Игра «Поймай звук». Игра «Потянем ниточку». Игра «Забей мяч в ворота». Игра «Посвистим в пузырек». Игра «Сдуй снежинку с ладошки».
Игра «Поймай звук» Цель: развитие слухового и фонематического восприятия. Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты будешь хлопать, когда услышишь звук [с]. Звуки: [с], [в], [к], [м], [с], [л], [с], [к], [н], [с]. Слоги: ко — со — ну — су — лы — мы — сы. Слова: книга, собака, облако, лиса, автобус, дерево, капуста. Чтобы правильно говорить, Нужно с пальчиками дружить.
Старичок Звуковичок любит играть с пальчиками и предлагает свою пальчиковую гимнастику. Со Старичком Звуковичком Имитировать ходьбу указа- Мы пойдем по сказке звуков, тельным и средним пальцами обеих рук. Нам преграды нипочем, Скрестить ладони, сделать злое Не боимся злых мы духов. лицо, руки—ладонями вперед на уровне лица. Будем с язычком дружить Одной рукой пожать другую, показать язык. И с Воздушной Струйкой тоже. Одной рукой пожать другую, вытянуть вперед губы и сильно подуть. Ну а звуки говорить Смыкать и размыкать все пальцы, изображая открывание и закрывание рта. Старичок нам всем поможет. Прижать ладони обеих рук к груди.
А еще у Старичка Звуковичка есть подружка Воздушная Струйка. У тебя она тоже есть. Подуй на свою ладонь, на вертушку. (Далее игра выбирается с учетом индивидуальных особенностей ребенка. ) Игра «Потянем ниточку». Вдох через нос, долгий выдох через рот. Правая рука будто тянет длинную нитку изо рта.
Игра «Забей мяч в ворота». Ребенок берет ватный мячик, кладет перед футбольными воротами (можно сделать из кубиков или из проволоки). «Забивает мяч» сначала плавной струей воздуха, а затем резкой, отрывистой. Игра «Посвистим в пузырек». Губы — в улыбке, широкий кончик языка — на нижней губе. Пустой пузырек прижать к подбородку. Ребенок направляет воздушную струю на кончик языка, стараясь попасть в пузырек. Игра «Сдуй снежинку с ладошки». Губы — в улыбке, широкий кончик языка — на нижней губе. Сделать вдох и на выдохе сдуть бумажную снежинку с ладошки. Игра «Подуй на свой палец». Губы — в улыбке, широкий кончик языка — на нижней губе, указательный палец правой руки — перед ртом. Ребенок должен подуть на палец и почувствовать сильную воздушную струю. Старичок Звуковичок советует нам: чтобы язычок стал послушным, нужно сделать полезный массаж: ü поглаживание широкого кончика языка губами; ü поглаживание широкого кончика языка зубами; ü покусывание широкого кончика языка; ü поглаживание кончика языка; ü пошлепывание широкого кончика языка: «Пя-пя-пя... » Артикуляционная гимнастика. Посмотри, какое красивое солнышко нарисовал Старичок Звуковичок. (Показывает картинку с изображением солнца. ) Оно улыбается. Улыбнись ему!
Солнце улыбается, А у тебя получается? Вот улыбка до ушей, Хоть завязочки пришей.
(Показывает картинка с изображением забора. ) Упражнение «Заборчик». Цель: непроизвольное удержание улыбки. Педагог.
Ну а это вот заборчик. Язычка мы спрячем кончик. Зубы крепко ты сомкни, Губы плавно разведи.
Старичок Звуковичок посадил на огороде картофель, морковь, свеклу. Назови одним словом, что он посадил. Ребенок. Он посадил овощи. Педагог. Наступила осень, Звуковичок должен собрать урожай овощей. Что ему для этого нужно?
Ребенок. Звуковичку нужна лопата. Упражнение «Лопаточка». Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка широким.
Вот лопаточка лежит, Язычок наш не дрожит.
Еще Старичок Звуковичок любит чистить зубы зубной щеткой. А ты чистишь? Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами. Педагог. Почистим старательно кончиком языка нижние зубы из стороны в сторону.
Чистим, чистим зубы мы, Будут чистые они. (Ребенок имитирует языком движения, как будто чистит зубы. ) Отправимся дальше на поиски звука [с]. Старичок Звуковичок взял велосипед, но по дороге колесо спустило. Помоги накачать колесо, изобрази насос. Для этого нужно улыбнуться, кончик языка завести за нижние зубы и сильно подуть: «С-с-с». Какой звук у тебя получился? Ребенок. Получился звук [с]. Педагог. Вот мы и нашли звук [с]. Теперь он всегда будет жить в твоем домике-ротике и больше никогда не потеряется. Чтобы найти брата твердого звука [с] — мягкий звук [с'], Старичок Звуковичок советует нам выполнить упражнение «Горка». Цель: выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние резцы.
Кончик в зубы ты упри. Спинку горкой изогни. Вышла горка хороша, Хоть катай там малыша.
А теперь покажи, как открывается кран (ребенок имитирует движение). Из крана льется вода с каким звуком? Сильно улыбнись, кончик языка — за зубами, спинка языка — горкой: «Сь-сь-сь... » Сказка, в которой живет звук [з]
Сегодня мы отправляемся с тобой в сказку, где живет звук [з]. Чтобы найти этот звук, нужно будет преодолеть много препятствий и трудностей. Ты не боишься? С нами всегда будет Старичок Звуковичок, который будет помогать. Игра «Поймай звук». Дели: учить выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; развивать фонематический слух. Педагог называет ряд звуков, слогов, слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук [з]. Педагог. Чтобы научиться правильно произносить звуки, с кем нужно дружить? Ребенок. Нужно дружить с пальчиками. Педагог. Давай вспомним пальчиковую гимнастику Старичка Звуковичка. (См. «Сказку, в которой живет звук [с]». )
С ребенком выполняются различные пальчиковые гимнастики с целью развития мелкой моторики пальцев. В пальчиковых играх используются «Волшебные Перчатки» (на каждом пальце надет какой-либо персонаж), методическое пособие «Веселый Язычок» (варежка без пальцев из ткани). Педагог. А сейчас Старичок Звуковичок предлагает поиграть со своей подружкой Воздушной Струйкой.
Мы со струйкой поиграем, Плавно воздух выдыхаем. А потом опять вдохнем И на выдохе споем: «А-а-а».
Упражнения на развитие речевого дыхания. (См. «Сказку, в которой живет звук [с]»: игры «Потянем ниточку», «Забей мяч в ворота», «Посвистим в пузырек», «Сдуй снежинку с ладошки», «Подуй на свой палец». ) Педагог. Чтобы язычок стал послушным и ему легко было произносить разные звуки, сделаем полезный массаж, в котором тебе помогут губы и зубы. Ребенок выполняет самомассаж язык: • поглаживает широкий кончик языка губами; • поглаживает широкий кончик языка зубами; • слегка покусывает широкий кончик языка зубами; • поглаживает широкий кончик языка губами. Педагог. Теперь Старичок Звуковичок предлагает поиграть с язычком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|