Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение внеклассное работы и основные положения, определяющие ее проведение




Внеклассная работа по иностранному языку в единстве с обяза­тельным курсом создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развиваю­щих целей обучения. Она способствует расширению сферы приме­нения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе, и расширению языковой среды. Если внеклассная работа сопровож­дает весь курс обучения иностранному языку в школе, то она успеш­но поддерживает так называемую близкую мотивацию, так как в каж­дой точке учебного процесса создаются условия для применения приобретенных знаний, навыков и умений, что, в свою очередь, обеспечивает стойкое положительное отношение к учению. Напри­мер, уже на первом году обучения можно провести утренник для мам к празднику 8 Марта, затем новогодний праздник; очень по­лезны периодически проводимые утренники-«отчеты» типа: «Мы знаем уже 100 слов (200, 300...)», где в увлекательной форме в стихах, песенках, скетчах усвоенное демонстрируется родителям, учителям и, главное, самим учащимся.

На среднем и старшем этапах естественным образом расширяет­ся диапазон применения иностранного языка в результате исполь­зования разнообразных форм внеклассной работы. Так, в пьесах, которые могут разыгрываться, учащиеся ставятся в ситуации, в ко­торых средствами иностранного языка им приходится разрешать возможные в реальной жизни конфликты в забавной или серьезной форме. При этом они оценивают поступки героев, и у них укрепля­ется ценностная ориентация.

В конкурсах на лучшего переводчика, широко распространенной форме внеклассной работы, актуализируются приобретенные знания языкового материала и умение читать, что стимулирует дальнейшее накопление знаний и развитие этого умения.

В кружке, посвященном изучению поэзии на иностранном язы­ке, прививается любовь к поэтическому слову и одновременно со­вершенствуются произносительные навыки, общая выразительность речи.

Внеклассная работа открывает широкие возможности для осу­ществления гуманистического воспитания и для формирования мировоззрения школьников. Особую роль в этом отношении выпол­няют утренники и вечера, посвященные выдающимся общественным деятелям, прогрессивным ученым, представителям разных областей искусства, таким, как Генрих Бель, Бертольт Брехт, Мартин Лютер Кинг, Габриэль Гарсиа Маркес, Морис Торез и многие другие, чья жизнь и деятельность — пример нравственного под­вига. Без сомнения, вечера, посвященные этим людям, принесут большую пользу и окажут доброе влияние на учащихся. Подобную роль выполняют и вечера, посвященные знаменательным событиям в стране, странах изучаемого языка: взятие Бастилии, двухсотлетие французской революции (французский язык), День независимости (английский язык), День Победы над фашизмом (для всех языков) и т. д.

Многое зависит при этом от оформления: важно привлекать све­жий иллюстративный материал, соответствующее музыкальное со­провождение, проявляя чувство меры, вкус.

Надо отметить, что актуальная действительность постоянно рож­дает новые формы, которые проникают во внеклассную работу по иностранному языку, такие, например, как «интервью», «телемосты», «базары солидарности» и т. д. Учителю иностранного языка следует чутко на них реагировать, расширяя за их счет арсенал средств внеклассной работы.

Комфортная обстановка внеклассной работы, построенной на добровольных началах, свободной от прямолинейного дидактизма, стимулирует развитие инициативы школьника, его способностей, снятию всяческих психологических барьеров и комплексов, мешаю­щих самовыражению; каждый может и хочет проявить себя. По­этому участие во внеклассной работе способствует раскрепощению и развитию личности школьника, в частности таких его качеств, как активность, целеустремленность, коллективизм и вытекающее из последнего чувство «зависимой ответственности» (А. С. Мака­ренко). Хорошо налаженная внеклассная работа помогает также выявить задатки и интересы и тем самым может оказать влияние на выбор если не будущей профессии, то, по крайней мере, направле­ния; поэтому наряду с факультативными занятиями внеклассная работа выполняет профориентационную роль.

Немаловажное значение имеет и тот факт, что внеклассная ра­бота по иностранному языку способствует разумной организации досуга учащихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональ­ной энергии в нужное русло, приносящее пользу себе и обществу.

Замечено, что авторитет предмета, престиж иностранного языка находится в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в школе. В тех школах, где ярко и результативно проводит­ся внеклассная работа по иностранному языку, высок престиж этого предмета и соответственно авторитет учителя иностранного языка. Там же, где она не проводится или проводится формально, этот предмет не котируется.

При налаженной внеклассной работе в школе складываются определенные традиции, которые бережно сохраняются всеми при­нимавшими участие во внеклассных мероприятиях.

В основе внеклассной работы лежит самоуправление школьников. Именно они являются субъектами внеклассной работы: она прово­дится ими ради них самих. Их желания и интересы являются опре­деляющими при выборе форм и содержания внеклассной работы. Организационным центром самоуправления школьников во внеклас­сной работе по иностранному языку являются КИДы (клубы ин­тернациональной дружбы). КИД состоит из ряда секций, обслужи­вающих различные области внеклассной работы по иностранному языку. Например, существует секция, ведающая перепиской с зару­бежными школьниками, ее можно иначе назвать секцией «Юных корреспондентов»; секция, отвечающая за кружковую работу по иностранному языку: она выявляет интересы учащихся и в зависи­мости от них налаживает работу кружков; секция, ведающая массо­выми формами внеклассной работы, как-то: олимпиадами, конкур­сами, викторинами, КВН и т. п.; секция помощников учителя ино­странного языка, которая выявляет отстающих по классам и орга­низует им помощь,— «Юные учителя»; секция репортеров, в задачу которой входит информировать через школьную газету и радио обо всем, что связано с иностранным языком в данной школе. Количест­во секций и их характер опять-таки находится в компетенции самих учащихся. Естественно, что во главе каждой секции стоят лучшие ученики, заинтересованные в максимальном использовании иност­ранного языка в учебных и внеучебных условиях. Руководители секций должны нести ответственность за выполняемую работу. Мы солидарны с психологом Л. М. Фридманом в том, что «...самодея­тельность школьника в учебном процессе невозможна, если школь­ник не чувствует ответственности перед собой и перед коллективом учащихся, а в более широком плане — перед обществом. Ведь самодеятельность — это свобода личности в определенных условиях и пределах»[80]. Поэтому каждая секция не только планирует внеклас­сную работу школы в целом, сообразуясь с общим планом школы, но и предусматривает формы отчетности. Отчетность, однако, не следует понимать в «бухгалтерском» смысле этого слова. Это долж­ны быть увлекательные, проводимые на высоком уровне утренники, вечера, концерты, олимпиады и т. п., соответствующие возрасту учащихся и их языковым возможностям.

Следует иметь в виду, однако, что самоуправление школьников носит регулируемый характер, и это определяется особой ролью учителя. Как известно, в дидактике выделяют два стиля руководст­ва, свойственные учителю: авторитарный и демократический. По­нятно, что для внеклассной работы приемлем только последователь­но демократический стиль руководства, сочетающийся с самоуправ­лением школьников. Под демократическим стилем руководства понимается следующее: учитель привлекает учащихся к принятию решений, стимулирует развитие общественного мнения, самостоя­тельности, опирается во всем на органы самоуправления, прислу­шивается к критическим замечаниям учащихся. Учащиеся же рас­сматривают требовательность и принципиальность учителя добро­желательно[81]. Демократический стиль руководства предполагает так­же косвенное руководство со стороны учителя через лидеров секций КИДа. Оно реализуется таким образом, что учитель входит в секции на правах одного из ее членов, советуя, предлагая, помогая в выборе материала и организационных форм; при этом очень важно, чтобы учитель пробуждал и стимулировал инициативу учащихся, и, как показывает опыт учителей, инициатива учащихся может творить чудеса. Предположим, нужно адаптировать пьесу, соотнеся ее с конк­ретным уровнем учащихся. Учитель указывает на слишком длин­ные и трудные монологи и предлагает учащимся самим найти выход из положения: сократить текст или передать часть монолога другому действующему лицу. Учащиеся создают разные варианты адапта­ции, затем в результате обсуждения принимается самый лучший. Или: учитель предлагает подобрать музыкальное сопровождение или вложить в уста одного из действующих лиц песню или стихотво­рение, соответствующее характеру этого лица и ситуации. Учитель может внести предложение по оформлению, декорациям, сообразу­ясь с возможностями учащихся; учащиеся принимают предложение с дополнениями и некоторыми изменениями, иногда проявляя при этом большую изобретательность.

В задачу учителя входит также формирование вкуса учащихся, выработка у них определенных эстетических критериев. При обсуж­дении предложений, исходящих от учащихся, учитель подводит их на практике к идее единства формы и содержания, он указывает, в частности, на то, что в классических пьесах не следует в качестве музыкального сопровождения использовать современную рок-музы­ку (если это только не несет специальную содержательную нагрузку: придает, например, иронический характер и т. д.).

Во внеклассной работе учителю предоставляются также большие возможности в привлечении внимания к самой языковой материи. Дело учителя — заронить к ней интерес, привлекая внимание уча­щихся к способам выражения мыслей, к точности, краткости, афо­ристичности, ибо внеклассная работа по иностранному языку — это еще и школа филологизма.

Когда мы говорим о руководстве внеклассной работой учителем, мы имеем в виду не только учителя иностранного языка. По мере надобности, чтобы держать внеклассную работу на высоком уровне, надо прибегать к помощи других учителей-предметников; например, при оформлении — к учителю рисования, при подборе музыкаль­ного сопровождения — к учителю музыки и пения и т. д. В некото­рых случаях целесообразно привлечь родителей учащихся, которые могут дать квалифицированный совет и оказать помощь. Все эти совместные усилия учащихся, учителей и родителей придадут вне­классной работе и ее итогу праздничный характер, характер высших достижений.

Очень важна содержательная основа внеклассной работы. При ее определении нужно отталкиваться от «зоны актуального развития», т. е. от реальных знаний, навыков и умений учащихся в иностран­ном языке и их общеобразовательного уровня и идти к «зоне бли­жайшего развития», т. е. предлагать содержание с неким опереже­нием, то, чем еще предстоит овладеть. Как полагал Л. С. Выгот­ский, которому принадлежат эти термины, «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой»[82]. Это прежде всего касается внеклассной работы, так как материал для ее проведения должен быть интересен и мо­жет превышать трудности учебного материала обязательного кур­са. Постановка пьес, например, почти всегда предполагает труд­ности языкового плана, но интерес к ним «побеждает» эти труд­ности.

При отборе материала используются и укрепляются межпред­метные связи. Так, в кружке, посвященном изучению поэзии на иностранном языке, сопоставляется, в частности, оригинал и его перевод на родной язык (Берне, Шекспир — Маршак, Гете — Жу­ковский и др.); в кружке технического перевода осуществляется связь с физикой, информатикой, биологией и т. д. Внеклассная работа предоставляет широкие возможности для углубления страно­ведческих знаний. Так, учащиеся узнают обычаи, нравы, которые отражены в пьесах, песнях, стихотворениях, при проведении КВН, виктории, олимпиад и т. д., поскольку они имеют в своей основе страноведческий и лингвострановедческий материал.

Внеклассная работа воспитывает коллективистские качества уча­щихся, формирует адекватные личностные отношения. Она связана с созданием коллектива в целом и внутри него — микроколлекти­вов, что предполагает товарищескую взаимопомощь, «чувство пле­ча», сопереживания и определения своего места в коллективе, уме­ние соотносить свои желания с желаниями большинства. Микро­коллективы могут иметь постоянный характер (кружки) и времен­ный (олимпиады, викторины и пр.). Успешная работа может обес­печиваться только при условии доброжелательных отношений ее участников друг к другу, при этом важно замечать достижения, искать и находить еще не реализованные возможности своих това­рищей. Так, например, учащихся более слабых по языку, но выра­зивших желание участвовать во внеклассной работе, следует снача­ла использовать при оформлении сцены, а также «костюмерами», «гримерами», «суфлерами»», затем можно поручить им небольшую роль с преобладанием мимики над речью, каждый раз подчеркивая успехи и поощряя таким образом к дальнейшим достижениям. В результате упрочивается коллектив.

В настоящее время проведение внеклассной работы не мыслится без использования аудиовизуальных средств обучения (АВСО) на всех ее этапах: при подготовке, осуществлении и оформлении ре­зультатов. При разучивании песен и стихотворений важно рав­няться на высокий эталон, который дает исполнение певцов и масте­ров художественного слова. В школьном фонде по иностранному языку должны накапливаться записи талантливых современных исполнителей, таких, как Мирей Матье, Гизела Мей и др.

Диапозитивы, диафильмы, эпифильмы и прочие визуальные и аудиовизуальные средства могут быть использованы во всех видах внеклассной работы, связанных с говорением и аудированием. Их можно использовать в «немом» варианте, тогда текст создают сами учащиеся, или в озвученном. При этом важно, чтобы в них был выпукло представлен страноведческий аспект, демонстрирующий определенные сферы действительности страны, стран изучаемого языка. Такие средства необходимы, в частности, для кружка «Пу­тешествие по Англии» (Франции, ФРГ, Испании, США, Авст­ралии и т. д.).

Следует обратить внимание еще на один аспект применения ТСО и АВСО во внеклассной работе — это создание визуальных средств самими участниками. При помощи фотоаппарата, кинокамеры в со­ответствии со сценарием, также выполненным участниками внеклас­сной работы, могут быть изготовлены эпифильмы, диафильмы, серии диапозитивов, альбомы; они могут быть озвучены и, таким образом, пополнят арсенал средств, которые смогут быть использованы как в обязательном курсе, так и во внеклассной работе по иностранному языку.

Таковы основные положения, которыми следует руководство­ваться во внеклассной работе по иностранному языку.

 

Формы внеклассной работы

Существуют разнообразные формы и виды внеклассной работы. В методической литературе принято различать следующие три фор­мы, исходя из количества участников в ней: массовую, групповую и индивидуальную. Мы будем рассматривать в основном две формы: массовую и групповую, так как полагаем, что индивидуальная «растворяется» в них. Массовая форма внеклассной работы может проводиться эпизодически и периодически; во всех случаях, однако, она должна включаться органично в общешкольный план внеклас­сных мероприятий. К этой форме относятся: вечера, утренники, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, пресс-конференции, день иностранного языка. В них принимают участие целые классы, па­раллели классов, этапы обучения, а иногда вся школа.

К групповой форме относятся кружки, клубы. Групповая форма внеклассной работы характеризуется стабильностью участников (примерно 10—15 человек), регулярностью занятий.

Обе формы — массовая и групповая — планируются, подготав­ливаются и строятся на основе теснейшей связи с обязательным курсом.

Охарактеризуем основные виды внеклассной работы и методику их проведения; рассмотрим их содержание и организацию, имея в виду, что на них сказываются изменения, происходящие в жизни общества: одни виды выходят на первый план, другие уступают им места. Роль КИДа — чутко реагировать на то, что происходит в жиз­ни и формировать соответствующее отношение школьников.

Вечера и утренники относятся к основным видам массовой фор­мы внеклассной работы, а на их содержании отражаются события школьной и внешкольной действительности. Они могут быть при­урочены к знаменательным событиям культурной и социальной жизни, в частности, к объявляемому Организацией Объединенных Наций году какого-либо великого человека, например: году Лютера, году Шекспира и т. д. Они могут быть посвяшены юбилейной дате выдающихся деятелей культуры страны, язык которой изучается. Сюда же относятся вечера, посвященные поворотным событиям мировой истории и истории страны изучаемого языка.

Широко распространены вечера, именуемые обычно интерна­циональными, не связанные ни с какой датой, они проводятся в кон­це полугодия или года как своеобразный смотр сил в овладении иностранным языком. На таком вечере показывают свою работу различные кружки.

Интернациональный вечер (утренник) тесно связан с обязатель­ным курсом и фактически вытекает из него. Показательным в этом смысле является УМ К для III класса школ с углубленным изуче­нием немецкого языка[83], в котором многие уроки уподоблены репетиции, во время которой усваивается языковой материал и разви­ваются соответствующие навыки и умения для выступления во внеклассной работе; таким образом, вся подготовка приходится на обязательный курс, а ее реализация — на внеклассную работу. Такая тесная связь возможна только на начальном этапе; на сред­нем и старшем этапах она не является столь обязательной, но в принципе она всегда сохраняется.

Рассмотрим в обобщенной форме подготовку к вечеру, утренни­ку иностранного языка и его осуществление.

Подготовка — ответственный этап, который нужно организовать так, чтобы она представляла для учащихся самостоятельный инте­рес. Этого можно добиться в том случае, если их общение с учите­лем и друг с другом во время подготовки будет иметь познаватель­ное значение, расширять их эстетические представления и вкус. Важна также четкая организация как подготовки, так и самого ве­чера, утренника. Дата интернационального вечера, утренника опре­деляется общешкольным планом внеклассной работы и планом КИДа. Вокруг этой даты выстраивается вся подготовительная работа. Она предполагает координацию деятельности участников по классам, при этом инициатива исходит от КИДа, который определяет общее содержание вечера, утренника и конкретный вклад в него каждого класса. Далее происходит отбор соответствующего материала под руководством учителя. Этот материал отбирается из разнообразных источников: из учебника, книги для чтения, пособий для внеклас­сной работы, выпускаемых издательством «Просвещение», из при­ложения к журналу «Иностранные языки в школе», а также из дополнительных источников, на которые указывает учитель или которые находят сами учащиеся. Это может быть новая песня, стихотворение, скетч, пьеска.

При этом, возможно, придется провести адаптацию материала или сделать другие преобразования, которые смогут произвести са­ми учащиеся при помощи учителя. Предположим, выбор учащихся пал на повествовательный текст, который они захотели инсцениро­вать. Следовательно, нужно превратить его в пьеску. Например, в 7-м классе по английскому языку такое преобразование может быть совершено с текстом учебника «Джейн Эйр». Имеет смысл для этого объявить конкурс среди участников драматического круж­ка. Разумеется, учащимся следует показать, как это делается: на­учить их создавать ремарки, отражающие обстановку и отношение действующих лиц друг к другу, вооружить их речевыми клише, необходимыми для «перевода» повествовательного текста в драма­тический, и т. д.

Эта работа сама по себе может увлечь учащихся, так как она носит творческий характер. Например:

MRS. REED (she introduces Jane to Mr, Brocklehurst): This is the little girl I spoke to you about.

MR. BROCKLEHURST: She is small, isn't she? How old is she? (He said unfriendly.)

За отбором материала следует распределение ролей. Когда мы говорим о распределении ролей, то мы имеем в виду, наряду с выбо­ром «артистов» на роль действующих лиц, и определение ответст­венных за разные моменты вечера, утренника, начиная от оформле­ния сцены и зала и кончая созданием и распространением пригла­сительных билетов. Ведь и роль «билетера», следящего за порядком в зале тоже дело участников внеклассной работы.

Затем следуют репетиции — чрезвычайно ответственный момент подготовки. Они могут вестись с самого начала коллективно, если их предметом является пьеска. Важно организовать своего рода «застольный период» (К. С. Станиславский), когда обсуждаются общие проблемы, связанные с пьеской, выявляется ее общая тональ­ность и место каждого действующего лица. Затем индивидуальные репетиции перемежаются с объединенными. В конце подготови­тельного периода проводится генеральная репетиция в полном соста­ве и в помещении, где состоится утренник, вечер.

Каждая репетиция должна проводиться так, чтобы она была для самих учащихся заметной вехой их прогресса. Высокие требования предъявляются прежде всего к произношению. Важно мотивировать эту сторону подготовки к выступлению, т. е. заронить интерес у учащихся к тому, как они будут «звучать со сцены», желательно организовать работу с записью. Тщательная отработка произноси­тельной стороны позволит сделать следующий шаг — овладеть вы­разительностью речи, связанной с ее содержательно-смысловым пла­ном, ибо ни о каком театральном эффекте не может быть и речи, если человек скован, если ему нужно думать о том, как правильно произносить.

На репетициях происходят совместные поиски средств вырази­тельности, которые позволяют передать настроение, точную интона­цию, если имеется в виду стихотворное произведение, продумываются мизансцены в драматических произведениях, расстановка го­лосов в хоровом пении и т. д. При этом в опыт учащихся планомерно вводится материал, расширяющий их представление об искусстве актеров, певцов, чтецов в целом. Целесообразно, отталкиваясь от конкретных фактов, предлагать учащимся прочитать что-то допол­нительное, углубляющее их знания в той или иной области искусст­ва, например: в связи с подготовкой к исполнению стихотворных произведений прочитать перевод на родном языке данных стихотво­рений, выполненный профессиональными переводчиками. Это дает возможность внимательно «вглядеться» в фактуру поэтического про­изведения, увидеть, как выражается одна и та же мысль на раз­ных языках. Если к утреннику, вечеру готовятся кукольные номера, то имеет смысл прочитать какие-то фрагменты из книг С. В. Об­разцова и т. д.

Понятно, что на каждой репетиции сам учитель должен стре­миться углубить представление учащихся о материале, над которым они работают, создавая тем самым обстановку, при которой каждый участник будет выполнять свою роль (обязанность) наилучшим образом. Это касается не только непосредственных исполнителей, свой репетиционный период проходят и оформители, и те, кто от­ветственен за музыкальное сопровождение, за распространение би­летов среди шефов, родителей. Таким образом, все фазы подготовки и особенно репетиция становятся периодом увлекательного учения, само- и взаимовоспитания, во время которого познание нового и сла­женная совместная работа являются обязательным условием общего успеха.

Когда подготовительный период завершен, то составляется про­грамма вечера, утренника.

Предложить типовую программу не представляется возможным, так как она зависит от тематики, возраста учащихся и их языковой подготовки, поэтому ограничимся несколькими конкретными при­мерами.

I. Примерная программа утренника на тему «Что мы знаем и умеем» [84]. (5-й класс, конец I полугодия.)

1. Вступительное слово ведущего.

2. Пьеска «На уроке иностранного языка».

3. Награждение участников.

4. Разучивание новой песенки со зрителями.

Слово ведущего желательно разработать с учеником на ино­странном языке. Оно должно быть кратким и примерно такого содер­жания: «Дорогие друзья, мы изучаем английский (немецкий, фран­цузский, испанский) язык. Сегодня такое-то число. Мы изучаем язык только... месяцев (они перечисляются). Мы немного разгова­риваем, читаем и пишем, поем и играем. Теперь мы вам покажем, как мы это делаем». Рядом с ведущим во весь его рост из картона сделан «фрагмент словаря», в нем написаны с переводом те слова, которые зритель еще не знает, ведущий указывает на них по ходу своего рассказа. Заканчивает ведущий свое вступительное слово, назвав действующих лиц и исполнителей.

Пьеска «На уроке иностранного языка» — это фактически «игра в учителя». На сцене — «класс», 3—4 стола, за которыми сидят учащиеся. Входит учитель и разыгрывает ряд сценок, связанных с буднями урока иностранного языка, при этом демонстрируется все, чем овладели дети: песни, рифмовки, диалоги, монологи. «Учитель» произносит реплики поощрения и порицания. Саму пьеску желательно «заказать» у учащихся старших классов, участников КИДа.

Награждение участников утренника проводит член КИДа, он вру­чает награды от имени КИДа, методобъединения учителей, шефов и родительского комитета.

Разучивание новой песни со зрителями проводит учитель ино­странного языка вместе с учителем музыки.

 

II. Примерная программа вечера, посвященного Б. Брехту. (Старший этап, немецкий язык.)

1. Сообщения на темы: «Брехт — гуманист и антифашист», «Эпический театр Брехта», «Брехт — на советской сцене».

2. Отрывки из произведений Брехта: а) Сонги из «Трехгрошовой оперы» и из пьесы «Мамаша Кураж и ее дети», б) Фрагмент из пьесы «Жизнь Галилея».

Сообщения на названные в программе темы делаются тремя уча­щимися на русском языке. Они готовят их на основе материалов, подсказанных учителями иностранного языка и литературы. Каждое сообщение длится не более 15 минут и построено на конкретном мате­риале произведений Брехта.

Художественная часть программы выполняется на иностранном языке. К этому вечеру желательно выпустить специальный бюл­летень, посвященный жизни и творчеству Бертольта Брехта, его театру.

III. Программа вечера, посвященного Марку Твену [85]. (Старший этап, английский язык.)

1. Вступительное слово о жизни и творчестве М. Твена.

2. Сцена из романа «Приключения Гекльберри Финна».

3. Сцена из романа «Принц и нищий».

4. Викторина связанная с жизнью и творчеством М. Твена.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...