Значение внеклассное работы и основные положения, определяющие ее проведение
Внеклассная работа по иностранному языку в единстве с обязательным курсом создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе, и расширению языковой среды. Если внеклассная работа сопровождает весь курс обучения иностранному языку в школе, то она успешно поддерживает так называемую близкую мотивацию, так как в каждой точке учебного процесса создаются условия для применения приобретенных знаний, навыков и умений, что, в свою очередь, обеспечивает стойкое положительное отношение к учению. Например, уже на первом году обучения можно провести утренник для мам к празднику 8 Марта, затем новогодний праздник; очень полезны периодически проводимые утренники-«отчеты» типа: «Мы знаем уже 100 слов (200, 300...)», где в увлекательной форме в стихах, песенках, скетчах усвоенное демонстрируется родителям, учителям и, главное, самим учащимся. На среднем и старшем этапах естественным образом расширяется диапазон применения иностранного языка в результате использования разнообразных форм внеклассной работы. Так, в пьесах, которые могут разыгрываться, учащиеся ставятся в ситуации, в которых средствами иностранного языка им приходится разрешать возможные в реальной жизни конфликты в забавной или серьезной форме. При этом они оценивают поступки героев, и у них укрепляется ценностная ориентация. В конкурсах на лучшего переводчика, широко распространенной форме внеклассной работы, актуализируются приобретенные знания языкового материала и умение читать, что стимулирует дальнейшее накопление знаний и развитие этого умения.
В кружке, посвященном изучению поэзии на иностранном языке, прививается любовь к поэтическому слову и одновременно совершенствуются произносительные навыки, общая выразительность речи. Внеклассная работа открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и для формирования мировоззрения школьников. Особую роль в этом отношении выполняют утренники и вечера, посвященные выдающимся общественным деятелям, прогрессивным ученым, представителям разных областей искусства, таким, как Генрих Бель, Бертольт Брехт, Мартин Лютер Кинг, Габриэль Гарсиа Маркес, Морис Торез и многие другие, чья жизнь и деятельность — пример нравственного подвига. Без сомнения, вечера, посвященные этим людям, принесут большую пользу и окажут доброе влияние на учащихся. Подобную роль выполняют и вечера, посвященные знаменательным событиям в стране, странах изучаемого языка: взятие Бастилии, двухсотлетие французской революции (французский язык), День независимости (английский язык), День Победы над фашизмом (для всех языков) и т. д. Многое зависит при этом от оформления: важно привлекать свежий иллюстративный материал, соответствующее музыкальное сопровождение, проявляя чувство меры, вкус. Надо отметить, что актуальная действительность постоянно рождает новые формы, которые проникают во внеклассную работу по иностранному языку, такие, например, как «интервью», «телемосты», «базары солидарности» и т. д. Учителю иностранного языка следует чутко на них реагировать, расширяя за их счет арсенал средств внеклассной работы. Комфортная обстановка внеклассной работы, построенной на добровольных началах, свободной от прямолинейного дидактизма, стимулирует развитие инициативы школьника, его способностей, снятию всяческих психологических барьеров и комплексов, мешающих самовыражению; каждый может и хочет проявить себя. Поэтому участие во внеклассной работе способствует раскрепощению и развитию личности школьника, в частности таких его качеств, как активность, целеустремленность, коллективизм и вытекающее из последнего чувство «зависимой ответственности» (А. С. Макаренко). Хорошо налаженная внеклассная работа помогает также выявить задатки и интересы и тем самым может оказать влияние на выбор если не будущей профессии, то, по крайней мере, направления; поэтому наряду с факультативными занятиями внеклассная работа выполняет профориентационную роль.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что внеклассная работа по иностранному языку способствует разумной организации досуга учащихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло, приносящее пользу себе и обществу. Замечено, что авторитет предмета, престиж иностранного языка находится в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в школе. В тех школах, где ярко и результативно проводится внеклассная работа по иностранному языку, высок престиж этого предмета и соответственно авторитет учителя иностранного языка. Там же, где она не проводится или проводится формально, этот предмет не котируется. При налаженной внеклассной работе в школе складываются определенные традиции, которые бережно сохраняются всеми принимавшими участие во внеклассных мероприятиях. В основе внеклассной работы лежит самоуправление школьников. Именно они являются субъектами внеклассной работы: она проводится ими ради них самих. Их желания и интересы являются определяющими при выборе форм и содержания внеклассной работы. Организационным центром самоуправления школьников во внеклассной работе по иностранному языку являются КИДы (клубы интернациональной дружбы). КИД состоит из ряда секций, обслуживающих различные области внеклассной работы по иностранному языку. Например, существует секция, ведающая перепиской с зарубежными школьниками, ее можно иначе назвать секцией «Юных корреспондентов»; секция, отвечающая за кружковую работу по иностранному языку: она выявляет интересы учащихся и в зависимости от них налаживает работу кружков; секция, ведающая массовыми формами внеклассной работы, как-то: олимпиадами, конкурсами, викторинами, КВН и т. п.; секция помощников учителя иностранного языка, которая выявляет отстающих по классам и организует им помощь,— «Юные учителя»; секция репортеров, в задачу которой входит информировать через школьную газету и радио обо всем, что связано с иностранным языком в данной школе. Количество секций и их характер опять-таки находится в компетенции самих учащихся. Естественно, что во главе каждой секции стоят лучшие ученики, заинтересованные в максимальном использовании иностранного языка в учебных и внеучебных условиях. Руководители секций должны нести ответственность за выполняемую работу. Мы солидарны с психологом Л. М. Фридманом в том, что «...самодеятельность школьника в учебном процессе невозможна, если школьник не чувствует ответственности перед собой и перед коллективом учащихся, а в более широком плане — перед обществом. Ведь самодеятельность — это свобода личности в определенных условиях и пределах»[80]. Поэтому каждая секция не только планирует внеклассную работу школы в целом, сообразуясь с общим планом школы, но и предусматривает формы отчетности. Отчетность, однако, не следует понимать в «бухгалтерском» смысле этого слова. Это должны быть увлекательные, проводимые на высоком уровне утренники, вечера, концерты, олимпиады и т. п., соответствующие возрасту учащихся и их языковым возможностям.
Следует иметь в виду, однако, что самоуправление школьников носит регулируемый характер, и это определяется особой ролью учителя. Как известно, в дидактике выделяют два стиля руководства, свойственные учителю: авторитарный и демократический. Понятно, что для внеклассной работы приемлем только последовательно демократический стиль руководства, сочетающийся с самоуправлением школьников. Под демократическим стилем руководства понимается следующее: учитель привлекает учащихся к принятию решений, стимулирует развитие общественного мнения, самостоятельности, опирается во всем на органы самоуправления, прислушивается к критическим замечаниям учащихся. Учащиеся же рассматривают требовательность и принципиальность учителя доброжелательно[81]. Демократический стиль руководства предполагает также косвенное руководство со стороны учителя через лидеров секций КИДа. Оно реализуется таким образом, что учитель входит в секции на правах одного из ее членов, советуя, предлагая, помогая в выборе материала и организационных форм; при этом очень важно, чтобы учитель пробуждал и стимулировал инициативу учащихся, и, как показывает опыт учителей, инициатива учащихся может творить чудеса. Предположим, нужно адаптировать пьесу, соотнеся ее с конкретным уровнем учащихся. Учитель указывает на слишком длинные и трудные монологи и предлагает учащимся самим найти выход из положения: сократить текст или передать часть монолога другому действующему лицу. Учащиеся создают разные варианты адаптации, затем в результате обсуждения принимается самый лучший. Или: учитель предлагает подобрать музыкальное сопровождение или вложить в уста одного из действующих лиц песню или стихотворение, соответствующее характеру этого лица и ситуации. Учитель может внести предложение по оформлению, декорациям, сообразуясь с возможностями учащихся; учащиеся принимают предложение с дополнениями и некоторыми изменениями, иногда проявляя при этом большую изобретательность.
В задачу учителя входит также формирование вкуса учащихся, выработка у них определенных эстетических критериев. При обсуждении предложений, исходящих от учащихся, учитель подводит их на практике к идее единства формы и содержания, он указывает, в частности, на то, что в классических пьесах не следует в качестве музыкального сопровождения использовать современную рок-музыку (если это только не несет специальную содержательную нагрузку: придает, например, иронический характер и т. д.). Во внеклассной работе учителю предоставляются также большие возможности в привлечении внимания к самой языковой материи. Дело учителя — заронить к ней интерес, привлекая внимание учащихся к способам выражения мыслей, к точности, краткости, афористичности, ибо внеклассная работа по иностранному языку — это еще и школа филологизма. Когда мы говорим о руководстве внеклассной работой учителем, мы имеем в виду не только учителя иностранного языка. По мере надобности, чтобы держать внеклассную работу на высоком уровне, надо прибегать к помощи других учителей-предметников; например, при оформлении — к учителю рисования, при подборе музыкального сопровождения — к учителю музыки и пения и т. д. В некоторых случаях целесообразно привлечь родителей учащихся, которые могут дать квалифицированный совет и оказать помощь. Все эти совместные усилия учащихся, учителей и родителей придадут внеклассной работе и ее итогу праздничный характер, характер высших достижений.
Очень важна содержательная основа внеклассной работы. При ее определении нужно отталкиваться от «зоны актуального развития», т. е. от реальных знаний, навыков и умений учащихся в иностранном языке и их общеобразовательного уровня и идти к «зоне ближайшего развития», т. е. предлагать содержание с неким опережением, то, чем еще предстоит овладеть. Как полагал Л. С. Выготский, которому принадлежат эти термины, «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой»[82]. Это прежде всего касается внеклассной работы, так как материал для ее проведения должен быть интересен и может превышать трудности учебного материала обязательного курса. Постановка пьес, например, почти всегда предполагает трудности языкового плана, но интерес к ним «побеждает» эти трудности. При отборе материала используются и укрепляются межпредметные связи. Так, в кружке, посвященном изучению поэзии на иностранном языке, сопоставляется, в частности, оригинал и его перевод на родной язык (Берне, Шекспир — Маршак, Гете — Жуковский и др.); в кружке технического перевода осуществляется связь с физикой, информатикой, биологией и т. д. Внеклассная работа предоставляет широкие возможности для углубления страноведческих знаний. Так, учащиеся узнают обычаи, нравы, которые отражены в пьесах, песнях, стихотворениях, при проведении КВН, виктории, олимпиад и т. д., поскольку они имеют в своей основе страноведческий и лингвострановедческий материал. Внеклассная работа воспитывает коллективистские качества учащихся, формирует адекватные личностные отношения. Она связана с созданием коллектива в целом и внутри него — микроколлективов, что предполагает товарищескую взаимопомощь, «чувство плеча», сопереживания и определения своего места в коллективе, умение соотносить свои желания с желаниями большинства. Микроколлективы могут иметь постоянный характер (кружки) и временный (олимпиады, викторины и пр.). Успешная работа может обеспечиваться только при условии доброжелательных отношений ее участников друг к другу, при этом важно замечать достижения, искать и находить еще не реализованные возможности своих товарищей. Так, например, учащихся более слабых по языку, но выразивших желание участвовать во внеклассной работе, следует сначала использовать при оформлении сцены, а также «костюмерами», «гримерами», «суфлерами»», затем можно поручить им небольшую роль с преобладанием мимики над речью, каждый раз подчеркивая успехи и поощряя таким образом к дальнейшим достижениям. В результате упрочивается коллектив. В настоящее время проведение внеклассной работы не мыслится без использования аудиовизуальных средств обучения (АВСО) на всех ее этапах: при подготовке, осуществлении и оформлении результатов. При разучивании песен и стихотворений важно равняться на высокий эталон, который дает исполнение певцов и мастеров художественного слова. В школьном фонде по иностранному языку должны накапливаться записи талантливых современных исполнителей, таких, как Мирей Матье, Гизела Мей и др. Диапозитивы, диафильмы, эпифильмы и прочие визуальные и аудиовизуальные средства могут быть использованы во всех видах внеклассной работы, связанных с говорением и аудированием. Их можно использовать в «немом» варианте, тогда текст создают сами учащиеся, или в озвученном. При этом важно, чтобы в них был выпукло представлен страноведческий аспект, демонстрирующий определенные сферы действительности страны, стран изучаемого языка. Такие средства необходимы, в частности, для кружка «Путешествие по Англии» (Франции, ФРГ, Испании, США, Австралии и т. д.). Следует обратить внимание еще на один аспект применения ТСО и АВСО во внеклассной работе — это создание визуальных средств самими участниками. При помощи фотоаппарата, кинокамеры в соответствии со сценарием, также выполненным участниками внеклассной работы, могут быть изготовлены эпифильмы, диафильмы, серии диапозитивов, альбомы; они могут быть озвучены и, таким образом, пополнят арсенал средств, которые смогут быть использованы как в обязательном курсе, так и во внеклассной работе по иностранному языку. Таковы основные положения, которыми следует руководствоваться во внеклассной работе по иностранному языку.
Формы внеклассной работы Существуют разнообразные формы и виды внеклассной работы. В методической литературе принято различать следующие три формы, исходя из количества участников в ней: массовую, групповую и индивидуальную. Мы будем рассматривать в основном две формы: массовую и групповую, так как полагаем, что индивидуальная «растворяется» в них. Массовая форма внеклассной работы может проводиться эпизодически и периодически; во всех случаях, однако, она должна включаться органично в общешкольный план внеклассных мероприятий. К этой форме относятся: вечера, утренники, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, пресс-конференции, день иностранного языка. В них принимают участие целые классы, параллели классов, этапы обучения, а иногда вся школа. К групповой форме относятся кружки, клубы. Групповая форма внеклассной работы характеризуется стабильностью участников (примерно 10—15 человек), регулярностью занятий. Обе формы — массовая и групповая — планируются, подготавливаются и строятся на основе теснейшей связи с обязательным курсом. Охарактеризуем основные виды внеклассной работы и методику их проведения; рассмотрим их содержание и организацию, имея в виду, что на них сказываются изменения, происходящие в жизни общества: одни виды выходят на первый план, другие уступают им места. Роль КИДа — чутко реагировать на то, что происходит в жизни и формировать соответствующее отношение школьников. Вечера и утренники относятся к основным видам массовой формы внеклассной работы, а на их содержании отражаются события школьной и внешкольной действительности. Они могут быть приурочены к знаменательным событиям культурной и социальной жизни, в частности, к объявляемому Организацией Объединенных Наций году какого-либо великого человека, например: году Лютера, году Шекспира и т. д. Они могут быть посвяшены юбилейной дате выдающихся деятелей культуры страны, язык которой изучается. Сюда же относятся вечера, посвященные поворотным событиям мировой истории и истории страны изучаемого языка. Широко распространены вечера, именуемые обычно интернациональными, не связанные ни с какой датой, они проводятся в конце полугодия или года как своеобразный смотр сил в овладении иностранным языком. На таком вечере показывают свою работу различные кружки. Интернациональный вечер (утренник) тесно связан с обязательным курсом и фактически вытекает из него. Показательным в этом смысле является УМ К для III класса школ с углубленным изучением немецкого языка[83], в котором многие уроки уподоблены репетиции, во время которой усваивается языковой материал и развиваются соответствующие навыки и умения для выступления во внеклассной работе; таким образом, вся подготовка приходится на обязательный курс, а ее реализация — на внеклассную работу. Такая тесная связь возможна только на начальном этапе; на среднем и старшем этапах она не является столь обязательной, но в принципе она всегда сохраняется. Рассмотрим в обобщенной форме подготовку к вечеру, утреннику иностранного языка и его осуществление. Подготовка — ответственный этап, который нужно организовать так, чтобы она представляла для учащихся самостоятельный интерес. Этого можно добиться в том случае, если их общение с учителем и друг с другом во время подготовки будет иметь познавательное значение, расширять их эстетические представления и вкус. Важна также четкая организация как подготовки, так и самого вечера, утренника. Дата интернационального вечера, утренника определяется общешкольным планом внеклассной работы и планом КИДа. Вокруг этой даты выстраивается вся подготовительная работа. Она предполагает координацию деятельности участников по классам, при этом инициатива исходит от КИДа, который определяет общее содержание вечера, утренника и конкретный вклад в него каждого класса. Далее происходит отбор соответствующего материала под руководством учителя. Этот материал отбирается из разнообразных источников: из учебника, книги для чтения, пособий для внеклассной работы, выпускаемых издательством «Просвещение», из приложения к журналу «Иностранные языки в школе», а также из дополнительных источников, на которые указывает учитель или которые находят сами учащиеся. Это может быть новая песня, стихотворение, скетч, пьеска. При этом, возможно, придется провести адаптацию материала или сделать другие преобразования, которые смогут произвести сами учащиеся при помощи учителя. Предположим, выбор учащихся пал на повествовательный текст, который они захотели инсценировать. Следовательно, нужно превратить его в пьеску. Например, в 7-м классе по английскому языку такое преобразование может быть совершено с текстом учебника «Джейн Эйр». Имеет смысл для этого объявить конкурс среди участников драматического кружка. Разумеется, учащимся следует показать, как это делается: научить их создавать ремарки, отражающие обстановку и отношение действующих лиц друг к другу, вооружить их речевыми клише, необходимыми для «перевода» повествовательного текста в драматический, и т. д. Эта работа сама по себе может увлечь учащихся, так как она носит творческий характер. Например: MRS. REED (she introduces Jane to Mr, Brocklehurst): This is the little girl I spoke to you about. MR. BROCKLEHURST: She is small, isn't she? How old is she? (He said unfriendly.) За отбором материала следует распределение ролей. Когда мы говорим о распределении ролей, то мы имеем в виду, наряду с выбором «артистов» на роль действующих лиц, и определение ответственных за разные моменты вечера, утренника, начиная от оформления сцены и зала и кончая созданием и распространением пригласительных билетов. Ведь и роль «билетера», следящего за порядком в зале тоже дело участников внеклассной работы. Затем следуют репетиции — чрезвычайно ответственный момент подготовки. Они могут вестись с самого начала коллективно, если их предметом является пьеска. Важно организовать своего рода «застольный период» (К. С. Станиславский), когда обсуждаются общие проблемы, связанные с пьеской, выявляется ее общая тональность и место каждого действующего лица. Затем индивидуальные репетиции перемежаются с объединенными. В конце подготовительного периода проводится генеральная репетиция в полном составе и в помещении, где состоится утренник, вечер. Каждая репетиция должна проводиться так, чтобы она была для самих учащихся заметной вехой их прогресса. Высокие требования предъявляются прежде всего к произношению. Важно мотивировать эту сторону подготовки к выступлению, т. е. заронить интерес у учащихся к тому, как они будут «звучать со сцены», желательно организовать работу с записью. Тщательная отработка произносительной стороны позволит сделать следующий шаг — овладеть выразительностью речи, связанной с ее содержательно-смысловым планом, ибо ни о каком театральном эффекте не может быть и речи, если человек скован, если ему нужно думать о том, как правильно произносить. На репетициях происходят совместные поиски средств выразительности, которые позволяют передать настроение, точную интонацию, если имеется в виду стихотворное произведение, продумываются мизансцены в драматических произведениях, расстановка голосов в хоровом пении и т. д. При этом в опыт учащихся планомерно вводится материал, расширяющий их представление об искусстве актеров, певцов, чтецов в целом. Целесообразно, отталкиваясь от конкретных фактов, предлагать учащимся прочитать что-то дополнительное, углубляющее их знания в той или иной области искусства, например: в связи с подготовкой к исполнению стихотворных произведений прочитать перевод на родном языке данных стихотворений, выполненный профессиональными переводчиками. Это дает возможность внимательно «вглядеться» в фактуру поэтического произведения, увидеть, как выражается одна и та же мысль на разных языках. Если к утреннику, вечеру готовятся кукольные номера, то имеет смысл прочитать какие-то фрагменты из книг С. В. Образцова и т. д. Понятно, что на каждой репетиции сам учитель должен стремиться углубить представление учащихся о материале, над которым они работают, создавая тем самым обстановку, при которой каждый участник будет выполнять свою роль (обязанность) наилучшим образом. Это касается не только непосредственных исполнителей, свой репетиционный период проходят и оформители, и те, кто ответственен за музыкальное сопровождение, за распространение билетов среди шефов, родителей. Таким образом, все фазы подготовки и особенно репетиция становятся периодом увлекательного учения, само- и взаимовоспитания, во время которого познание нового и слаженная совместная работа являются обязательным условием общего успеха. Когда подготовительный период завершен, то составляется программа вечера, утренника. Предложить типовую программу не представляется возможным, так как она зависит от тематики, возраста учащихся и их языковой подготовки, поэтому ограничимся несколькими конкретными примерами. I. Примерная программа утренника на тему «Что мы знаем и умеем» [84]. (5-й класс, конец I полугодия.) 1. Вступительное слово ведущего. 2. Пьеска «На уроке иностранного языка». 3. Награждение участников. 4. Разучивание новой песенки со зрителями. Слово ведущего желательно разработать с учеником на иностранном языке. Оно должно быть кратким и примерно такого содержания: «Дорогие друзья, мы изучаем английский (немецкий, французский, испанский) язык. Сегодня такое-то число. Мы изучаем язык только... месяцев (они перечисляются). Мы немного разговариваем, читаем и пишем, поем и играем. Теперь мы вам покажем, как мы это делаем». Рядом с ведущим во весь его рост из картона сделан «фрагмент словаря», в нем написаны с переводом те слова, которые зритель еще не знает, ведущий указывает на них по ходу своего рассказа. Заканчивает ведущий свое вступительное слово, назвав действующих лиц и исполнителей. Пьеска «На уроке иностранного языка» — это фактически «игра в учителя». На сцене — «класс», 3—4 стола, за которыми сидят учащиеся. Входит учитель и разыгрывает ряд сценок, связанных с буднями урока иностранного языка, при этом демонстрируется все, чем овладели дети: песни, рифмовки, диалоги, монологи. «Учитель» произносит реплики поощрения и порицания. Саму пьеску желательно «заказать» у учащихся старших классов, участников КИДа. Награждение участников утренника проводит член КИДа, он вручает награды от имени КИДа, методобъединения учителей, шефов и родительского комитета. Разучивание новой песни со зрителями проводит учитель иностранного языка вместе с учителем музыки.
II. Примерная программа вечера, посвященного Б. Брехту. (Старший этап, немецкий язык.) 1. Сообщения на темы: «Брехт — гуманист и антифашист», «Эпический театр Брехта», «Брехт — на советской сцене». 2. Отрывки из произведений Брехта: а) Сонги из «Трехгрошовой оперы» и из пьесы «Мамаша Кураж и ее дети», б) Фрагмент из пьесы «Жизнь Галилея». Сообщения на названные в программе темы делаются тремя учащимися на русском языке. Они готовят их на основе материалов, подсказанных учителями иностранного языка и литературы. Каждое сообщение длится не более 15 минут и построено на конкретном материале произведений Брехта. Художественная часть программы выполняется на иностранном языке. К этому вечеру желательно выпустить специальный бюллетень, посвященный жизни и творчеству Бертольта Брехта, его театру. III. Программа вечера, посвященного Марку Твену [85]. (Старший этап, английский язык.) 1. Вступительное слово о жизни и творчестве М. Твена. 2. Сцена из романа «Приключения Гекльберри Финна». 3. Сцена из романа «Принц и нищий». 4. Викторина связанная с жизнью и творчеством М. Твена.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|