Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О родительском благословении




- Как Вы считаете и как относится Церковь к то­му, что дочь ушла в монастырь без материн­ского благословения. Мать - православная христианка.

- Это серьезный вопрос. Надо знать, по каким мотивам мать не дает своего благословения на уход в монастырь. Если считает, что мирская жизнь лучше монашеской, или отказывает в эгоистических целях, или ей без причины не нравится монастырь, то дочь может не послу­шаться. А если мать знает, что в монастыре творится что-то неладное, то она должна посо­ветоваться с духовными лицами, не заинтере­сованными в этом вопросе, и тогда она может поговорить с дочерью и указать ей на отрица­тельные факты. В таком случае благоразумнее для дочери послушать мать и поступить в дру­гой монастырь.

Ответ послушнице

- За годы, проведенные в монастыре, понима­ешь, что я натворила в своей жизни, сколько принесла горя своим близким, через которых я просто переступила. Кажется, что выбранный мною путь мне не по силам. А самое главное, что все, что я сделала другим, вернулось мне сторицей.

- Будет ли вам лучше в миру? Сомневаюсь. Желаю вам победить искушение и остаться в монастыре. Что касается родных, через кото­рых вы «переступили», то роднее для нас должен быть Бог. Когда человек вступает в монас­тырь и ведет правильную духовную жизнь, то есть находится в послушании и молитве, то Господь вместо него посылает ангела его род­ным сохранять и помогать им ради монашес­кого подвига того, кто посвятил себя Богу. Призываю на вас Божие благословение.

О принятии монашества перед смертью

- Батюшка, в чем смысл принятия монашества пе­ред самой смертью? Ведь не остается времени для выполнения обетов. Или тут главное - наме­рение сердца, на которое и смотрит Господь?

- Монашество перед смертью имеет смысл, когда человек уже раньше стремился к мона­шеству и по каким-либо обстоятельствам не мог принять его. Однако было немало случаев, когда после монашеского пострига на смерт­ном одре человек исцелялся от болезни, и тог­да он мог выполнять монашеские обеты.

О невкушении мяса

- То, что монахи никогда не должны вкушать мя­со, - это традиция, канон или что еще? И где корни этого?

- Запрещение монахам есть мясо зафикси­ровано в церковном уставе. Здесь не брезгли­вость к мясу как пище, разрешенной Богом, а аскетический опыт; именно мясо не соответ­ствует монашескому образу жизни.

Об искушении

- Если иеромонах сам насквозь пронизывает меня глазами, сияет и улыбается, когда меня видит, эмоционально это выдержать очень сложно. Я и опускаю голову, и краснею, и отвожу глаза, и обхожу его стороной, и не подхожу под благо­словение. Но выдерживать такие эмоции очень сложно. Что же, я должна подойти и сказать ему: не смотрите на меня, не отвлекайте от бо­гослужения, я пребываю в молитве? Но такое ощущение, что он неравнодушен и уже не хочет это скрывать. Подскажите, что делать. Елена.

- Иеромонах тоже человек, подверженный искушениям, поэтому во имя христианской любви сохраняйте его душу и себя от искуше­ния. Здесь единственное спасение в бегстве, то есть на время отдалитесь от него, и это зачтется вам в духовный подвиг. Для диавола самая боль­шая победа и самая лакомая пища - искусить монаха, отнять у него то, что он стяжал в тече­ние многих лет. Поэтому не только молодому, но и старому, трясущемуся от болезни монаху демон может внушить неожиданную страсть, чтобы ввести его в искушение и посмеяться над его обетами. Помоги вам Господи. Желаю быть духовной победительницей. Ваше имя Елена означает горящий факел; берегитесь, чтобы он не затух от внезапных порывов бури.

О выборе жизненного пути

- В жизни существует только два пути - мона­шество и брак, или есть другой путь? Как уз­нать, какой из них - мой?

- В жизни есть третий путь - это безбрачие в миру. Апостол Павел говорит: «Если ты вы­даешь дочь замуж, то хорошо делаешь, а если не выдаешь - то лучше». Разумеется, во вре­мена апостолов безбрачная девушка не обяза­тельно шла в монашескую общину (в Четьи-Минеях есть сведения о таких общинах, суще­ствовавших уже во втором столетии, например житие преподобномученицы Параскевы, II в.), а, оставаясь в миру, посвящала свое время церкви, работе и помощи нуждающимся. Нужно молиться, чтобы Господь открыл чело­веку, какой образ жизни избрать ему. Если че­ловек рожден для монашества, то он не пред­ставляет свою жизнь вне монашества. Он чувствует, что не может найти счастья в этом мире, который никогда не удовлетворит тайных стремлений его души. Если такой человек всту­пит в брак, то будет тосковать о монашестве, поэтому не станет сам счастлив и других не сделает счастливыми.

Если человек хочет вступить в брак, то он дол­жен найти себе друга жизни. Слово «друг» означает «другое я». Без духовного родства и общности душевных интересов человек не из­бавится от чувства одиночества, более того, легче перенести грусть одиночества наедине с самим собой, чем агрессивное одиночество в семье, которая остается чужой, - одиноче­ство от накопленных противоречий.

 

- У меня сейчас нет ни семьи, ни работы. Навер­ное, это и моя вина, что все так получилось. Не знаю, как мне быть дальше, какой путь выбрать, брак или монашество, и как можно узнать того человека, который будет от Бога?

- Проанализируйте свои поступки, а глав­ное их внутренние мотивы; попробуйте найти долю своей вины в сложившейся ситуации. При­несите покаяние в этих грехах, постарайтесь вну­тренне изменить себя - тогда изменится и внеш­нее. Потом будет видно, какой путь избрать вам.

 

- Когда решаю познакомиться с девушкой с целью создания семьи, чувствую внутренний запрет. Как можно распознать: это знак свыше, мой эгоизм или что-то еще? Может быть, это, как говорят, «на роду написано» - запрет на брак, чтобы я больше молился за наш род? Но в то же время я не чувствую призвания к мона­шеству. Может быть, кроме двух путей (мона­шество и брак) есть третий - одиночество в миру, направленное на служение Богу и лю­дям? Что нужно сделать, чтобы найти свой путь?

- Когда вы не чувствуете явного призыва к то­му или иному образу жизни, то лучше не торопиться ни с браком, ни с монашеством, а по­дождать, пока вы внутренне не определите се­бя. Многие ревностные христиане избирали путь к Богу через служение людям в миру, на­пример Сампсон Странноприимец, Зотик Сиропитатель, Филарет Милостивый и другие.

 

- Как человеку узнать о себе волю Божию? Как выбрать профессию, куда устроиться на рабо­ту, жениться или не жениться?

- Чтобы узнать волю Божию, надо найти ду­ховного отца и с его помощью определять во­лю Божию в своей жизни. Как выбрать про­фессию? По возможности надо выбрать ту профессию, которая интересует человека, тог­да труд меньше утомляет и дает чувство удов­летворения. Куда устроиться на работу? Туда, где меньше соблазна и опасности согрешить. Жениться или не жениться? Здесь требуется дополнительный вопрос: на ком жениться. А вообще, надо смотреть не на телесную, а на душевную красоту.

 

О ДУХОВНОМ РУКОВОДСТВЕ

 

Как найти духовного отца

- Подскажите, как найти духовного отца.

- Духовный отец, прежде всего, должен быть строго православным и обладать определен­ным духовным опытом. Во-вторых, перед ним должна быть открыта ваша душа, то есть вы должны чувствовать, что можете легко испо­ведоваться ему и рассказывать все о своей жизни без утайки.

 

- Что делать при переходе к другому духовнику с «грузом» наставлений, благословений прежнего батюшки? Священник сам объявляет о том, что ты его духовное чадо?

- Уходить от духовного отца можно только по веским причинам (об этом следует посоветоваться с другим духовным лицом), а не са­мовольно. При переходе к другому духовнику надо попросить, чтобы прежний духовник снял наложенные на него правила. Будущий духовный отец должен дать согласие, что при­нимает в чада.

 

- Если я попробую испытать священника, который мне «приглянулся», и спрошу его, как он отно­сится к тому, что миряне занимаются Иисусо­вой молитвой, будет ли это честно и правильно?

- Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Прежде чем избрать себе духовного отца, ис­пытай его». Поэтому вы должны убедиться в православии и духовной опытности этого священника, прежде чем проситься в его ду­ховные чада.

Речь идет не о экзамене, которому вы подве­ргнете священника с каверзными вопросами, а о том, что поделитесь с ним самым дорогим и сокровенным для вас и посмотрите, нас­колько близки его взгляды с устроением и ча­яниями вашей души. А что касается правос­лавия, то я понимаю под этим внутреннюю воцерковленность, бережное хранение пра­вославного Предания и традиций, отсутствие двух крайностей: модернистических изворо­тов и раскольнического духа, который часто проявляется в огульном осуждении.

 

- Как молиться о даровании духовного руководи­теля? Что еще приложить к этой молитве, кро­ме терпения, чтобы она была услышана?

- Молитвенно просите великого наставни­ка монахов - преподобного Иоанна Лествичника - о даровании вам духовного руководи­теля. Можно к молитве еще приложить пост по понедельникам.

- У меня много сложных проблем в духовном, психологическом плане. Если искать опытного духовника, в нашем городе можно найти его только среди священномонахов (им за 50). Я думаю, что для монаха будет искушением та­кое духовное руководство. Или обходиться по­ка чтением, или консультацией у верующего психотерапевта, или обратиться в другой город?

- Не советую обращаться к психотерапев­там, потому что основы современной психо­терапии не совпадают с христианским учени­ем о человеке. Думаю, необходимо найти опытного духовника. Что касается священно­монахов, то они на исповеди принуждены слышать десятки раз все человеческие грехи, поэтому вряд ли ваша исповедь их соблазнит. Здесь надо только соблюдать разумную дис­танцию и общаться по необходимости для ре­шения назревших проблем и вопросов. Помо­ги вам Господи.

- Я никак не обрету духовника. Однажды пошла на исповедь к авторитетному лаврскому старцу (в Сергиевом Посаде), он не успел меня принять и отправил к своему чаду, о котором то­же говорят как о прозорливом, а потом велел снова приехать к нему. Его чадо-монах вначале был приветлив, а потом вдруг сказал, что я ду­ра, блудница, водку пью, ворую (я этого не де­лаю). Я поняла, что он меня просто смиряет. Еще сказал, что мне одна дорога - в монастырь, и как можно скорее. А сам даже не спросил о моих родителях! Я виду не подала, но ушла с тяжелым сердцем, а потом вовсе осу­дила его и сделала вывод, что лучше держаться от них (прозорливых) подальше; кто они на самом деле - не поймешь, а смущения мно­го. Когда я шла к ним, просила Бога открыть мне Свою волю... Батюшка, что Вы скажете по этому поводу?

- Старец смирял вас. Давайте посмотрим, что обидного он вам сказал. Во-первых, дура; а как часто мы делаем глупости, о которых по­том жалеем, как часто за суетой и пустяками забываем главное - собственное спасение. Что же, мы с вами мудрецы? Он сказал, что вы блудница; но ведь в Евангелии грех в мыслях тоже называется блудом. Если вы не соверши­ли этого мысленного греха, то, значит, вы бес­страстны, и мне, грешному, остается только позавидовать вам. Сказал: водку пьете; а разве наши страстные чувства не опьяняют нас, как водка, а может быть еще больше? Он сказал, что вы воруете, и вы поспешили отрицать это; в Библии написано: «Шесть дней делай дела свои, а седьмой - Господу Богу твоему», - значит, воскресные дни и церковные праздни­ки - это дни, посвященные Богу. А разве не было случаев, когда вы в эти дни без особой необходимости занимались мирскими делами или же под каким-либо предлогом не посеща­ли храм; значит, вы воровали у Бога то, что принадлежит Ему. Эту мысль можно продол­жить, но стоит ли? Монах хотел посмотреть на вашу реакцию, как вы отнесетесь к мысли о монастыре, а так просто в монастырь не по­ступают. Раньше некоторые старцы испыты­вали еще более радикальным способом: дава­ли поручения и послушания, с виду нелепые и неисполнимые, и смотрели, как человек пос­тупит в данном случае. Вы говорите, что монах был вначале с вами приветлив; но если бы он продолжал в том же приветливом духе, то бы­ла бы вам от этого духовная польза, не пере­шли бы ваши отношения с духовного на ду­шевное? Поэтому старцы иногда огорчают приходящих к ним. Что же касается монашес­кой жизни, то для нее нужно особое духовное призвание. Каноны Церкви запрещают на­сильно, без согласия самого человека, понуждать его принять монашество, подобно тому, как нельзя принуждать насильно вступать в брак. Так что монах просто хотел узнать ваше духовное состояние, если можно так сказать, диагностировал вас, а вы ушли, не подав вида (что говорит о вашей культуре), но с тяжелым сердцем (что говорит о вашей гордости). Ду­маю, что вам надо исполнить благословение первого старца и снова пойти к нему. Призы­ваю на вас Божие благословение. Храни вас Господь.

 

- Батюшка, почему иногда при чтении Ваших отве­тов (не только на свои вопросы) у меня появля­ется какое-то злое несогласие (внутреннее, не от разума) с Вашим мнением? И это наряду с тем, что испытываю к Вам чувство уважения и доверия. Значит ли это, что задеваются внутри меня какие-то струнки гордости, самолюбия?

- У меня в свое время были непонятные вспышки неприязни к священнику, который затем стал моим духовным отцом и самым до­рогим для меня человеком. Теперь я понимаю, что злая сила хотела не допустить, чтобы я ру­ководился им. Я не говорю, что эти случаи аналогичны; но, во всяком случае, помните о существовании злой силы. В книге «Расска­зы странника» содержится характерная деталь: странник, обходя святые места, почему-то не хотел идти в один из монастырей, но преодо­лел свое чувство, и оказалось, что там жил схи­монах, который обучил его Иисусовой молит­ве. Наши эмоции, связанные со страстями, - ненадежный советчик в духовной жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...