О родительском благословении
- Как Вы считаете и как относится Церковь к тому, что дочь ушла в монастырь без материнского благословения. Мать - православная христианка. - Это серьезный вопрос. Надо знать, по каким мотивам мать не дает своего благословения на уход в монастырь. Если считает, что мирская жизнь лучше монашеской, или отказывает в эгоистических целях, или ей без причины не нравится монастырь, то дочь может не послушаться. А если мать знает, что в монастыре творится что-то неладное, то она должна посоветоваться с духовными лицами, не заинтересованными в этом вопросе, и тогда она может поговорить с дочерью и указать ей на отрицательные факты. В таком случае благоразумнее для дочери послушать мать и поступить в другой монастырь. Ответ послушнице - За годы, проведенные в монастыре, понимаешь, что я натворила в своей жизни, сколько принесла горя своим близким, через которых я просто переступила. Кажется, что выбранный мною путь мне не по силам. А самое главное, что все, что я сделала другим, вернулось мне сторицей. - Будет ли вам лучше в миру? Сомневаюсь. Желаю вам победить искушение и остаться в монастыре. Что касается родных, через которых вы «переступили», то роднее для нас должен быть Бог. Когда человек вступает в монастырь и ведет правильную духовную жизнь, то есть находится в послушании и молитве, то Господь вместо него посылает ангела его родным сохранять и помогать им ради монашеского подвига того, кто посвятил себя Богу. Призываю на вас Божие благословение. О принятии монашества перед смертью - Батюшка, в чем смысл принятия монашества перед самой смертью? Ведь не остается времени для выполнения обетов. Или тут главное - намерение сердца, на которое и смотрит Господь?
- Монашество перед смертью имеет смысл, когда человек уже раньше стремился к монашеству и по каким-либо обстоятельствам не мог принять его. Однако было немало случаев, когда после монашеского пострига на смертном одре человек исцелялся от болезни, и тогда он мог выполнять монашеские обеты. О невкушении мяса - То, что монахи никогда не должны вкушать мясо, - это традиция, канон или что еще? И где корни этого? - Запрещение монахам есть мясо зафиксировано в церковном уставе. Здесь не брезгливость к мясу как пище, разрешенной Богом, а аскетический опыт; именно мясо не соответствует монашескому образу жизни. Об искушении - Если иеромонах сам насквозь пронизывает меня глазами, сияет и улыбается, когда меня видит, эмоционально это выдержать очень сложно. Я и опускаю голову, и краснею, и отвожу глаза, и обхожу его стороной, и не подхожу под благословение. Но выдерживать такие эмоции очень сложно. Что же, я должна подойти и сказать ему: не смотрите на меня, не отвлекайте от богослужения, я пребываю в молитве? Но такое ощущение, что он неравнодушен и уже не хочет это скрывать. Подскажите, что делать. Елена. - Иеромонах тоже человек, подверженный искушениям, поэтому во имя христианской любви сохраняйте его душу и себя от искушения. Здесь единственное спасение в бегстве, то есть на время отдалитесь от него, и это зачтется вам в духовный подвиг. Для диавола самая большая победа и самая лакомая пища - искусить монаха, отнять у него то, что он стяжал в течение многих лет. Поэтому не только молодому, но и старому, трясущемуся от болезни монаху демон может внушить неожиданную страсть, чтобы ввести его в искушение и посмеяться над его обетами. Помоги вам Господи. Желаю быть духовной победительницей. Ваше имя Елена означает горящий факел; берегитесь, чтобы он не затух от внезапных порывов бури.
О выборе жизненного пути - В жизни существует только два пути - монашество и брак, или есть другой путь? Как узнать, какой из них - мой? - В жизни есть третий путь - это безбрачие в миру. Апостол Павел говорит: «Если ты выдаешь дочь замуж, то хорошо делаешь, а если не выдаешь - то лучше». Разумеется, во времена апостолов безбрачная девушка не обязательно шла в монашескую общину (в Четьи-Минеях есть сведения о таких общинах, существовавших уже во втором столетии, например житие преподобномученицы Параскевы, II в.), а, оставаясь в миру, посвящала свое время церкви, работе и помощи нуждающимся. Нужно молиться, чтобы Господь открыл человеку, какой образ жизни избрать ему. Если человек рожден для монашества, то он не представляет свою жизнь вне монашества. Он чувствует, что не может найти счастья в этом мире, который никогда не удовлетворит тайных стремлений его души. Если такой человек вступит в брак, то будет тосковать о монашестве, поэтому не станет сам счастлив и других не сделает счастливыми. Если человек хочет вступить в брак, то он должен найти себе друга жизни. Слово «друг» означает «другое я». Без духовного родства и общности душевных интересов человек не избавится от чувства одиночества, более того, легче перенести грусть одиночества наедине с самим собой, чем агрессивное одиночество в семье, которая остается чужой, - одиночество от накопленных противоречий.
- У меня сейчас нет ни семьи, ни работы. Наверное, это и моя вина, что все так получилось. Не знаю, как мне быть дальше, какой путь выбрать, брак или монашество, и как можно узнать того человека, который будет от Бога? - Проанализируйте свои поступки, а главное их внутренние мотивы; попробуйте найти долю своей вины в сложившейся ситуации. Принесите покаяние в этих грехах, постарайтесь внутренне изменить себя - тогда изменится и внешнее. Потом будет видно, какой путь избрать вам.
- Когда решаю познакомиться с девушкой с целью создания семьи, чувствую внутренний запрет. Как можно распознать: это знак свыше, мой эгоизм или что-то еще? Может быть, это, как говорят, «на роду написано» - запрет на брак, чтобы я больше молился за наш род? Но в то же время я не чувствую призвания к монашеству. Может быть, кроме двух путей (монашество и брак) есть третий - одиночество в миру, направленное на служение Богу и людям? Что нужно сделать, чтобы найти свой путь?
- Когда вы не чувствуете явного призыва к тому или иному образу жизни, то лучше не торопиться ни с браком, ни с монашеством, а подождать, пока вы внутренне не определите себя. Многие ревностные христиане избирали путь к Богу через служение людям в миру, например Сампсон Странноприимец, Зотик Сиропитатель, Филарет Милостивый и другие.
- Как человеку узнать о себе волю Божию? Как выбрать профессию, куда устроиться на работу, жениться или не жениться? - Чтобы узнать волю Божию, надо найти духовного отца и с его помощью определять волю Божию в своей жизни. Как выбрать профессию? По возможности надо выбрать ту профессию, которая интересует человека, тогда труд меньше утомляет и дает чувство удовлетворения. Куда устроиться на работу? Туда, где меньше соблазна и опасности согрешить. Жениться или не жениться? Здесь требуется дополнительный вопрос: на ком жениться. А вообще, надо смотреть не на телесную, а на душевную красоту.
О ДУХОВНОМ РУКОВОДСТВЕ
Как найти духовного отца - Подскажите, как найти духовного отца. - Духовный отец, прежде всего, должен быть строго православным и обладать определенным духовным опытом. Во-вторых, перед ним должна быть открыта ваша душа, то есть вы должны чувствовать, что можете легко исповедоваться ему и рассказывать все о своей жизни без утайки.
- Что делать при переходе к другому духовнику с «грузом» наставлений, благословений прежнего батюшки? Священник сам объявляет о том, что ты его духовное чадо? - Уходить от духовного отца можно только по веским причинам (об этом следует посоветоваться с другим духовным лицом), а не самовольно. При переходе к другому духовнику надо попросить, чтобы прежний духовник снял наложенные на него правила. Будущий духовный отец должен дать согласие, что принимает в чада.
- Если я попробую испытать священника, который мне «приглянулся», и спрошу его, как он относится к тому, что миряне занимаются Иисусовой молитвой, будет ли это честно и правильно?
- Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Прежде чем избрать себе духовного отца, испытай его». Поэтому вы должны убедиться в православии и духовной опытности этого священника, прежде чем проситься в его духовные чада. Речь идет не о экзамене, которому вы подвергнете священника с каверзными вопросами, а о том, что поделитесь с ним самым дорогим и сокровенным для вас и посмотрите, насколько близки его взгляды с устроением и чаяниями вашей души. А что касается православия, то я понимаю под этим внутреннюю воцерковленность, бережное хранение православного Предания и традиций, отсутствие двух крайностей: модернистических изворотов и раскольнического духа, который часто проявляется в огульном осуждении.
- Как молиться о даровании духовного руководителя? Что еще приложить к этой молитве, кроме терпения, чтобы она была услышана? - Молитвенно просите великого наставника монахов - преподобного Иоанна Лествичника - о даровании вам духовного руководителя. Можно к молитве еще приложить пост по понедельникам. - У меня много сложных проблем в духовном, психологическом плане. Если искать опытного духовника, в нашем городе можно найти его только среди священномонахов (им за 50). Я думаю, что для монаха будет искушением такое духовное руководство. Или обходиться пока чтением, или консультацией у верующего психотерапевта, или обратиться в другой город? - Не советую обращаться к психотерапевтам, потому что основы современной психотерапии не совпадают с христианским учением о человеке. Думаю, необходимо найти опытного духовника. Что касается священномонахов, то они на исповеди принуждены слышать десятки раз все человеческие грехи, поэтому вряд ли ваша исповедь их соблазнит. Здесь надо только соблюдать разумную дистанцию и общаться по необходимости для решения назревших проблем и вопросов. Помоги вам Господи. - Я никак не обрету духовника. Однажды пошла на исповедь к авторитетному лаврскому старцу (в Сергиевом Посаде), он не успел меня принять и отправил к своему чаду, о котором тоже говорят как о прозорливом, а потом велел снова приехать к нему. Его чадо-монах вначале был приветлив, а потом вдруг сказал, что я дура, блудница, водку пью, ворую (я этого не делаю). Я поняла, что он меня просто смиряет. Еще сказал, что мне одна дорога - в монастырь, и как можно скорее. А сам даже не спросил о моих родителях! Я виду не подала, но ушла с тяжелым сердцем, а потом вовсе осудила его и сделала вывод, что лучше держаться от них (прозорливых) подальше; кто они на самом деле - не поймешь, а смущения много. Когда я шла к ним, просила Бога открыть мне Свою волю... Батюшка, что Вы скажете по этому поводу?
- Старец смирял вас. Давайте посмотрим, что обидного он вам сказал. Во-первых, дура; а как часто мы делаем глупости, о которых потом жалеем, как часто за суетой и пустяками забываем главное - собственное спасение. Что же, мы с вами мудрецы? Он сказал, что вы блудница; но ведь в Евангелии грех в мыслях тоже называется блудом. Если вы не совершили этого мысленного греха, то, значит, вы бесстрастны, и мне, грешному, остается только позавидовать вам. Сказал: водку пьете; а разве наши страстные чувства не опьяняют нас, как водка, а может быть еще больше? Он сказал, что вы воруете, и вы поспешили отрицать это; в Библии написано: «Шесть дней делай дела свои, а седьмой - Господу Богу твоему», - значит, воскресные дни и церковные праздники - это дни, посвященные Богу. А разве не было случаев, когда вы в эти дни без особой необходимости занимались мирскими делами или же под каким-либо предлогом не посещали храм; значит, вы воровали у Бога то, что принадлежит Ему. Эту мысль можно продолжить, но стоит ли? Монах хотел посмотреть на вашу реакцию, как вы отнесетесь к мысли о монастыре, а так просто в монастырь не поступают. Раньше некоторые старцы испытывали еще более радикальным способом: давали поручения и послушания, с виду нелепые и неисполнимые, и смотрели, как человек поступит в данном случае. Вы говорите, что монах был вначале с вами приветлив; но если бы он продолжал в том же приветливом духе, то была бы вам от этого духовная польза, не перешли бы ваши отношения с духовного на душевное? Поэтому старцы иногда огорчают приходящих к ним. Что же касается монашеской жизни, то для нее нужно особое духовное призвание. Каноны Церкви запрещают насильно, без согласия самого человека, понуждать его принять монашество, подобно тому, как нельзя принуждать насильно вступать в брак. Так что монах просто хотел узнать ваше духовное состояние, если можно так сказать, диагностировал вас, а вы ушли, не подав вида (что говорит о вашей культуре), но с тяжелым сердцем (что говорит о вашей гордости). Думаю, что вам надо исполнить благословение первого старца и снова пойти к нему. Призываю на вас Божие благословение. Храни вас Господь.
- Батюшка, почему иногда при чтении Ваших ответов (не только на свои вопросы) у меня появляется какое-то злое несогласие (внутреннее, не от разума) с Вашим мнением? И это наряду с тем, что испытываю к Вам чувство уважения и доверия. Значит ли это, что задеваются внутри меня какие-то струнки гордости, самолюбия? - У меня в свое время были непонятные вспышки неприязни к священнику, который затем стал моим духовным отцом и самым дорогим для меня человеком. Теперь я понимаю, что злая сила хотела не допустить, чтобы я руководился им. Я не говорю, что эти случаи аналогичны; но, во всяком случае, помните о существовании злой силы. В книге «Рассказы странника» содержится характерная деталь: странник, обходя святые места, почему-то не хотел идти в один из монастырей, но преодолел свое чувство, и оказалось, что там жил схимонах, который обучил его Иисусовой молитве. Наши эмоции, связанные со страстями, - ненадежный советчик в духовной жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|