Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как лучше узнать волю Божию?




- Как лучше узнать волю Божию?

- Чем больше человек будет бороться со свои­ми страстями и эгоизмом, тем более он будет способен понять волю Божию. Но так как мы пребываем в грехах и страстях, то лучше всего советоваться с духовным отцом, а если его нет, то иметь для каждого дела свидетельство в Священном Писании.

 

- Когда трудно определиться с выбором - принять решение, от которого будет зависеть дальнейшая жизнь, и молитва не помогает, и нет духовного отца, - как узнать волю Божию?

- В таких случаях молите Господа, чтобы Он показал вам через обстоятельства вашей жиз­ни Свою волю.

О благословении священника

- Мне приходилось слышать, что благословение надо брать редко, перед ответственным делом, относясь к этому крайне серьезно. Скажите, пожалуйста, несколько слов о благословении.

- Благословение - это призвание благода­ти на дела и жизнь человека; освящение, преж­де всего, самого человека. На благословение надо смотреть как на священнодействие. На каждой литургии весь народ получает благос­ловение от служащего священника. На что он благословляет? Не на конкретное дело, а на христианскую жизнь, на борьбу с грехом, на волевое стремление к вечному спасению. Что же касается благословения на определенное де­ло, то лучше брать его у своего духовного отца, после того как вы изложите ему суть вопроса.

 

- Надо брать благословение на какое-то дело на стадии принятия решения или когда мы уже приступаем к задуманному?

- Благословение бывает двух видов: или мы предоставляем священнику право решать - нужно или не нужно предпринимать задуман­ное дело, или же мы уже приняли сами реше­ние и просим благословение как помощь Бо­жию в его исполнении. Чем раньше взять бла­гословение перед началом дела - тем лучше. Если ваши намерения Богу неугодны или вам неполезны, то благословение воспрепятствует их совершению.

 

- Как быть? Один священник благословляет, дру­гой нет. Вопрос связан с работой.

- Вы сделали ошибку в том, что, взяв благосло­вение у одного священника и, как видно, бу­дучи недовольным, пошли к другому. Я ока­зался третьим. Если вы верите в силу священ­нического благословения, то надо поступить так, как сказал первый священник. Желаю вам успехов в ваших делах.

Отзыв свт. Игнатия Брянчанинова об оптинских старцах

- В письме свт. Игнатия встретил: «Наставников нет! Лучшие, сколько известно, наставники оптинские. Но они исключительно телесные деяте­ли, и потому сами во тьме ходят и последую­щих им держат во тьме, удовлетворяясь сами и требуя от других единственно телесного испол­нения заповедей». Что святитель понимал под словами «телесные деятели» и «телесное ис­полнение заповедей»?

- Святой Игнатий не раз сетовал в письмах, что богодухновенных наставников, которые были в прежние времена, теперь нет. Но он вовсе не отрицал послушание как основу мо­нашеской жизни. Только предупреждал, что нельзя теперь применять те формы послуша­ния, которые были у древних подвижников. Каждый святой может допустить ошибки. Я считаю, что в характеристике оптинских старцев святитель Игнатий допустил ошибку, не увидев, что за их внешней простотой и те­лесностью подвигов находится глубокая духов­ная опытность. Думаю, что святой Игнатий проявил здесь нетерпение, если можно так ска­зать, не увидел воду в реке, около которой сто­ял. Преподобный Лев после отъезда из Оптины святого Игнатия сказал: «Если бы он остался с нами, то был бы как преподобный Арсений Великий». Отзыв об оптинских старцах - одна из немногих ошибок святителя Игнатия, и по­этому не должна уменьшать в наших глазах ог­ромную ценность его сочинений.

Есть ли в наше время старцы?

- Есть ли в наше время старцы? Архимандрит Ки­рилл (Павлов) на этот «провокационный» воп­рос семинаристов так отвечал им с улыбкой: «Старцы - не знаю, а старики есть». А как считаете Вы?

- Мне кажется, что когда мы произносим сло­во «старец», то представляем богоносных подвижников Фиваиды или озаренных светом благодати афонских и оптинских отцов. В Третьей Книге Ездры написано об обмельчании человеческого рода. Сама земля, как ут­роба стареющей женщины, не сможет рождать прежних могучих героев. Ее дети будут по сравнению с прошлыми поколениями слабо­сильными и больными. Уже отцы Скита ска­зали: «Мы исполнили заповеди Божии; те, кто будут после нас, исполнят половину, а те, кто будут жить в последнее время, ничего не ис­полнят, но будут спасаться скорбями», - зна­чит, нам открыто, что духовность на земле бу­дет уменьшаться.

И в грядущие времена будут отдельные под­вижники, которые в своей жизни повторят подвиги древних отцов, но, в общем, духов­ность невозможно восстановить в ее прежней силе, как невозможно повернуть назад заходя­щее солнце. Духовная жизнь умалится, но не исчезнет, значит, будут наставники для жела­ющих спастись. Может быть, старцы настоя­щего времени не обладают теми дарами Духа Святого, как оптинские или Саровские под­вижники, но, стяжав некоторый духовный опыт и пройдя через ад искушений, они смо­гут указать путь к спасению. Старцы были и есть, но их увидеть может толь­ко тот, кто хочет увидеть, не для того, чтобы испытать их прозорливость или чудодействен­ность молитвы, а чтобы последовать за ними.

О лжестарцах

- Приходится видеть, как самозванные «старцы» ломают доверчивые человеческие души, коверкают судьбы, подчиняют «словесных овец» сво­ей злой воле. А новые неопытные «овцы» все идут и идут на заклание к этим духовным мяс­никам. Как относиться к подобному распрост­раненному явлению? Чем можно помочь потен­циальным и реальным жертвам такого «духов­ного окормления»?

- Появление самозванных «старцев» являет­ся одной из тяжелых проблем в наше время, которая может окончиться и уже оканчивает­ся трагедией для многих людей. Святые отцы сравнивали неопытного наставника с недост­роенным домом, за стенами которого люди хотели укрыться от бури, а он упал и задавил всех.

Неопытность и претенциозность служит при­чиной того, что «недоучки», мало смыслящие в духовной жизни, легко берутся быть настав­никами и руководителями на том пути, кото­рый они не прошли сами, в результате чего, по слову Евангелия, слепой ведет слепцов в яму. Здесь руководство нередко превращается в ду­ховный деспотизм, а отношения между отцом и чадами - в отношения господина и его ра­бов. К сожалению, принцип авторитаризма и деспотизма выдается за православное послу­шание, и человек, недавно принявший сан или монашеский постриг, требует, чтобы на него смотрели, как на Антония Великого или как на одного из духоносных отцов.

Неопытность в духовной жизни не всегда свя­зана с наивностью. Часто самозванное старче­ство имеет под собой такие мотивы, как ко­рыстолюбие, властолюбие и соединяется с хо­лодным расчетом беспринципного дельца. Методы восточных гуру по ампутации челове­ческой воли и вместе с тем человеческой со­вести начинают проявляться в Церкви под ви­дом православного старчества. О подобных явлениях мы можем найти указания и как бы предсказания в творениях святителя Игнатия Брянчанинова.

Какие признаки лжестарца, дельца и прагма­тика, который забрался в Церковь, как волк в овечий загон?

1. Старчество основано на преемственности, а лжестарцы не имеют никакой преемствен­ности, а происходят сами от себя. Иногда они выдают себя за учеников известных подвиж­ников, но на деле оказывается, что это наглая ложь. Они безответственны перед своей со­вестью в своих советах и решениях, поэтому готовы отвечать на все вопросы. Эта бессове­стность придает их словам уверенность, зах­ватывающую людей, которой отличались ре­чи таких диктаторов, как Гитлер или вожди революции.

2. Следующая черта, также характерная для диктаторов, - это стремление держать людей в информационном плену. Поэтому лжестар­цы запрещают общаться с кем-либо и даже беседовать без их особого разрешения, а также читать книги без их цензуры. Если в католи­ческой церкви не разрешалось читать только книги, входящие в индекс (список запрещен­ной литературы), то лжестарцы - захватчики чужой души - вообще стараются все книги и другие источники информации заменить сво­ей собственной персоной, а если пишут - то своей писаниной, которая в общине почита­ется и изучается, как Священное Писание. Лжестарцы не гнушаются ложью и клеветой и учат какой-то «святой лжи» своих учеников и учениц, чтобы правда о них не просочилась через стены их общины, подобно секте или ашраму. В этой общине развита слежка друг за другом, и она всячески поощряется «старцем» и его ближайшим окружением. Сказать прав­ду или побеседовать с кем-нибудь из посто­ронних лиц о том, что творится в такой общи­не, считается изменой и предательством свое­го старца. Те, кто осмелится нарушить круго­вую поруку общины, оказываются в духовной изоляции, под общим негласным террором. Кажется, что над ними произнесена анафема или иудейский херем. Эта психологическая пытка продолжается до тех пор, пока «гуру» не убедится, что воля непокорных сломлена и раздавлена, а другие получили урок, как не слушаться старца.

Надо сказать, что диктаторы также стреми­лись к тому, чтобы люди меньше думали и меньше читали книг, а беспрекословно слуша­лись их, Гитлер призывал солдат к жестокости: «Не вы отвечаете за это перед провидением, а я»; этим самым фюрер хотел заменить чело­веческую совесть принципом вождизма, то есть уничтожить совесть. Еще в сравнительно недавнее время диктата люди боялись говорить с иностранцами, что­бы их не обвинили в измене и шпионаже; если они встречались с иностранцами по делам службы или случайно, то должны были дать подробный отчет об этом, а для лжестарцев - этих доморощенных диктаторов - все те, кто не принадлежит к их общине, - иностранцы. Когда одного сиракузского тирана спросили, как он удерживает свою власть, то он повел своего гостя в поле и стал сбивать тростью ко­лосья пшеницы, которые возвышались над другими.

Лжестарцы обычно защищаются клеветой, то есть распускают лживые слухи и сплетают интриги вокруг тех, кого они считают своими возможными соперниками. Чем можно помочь жертвам такого «духовно­го» окормления? Мне кажется, что большое значение в этом деле может иметь местный архиерей. Слово «епископ» означает «надзи­ратель». Он должен оповещать монастыри и приходы о том, что послушание - это не по­рабощение, а вид передачи духовного опыта; что запрещение общаться с людьми и читать духовную литературу является агрессией против человеческой совести, то есть того, что принадлежит только Богу. Те священники и игумены, которые злоупотребляют своей властью и обращаются с прихожанами или насельниками монастыря, как со своей соб­ственностью, должны быть предупреждены о недопустимости таких методов, а затем подвергнуты церковному прещению. Разуме­ется, это не значит, что надо впадать в дру­гую, не менее пагубную крайность: не испол­нять послушания, гулять и встречаться с кем попало, смотреть в монастырях телевизор, а также мирянам читать литературу и посе­щать зрелища, несовместимые с христианс­кой нравственностью.

В Элладской Церкви существует правило, что священник может принимать исповедь и руководить людьми по особому разрешению епископа. Конечно, изменять традиции своей Церкви нельзя и не стоит, но усилить конт­роль над духовными агрессорами - это одна из насущных задач современной церковной жизни.

Думаю, что вопрос о лжестарцах должен найти свое место в архиерейских посланиях, которые читались бы в монастырях и храмах, и явились бы авторитетным голосом для верующих. Что же касается людей, попавших в духовный плен, то я думаю, что если они искренно веру­ющие и не потеряли нравственного чувства, то Господь покажет им ложь и пагубность та­кого послушания. Они почувствуют духовное зловоние старцев-лжецов и вырвутся из этой паутины. А тем, кто идет на компромисс со своей совестью, помочь могут только страда­ния и разочарования в своих гнилых кумирах, а главное - молитвы Церкви.

 

О ДУХОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

О духовных книгах

- Сообщите, пожалуйста, если можно, какие книги (в дополнение к Библии) для Вас особен­но дороги или какие Вы считаете важными.

- Я думаю, что для современных христиан особенно важны творения святых Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника и Иоан­на Кронштадтского.

 

- Можно ли подавлять желание знать духовный мир, ссылаясь на то, что еще рано или вред­но? Какие духовные книги мне можно читать? Мария.

- Мы можем познавать мир в соответствии с нашим духовным ростом и очищением ду­ши. Поэтому, прежде всего, следует читать книги святых отцов о том, как бороться со страстями, исполнять послушание и творить Иисусову молитву. Советую вам вначале изу­чить, то есть несколько раз внимательно про­читать поучения аввы Дорофея и «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, а затем сочинения современных подвижников: свя­тых Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова и Иоанна Кронштадтского. Знания, оторванные от жизни, не дают духовной муд­рости, а только легко вводят в гордость и тщеславие. Читайте не для того, чтобы знать и рассказывать другим, а чтобы исполнить са­мой. Помоги вам Господи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...