Как лучше узнать волю Божию?
- Как лучше узнать волю Божию? - Чем больше человек будет бороться со своими страстями и эгоизмом, тем более он будет способен понять волю Божию. Но так как мы пребываем в грехах и страстях, то лучше всего советоваться с духовным отцом, а если его нет, то иметь для каждого дела свидетельство в Священном Писании.
- Когда трудно определиться с выбором - принять решение, от которого будет зависеть дальнейшая жизнь, и молитва не помогает, и нет духовного отца, - как узнать волю Божию? - В таких случаях молите Господа, чтобы Он показал вам через обстоятельства вашей жизни Свою волю. О благословении священника - Мне приходилось слышать, что благословение надо брать редко, перед ответственным делом, относясь к этому крайне серьезно. Скажите, пожалуйста, несколько слов о благословении. - Благословение - это призвание благодати на дела и жизнь человека; освящение, прежде всего, самого человека. На благословение надо смотреть как на священнодействие. На каждой литургии весь народ получает благословение от служащего священника. На что он благословляет? Не на конкретное дело, а на христианскую жизнь, на борьбу с грехом, на волевое стремление к вечному спасению. Что же касается благословения на определенное дело, то лучше брать его у своего духовного отца, после того как вы изложите ему суть вопроса.
- Надо брать благословение на какое-то дело на стадии принятия решения или когда мы уже приступаем к задуманному? - Благословение бывает двух видов: или мы предоставляем священнику право решать - нужно или не нужно предпринимать задуманное дело, или же мы уже приняли сами решение и просим благословение как помощь Божию в его исполнении. Чем раньше взять благословение перед началом дела - тем лучше. Если ваши намерения Богу неугодны или вам неполезны, то благословение воспрепятствует их совершению.
- Как быть? Один священник благословляет, другой нет. Вопрос связан с работой. - Вы сделали ошибку в том, что, взяв благословение у одного священника и, как видно, будучи недовольным, пошли к другому. Я оказался третьим. Если вы верите в силу священнического благословения, то надо поступить так, как сказал первый священник. Желаю вам успехов в ваших делах. Отзыв свт. Игнатия Брянчанинова об оптинских старцах - В письме свт. Игнатия встретил: «Наставников нет! Лучшие, сколько известно, наставники оптинские. Но они исключительно телесные деятели, и потому сами во тьме ходят и последующих им держат во тьме, удовлетворяясь сами и требуя от других единственно телесного исполнения заповедей». Что святитель понимал под словами «телесные деятели» и «телесное исполнение заповедей»? - Святой Игнатий не раз сетовал в письмах, что богодухновенных наставников, которые были в прежние времена, теперь нет. Но он вовсе не отрицал послушание как основу монашеской жизни. Только предупреждал, что нельзя теперь применять те формы послушания, которые были у древних подвижников. Каждый святой может допустить ошибки. Я считаю, что в характеристике оптинских старцев святитель Игнатий допустил ошибку, не увидев, что за их внешней простотой и телесностью подвигов находится глубокая духовная опытность. Думаю, что святой Игнатий проявил здесь нетерпение, если можно так сказать, не увидел воду в реке, около которой стоял. Преподобный Лев после отъезда из Оптины святого Игнатия сказал: «Если бы он остался с нами, то был бы как преподобный Арсений Великий». Отзыв об оптинских старцах - одна из немногих ошибок святителя Игнатия, и поэтому не должна уменьшать в наших глазах огромную ценность его сочинений.
Есть ли в наше время старцы? - Есть ли в наше время старцы? Архимандрит Кирилл (Павлов) на этот «провокационный» вопрос семинаристов так отвечал им с улыбкой: «Старцы - не знаю, а старики есть». А как считаете Вы? - Мне кажется, что когда мы произносим слово «старец», то представляем богоносных подвижников Фиваиды или озаренных светом благодати афонских и оптинских отцов. В Третьей Книге Ездры написано об обмельчании человеческого рода. Сама земля, как утроба стареющей женщины, не сможет рождать прежних могучих героев. Ее дети будут по сравнению с прошлыми поколениями слабосильными и больными. Уже отцы Скита сказали: «Мы исполнили заповеди Божии; те, кто будут после нас, исполнят половину, а те, кто будут жить в последнее время, ничего не исполнят, но будут спасаться скорбями», - значит, нам открыто, что духовность на земле будет уменьшаться. И в грядущие времена будут отдельные подвижники, которые в своей жизни повторят подвиги древних отцов, но, в общем, духовность невозможно восстановить в ее прежней силе, как невозможно повернуть назад заходящее солнце. Духовная жизнь умалится, но не исчезнет, значит, будут наставники для желающих спастись. Может быть, старцы настоящего времени не обладают теми дарами Духа Святого, как оптинские или Саровские подвижники, но, стяжав некоторый духовный опыт и пройдя через ад искушений, они смогут указать путь к спасению. Старцы были и есть, но их увидеть может только тот, кто хочет увидеть, не для того, чтобы испытать их прозорливость или чудодейственность молитвы, а чтобы последовать за ними. О лжестарцах - Приходится видеть, как самозванные «старцы» ломают доверчивые человеческие души, коверкают судьбы, подчиняют «словесных овец» своей злой воле. А новые неопытные «овцы» все идут и идут на заклание к этим духовным мясникам. Как относиться к подобному распространенному явлению? Чем можно помочь потенциальным и реальным жертвам такого «духовного окормления»? - Появление самозванных «старцев» является одной из тяжелых проблем в наше время, которая может окончиться и уже оканчивается трагедией для многих людей. Святые отцы сравнивали неопытного наставника с недостроенным домом, за стенами которого люди хотели укрыться от бури, а он упал и задавил всех.
Неопытность и претенциозность служит причиной того, что «недоучки», мало смыслящие в духовной жизни, легко берутся быть наставниками и руководителями на том пути, который они не прошли сами, в результате чего, по слову Евангелия, слепой ведет слепцов в яму. Здесь руководство нередко превращается в духовный деспотизм, а отношения между отцом и чадами - в отношения господина и его рабов. К сожалению, принцип авторитаризма и деспотизма выдается за православное послушание, и человек, недавно принявший сан или монашеский постриг, требует, чтобы на него смотрели, как на Антония Великого или как на одного из духоносных отцов. Неопытность в духовной жизни не всегда связана с наивностью. Часто самозванное старчество имеет под собой такие мотивы, как корыстолюбие, властолюбие и соединяется с холодным расчетом беспринципного дельца. Методы восточных гуру по ампутации человеческой воли и вместе с тем человеческой совести начинают проявляться в Церкви под видом православного старчества. О подобных явлениях мы можем найти указания и как бы предсказания в творениях святителя Игнатия Брянчанинова. Какие признаки лжестарца, дельца и прагматика, который забрался в Церковь, как волк в овечий загон? 1. Старчество основано на преемственности, а лжестарцы не имеют никакой преемственности, а происходят сами от себя. Иногда они выдают себя за учеников известных подвижников, но на деле оказывается, что это наглая ложь. Они безответственны перед своей совестью в своих советах и решениях, поэтому готовы отвечать на все вопросы. Эта бессовестность придает их словам уверенность, захватывающую людей, которой отличались речи таких диктаторов, как Гитлер или вожди революции. 2. Следующая черта, также характерная для диктаторов, - это стремление держать людей в информационном плену. Поэтому лжестарцы запрещают общаться с кем-либо и даже беседовать без их особого разрешения, а также читать книги без их цензуры. Если в католической церкви не разрешалось читать только книги, входящие в индекс (список запрещенной литературы), то лжестарцы - захватчики чужой души - вообще стараются все книги и другие источники информации заменить своей собственной персоной, а если пишут - то своей писаниной, которая в общине почитается и изучается, как Священное Писание. Лжестарцы не гнушаются ложью и клеветой и учат какой-то «святой лжи» своих учеников и учениц, чтобы правда о них не просочилась через стены их общины, подобно секте или ашраму. В этой общине развита слежка друг за другом, и она всячески поощряется «старцем» и его ближайшим окружением. Сказать правду или побеседовать с кем-нибудь из посторонних лиц о том, что творится в такой общине, считается изменой и предательством своего старца. Те, кто осмелится нарушить круговую поруку общины, оказываются в духовной изоляции, под общим негласным террором. Кажется, что над ними произнесена анафема или иудейский херем. Эта психологическая пытка продолжается до тех пор, пока «гуру» не убедится, что воля непокорных сломлена и раздавлена, а другие получили урок, как не слушаться старца.
Надо сказать, что диктаторы также стремились к тому, чтобы люди меньше думали и меньше читали книг, а беспрекословно слушались их, Гитлер призывал солдат к жестокости: «Не вы отвечаете за это перед провидением, а я»; этим самым фюрер хотел заменить человеческую совесть принципом вождизма, то есть уничтожить совесть. Еще в сравнительно недавнее время диктата люди боялись говорить с иностранцами, чтобы их не обвинили в измене и шпионаже; если они встречались с иностранцами по делам службы или случайно, то должны были дать подробный отчет об этом, а для лжестарцев - этих доморощенных диктаторов - все те, кто не принадлежит к их общине, - иностранцы. Когда одного сиракузского тирана спросили, как он удерживает свою власть, то он повел своего гостя в поле и стал сбивать тростью колосья пшеницы, которые возвышались над другими. Лжестарцы обычно защищаются клеветой, то есть распускают лживые слухи и сплетают интриги вокруг тех, кого они считают своими возможными соперниками. Чем можно помочь жертвам такого «духовного» окормления? Мне кажется, что большое значение в этом деле может иметь местный архиерей. Слово «епископ» означает «надзиратель». Он должен оповещать монастыри и приходы о том, что послушание - это не порабощение, а вид передачи духовного опыта; что запрещение общаться с людьми и читать духовную литературу является агрессией против человеческой совести, то есть того, что принадлежит только Богу. Те священники и игумены, которые злоупотребляют своей властью и обращаются с прихожанами или насельниками монастыря, как со своей собственностью, должны быть предупреждены о недопустимости таких методов, а затем подвергнуты церковному прещению. Разумеется, это не значит, что надо впадать в другую, не менее пагубную крайность: не исполнять послушания, гулять и встречаться с кем попало, смотреть в монастырях телевизор, а также мирянам читать литературу и посещать зрелища, несовместимые с христианской нравственностью.
В Элладской Церкви существует правило, что священник может принимать исповедь и руководить людьми по особому разрешению епископа. Конечно, изменять традиции своей Церкви нельзя и не стоит, но усилить контроль над духовными агрессорами - это одна из насущных задач современной церковной жизни. Думаю, что вопрос о лжестарцах должен найти свое место в архиерейских посланиях, которые читались бы в монастырях и храмах, и явились бы авторитетным голосом для верующих. Что же касается людей, попавших в духовный плен, то я думаю, что если они искренно верующие и не потеряли нравственного чувства, то Господь покажет им ложь и пагубность такого послушания. Они почувствуют духовное зловоние старцев-лжецов и вырвутся из этой паутины. А тем, кто идет на компромисс со своей совестью, помочь могут только страдания и разочарования в своих гнилых кумирах, а главное - молитвы Церкви.
О ДУХОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ О духовных книгах - Сообщите, пожалуйста, если можно, какие книги (в дополнение к Библии) для Вас особенно дороги или какие Вы считаете важными. - Я думаю, что для современных христиан особенно важны творения святых Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника и Иоанна Кронштадтского.
- Можно ли подавлять желание знать духовный мир, ссылаясь на то, что еще рано или вредно? Какие духовные книги мне можно читать? Мария. - Мы можем познавать мир в соответствии с нашим духовным ростом и очищением души. Поэтому, прежде всего, следует читать книги святых отцов о том, как бороться со страстями, исполнять послушание и творить Иисусову молитву. Советую вам вначале изучить, то есть несколько раз внимательно прочитать поучения аввы Дорофея и «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, а затем сочинения современных подвижников: святых Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова и Иоанна Кронштадтского. Знания, оторванные от жизни, не дают духовной мудрости, а только легко вводят в гордость и тщеславие. Читайте не для того, чтобы знать и рассказывать другим, а чтобы исполнить самой. Помоги вам Господи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|