О воздержании от пищи и пития накануне причастия
- В практике совершения Таинства Евхаристии принято приступать к Причастию ничего не вкушая и ничего не пия с 12 часов ночи. На невкушение есть постановление одного из Вселенских Соборов. Но почему нельзя даже простую воду пить? - Существует правило, что если человек утром перед Причастием при умывании нечаянно проглотит несколько капель воды, то из-за этого не должен уклоняться от Причастия; значит, умышленно нельзя выпить даже глотка воды. Иногда в особых случаях духовник разрешает тяжелобольному, особенно в случае смертной опасности, не исполнять этих правил. А вообще хочу предупредить вас, что существует церковная традиция, основанная на постановлениях и Предании. Если игнорировать ее, то мы просто окажемся перед лицом бесконечной дилеммы: например, если есть постановление о пище, то почему нельзя пить воду, если есть постановление о воде, то почему нельзя пить лимонад и т.д. О поведении накануне и после причащения - Можно ли чистить зубы перед и после Причастия, принимать душ? Выбрасывать ли косточки, которые были во рту? - Утром перед причастием надо прополоскать рот водой, а вечером можно почистить зубы как обычно. Принимать душ не запрещено, но старцы не советовали в день причастия смотреть на свое обнаженное тело. Если вы принимаете трапезу сразу после причастия, то косточки следует сжечь или закопать в чистое место, - по крайней мере, таков обычай, хотя об этом в правилах не написано. Это предостережение, чтобы нечаянно не выплюнуть незаметную для глаз частицу Причастия, оставшуюся во рту.
- Имеют ли под собой основание утверждения, что после Причастия в этот день нельзя мыться и подавать милостыню?
- До причастия и после причастия подавайте милостыню по мере возможности. Запрещения мыться как правила не существует, но есть совет не мыться, чтобы не дотрагиваться до своего тела и не смотреть на него, так как диавол всеми силами старается похитить благодать Причастия, - это в виде предосторожности; также старцы не советуют спать после причастия. Об искушениях связанных с церковной службой - Бывает так, что перед или после того, как я бывал на богослужении в церкви, становится не очень хорошо, начинает как бы крутить внутри (не могу найти покоя, хожу туда-сюда). Проявляются озлобленность, осуждение, гордость и другие страсти. Посоветуйте, как быть в таких случаях. Такое состояние бывает и после причастия. (Значит ли это, что я причащался недостойно?) - Когда змею хотят вытащить из норы, то она начинает шипеть и кусаться. То же самое происходит с вами. Когда вы демона не трогали, ему было у вас хорошо, и он особенно не беспокоил вас, потому что и так считал своим. А когда вы начали с ним бороться, то он показал свои когти и стал царапать и ранить ваше сердце. Единственное, что вы должны делать, - это не отступать, а продолжать посещать богослужения, часто исповедоваться и причащаться. Если вам трудно стоять в храме, то сидите во время службы, только не ходите по храму и, тем более, не покидайте его ни под каким предлогом. Диавол может дать призрачные болезни, которые сразу же исчезают, как только заканчивается богослужение. Молитва раздражает демона, но она может изгнать его, и не только изгнать, но исцелить раны, нанесенные им. Об этом пишет святой Иоанн Златоуст. Помоги вам Господи. О поклонах - В воскресенье отменяются земные поклоны. В храме люди этого не придерживаются. Как поступать - по уставу или как все? - В этом вопросе не существует единодушия, поэтому не согрешите ни в одном, ни в другом случае.
- Становятся ли на колени при пении Херувимской? - Становиться на коленях при пении Херувимской в уставе не указано, но молящемуся в храме не запрещено преклонять колени при желании, повинуясь внутреннему религиозному чувству.
- В храме часто приходится видеть, что люди, делая перед иконой поясной поклон, протягивают руку, касаясь земли. То же самое и перед просьбой благословить. Спросил у знакомого священника, что это означает. Он ответил: «Не знаю, может, подбирают что... Насчет подбирают, это я, конечно, пошутил, но на самом деле - не знаю». Священник, правда, молодой. Возможно, это такой благочестивый обычай? Обязателен ли он? Или это «замена» поклону земному? - Есть указание, что надо сделать настолько глубокий поясной поклон, что можно было бы рукой дотронуться до пола. Некоторые люди неправильно понимают это и считают, что надо всегда касаться рукой пола. О сокращении церковных служб - В большинстве наших храмов службы, особенно вечерние, сокращаются. Сокращаются или вообще не читаются кафизмы, каноны и т.д. Тех, кто пытается приблизиться к уставу, зачастую гонят и стремятся избавиться, много таких примеров знаю. Как быть? Бороться или идти на компромисс, и где мера этого компромисса? - Если служба сокращается слишком сильно, то этот вопрос можно поставить перед благочинным. Я помню следующий случай. Псаломщик пожаловался архиерею, что настоятель заставляет его сокращать великое повечерие. Архиерей ответил: «Перед тем, как меня рукоположили, я служил псаломщиком. Настоятель храма также заставлял меня сокращать молитвы, и я, придя домой, дочитывал упущенное в храме». Может быть, вы последуете этому совету? Помоги вам Господи. О церковных поминовениях - В чем смысл церковных поминовений: сорокоуст, Псалтирь, на год, на вечное поминовение. Чем они различаются? - Сорокоуст - это ежедневное поминовение на литургии в течение 40 дней. Псалтирь - чтение псалмов с трехкратным поминовением имен на каждой кафизме. На год - поминовение на проскомидии в течение года. На вечное поминовение - на то время, пока существует храм.
- Батюшка, в одной церкви у нас сорокоуст - сорок рублей, в другой - сто. А прибегать к такой молитвенной помощи приходится часто. И смущаешься. Или не стоит смущаться, а исходить из имеющихся средств?
- Смотрите на плату как на пожертвование храму, поэтому поступайте по своим возможностям, а сорокоуст везде имеет одну силу. О венчании - Мы с женой будем венчаться. Хочу спросить: нам исповедоваться лучше в день венчания или можно за неделю до венчания? - В старое время был обычай: исповедоваться и причащаться в день бракосочетания и этот день и последующую ночь хранить в целомудрии. Этим самым супруги дают возможность благодати и благословению Таинства Венчания более глубоко сочетаться с их сердцами.
- Мы с мужем решили повенчаться. В браке более восьми лет. Возникли разногласия по поводу места венчания. Муж настаивает на венчании в своем приходе. Я предлагаю мужу венчаться в деревенской церкви в связи с нежеланием афишировать наше венчание перед соседями и прочими знакомыми. Боюсь пристального внимания окружающих, что оно сможет помешать моей душе принять благодать Таинства. Помогите мне разобраться в моих душевных терзаниях. - У апостола Павла написано: «Жена да убоится мужа», - в переводе на современное понятие: жена должна уважать мужа и признавать его первенствующее место в семье. Поэтому советую вам исполнить слова апостола, которые читаются при венчании, и принять мнение супруга. А соседей и друзей, если вы хотите, можете не оповещать о венчании, хотя это должно быть радостью и для них, если они верующие. Думаю, что непослушание мужу больше помешает вам воспринять благодать венчания, чем присутствие при церковном Таинстве ваших близких. Насчет духовных терзаний думаю, что вы безосновательно драматизируете ситуацию. Возможно, что здесь действует инерция прежнего воспитания. Помоги вам Господи.
- Может ли священник аннулировать одно только обручение (без венчания)? Или и в этом случае, как и при венчании, нужно архиерейское решение? - Церковное обручение - это не таинство, а обряд, предшествующий венчанию. Отказ от совершенного обручения является нарушением слова, данного друг другу в храме. Нужно доложить епископу или нет - решает обручивший священник. Во всяком случае, здесь необходима исповедь и епитимья.
- Можно ли после смерти мужа (жены) вступать в брак до истечения года? Каковы могут быть последствия? - Канонических препятствий для нового брака до истечения года от смерти супруга не имеется. Здесь срок определяет не канон, а нравственное чувство человека. О священстве - После одного чудесного события, произошедшего со мной год назад, я стал воцерковляться и задумываться о священстве. Возможно, на это есть воля Божия, но я не уверен и не могу пока решиться, тем более что за мной есть грех блуда. Может, в таком случае лучше даже не думать об этом? Мне 20 лет, через два года заканчиваю университет, много читаю духовной литературы, хожу в храм и только сейчас обрел радость и спокойствие в жизни. Но мысли о служении не оставляют. Не знаю, как мне быть. Как узнать Божию волю? Каждый день молюсь об этом. Своего духовника пока не имею, к сожалению. - Хорошо, что вы относитесь ответственно к священническому служению и считаете себя недостойным. Грех блуда, совершенный до рукоположения, тем более до воцерковления, может простить вам епископ, которому вы будете исповедовать этот грех перед хиротонией, если он найдет, что вы достойны священного сана. В наше время быть священником и проповедником Православия - это подвиг, похожий на исповеднический подвиг. Поэтому советую вам - если есть твердое желание и усердие - готовиться к служению Церкви. Дай, Господи, найти вам мудрого духовника, который руководил бы вашей духовной жизнью. Призываю на вас Божие благословение.
- Как определить, что желание посвятить себя священническому служению искреннее, а не из каких-то других побуждений, если пока особенно не чувствуешь в себе любви к ближним? Может, это должно прийти не сразу, а Господь дарует в свое время? Не могу пока определиться, почему у меня такое желание и что я ищу, просто хочется - и все. Отец Рафаил, Вы посоветовали готовиться к служению Церкви, посоветуйте более конкретно, чем можно заняться, пока учишься и почему желание непостоянно? Иногда ничего другого для себя в жизни не видишь, а иногда очень сильно сомневаешься, кажется, что не хватит воли и терпения, да и желание ослабевает. Также очень волнует современная ситуация в Церкви, точнее, конечно, не в Церкви, а у некоторых ее представителей (экуменизм, либерализация и т.д.). Страшно волей-неволей оказаться втянутым, если, конечно, это обретет всеобщий размах, хочется быть верным истине. Хотя верю в благодатность Церкви до скончания века. И все-таки священнослужитель - это выбор или призвание и Божия воля?
- Чем труднее время для иерейского служения, тем больше награды получит человек от Бога. Духовная любовь к Богу и ближнему - это дар божественной благодати. Человек может только приготовить себя к этому дару через милостыню, молитву и целомудрие, как вне брака, так и в самом браке. Как готовиться к священству? Пусть подскажут вам сами обязанности священника. 1. Он совершитель таинств и богослужений, поэтому надо стараться приобрести глубокую, внимательную, сосредоточенную молитву и как можно чаще бывать на богослужениях. 2. Священник - проповедник Евангелия. Надо изучать Священное Писание и творения святых отцов, а также богословие, чтобы отличить истину от заблуждений. 3. Священник - наставник; он должен знать аскетическую литературу и сам быть аскетом в миру. Только пройдя внутренний труд борьбы се страстями и стяжания непрестанной молитвы (по возможности), он будет в силах учить других духовной жизни и разрешать их духовные проблемы. В вашем положении, когда вы стоите перед выбором, советую избегать двух крайностей: самонадеянности и ложного смирения. Что касается колебаний, то наши духовные силы через прародительский грех ослаблены и разобщены между собой. Поэтому некоторые сомнения и боязнь отвергнуть себя и нести крест - свойственны нашему падшему естеству. Только благодать Божия может в определенной степени собрать воедино разобщенные душевные силы человека. Поэтому так важна постоянная, внутренняя, сердечная молитва. Священство - это дар Божий, но не противоречащий свободному выбору самого человека.
- Что бы Вы посоветовали кандидату, который принимает священство? - Посоветовал бы чистосердечно раскаяться в своих грехах перед архиереем, который совершит рукоположение.
- В современной церковной практике широко используется икономия, вследствие чего часто нарушаются канонические правила. Особенно это касается вопроса хиротонии. Старец архимандрит Серафим (Тяпочкин) считал, что кого Господь избрал на пастырское служение, того Сам очистит: «Священство - это как помазание Аароново: на ком есть это помазание, тот рано или поздно, хочет он или не хочет, обязательно станет священником». Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) имел иной взгляд, и многим вопрошавшим строго указывал на невозможность принятия ими сана по каноническим причинам. Кто из них более прав? - Можно злоупотреблять всем, в том числе принципом икономии. Надо сказать, что икономия - домостроительство - дозволяет в чрезвычайных случаях, когда невозможно применить церковные законы во всей полноте, смягчать эти законы, чтобы сохранить общую стратегию Церкви - миссию Христа в мире. Но это вовсе не означает отмены канонов. Икономия должна во всех случаях сохранять дух канонов и корректироваться акривией; при благоприятных условиях необходимо вернуться к самой букве канона. Икономия подразумевает исключительные обстоятельства и поэтому не должна переходить в постоянную практику, как будто бы церковный канон отменен. Я не могу согласиться с мнением архимандрита Серафима (Тяпочкина), который хиротонию приравнивает к крещению, изглаживающему грехи. Мне кажется неудачной его ссылка на помазание Аароново, то есть на фамильное священство: Апостол Павел ясно говорит о превосходстве священства Мелхиседека, которое служит прообразом новозаветного священства. Мне кажется также ошибкой о. Серафима противопоставлять промысл Божий желанию и воле человека, который в данном контексте может быть воспринят как насилие над человеком. Мне ближе позиция архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Однако, в отличие от о. Иоанна, я считаю, что этот вопрос не должен разрешать только духовник; мне кажется, что с согласия кандидата во священники духовник должен представить свои возражения и сомнения епископу, который намеревается совершить хиротонию, и прийти к совместному решению, в котором преобладающий голос имеет епископ.
- Как Вы смотрите на рукоположение второбрачных? Ведь при этом нарушаются апостольские правила и св. Писание. В одном из Посланий апостол Павел говорит, что пастырь должен быть мужем одной жены. Получается, что проповедник Св. Писания сам будет нарушать его всю жизнь. Не будет ли это лежать тяжким гнетом на его душе всю жизнь? Как найти правильное решение и успокоиться в этом вопросе? - Церковный канон категорически запрещает рукоположение второбрачного. Принцип икономии в данном случае не действует, так как здесь речь идет не о смягчении канона, а об отказе от канона. Если рукополагаемый скрыл свое положение от епископа, то грех лежит на нем; если не скрыл - то грех разделяет рукоположивший его. Второбрачие, как ни странно, - даже большее препятствие к служению, чем впадение в блуд, так как второбрачие - это образ жизни, а блуд - срыв, подобный нравственной катастрофе. Блудника может простить архиерей и, наложив соответствующую епитимью, снова допустить к священству; а второбрачие через епитимью не снимается. Успокоиться второбрачному священнику можно только в одном случае - снять сан. Можно служить псаломщиком или певчим, чтобы не удалиться от храма.
- Стоит ли негодовать, возмущаться, видя недостойные поступки некоторых людей в сане? Как избежать осуждения? Нужно ли предупреждать других об опасности общения с ними? - Лучше, чем негодовать на грехи недостойного священнослужителя, - сожалеть и молиться о его исправлении. Нужно отличать случайные грехи и нравственные срывы, от которых не застрахован никто из нас, от греха, перешедшего в привычку и скрываемого лицемерием. О грехах священника, производящих соблазн в пастве, надо поставить в известность епископа. Если общение с порочным священнослужителем опасно для людей, то следует предупредить их об этом, но лучше сделать это с благословения своего духовного отца.
- Для многих является соблазном недостоинство священника. Доходят ли молитвы недостойного священника до Бога? - Благодать Божия действует в недостойном священнике, если он не лишен сана и не запрещен в служении. Если священник недостоин, не в смысле общечеловеческого недостоинства, а как постоянный и дерзкий нарушитель нравственных правил, то Господь не отвергает его молитвы ради невинных людей, которые пришли в храм, чтобы получить благодать. По мысли Иоанна Златоуста, священство - это дар, который независим от буйства человека. Надо сказать, что благодать Божия, действующая через недостойного священника, освящает паству, но осуждает самого священника. О крещении - Одна знакомая моей мамы была крещена в детстве, но в связи с тогдашней обстановкой крестили ее православные миряне, а не священник. Некоторое время назад она умерла. Вопрос: можно ли ее поминать в церкви на литургии? - Знакомую вашей мамы можно поминать на литургии. Но она согрешила тем, что впоследствии не дополнила свое крещение миропомазанием и осталась несовершенной христианкой.
- Меня (я живу в Болгарии) крестили старостильники. Тогда я не знал ничего. Надо ли мне креститься у новостильников снова, или крещение у старостильников действенно? - Всеправославное совещание Поместных Церквей в 1948 г. постановило, что каждая Церковь сама выбирает календарь и стиль для своего устава. Старый стиль, то есть юлианский календарь, имеет неоспоримое превосходство перед новым стилем во всех отношениях. Но если в Церквах, принявших новый стиль, возникнет протест из-за перемены календаря, перешедший в раскол, то есть отвержение церковной иерархии, то такие старостильники-раскольники выпадают из молитвенно-евхаристического общения не только со своей Церковью, но и с теми Церквами, которые не меняли календари и служат по старому стилю. Если вы приняли крещение у раскольников, то должны обратиться к местному епископу, чтобы он указал, в какой форме должно быть ваше присоединение к Церкви.
- При крещении младенцу было дано имя Руслан. По святкам такого имени нет. Батюшка сказал, что это не имеет значения. В монастырях записки не принимают. В чем ошибка? - Имя Руслан - это искаженное персидское имя Рустем, что значит лев. Имя, указанное в святцах, имеет большое значение, так как через имя человек входит под духовное покровительство святого, носителя этого имени. В монастыре не приняли записки, так как посчитали вашего сына неправославным. Ошибку допустил священник, не проверив имя по церковному календарю. Можно переменить имя, при этом надо, чтобы священник прочитал молитву на наречение имени по Требнику. Обратитесь с этой просьбой к священнослужителю вашего храма.
- Может ли быть при крещении восприемник другого пола? Если так произошло, то кто виноват и что делать? - По правилу для младенца мужского пола восприемником должен быть мужчина, а для девочки - женщина. Если произошло наоборот, то надо примириться с этим, так как Таинство Крещения уже совершилось. О посте - У меня физическая работа, допустимо ли мне в строгий пост употреблять ежедневно рыбу? Моя жена беременна и пост не соблюдает, может быть, все-таки она должна ввести какие-то ограничения в питании? - Если у вас есть физическая болезнь или недомогание, то можно несколько ослабить пост. Но сам по себе пост благотворно действует на человеческий организм и не вызывает истощения. Какую тяжелую работу раньше исполняли крестьяне и ремесленники, однако соблюдали посты! Что касается вашей супруги, то беременность и кормление грудью связаны с перестройкой организма, и в некоторых случаях разрешается облегчение поста, но мяса есть не следует не только с религиозной, но и с физиологической точки зрения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|