Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О воздержании от пищи и пития накануне причастия




- В практике совершения Таинства Евхаристии принято приступать к Причастию ничего не вку­шая и ничего не пия с 12 часов ночи. На невку­шение есть постановление одного из Вселен­ских Соборов. Но почему нельзя даже простую воду пить?

- Существует правило, что если человек ут­ром перед Причастием при умывании нечаян­но проглотит несколько капель воды, то из-за этого не должен уклоняться от Причастия; значит, умышленно нельзя выпить даже глот­ка воды. Иногда в особых случаях духовник разрешает тяжелобольному, особенно в случае смертной опасности, не исполнять этих пра­вил. А вообще хочу предупредить вас, что су­ществует церковная традиция, основанная на постановлениях и Предании. Если игнориро­вать ее, то мы просто окажемся перед лицом бесконечной дилеммы: например, если есть постановление о пище, то почему нельзя пить воду, если есть постановление о воде, то поче­му нельзя пить лимонад и т.д.

О поведении накануне и после причащения

- Можно ли чистить зубы перед и после Причас­тия, принимать душ? Выбрасывать ли косточки, которые были во рту?

- Утром перед причастием надо прополоскать рот водой, а вечером можно почистить зубы как обычно. Принимать душ не запрещено, но старцы не советовали в день причастия смот­реть на свое обнаженное тело. Если вы прини­маете трапезу сразу после причастия, то кос­точки следует сжечь или закопать в чистое место, - по крайней мере, таков обычай, хотя об этом в правилах не написано. Это предос­тережение, чтобы нечаянно не выплюнуть не­заметную для глаз частицу Причастия, остав­шуюся во рту.

 

- Имеют ли под собой основание утверждения, что после Причастия в этот день нельзя мыться и подавать милостыню?

- До причастия и после причастия пода­вайте милостыню по мере возможности. Запрещения мыться как правила не существует, но есть совет не мыться, чтобы не дотрагиваться до своего тела и не смотреть на него, так как диавол всеми силами старается похитить благодать Причастия, - это в виде пре­досторожности; также старцы не советуют спать после причастия.

Об искушениях связанных с церковной службой

- Бывает так, что перед или после того, как я бы­вал на богослужении в церкви, становится не очень хорошо, начинает как бы крутить внутри (не могу найти покоя, хожу туда-сюда). Проявля­ются озлобленность, осуждение, гордость и дру­гие страсти. Посоветуйте, как быть в таких случа­ях. Такое состояние бывает и после причастия. (Значит ли это, что я причащался недостойно?)

- Когда змею хотят вытащить из норы, то она начинает шипеть и кусаться. То же самое происходит с вами. Когда вы демона не трогали, ему было у вас хорошо, и он особенно не беспокоил вас, потому что и так считал своим. А когда вы начали с ним бороться, то он пока­зал свои когти и стал царапать и ранить ваше сердце. Единственное, что вы должны делать, - это не отступать, а продолжать посещать бо­гослужения, часто исповедоваться и прича­щаться. Если вам трудно стоять в храме, то си­дите во время службы, только не ходите по храму и, тем более, не покидайте его ни под каким предлогом. Диавол может дать приз­рачные болезни, которые сразу же исчезают, как только заканчивается богослужение. Мо­литва раздражает демона, но она может изгнать его, и не только изгнать, но исцелить ра­ны, нанесенные им. Об этом пишет святой Иоанн Златоуст. Помоги вам Господи.

О поклонах

- В воскресенье отменяются земные поклоны. В храме люди этого не придерживаются. Как поступать - по уставу или как все?

- В этом вопросе не существует единодушия, поэтому не согрешите ни в одном, ни в другом случае.

- Становятся ли на колени при пении Херувимской?

- Становиться на коленях при пении Херу­вимской в уставе не указано, но молящемуся в храме не запрещено преклонять колени при желании, повинуясь внутреннему религиоз­ному чувству.

 

- В храме часто приходится видеть, что люди, де­лая перед иконой поясной поклон, протягивают руку, касаясь земли. То же самое и перед просьбой благословить. Спросил у знакомого священника, что это означает. Он ответил: «Не знаю, может, подбирают что... Насчет подбирают, это я, конечно, пошутил, но на самом де­ле - не знаю». Священник, правда, молодой. Возможно, это такой благочестивый обычай? Обязателен ли он? Или это «замена» поклону земному?

- Есть указание, что надо сделать настолько глубокий поясной поклон, что можно было бы рукой дотронуться до пола. Некоторые люди неправильно понимают это и считают, что на­до всегда касаться рукой пола.

О сокращении церковных служб

- В большинстве наших храмов службы, осо­бенно вечерние, сокращаются. Сокращаются или вообще не читаются кафизмы, каноны и т.д. Тех, кто пытается приблизиться к уставу, зачастую гонят и стремятся избавиться, много таких примеров знаю. Как быть? Бороться или идти на компромисс, и где мера этого компромисса?

- Если служба сокращается слишком сильно, то этот вопрос можно поставить перед благочинным. Я помню следующий случай. Пса­ломщик пожаловался архиерею, что настоя­тель заставляет его сокращать великое пове­черие. Архиерей ответил: «Перед тем, как ме­ня рукоположили, я служил псаломщиком.

Настоятель храма также заставлял меня сок­ращать молитвы, и я, придя домой, дочиты­вал упущенное в храме». Может быть, вы пос­ледуете этому совету? Помоги вам Господи.

О церковных поминовениях

- В чем смысл церковных поминовений: сороко­уст, Псалтирь, на год, на вечное поминовение. Чем они различаются?

- Сорокоуст - это ежедневное поминовение на литургии в течение 40 дней. Псалтирь - чтение псалмов с трехкратным поминовением имен на каждой кафизме. На год - поминове­ние на проскомидии в течение года. На вечное поминовение - на то время, пока существует храм.

 

- Батюшка, в одной церкви у нас сорокоуст - сорок рублей, в другой - сто. А прибегать к такой молитвенной помощи приходится часто. И смущаешься. Или не стоит смущаться, а ис­ходить из имеющихся средств?

- Смотрите на плату как на пожертвование храму, поэтому поступайте по своим возмож­ностям, а сорокоуст везде имеет одну силу.

О венчании

- Мы с женой будем венчаться. Хочу спросить: нам исповедоваться лучше в день венчания или можно за неделю до венчания?

- В старое время был обычай: исповедоваться и причащаться в день бракосочетания и этот день и последующую ночь хранить в целомуд­рии. Этим самым супруги дают возможность благодати и благословению Таинства Венча­ния более глубоко сочетаться с их сердцами.

 

- Мы с мужем решили повенчаться. В браке бо­лее восьми лет. Возникли разногласия по пово­ду места венчания. Муж настаивает на венчании в своем приходе. Я предлагаю мужу венчаться в деревенской церкви в связи с нежеланием афишировать наше венчание перед соседями и прочими знакомыми. Боюсь пристального вни­мания окружающих, что оно сможет помешать моей душе принять благодать Таинства. Помоги­те мне разобраться в моих душевных терзаниях.

- У апостола Павла написано: «Жена да убо­ится мужа», - в переводе на современное по­нятие: жена должна уважать мужа и призна­вать его первенствующее место в семье. По­этому советую вам исполнить слова апостола, которые читаются при венчании, и принять мнение супруга. А соседей и друзей, если вы хотите, можете не оповещать о венчании, хотя это должно быть радостью и для них, если они верующие. Думаю, что непослушание мужу больше помешает вам воспринять благодать венчания, чем присутствие при церковном Та­инстве ваших близких. Насчет духовных тер­заний думаю, что вы безосновательно драма­тизируете ситуацию. Возможно, что здесь действует инерция прежнего воспитания. По­моги вам Господи.

 

- Может ли священник аннулировать одно толь­ко обручение (без венчания)? Или и в этом слу­чае, как и при венчании, нужно архиерейское решение?

- Церковное обручение - это не таинство, а обряд, предшествующий венчанию. Отказ от совершенного обручения является нарушени­ем слова, данного друг другу в храме. Нужно доложить епископу или нет - решает обру­чивший священник. Во всяком случае, здесь необходима исповедь и епитимья.

 

- Можно ли после смерти мужа (жены) вступать в брак до истечения года? Каковы могут быть последствия?

- Канонических препятствий для нового брака до истечения года от смерти супруга не имеется. Здесь срок определяет не канон, а нравственное чувство человека.

О священстве

- После одного чудесного события, произошед­шего со мной год назад, я стал воцерковляться и задумываться о священстве. Возможно, на это есть воля Божия, но я не уверен и не могу пока решиться, тем более что за мной есть грех блуда. Может, в таком случае лучше да­же не думать об этом? Мне 20 лет, через два года заканчиваю университет, много читаю ду­ховной литературы, хожу в храм и только сей­час обрел радость и спокойствие в жизни. Но мысли о служении не оставляют. Не знаю, как мне быть. Как узнать Божию волю? Каждый день молюсь об этом. Своего духовника пока не имею, к сожалению.

- Хорошо, что вы относитесь ответственно к священническому служению и считаете себя недостойным. Грех блуда, совершенный до ру­коположения, тем более до воцерковления, может простить вам епископ, которому вы бу­дете исповедовать этот грех перед хиротонией, если он найдет, что вы достойны священного сана. В наше время быть священником и про­поведником Православия - это подвиг, по­хожий на исповеднический подвиг. Поэтому советую вам - если есть твердое желание и усердие - готовиться к служению Церкви. Дай, Господи, найти вам мудрого духовника, кото­рый руководил бы вашей духовной жизнью. Призываю на вас Божие благословение.

 

- Как определить, что желание посвятить себя священническому служению искреннее, а не из каких-то других побуждений, если пока особен­но не чувствуешь в себе любви к ближним? Может, это должно прийти не сразу, а Господь дарует в свое время? Не могу пока определить­ся, почему у меня такое желание и что я ищу, просто хочется - и все. Отец Рафаил, Вы посо­ветовали готовиться к служению Церкви, посо­ветуйте более конкретно, чем можно заняться, пока учишься и почему желание непостоянно? Иногда ничего другого для себя в жизни не видишь, а иногда очень сильно сомневаешься, кажется, что не хватит воли и терпения, да и желание ослабевает. Также очень волнует современная ситуация в Церкви, точнее, конеч­но, не в Церкви, а у некоторых ее представите­лей (экуменизм, либерализация и т.д.). Страш­но волей-неволей оказаться втянутым, если, конечно, это обретет всеобщий размах, хочет­ся быть верным истине. Хотя верю в благодатность Церкви до скончания века. И все-таки свя­щеннослужитель - это выбор или призвание и Божия воля?

- Чем труднее время для иерейского служе­ния, тем больше награды получит человек от Бога. Духовная любовь к Богу и ближнему - это дар божественной благодати. Человек может только приготовить себя к этому дару через милостыню, молитву и целомудрие, как вне брака, так и в самом браке. Как готовить­ся к священству? Пусть подскажут вам сами обязанности священника.

1. Он совершитель таинств и богослужений, поэтому надо ста­раться приобрести глубокую, внимательную, сосредоточенную молитву и как можно чаще бывать на богослужениях.

2. Священник - проповедник Евангелия. Надо изучать Свя­щенное Писание и творения святых отцов, а также богословие, чтобы отличить истину от заблуждений.

3. Священник - наставник; он должен знать аскетическую литературу и сам быть аскетом в миру. Только пройдя внутрен­ний труд борьбы се страстями и стяжания непрестанной молитвы (по возможности), он будет в силах учить других духовной жизни и разрешать их духовные проблемы. В вашем положении, когда вы стоите перед выбором, советую избегать двух крайностей: самонаде­янности и ложного смирения. Что касается колебаний, то наши духовные силы через пра­родительский грех ослаблены и разобщены между собой. Поэтому некоторые сомнения и боязнь отвергнуть себя и нести крест - свой­ственны нашему падшему естеству. Только благодать Божия может в определенной степе­ни собрать воедино разобщенные душевные силы человека. Поэтому так важна постоян­ная, внутренняя, сердечная молитва. Священ­ство - это дар Божий, но не противоречащий свободному выбору самого человека.

 

- Что бы Вы посоветовали кандидату, который принимает священство?

- Посоветовал бы чистосердечно раскаять­ся в своих грехах перед архиереем, который совершит рукоположение.

 

- В современной церковной практике широко ис­пользуется икономия, вследствие чего часто на­рушаются канонические правила. Особенно это касается вопроса хиротонии. Старец архимандрит Серафим (Тяпочкин) счи­тал, что кого Господь избрал на пастырское служение, того Сам очистит: «Священство - это как помазание Аароново: на ком есть это помазание, тот рано или поздно, хочет он или не хочет, обязательно станет священником». Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) имел иной взгляд, и многим вопрошавшим строго указывал на невозможность принятия ими сана по ка­ноническим причинам. Кто из них более прав?

- Можно злоупотреблять всем, в том числе принципом икономии. Надо сказать, что икономия - домостроительство - дозволяет в чрезвычайных случаях, когда невозможно применить церковные законы во всей полно­те, смягчать эти законы, чтобы сохранить об­щую стратегию Церкви - миссию Христа в мире. Но это вовсе не означает отмены кано­нов. Икономия должна во всех случаях сохра­нять дух канонов и корректироваться акривией; при благоприятных условиях необходимо вернуться к самой букве канона. Икономия подразумевает исключительные обстоятель­ства и поэтому не должна переходить в посто­янную практику, как будто бы церковный ка­нон отменен.

Я не могу согласиться с мнением архиманд­рита Серафима (Тяпочкина), который хиро­тонию приравнивает к крещению, изглажива­ющему грехи. Мне кажется неудачной его ссылка на помазание Аароново, то есть на фа­мильное священство: Апостол Павел ясно го­ворит о превосходстве священства Мелхиседека, которое служит прообразом новозавет­ного священства.

Мне кажется также ошибкой о. Серафима противопоставлять промысл Божий желанию и воле человека, который в данном контексте может быть воспринят как насилие над чело­веком. Мне ближе позиция архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Однако, в отличие от о. Иоанна, я считаю, что этот вопрос не дол­жен разрешать только духовник; мне кажется, что с согласия кандидата во священники ду­ховник должен представить свои возражения и сомнения епископу, который намеревается совершить хиротонию, и прийти к совмест­ному решению, в котором преобладающий голос имеет епископ.

 

- Как Вы смотрите на рукоположение второбрач­ных? Ведь при этом нарушаются апостольские правила и св. Писание. В одном из Посланий апостол Павел говорит, что пастырь должен быть мужем одной жены. Получается, что про­поведник Св. Писания сам будет нарушать его всю жизнь. Не будет ли это лежать тяжким гне­том на его душе всю жизнь? Как найти правиль­ное решение и успокоиться в этом вопросе?

- Церковный канон категорически запре­щает рукоположение второбрачного. Прин­цип икономии в данном случае не действует, так как здесь речь идет не о смягчении канона, а об отказе от канона. Если рукополагаемый скрыл свое положение от епископа, то грех ле­жит на нем; если не скрыл - то грех разделяет рукоположивший его. Второбрачие, как ни странно, - даже большее препятствие к слу­жению, чем впадение в блуд, так как второбрачие - это образ жизни, а блуд - срыв, по­добный нравственной катастрофе. Блудника может простить архиерей и, наложив соответ­ствующую епитимью, снова допустить к священству; а второбрачие через епитимью не снимается. Успокоиться второбрачному свя­щеннику можно только в одном случае - снять сан. Можно служить псаломщиком или певчим, чтобы не удалиться от храма.

 

- Стоит ли негодовать, возмущаться, видя недос­тойные поступки некоторых людей в сане? Как избежать осуждения? Нужно ли предупреждать других об опасности общения с ними?

- Лучше, чем негодовать на грехи недостой­ного священнослужителя, - сожалеть и мо­литься о его исправлении. Нужно отличать случайные грехи и нравственные срывы, от которых не застрахован никто из нас, от греха, перешедшего в привычку и скрываемого ли­цемерием. О грехах священника, производя­щих соблазн в пастве, надо поставить в изве­стность епископа. Если общение с порочным священнослужителем опасно для людей, то следует предупредить их об этом, но лучше сделать это с благословения своего духовного отца.

 

- Для многих является соблазном недостоинство священника. Доходят ли молитвы недостойного священника до Бога?

- Благодать Божия действует в недостой­ном священнике, если он не лишен сана и не запрещен в служении. Если священник недос­тоин, не в смысле общечеловеческого недосто­инства, а как постоянный и дерзкий наруши­тель нравственных правил, то Господь не отвер­гает его молитвы ради невинных людей, кото­рые пришли в храм, чтобы получить благодать. По мысли Иоанна Златоуста, священство - это дар, который независим от буйства человека. Надо сказать, что благодать Божия, действую­щая через недостойного священника, освящает паству, но осуждает самого священника.

О крещении

- Одна знакомая моей мамы была крещена в детстве, но в связи с тогдашней обстановкой крестили ее православные миряне, а не священ­ник. Некоторое время назад она умерла. Вопрос: можно ли ее поминать в церкви на литургии?

- Знакомую вашей мамы можно поминать на литургии. Но она согрешила тем, что впоследствии не дополнила свое крещение миропомазанием и осталась несовершенной христианкой.

 

- Меня (я живу в Болгарии) крестили старостильники. Тогда я не знал ничего. Надо ли мне крес­титься у новостильников снова, или крещение у старостильников действенно?

- Всеправославное совещание Помест­ных Церквей в 1948 г. постановило, что каж­дая Церковь сама выбирает календарь и стиль для своего устава. Старый стиль, то есть юли­анский календарь, имеет неоспоримое пре­восходство перед новым стилем во всех отно­шениях. Но если в Церквах, принявших но­вый стиль, возникнет протест из-за перемены календаря, перешедший в раскол, то есть от­вержение церковной иерархии, то такие старостильники-раскольники выпадают из молитвенно-евхаристического общения не только со своей Церковью, но и с теми Церк­вами, которые не меняли календари и служат по старому стилю. Если вы приняли креще­ние у раскольников, то должны обратиться к местному епископу, чтобы он указал, в ка­кой форме должно быть ваше присоединение к Церкви.

 

- При крещении младенцу было дано имя Руслан. По святкам такого имени нет. Батюшка сказал, что это не имеет значения. В монастырях запис­ки не принимают. В чем ошибка?

- Имя Руслан - это искаженное персидское имя Рустем, что значит лев. Имя, указанное в святцах, имеет большое значение, так как через имя человек входит под духовное покро­вительство святого, носителя этого имени. В монастыре не приняли записки, так как посчитали вашего сына неправославным. Ошибку допустил священник, не проверив имя по церковному календарю. Можно пере­менить имя, при этом надо, чтобы священник прочитал молитву на наречение имени по Требнику. Обратитесь с этой просьбой к свя­щеннослужителю вашего храма.

 

- Может ли быть при крещении восприемник другого пола? Если так произошло, то кто вино­ват и что делать?

- По правилу для младенца мужского пола восприемником должен быть мужчина, а для девочки - женщина. Если произошло наобо­рот, то надо примириться с этим, так как Таинство Крещения уже совершилось.

О посте

- У меня физическая работа, допустимо ли мне в строгий пост употреблять ежедневно рыбу? Моя жена беременна и пост не соблюдает, может быть, все-таки она должна ввести какие-то ограничения в питании?

- Если у вас есть физическая болезнь или недомогание, то можно несколько ослабить пост. Но сам по себе пост благотворно дей­ствует на человеческий организм и не вызывает истощения. Какую тяжелую работу раньше исполняли крестьяне и ремесленни­ки, однако соблюдали посты! Что касается вашей супруги, то беременность и кормле­ние грудью связаны с перестройкой организ­ма, и в некоторых случаях разрешается облегчение поста, но мяса есть не следует не только с религиозной, но и с физиологиче­ской точки зрения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...