Особенности факультативных занятий
Имеются существенные различия в факультативном курсе по иностранному языку и другим предметам школьного цикла. Они проступают, прежде всего, в связи основного курса и факультативного курса. Если факультативный курс по другим предметам, например истории, географии, биологии, может иметь свою собственную область, смежную с основным курсом (основы картографии по географии или основа юриспруденции по истории), по иностранному языку факультативный курс должен составлять единое целое с основным курсом, лишь углубляя и расширяя его. Перед факультативным курсом стоят те же цели. Отличие факультативного курса от обязательного заключается в методах и приемах обучения, его организации. Так как идет небольшой прирост лингвистического материала, в основном лексического — новый грамматический материал не вводится, то ознакомление фактически сводится к минимуму. Основное внимание уделяется практике речи; при этом если иметь в виду тренировку и применение, то приоритет принадлежит применению. Остановимся на этих положениях подробнее. Знакомство с новым распространяется на лексику. Каждый год должно осваиваться примерно 100 новых слов. В отличие от обязательного курса учащиеся самостоятельно знакомятся со словами, так как предполагается, что приемы учебного труда, в частности работа над значением и формой слова, им известны из обязательного курса, равно как и умение пользоваться словарем и справочным аппаратом пособий в целом. Хотя нового грамматического материала не предусматривается, возможно, однако, что по ходу работы возникает у отдельных учеников необходимость повторения или систематизации каких-то грамматических явлений, он может сделать это самостоятельно, используя грамматический справочник. Что касается тренировки, то она должна иметь место на факультативных занятиях и может быть связана с совершенствованием произносительных, лексических и грамматических навыков, как правило, с целью нейтрализовать интерферирующее влияние родного языка. Тренировка должна быть подчинена применению и проходить через выполнение разных упражнений в речи. В центре внимания на факультативных занятиях применение сформированных навыков в устной речи и чтении.
Рассмотрим особенности обучения говорению. Программа указывает на усиление проблемно-дискуссионной ориентированности всего процесса обучения, и в частности говорения, что позволяет повысить речемыслительную активность учащихся, мотивированность и самостоятельность их высказываний, усилить развивающий характер обучения. В программе вместо обычного перечня тем дается примерный перечень проблем для обсуждения, которые побуждают учащихся к высказыванию своего мнения. Например: «Выбор профессии в школе или потом», «Скучно: кому? когда? почему?», «Мир на земле — что я могу для этого сделать?». Участие в обсуждении этих проблем дает каждому возможность проявить себя. Сами проблемы не могут не вызвать интереса у учащихся, поскольку они определены исходя из их возрастных особенностей. Вот характерные проблемы для десятиклассника: «Кем быть, каким быть?», «Бывают ли «лишние» знания?», «Быть современным, что это значит?». Естественно, чтобы дискуссия состоялась, учащихся нужно обеспечить языковым материалом. Это предполагает рациональное использование двух форм речи: подготовленной, обеспечиваемой опорами, и неподготовленной, т. е. свободной. Подготовленная речь, как известно, характеризуется тем, что учащиеся имеют возможность подготовить высказывание по времени и по материалу. Например:
A. Do you think he was active at the mathematics lesson while doing his Russian exercises? Опоры выполнения: he was half-active; he thought about another subject; he was not learning mathematics; he was learning neither mathematics, nor Russian. B. How can you be active at a lesson? Опоры выполнения: take one's place in the classroom in time; be ready for the lesson when the teacher comes into the classroom; listen to the teacher's explanations; do all exercises; give quick and correct answers.[78] Опоры, приведенные выше, носят объективный характер, т. е. они даны обучающей стороной без учета индивидуальных потребностей и возможностей учащихся. На факультативных занятиях следует в большей мере практиковать использование субъективных опор, которые учащиеся в ответ на стимул подбирают сами по памяти или из доступных им источников. Это больше соответствует сути речи, предполагающей выражение собственных мыслей, следовательно, и отбора содержания и средств для их выражения, что придает высказыванию ученика индивидуальный характер. Помимо того, отбор и перебор опор помогает запоминанию материала. Подготовленная речь обеспечивает неподготовленную, т. е. речь на основе нового стимула без всяких опор. Для этого создаются ситуации, близкие к тем, которые использовались при подготовленной речи, что дает импульс свободному высказыванию. Проблему можно ставить при помощи диафильма, учебного фильма, текста, заканчивающегося каким-либо вопросом содержательно-смыслового плана. В этих диафильмах, аудио- и печатных текстах должен присутствовать живой конкретный материал, апеллирующий не только к интеллекту, но и к эмоциям учащихся, что естественным образом вовлекает их в дискуссию[79]. Что касается самой методики работы, то на обычную методику, принятую в обязательном курсе, в факультативном наслаиваются некоторые приемы, хорошо зарекомендовавшие себя в интенсивных методах. Например, предъявление может быть организовано так. Демонстрируется яркий образец речи с соответствующим постановочным эффектом (фактически маленькая пьеска). Учащиеся воспринимают его на слух. Затем сами, на правах одного из персонажей, активно включаются в эту пьеску. Такой прием обеспечивает определенный уровень усвоения языкового материала уже на стадии предъявления. На факультативных занятиях можно использовать и такой прием из интенсивных методов, как «раздача легенд», чтобы у каждого учащегося было «второе я». Например, ученик получает легенду увлекающего его литературного персонажа (барон Мюнхгаузен, Том Сойер и т. п.). Вся дальнейшая его речемыслительная деятельность совершается в этом образе. Это расширяет возможности ученика как собеседника. «Я» - легенда дает возможность мобилизовать фантазию ученика, его выдумку и творческие возможности.
На факультативных занятиях должны использоваться ролевые игры с развивающимся сюжетом, что предоставляет учащимся большие возможности для преобразования материала в соответствии с вновь возникающим коммуникативным намерением. Факультативные занятия позволяют развивать у учащихся аудирование, благодаря: — общению учителя с учащимися на иностранном языке и общению учащихся между собой на занятиях; — слушанию по радио последних известий; — просмотру видеозаписей разного характера. Несколько слов об указанных возможностях. Нет необходимости говорить о том, что на факультативных занятиях общение учителя с учащимися должно быть только на английском (немецком, французском, испанском) языке. Что касается общения учащихся между собой, то оно проявляется во время дискуссии, где аудирование и говорение выступают на равных. При аудировании последних известий источником информации может выступать аудиотекст, подаваемый через школьный радиоузел (наиболее благоприятный вариант для совершенствования аудирования); учитель делает сообщение о последних известиях. Один из учеников, получив специальное задание, готовит такое сообщение для передачи по школьному радио. Наконец, источником информации могут быть фонозаписи, видеозаписи о культурной, социальной, общественно-политической жизни с уклоном в тематику, связанную со страной (странами) изучаемого языка. Возможно и желательно использование песен, шуточных рассказов. Таким образом, все виды аудирования, как и в обязательном курсе, выступают в качестве источника информации; оно является образцом для высказывания (по организации материала и его использованию в акте общения); стимулирует беседу, дискуссию и иногда служит как бы прологом к ней. Например, учитель рассказывает о своем отношении к современной музыке, используя конкретные факты, касающиеся его любимого композитора, ансамбля и т. п. Рассказ переходит в беседу об отношении учащихся-слушателей к современной музыке. Кроме того, аудиотекст может быть хорошим предисловием к чтению, если оно используется для создания большого контекста и содержит сведения об авторе, его произведении. Занятия в факультативе обеспечивают учащимся возможность больше читать на изучаемом языке. В программе факультативного курса указаны два вида чтения: с охватом основного содержания текста и с извлечением полной информации. Немаловажную роль играет так называемое просмотровое чтение, необходимость в котором возникает, с одной стороны, в связи с увеличением объема читаемого, с другой — с характером чтения. На факультативных занятиях открывается возможность индивидуального чтения по интересам. Помимо общего материала для чтения, учитель помогает учащимся найти литературу по его вкусу и склонностям. Для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в чтении используются книги, выпускаемые, например, издательством «Просвещение». Всякий текст, в том числе и по конкретному вопросу, представляющий особый интерес для учащегося, содержит разную информацию. Учащемуся нужно уметь пользоваться приемами просмотрового чтения — уметь пробежать текст глазами, чтобы найти в нем место, интересующее его, из которого он извлечет полную информацию. Самое главное в работе по чтению — вызвать потребность в чтении на иностранном языке и убедить учащихся в том, что чем больше они читают, тем легче осуществляется этот вид деятельности, превращаясь в чтение для удовольствия. Надо иметь в виду, что материал чтения может служить источником обсуждения затрагиваемых в нем проблем. Естественно поэтому, что само чтение в основном осуществляется учеником дома. Это единственный вид домашнего задания, допускаемый факультативом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|