Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кого называют святыми отцами




- О святых отцах часто вспоминаем, а есть ли спи­сок или перечень имен подвижников, относящих­ся к этой категории? И каковы критерии, по ко­торым тот или иной человек считается святым от­цом? Когда и как вообще появилось это понятие?

- В богослужебных текстах святыми отца­ми называют отцов семи Вселенских Соборов, святых святителей и преподобных.

О чтении книг старца Паисия

- Является ли полезным чтение трудов Паисия Святогорца?

- Читать книги старца Паисия Святогорца - очень полезно и спасительно, так как он отвечает на многие вопросы, касающиеся нашей современности и решает их в святоотеческом духе. Очень хорошо, если перед чтением книг Паисия Святогорца вы помолитесь о упокое­нии его души. Призываю на вас Божие благо­словение.

Об игумене Никоне (Воробьеве)

- Как Вы относитесь к личности игумена Никона (Воробьева) и к его книге (сборнику писем к духовным чадам) «Нам оставлено покаяние»?

- Книга игумена Никона (Воробьева) «Нам оставлено покаяние» является в некотором роде знамением века. Она написана для того, чтобы ободрить и утешить современных мона­хов, жизнь которых так резко отличается от жизни древних подвижников, и между ними духовная дистанция увеличивается все боль­ше. Эта книга внушает надежду на спасение тех, кто хочет идти к Богу, несмотря на немо­щи, постоянные срывы и падения. В этом - обаяние книги игумена Никона. Однако мне кажется, что автор, в какой-то степени, приуменьшает значение личного подвига (усилий) человека в деле спасения, и тем самым - ответственность за свои грехи перед правдой Божией.

О пользовании инославными изданиями Нового Завета а также духовной литературой, изданной без благословения архиерея

- Можно ли читать Новый Завет и Псалтирь не­православных издательств, а также православ­ные молитвословы, другую литературу, где нет на первых страницах благословения архиерея?

- Инославными изданиями, где напечатан только текст Нового Завета и Псалтири по синодальному переводу на русский язык, поль­зоваться можно; а книги, где текст снабжен различными примечаниями и указаниями, чуждыми духу Православия, - не следует при­обретать. С молитвословами и другими бого­служебными книгами, где нет благословения архиерея или компетентных организаций, например монастыря, надо обращаться осто­рожно. Лучше в каждом конкретном случае советоваться с приходским священником, чтобы он проверил, не напечатаны ли там не принятые Церковью молитвы.

 

О ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ

 

О причащении

- В настоящее время для мирян есть рекомендация о причащении не чаще двух раз в месяц, и гово­рилось это по радио «Радонеж» от имени Патриарха. А святые отцы рекомендовали прича­щаться часто; более того, по закону христиане не должны пропускать воскресные службы. Но почему я должна прийти на службу и не прича­ститься? Вот этого не могу понять, для меня дол­жна быть во всем полнота и завершенность...

- Церковь не указала, как часто можно при­чащаться; здесь не существует общего правила, так как у разных людей разные обстоятельства и условия жизни и различные духовные пот­ребности. Каждый христианин имеет право причаститься после соответствующей подго­товки и покаяния в грехах. Мне кажется, что устная интерпретация слов Патриарха не всегда может быть верной. Когда даются рекомендации, то имеется в виду обобщенный средний уровень, но не эталон, обязательный для всех.

Священник причащается на каждой литургии, однако, по словам святителя Иоанна Златоус­та («Толкование на Книгу Деяния апостолов»), он не имеет преимуществ перед мирянином в принятии Святых Тайн. Профессионального причастия Церковь не знает; священнослужи­тель подходит к Святой Чаше как член Церк­ви, без каких-либо привилегий. Духовник мо­жет не допустить прихожанина до Причастия только в особых случаях: если тот недостаточ­но подготовлен, пренебрегает молитвенным правилом или же обращает Причастие в повод для духовной гордости. Некоторые люди по нераскаянным грехам не должны быть допу­щены до Причастия и одного раза в году, а другие, считающие Причастие самым глав­ным в своей жизни, могут причащаться всегда на литургии, в соответствии с подготовлен­ностью к этому Таинству.

 

- Стал причащаться Христовых Тайн чаще, чем раньше: раз в одну-две недели; между поста­ми - примерно раз в месяц. Вдруг прочитал у оптинских старцев, что у них, как и на Афоне, причащаться было принято 6 раз в год. Как не заблудиться и не впасть в прелесть на этот счет?

- На Афоне монахи причащаются обычно два раза в неделю, а схимники - три раза. Все святые отцы до XVIII-гo века призывали лю­дей к частому причащению, и многие из святых нашего времени продолжали и продолжа­ют традицию частого причащения, например святой Иоанн Кронштадтский, который го­ворил о том, что если христианин готов к причащению, то он может причащаться да­же ежедневно. Святой Феофан Затворник в одном из своих писем цитировал святителя Василия Великого, который в письме к Кеса­рии Патриции ссылался на кесарийскую практику - причащаться 4 раза в неделю. В связи с этим святой Феофан Затворник ут­верждал, что редкое причащение - это не­правильность, которая постепенно стала вхо­дить в церковную практику из-за духовного охлаждения христиан. Конечно, еще надо учитывать, что нравственная жизнь прежних христиан отличалась от нашей, и для нас тре­буется больше времени, чтобы вытрезвиться от греха и от грязи внешних впечатлений, ко­торая льется со всех сторон. Кроме того, у разных людей разные условия для приготов­ления к причастию, поэтому «кто может вместить, да вместит». Человек заблуждается и впадает в прелесть не от частого причаще­ния - сама по себе такая мысль уже богохуль­на, - а от гордости или же небрежности к Та­инству, когда он подходит к Святой Чаше без нужного приготовления, покаяния и проще­ния своих обидчиков. Причащаться надо со­ответственно своей внутренней потребности и по благословению духовника.

 

- В некоторых храмах во время святок или на Светлой седмице, мягко говоря, не приветству­ется причащение мирян. Говорят, что для этого был пост. Исключение допускается только для тех, у кого в эти дни именины. Насколько обос­новано такое ограничение?

- Литургия - это богослужение, на котором совершается Таинство Пресуществления Свя­тых Даров и причащение верующих. Прича­щаться можно всегда, когда служится литур­гия. Во время святок и на Светлой седмице разрешается скоромная пища, но вовсе не предписывается есть скоромное, как, напри­мер, обязательное хранение поста. Если чело­век предпочитает причащение яичнице или окороку, неужели это грех и антиправославный поступок? Известный проповедник священ­ник Белоцветов в своих проповедях призывал христиан на Светлой седмице причащаться каждый день, указывая, что это старинный обычай. Во время евхаристического канона священник от имени Христа говорит: «Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя», - призывая причащаться всех, кто готов к принятию Та­инства. А священник вопреки словам Христа говорит: «Не вкушайте Тела Христа, не пейте Его Крови, потому что пост окончен». Мне кажется, что это ошибка, граничащая с кощун­ством. На эту ошибку указывали святой Фео­фан Затворник и особенно праведный Иоанн Кронштадтский, а из современных старцев - схиигумен Савва.

Некоторые невежественные священнослужи­тели, прочитав в древних требниках о том, что надо на Пасху поесть мясо, решили, что это обязательно. На самом деле такое правило имело местное и временное значение, а имен­но: в манихейских сектах (павликиане, бугомилы), члены которых притворялись право­славными христианами и даже образовывали свои ячейки в монастырях, мясо считалось скверной, и этот запрет они старались никог­да не нарушать. Поэтому вкушение мяса на Пасху являлось свидетельством, что человек тайно не принадлежал к манихейству. Это правило, давно отмененное, в изуродо­ванном виде звучит так: «Теперь не время при­чащаться; иди, голубчик, ешь щи с мясом».

 

- Маленькие дети, которых родители подносят к Чаше, иногда настолько бурно протестуют, не желая причащаться, что начинаешь думать, уж не бесноватые ли они. Бывает, что в этой ситу­ации их родители, ничуть не смущаясь, а иног­да даже со смехом начинают так уговаривать свое чадо: «Это вкусно, это компотик, выпей компотика». Священник обращает внимание на недопустимость таких слов, объясняя, что кощунственно так говорить, но принесшие ребен­ка смотрят на него ничего не понимая. Иногда священнику приходится причащать таких детей силой, так как родители просят и даже требуют от него этого. Будет ли такое причастие полез­ным для ребенка и его родителей? Как посту­пить священнику?

- Ребенок должен привыкнуть к атмосфере, царящей в храме, и тому, что совершается в нем. Если ребенок нервничает, то его надо приласкать и успокоить. Если ребенок своим криком мешает богослужению, то мать долж­на на время вынести его из храма. Ни в коем случае родителям нельзя лгать ре­бенку, называя Причастие другими именами, чтобы он принял его, как обычную пищу. У маленького ребенка есть свой душевный мир, свои познавательные силы, свои интуи­ции, скрытые от нас. Если явно чувствуется, что на ребенка действуют демонические силы, то надо заказать сорокоуст или молебен за не­го, а в исключительном случае прибегнуть да­же к отчитке.

Полезно или нет насильно причащать малень­кого ребенка - не берусь сказать, но часто пос­ле такого Причастия ребенок успокаивается. Затем, плач ребенка - не всегда протест. Иногда это способ самовыражения, когда плач является сигналом, непонятным нам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...