Olja spricht mit ihren Eltern
Olja: Mutti, du weißt doch, bald kommen unsere Freunde aus... Ich möchte sie so gern zu uns einladen. Darf ich? Mutter; Bitte. Aber du mußt selbst für Sauberkeit und Ordnung in unserer Wohnung sorgen. Und auch für Geburtstagstisch. Ich mache nur die Einkäufe. Olja: Gut. Aber vergiß bitte Obst und Konfekt nicht, ja? Vater: Also, wie ich sehe, wird niemand vor Hunger sterben. Und was werdet ihr noch machen? Olja: Wir werden spielen, tanzen und singen. Ich möchte auch den Gästen meine Ansichtskartensammlung zeigen. Vater: Sehr richtig. Du kannst ihnen ja auch einige lustige Diaiüme zeigen. Olja: Ja, stimmt. Und deine Abzeichensammlung? Wirst du sie uns zeigen, Vati? Vater: Gern. Das macht mir ja Freude.
После этого происходит «разбор» диалога, состоящий в выявлении его специфических особенностей: обращений, содержащихся в тексте (Vati, Mutti), разговорных клише (Wie ich sehe, du weißt doch, bitte, sehr richtig, stimmt, das macht mir ja auch Freude, ich möchte so gern), эллиптических предложений (Und deine Abzeichensammlung?) и т. д. Затем учащиеся разыгрывают диалог близко к тексту (третий этап). Желательно, чтобы они делали это по памяти, поэтому к каждой тройке исполнителей (Mutti, Vati, Olja) добавляется «суфлер», который подсказывает учащимся реплики, глядя в книгу, если они затрудняются. Наконец, учащимся предлагаются новые ситуаций (четвертый этап); они создаются путем изменения отдельных ее компонентов. При этом учащимся могут быть даны опоры, на основе которых осуществляется диалогическое общение. Например: Bald feiern wir das Neujahrsfest. Marina möchte so gern Kinder aus ihrer Klasse einladen. Опоры: Unter Musik des Plattenspielers tanzen; für den Einkauf des Tannenbaums sorgen; das Lied „O, Tannenbaum" singen; schmücken; das Fotoalbum zeigen. Второй путь — это путь от диалогического единства к целому диалогу. Используя этот путь, удобнее обучать разворачиванию реплики, вкраплению микромонологов. В такого рода диалогических единствах стимулирующая реплика строится таким образом, что она вызывает развернутый ответ. Например:
— Ты тоже был в кино? — Да, со всем классом. Разве ты меня не видел? Я сидел в первом ряду... Для того чтобы учащиеся давали развернутый ответ, нужно придать соответствующий характер стимулирующей реплике. Она должна быть выражена серией вопросов или вопросом типа «почему?» и «отчего?», «с какой целью?». Например: Warum versäumst du so viele Stunden? Ich war lange krank, ich hatte Grippe und dann Lungenentzündung. Ich mußte das Bett hüten. Путь «снизу» предполагает также выполнение заданий на восстановление одной из реплик. Например, дается картинка, на которой изображены два школьника перед дверью кабинета иностранного языка. Один говорит: Wie hast du die Kontrollarbeit geschrieben? War sie schwer? Zu welchem Thema? У другого открыт рот. Что он отвечает? Или: на фоне кинотеатра изображена девочка, выходящая из зрительного зала: К ней подходит мальчик и спрашивает: How did you like the film? How did you like Bykov's acting? Would you recommend me to see it? Овладение диалогическим общением путем «снизу» может происходить и в игре. В этом отношении особо эффективна игра «Знаменитости», в которой кроются большие познавательные возможности и которая никогда не наскучивает учащимся. В ней успешно развивается навык запроса информации — существенный компонент диалогического общения; одновременно осваивается большой пласт словарного и грамматического материала. Приведем серию исходных вопросов, которыми учащиеся обмениваются, чтобы отгадать задуманное лицо. По мере овладения игрой и продвижения в усвоении языка их объем расширяется. Ответы на вопросы: «Да» или «Нет». Это мужчина (женщина)? Он (она) жив? Жил ли он (она) в XX веке? XIX веке? XVIII веке? до Октябрьской революции? после второй мировой войны? и т. д. Жил ли он (она) в России? в СССР? во Франции? в Англии? в Италии? и т. д. Он (она) писатель? художник? композитор? артист? путешественник? спортсмен? политический деятель? и т. д. Дальше вопросы развиваются в зависимости от полученных сведений. Если, например, выяснилось, что это писатель, то:
Писал ли он романы? короткие рассказы? приключенческие произведения? научную фантастику? детективы? и т. д. Был ли он антифашистом? Был ли он современником такого-то писателя? Умер ли он своей смертью? Экранизированы ли его произведения? Ставятся ли они в театре? и т. д.
Как видно из этого перечня, ставятся только общие, неместоименные вопросы (предполагающие в ответе только «Да» или «Нет») и рассчитанные на догадку. Чтобы придать этому расспросу характер общения, нужно побуждать учащихся к использованию по мере необходимости модально-эмоциональных реплик и разговорных клише типа: «Пожалуйста, еще один вопрос!»; «У меня тоже вопрос!»; «Вот это да!»; «Минуточку, подождите, пожалуйста!»; «Я знаю!»; «Угадал!»; «Наконец угадал!» и т. д. Эта игра позволяет также решить задачу развития реплики и превращения ее в микромонолог. Когда по мере продвижения игры уже накопились какие-то данные об отгадываемой личности, ведущий обращается к классу с вопросом: «Что нам уже известно о знаменитом человеке?». Один из играющих выступает с небольшим обобщением — микромонологом типа: «Это мужчина. Он умер в XIX веке. Жил в России и был поэтом. Он современник Пушкина», Далее продолжается расспрос. Как и монологическая, диалогическая речь может быть по характеру подготовленной и неподготовленной по языковому материалу и по времени. Для подготовленной формы речи адекватной организационной формой является парная работа. Учащиеся вдвоем занимаются планированием речи, подбором и переработкой опор. Опоры могут быть подобны тем, что приводятся в УМК по немецкому языку для 6-го класса: «Как дела? Не видел тебя очень давно, рассказывай...»; для продвижения диалога: «Ну и..., а как ты думаешь?»; для его завершения: «Спасибо, я все понял; до свидания и т. д.»; для выражения эмоционального отклика на сказанное: «Что ты говоришь! Здорово!». Весьма распространенным вариантом диалога является п о л и л о г, форма говорения, адекватная общению в коллективе. Полилогу свойственны те же лингвистические и психологические особенности, что и диалогу. Наиболее подходящим приемом развития полилога являются различные формы драматизации, включая ролевые игры, в которых принимают участие большое количество учащихся.
Прием ролевой игры сравнительно недавно вошел в методический арсенал средней школы, поэтому целесообразно остановиться на нем более подробно. Если драматизация предполагает в основе определенный текст (пьеску, сценарий, либретто), которому точно следуют «актеры»,то ролевая игра не имеет в своей основе цельного текста. Для ее осуществления предлагается лишь общий сюжетный ход, а дальше следует саморазвивающийся процесс, открывающий широкие просторы для импровизации, Ролевая игра способствует развитию коллективистических качеств учащихся, воспитанию чувства «зависимой ответственности» (А. С. Макаренко), так как для ее успешного протекания важно точное взаимодействие, взаимопомощь и поддержка друг друга. В современной методике используют следующие разновидности ролевой игры: сказочного характера, бытового содержания и мировоззренческого содержания[58]. Успешное проведение ролевой игры предполагает четкую подготовку и организацию как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Учитель должен помнить, что его место в ролевой игре «первого среди равных». Его главная задача в том, чтобы открывать возможности для активной речевой деятельности учащихся. В этой связи важным организационным моментом является распределение ролей. Учитель может взять на себя определенную роль, чтобы изнутри и незаметно для учащихся (без прямолинейного дидактизма!) руководить их речевым и неречевым поведением. Следует привлекать к ролевой игре как можно больше учащихся, не игнорируя слабых по языку, давая им на первых порах роли «немногословные» (допустим, роль секретаря, ведущего протокол, в связи с «Заседанием общества книголюбов», приведенного ниже). В управлении ролевой игрой большое значение имеют схемы общения, в которых указаны действующие лица и общая стратегия их поведения. Приведем пример схемы общения к ролевой игре «Заседание общества книголюбов»:
Действующие лица: председатель общества книголюбов, секретарь, книголюбы. Председатель общества: 1. Открывает заседание. 2. Предоставляет слово. 3. Благодарит за выступление. 4. Резюмирует. 5. Закрывает заседание.
Секретарь: Задает уточняющие вопросы, протоколируя ход заседания. Книголюбы: Предлагают: I) пригласить в школу писателя; 2) проводить больше дискуссий по литературе; 3) обсуждать зарубежную литературу; 4) включить в поле зрения общества литературу детективного жанра и т. д. Такие схемы общения стимулируют речевое поведение учащихся во время ролевой игры, поскольку в них не только сформулирована общая экстралингвистическая задача, но и достаточно конкретно перечислены коммуникативные намерения всех участников. Схема общения может дополняться по ходу развития игры, при этом следует приветствовать всякую инициативу учащихся, которые захотят ввести новые персонажи, например «телевизионного фанатика», который будет вести себя как белая ворона в обществе книголюбов; его коммуникативное намерение, разумеется, в том, чтобы «потеснить» книгу, дав больше места телепередачам. Подготовка к проведению ролевой игры предполагает также создание карточек и снабжение ими учащихся. В карточке раскрывается позиция, свойственная данной роли, в ней содержится необходимая информация, касающаяся предыстории события и жизни героя; в карточку включаются также опоры на языке. Приведем пример карточки, которую получает один из участников ролевой игры «Заседание общества книголюбов»:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|