок повторяет. ) Педагог. Все звуки должны жить в твоем домике. Но не все звуки могут попасть туда, как у тебя, например звук [с]. Нам с тобой предстоит трудное, но интересное путешествие в Волшебную сказку, где живет звук [с]. Мы должны будем преодолеть все препятствия, которые возникнут у нас на пути, чтобы вернуть этот звук в твой домик. В помощники мы возьмем Старичка Звуковичка. Он прочел много книг и все знает. А еще он умеет правильно и красиво говорить и тебя может научить этому. Трудно отыскать звук [с], придется нам с ним поиграть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|