Упражнение «Гармошка». Игра «Поймай звук». Пальчиковые игры. Упражнение «Фокус». Упражнение «Бублик». Упражнение «Лопаточка».
Упражнение «Гармошка». Цели: укрепление мышц языка; формирование умения растягивать подъязычную связку.
К нёбу язычок прижми, Челюсть ниже опусти. Рот открой, потом прикрой. Гармонист ты неплохой.
(Ребенок присасывает язык к нёбу и открывает и закрывает рот. ) Старичку Звуковичку подарили шарик. Давай представим, какой он, и покажем руками, как будто мы держим его в руках. Шарик развязался и начал сдуваться. Заведи широкий кончик языка за верхние зубы, губы вытяни вперед, слегка округли исильно подуй: «Ш-ш-ш». Ладони медленно соедини — шарик сдулся. Какой звук у нас получился? Правильно, звук [ш]. Вот и еще один звук мы с тобой нашли, и теперь ты будешь произносить его правильно. Сказка, в которой живет звук [ж]
Сегодня мы постараемся найти звук [ж]. Сначала попробуем его поймать. Игра «Поймай звук». Цель: выделение звука [ж] из ряда звуков, слогов, из слов. Педагог. Старичок Звуковичок приготовил картинки. (Показывает и называет, что изображено на картинках. ) В названиях каких картинок спрятался звук [ж]? (Ответы ребенка. ) Кто нам помогает искать звуки? Ребенок. Нам помогают Старичок Звуковичок, пальчики, Воздушная Струйка, Веселый Язычок. Пальчиковые игры. Мы рога козы покажем Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем «рога» поднимаем к голове. И рога оленя даже.. - Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем «ветвистые рога» над головой. Мы про зайку не забудем Ушками водить мы будем. Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.
Чтобы четко говорить, Надо с пальцами дружить. Каждый палец руки поочередно присоединяем к большому. Педагог. Посмотри, что это у Старичка Звуковичка? Ребенок. Ватная пушинка. Педагог. Он хотел сделать фокус, но у него не получилось. Помоги Звуковичку: покажи, как нужно правильно выполнить это упражнение. Упражнение «Фокус». Цель: выработка сильной воздушной струи посередине языка. (Ребенок выполняет упражнение. ) Педагог. А сейчас поиграем с Веселым Язычком. Мы со Звуковичком будем показывать тебе упражнения рукой, а ты их будешь выполнять язычком. (Ребенок выполняет артикуляционные упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка». ) Педагог. Молодец, хорошо у тебя получается. Представь, что мы летом пошли в лес. Вдруг в траве что-то зашуршало — это была змея. Она увидела нас и зашипела: «Ш-ш-ш... » Зашипи и ты на нее. Ребенок. Ш-ш-щ... Педагог. Проверь, правильно ли у тебя работают губы и язык: — губы округлены и слегка вытянуты вперед; — широкий кончик языка за верхними зубами («чашечка»); — посередине языка идет теплая, плавная воздушная струя. — Змея, наверное, тебя испугалась и быстро уползла. Мы вышли на полянку. Здесь много цветов, а над ними кружит жук: «Я жук, я жук. На поляне живу. Летаю и жужжу, летаю и жужжу — ж-ж-ж». Губы и язык делай как при звуке [ш]. Пошипи как змея. А теперь положи ладошку на горлышко, добавь звук и почувствуй, как дрожит горлышко. Какой звук у тебя получился? Ребенок. Звук [ж]. Педагог. Вот еще один звук мы нашли. Теперь ты будешь всегда говорить его правильно. Сказка, в которой живет звук [ч]
Мы уже немало звуков нашли в Волшебной стране. А сейчас отправимся на поиск звука [ч]. Старичок Звуковичок предлагает тебе послушать небольшое стихотворение. Когда ты услышишь в слове звук [ч], топни правой ногой.
Девочки и мальчики
Скачут словно мячики, Ножками топочут, Весело хохочут.
У Старичка Звуковичка сегодня хорошее настроение, и он решил пойти на прогулку с пальчиками. Имитация движений пальцами рук. Вышли пальчики гулять, А вторые догонять. Третьи пальчики бегом, А четвертые пешком. Пятый пальчик поскакал, А в конце пути упал.
Устал Звуковичок и сел отдохнуть. Тут подул ветер, растрепал ему волосы, и челка упала на глаза. Он решил ее сдуть. Вытянул язычок «чашечкой» вперед и сильно подул. Но у него это не получилось. Давай ему поможем. Покажи Звуковичку, как правильно это делать: сдуй свою челку со лба. (Ребенок выполняет задание. ) Нужно дальше идти, искать звук [ч]. Старичок Звуковичок взял с собой в дорогу бублик, чтобы не проголодаться. Упражнение «Бублик». Цель: закрепление умения слегка вытягивать и округлять губы.
Бублик мы изобразили: Плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать: Бублик надо удержать.
На всякий случай Звуковичок взял лопату — вдруг пригодится. Упражнение «Лопаточка». Цели: закрепление умения расслаблять язык и удерживать его широким. Еще Старичок Звуковичок взял чашечку, чтобы в дороге попить чаю. Упражнение «Чашечка». Цель: закрепление умения удерживать широкий кончик языка за верхними зубами. Широкий язык на губу положи И ровно края ты наверх подними. Сделай такую «чашечку», чтобы в нее можно было налить чай и чтобы он не смог из нее вылиться. И еще Звуковичок взял чайник, чтобы кипятить чай. {Предложить ребенку изобразить чайник. ) Шел-шел Старичок Звуковичок, устал и решил попить чаю. Развел костер, налил воду в чайник и повесил над костром. Стал ждать, когда вода закипит. Не заметил, как уснул. Но вот вода в чайнике закипела, и пар из-под крышки начал вырываться наружу со звуком «ш-ш-ш». А Старичок Звуковичок ничего не слышит. Повтори, как шипел пар. (Ребенок повторяет. ) Опять не слышит. Уже вода начала выплескиваться из чайника в костер: «Тш, тш, тш». Повтори в быстром темпе: «Тш, тш, тш... » (Ребенок повторяет. ) Проверь, правильно ли работают у тебя губы и язык: • губы должны быть вытянуты бубликом; • широкий кончик языка — за верхними зубами;
• посередине языка проходит сильная короткая струя воздуха. Вот мы и нашли звук [ч]. Повтори его еще раз. (Ребенок повторяет. ) Сказка, в которой живет звук [щ]
Снова в сказку мы пойдем И звук [щ] с тобой найдем. Нам поможет Старичок, Старичок Звуковичок. С кем мы еще дружим? Ребенок. Мы дружим с пальчиками, Веселым Язычком и Воздушной Струйкой. Педагог. Ас кем ты дружишь в группе? (Ответы ребенка. ) Давай поиграем с пальчиками.
Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук скрещены, Девочки и мальчики. сжимаются и разжимаются. С вами мы подружимся, Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять, Поочередное касание пальцев обеих рук. Начинай считать опять. Одновременное касание пальцев. Раз, два, три, четыре, пять - Поочередное касание пальцев. Вот и кончили считать. Встряхнуть кистями рук.
Педагог. А теперь пойдем на улицу и поиграем с Воздушной Струйкой. На улице идет снег. Легкие снежинки падают на шапку, шубу и даже на нос. Давай сдуем снежинку с носа. (Ребенок выполняет упражнение «Фокус». ) Кто нам помог сдуть снежинку? Ребенок. Это Воздушная Струйка. Педагог. Посмотри, вот идет поезд по железной дороге. Колеса стучат коротко и быстро: «Ч-ч-ч». Повтори за мной. (Ребенок повторяет. ) Но вот поезд приближается к станции, замедляет ход, останавливается, и мы слышим: «Ч-ч-ч-щ-щ-щ... » Поиграем в поезд. Запомни, что звук [ч] всегда произносится коротко. Теперь быстро произносим звуки: «Чщ-чщ-чщ... » Какой звук у тебя получился? Правильно, это звук [щ]. Вот и еще один звук поселился в твоем домике-ротике. Сказка, в которой живет звук [л]
Педагог. Сейчас мы отправимся в сказку, где живет звук [л]. Нелегко его найти, но с нами наши верные друзья. Кто это? Ребенок. Это Старичок Звуковичок, пальчики, Воздушная Струйка и Веселый Язычок. Педагог. Они нам помогут, ведь настоящие друзья всегда помогают друг другу. Попробуем поймать звук [л] в ряде звуков, слогов и слов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|