Практическое применение психологии личности
В рамках психологии личности одним из главных вопросов является определение характера практики: является она укрепляющей или трансформирующей Эго. В целом социальная работа направлена на укрепление Эго, а консультирование и психотерапия — на его трансформацию. Практика, укрепляющая Эго, предполагает работу с мыслями и поведением в настоящий момент, а не в прошлом. Она нацелена на развитие навыков сознательного кон-"роля и обучения, подразумевает отношения поддержки, реализуется с помощью директивных и обучающих методов, включает работу с окружением и юиск дополнительных ресурсов для клиентов, а также работу с психотравмами, жизненно значимыми проблемами, поведенческими нарушениями, по- вышенной тревожностью и импульсивностью. Практика, трансформирующая Эго, подразумевает существование связи между прошлым и настоящим, опирается в решении конфликтов на инсайт, ориентируется на недирективный подход и рефлексию. Она нацелена в основном на работу не с окружением, а с клиентами, у которых развиты сознание и способности к саморегуляции, однако наблюдаются поведенческие трудности и неадекватность в использовании защитных механизмов. Для выбора того или другого подхода необходимо в полной мере оценить Эго. Основные вопросы связаны с выявлением следующих источников проблем: ■ сложностей в исполнении жизненных ролей или задач по развитию; ■ стрессов или психотравм; ■ трудностей сознательного контроля или задержки развития; ■ недостатка ресурсов и помощи или несоответствия индивидуальных возможностей и требований окружающей среды. Социальные работники также оценивают способности индивида и ресурсы окружения, которые можно привлечь для решения проблем. Данные собираются различными путями: от клиентов, их семьи, других значимых людей, с места работы или учебы, из различных организаций, на основе наблюдения за поведением клиентов при взаимодействии со специалистом и в стенах службы, а также с помощью психологических тестов и диагностических опросников.
Результатом оценки является решение о преимущественной направленности работы на: ■ способности индивида; ■ условия окружающей среды; ■ соответствие способностей индивида требованиям окружающей среды. Акцент на соответствии индивидуальных и средовых особенностей показывает определенное значение психологии личности для экосистемной теории (см. гл. 7). Однако, согласно Гольдштейну, он, скорее, является отражением повсеместного применения в США экосистемной теории в социальной работе. На основе оценки также принимается решение о необходимости краткосрочного или долгосрочного вмешательства, хотя этот выбор в большой степени зависит от организационных особенностей службы. Краткосрочная работа подразумевает либо непосредственное воздействие на основные проблемы клиента, либо дополнительную их диагностику, необходимую для дальнейшей работы. В первом случае работа может проводиться без детального обследования ситуации клиента, однако при выявлении других проблемных зон в процессе вмешательства предполагается возможность переоценки. В социальной работе, опирающейся на идеи психологии личности, особое значение придается взаимоотношениям социального работника и клиента. Цели работы определяются не в соответствии с приоритетами службы или мнениями членов семьи, а в соответствии с потребностями клиента. Социальные работники следуют особой структуре общения, в частности используется психоаналитическая техника «пустого экрана». Важную роль играют демонстрация обратной реакции на поведение клиентов, помощь им в поиске альтернативных вариантов решения проблем, определение моделей поведения и мышления, в которых активизируются навыки сознательной саморегуляции. Задачей социальных работников является также создание рабочего альянса с клиентами в целях изменения иррациональных моделей поведения и восприятия в направлении их большей реалистичное™. Акцент на реалистическом мышлении сближает данный подход с когнитивной терапией. Однако социальная работа в рамках психологии личности применяется в тех случаях, когда в отношениях со специалистами нерациональные стратегии клиентов носят устойчивый характер, поэтому для работы с ними необходим терапевтический альянс. Например, у клиентки были сложности во взаимоотношениях с мужем, проявлявшиеся в постоянных спорах, проблемах общения и невнимания к мнению друг друга. Подобная ситуация возникла и при нашем общении. Я обратил внимание супругов на их неспособность к слушанию и посоветовал каждому молча слушать другого в течение двух минут, делать пометки, поскольку у женщины были проблемы с памятью, и только затем попеременно высказывать ответное мнение. Таким образом, они научились поочередно говорить и слушать.
Отношения между специалистом и клиентом зависят от многих особенностей клиентов: их мотивации и ожиданий, ценностей, опыта, социальной и культурной принадлежности, навыков сознательного контроля и текущей жизненной ситуации. Главными факторами, которые влияют на взаимоотношения специалиста и клиента, являются способность увидеть в происходящем взаимосвязь поведения и мышления, а также показать клиенту эту зависимость и способы преодоления ошибочных представлений. Организационные особенности также влияют на общение с клиентами; отношение к ним определяет их ожидания и мотивацию, а также удовлетворенность контактами. Например, тихое, уединенное место для бесед, четкий временной график и эффективная организация встреч являются признаками уважительного отношения к клиенту. Социальный работник ориентируется на созданные отношения при постановке диагноза и обращает внимание на следующие моменты:
■ внушение надежды и формирование мотивировки; ■ развитие автономии, навыков решения проблем и адаптацию к окружающей среде; ■ формирование ролевой модели и положительного опыта с целью корректировки прошлого негативного опыта; ■ достижение личностных изменений; ■ мобилизацию ресурсов для оказания помощи клиентам; ■ изменение окружающей обстановки; ■ посредничество, обучение, сотрудничество и защиту прав клиентов во взаимодействии с другими службами. Прекращение отношений также должно происходить по пути уменьшения зависимости клиентов от социальных работников и служб помощи, в то же время поддержка должна быть всегда для них доступной. Для достижения необходимых изменений может быть использован широкий спектр психологических техник, которые анализируются в работе Холлис и Вудс (1981). Среди них: ■ техники поддержки — сочувственное слушание, восприимчивость, приня ■ прямое влияние — убеждение, совет; ■ изучение, описание и обсуждение — прояснение и оценка восприятия и ■ рефлексия «личность —ситуация» (или «личность —окружение») — фокусировка внимания на текущей ситуации и существующих отношениях, развитие способности к пониманию других, прояснение причин поведения клиента и окружающих, а также анализ чувств, связанных с ситуацией и поведением; ■ рефлексия динамической модели — определение поведенческих моделей и их связи с паттернами мышления и восприятия; ■ рефлексия развития — помощь клиенту в анализе связи между переживаниями настоящего и прошлого; ■ обучение — информирование, установление контактов с другими; ■ структурирование — детализация проблем, определение приоритетов, установление временных ограничений и организация деятельности. Виды терапевтической среды: применение в стационарном обслуживании Несколько моделей психодинамической теории нашли применение в работе стационарных учреждений социальной помощи. Райтон (1975) выделяет в этом отношении следующие три теоретических подхода.
■ Плановая средовая терапия (Франклин, 1968; Вилле, 1973), основанная на работе с проблемными подростками во время Второй мировой войны. Теоретические истоки этой терапии — психоаналитическая теория и радикальные образовательные модели, которые рассматриваются в работах Гомера Лейна (Вилле, 1964), Найла (1964) и Лайворда (Берн, 1956). ■ Терапия средой — главным образом американская модель, представленная в работе Польски (1968). В данном подходе психодинамические представления используются в групповой работе с проблемной молодежью. В терапии средой также применяются идеи психологии личности и концепция Левина (1951) о теории поля и жизненном пространстве (т.е. физической, социальной, культурной и психологической среде уч- реждения) для анализа межличностных и внутригрупповых отношений, особенно в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей (Редл, 1959). Еще один вариант практической работы с жизненным пространством клиентов, находящихся в стационарных учреждениях, показан в работе Кинан (1991). ■ Терапевтические микросоциальные группы — модель, разработанная на осно В рамках этого направления рассматривается также групповая психодинамическая работа, предложенная Байоном (1961). Некоторое отношение к идее терапевтической среды имеет деятельность организационных консультантов-психоаналитиков, в частности представителей Тавистокского клинического института (Брирли, 1991). Фаульксу (1964) принадлежит идея «групповой матрицы», которая объединяет все формы взаимодействия и общения в группе и становится для ее членов основой единого восприятии происходящего. Этот феномен называется иногда «групповым духом», или «безопасной зоной», как в теории привязанности Боулби (Ролинсон, 1999). По мнению Фроггетт (2002), психодинамические групповые подходы помогают сдерживать проблемные вопросы в рамках матрицы безопасной среды. Еще одна интерпретация терапевтической среды содержится в работе Мензис-Лита (1988). В ней показано, как сотрудники больницы, сталкиваясь с тяжелыми эмоциональными ситуациями, используют психологические защиты для сохранения эмоционального равновесия. В своем обзоре Бетлехем (1950) воссоздает атмосферу психоаналитической практики в стационарном учреждении для детей с поведенческими нарушениями, кроме того, в этой работе заметно влияние опыта пребывания автора в концентрационном лагере во время Второй мировой войны.
Самой известной моделью практики стационарной помощи считается терапевтическая микросоциальная группа. В работе Кеннарда (1983, 1998) перечисляются основные характеристики такой группы, которые можно отнести ко всем трем моделям терапевтической среды. К ним относятся: ■ неформальная атмосфера и дух коллективизма; ■ групповые встречи, являющиеся основным методом терапии. Во время их проведения происходит обмен информацией, формируется чувство сопричастности, принимаются совместные решения, кроме того, участники получают обратную связь и учатся прислушиваться к коллективному мнению; ■ работа участников на благо группы; ■ терапевтическое воздействие участников группы, находящихся в стационарных учреждениях, друг на друга; распределение полномочий между сотрудниками и участниками группы. общие ценности. Например, в проблемах индивида видятся проявления трудностей в межличностных отношениях, терапия воспринимается как процесс изучения нового (научение на основе инсайта — Хиншельвуд. 1999), а участники группы рассматриваются как равные личности. ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ Кати и Джерольд Кати (7 лет) и Джерольд (9 лет) были направлены школой в социальную службу в связи с подозрениями в жестоком обращении и отсутствии заботы со стороны родителей. Родители, Джулиана (28 лет) и Альберто (31 год), испытывали сложности в воспитании детей, у которых в дошкольном возрасте были некоторая задержка в развитии и поведенческие нарушения. Альберто несколько раз оставлял Джулиану одну. Он уезжал работать на Ближний Восток, ссылаясь на проблемы с детьми. В школе у Кати замечались агрессивные проявления — она отбирала вещи у детей и отрицала этот факт. Джерольд часто сидел на задних партах, наблюдая за происходящим в классе, но практически не включался е учебный процесс. Родители других детей жаловались учителям, а также Джулиане и Альберто на поведение их детей, что вызывало бурную реакцию Альберто и приводило к конфликту. Дети неоднократно оставались в школе после уроков, потому что родители не могли их забрать. В школе нет группы продленного дня. Медицинское обследование свидетельствовало о том, что детей наказывали и за ними должным образом не ухаживали. Родители Джулианы и Альберто — иммигранты с Карибских островов, которые затем вернулись на родину. Исходя из позиции специалиста по защите прав детей, подумайте, с чего вы начнете работу с данной семьей: как вы представитесь родителям и детям? С кем вы, скорее всего, будете работать: с родителями или детьми? Подумайте, как можно использовать для оценки этого случая теорию привязанностей. На какие поведенческие проявления вы обратите внимание? Какие методы помогут вам оценить поведение детей и родителей? Какие методы вмешательства, характерные для теории привязанностей, могут быть полезны в данном случае? Какие методы работы с сознанием вы используете при работе с родителями9 На какие особенности их прошлого опыта нужно обратить внимание? Какие поведенческие проблемы и неадекватные особенности восприятия свидетельствуют о необходимости формирования навыков сознательной регуляции? Подумайте о возможности применения в работе с детьми теории привязанностей, а с родителями — практических методов психологии сознания. Что, по вашему мнению, нужно добавить к этим методам из теорий антидискриминации, этнической сензитивности и феминизма? Комментарий Особенности психодинамической социальной работы, которые вызывают критические замечания, состоят в следующем. ■ В современных технологиях социальной работы, таких, как ведение случая1 (в США — «тапа§ес1 саге», в Великобритании — «саге тапа§етеп1»). 1 Ведение случая — процесс выявления и оценки потребностей клиента, а также организации и координации комплексной помоши, оказываемой ему группой специалистов (командой). — Примеч. науч. ред. гораздо больше внимания уделяется эффективному обеспечению услуг, чем психосоциальной помощи (Бренделл, 2002). ■ Большое значение придается доказательной практике, а также объяснениям поведения (Монтгомери, 2002) на основе связи генетических особенностей и химических изменений в головном мозге, что уводит от объяснительных моделей интерпретативного и метафорического характера, свойственных психодинамической теории (Бренделл, 2002). ■ В основе психодинамической социальной работы находится научный, и изначально биологизаторский, объяснительный подход, который можно назвать теоретическим. Однако он не может быть проверен традиционными научными методами. Многие авторы утверждают, что данный подход не признает ценности человеческой самореализации (Стрин, 1979). ■ Психоанализ возник в определенной социокультурной среде, ограничен культурными рамками, так что любые отклонения от принятой нормы считаются проявлениями аномального поведения, которые необходимо лечить. В последнее время широко обсуждаются вопросы этнических различий, которые в психоанализе рассматривались в качестве девиаций. Вызывает возражения и присущий этому подходу взгляд на половое влечение к лицам своего пола, которое связывается с материнским отношением и нуждается в лечении (Стрин, 1979, 56). ■ Многие современные этнические, культурные и гендерные ценности могли бы обогатить психодинамическую теорию, но поскольку она не занимает центрального места в социальной работе, эти ценности не становятся ее составными частями. К ним обращаются только отдельные авторы. Кларк (2003) полагает, что взгляд на проблемы расизма с точки зрения психоанализа мог бы многое объяснить в природе сложных эмоциональных реакций человека, которые составляют основу расистского поведения. ■ Концепция женской личности и ее развития в психодинамической теории является ограниченной, поскольку в ней утверждается стереотип женщины-аомохозяйки, воспитывающей детей, которая социально, интеллектуально и, возможно, морально представляет собой неполноценного индивида. Вместе с тем известны несколько направлений феминистских исследований в психологии. Митчел (1975), например, утверждает, что психоанализ способствует пониманию того, как мужчины приобретают и сохраняют превосходство в патриархальном обществе. Сейерс (1986, 1988) полагает, что формы женского сопротивления патриархальному подчинению проанализированы недостаточно и что психоаналитическая теория может быть в этом полезной. По мнению Боннер (2002), идеи интерсубъективности, этнокультурного взаимообмена и антирасистского движения могли бы лечь в основу психодинамической теории в работе с представителями этнических меньшинств. ■ В своей методологии психоанализ опирается на медицинскую модель, предполагающую наличие у пациента болезни, которую лечит эксперт- терапевт. Психоанализ не строит модель равноправных взаимоотношений между клиентом и специалистом. Даже концепция Перлман (1957а) I проблемно-ориентированной социальной работе, показывающая процесс определения и решения проблем, во многом напоминает медицинскую модель лечения заболеваний. ■ Применение инсайта в качестве основной терапевтической техники позволяет клиентам осознать свои эмоциональные переживания. Однако это) не помогает им что-то изменить в реальной жизни. Поскольку психоа лиз является недирективной техникой, результаты работы психоаналитика практически незаметны. ■ Тенденция к использованию ярлыков иногда провоцирует специалистов к обвинению жертвы в существовании сложной ситуации. Поведение клиента интерпретируется как неадаптивное, если оно противоречит ожиданиям специалиста или службы. Если клиенты выражают недовольство предоставленными услугами, используется психологический термин «сопротивление» (Гитерман, 1983). Тем самым социальная служба снимает; себя ответственность. ■ Данная теория подразумевает «разговорный» тип терапии, который рас-| считан на вербально активных клиентов, способных принять участие ■ обсуждении и рефлексивном анализе своих психологических проблем. Ег эффективность уменьшается при работе с клиентами, которые обращаются с проблемами практического характера и менее способны вербально выразить свои переживания (Стрин, 1979). ■ Факторы среды в психоанализе изучаются в меньшей степени, чем внутренние психологические факторы. Это ограничивает спектр возможных во> действий и сужает поле начальных предпосылок, из которых исходят специалисты (Стрин, 1979). ■ Психодинамические идеи практически не связаны с необходимостью сош*-\ альных реформ, соответственно исключается одно из основных направлений социальной работы (Стрин, 1979). Несмотря на недостатки, психодинамические перспективы помогают наш понять происхождение многих важных принципов социальной работы. «КонЧ фликт», «агрессия», «отношения мать —ребенок», «Эго», «сублимация», «регрессия», «сопротивление» — это термины, которые мы употребляем, не задумываясь об их первоначальном значении. Эти перспективы стали богатые источником разнообразных идей и знания в целом (Дин, 2002). Многие склоним давать им высокую оценку, несмотря на присущие им недостатки, поскольку] они показывают сложность человеческой жизни и развития, а также особенности взаимодействия человеческого организма, сознания и окружающего мира. * ИТОГИ ГЛАВЫ | Психодинамические теории представляют собой богатый источник разнообразь ных идей и понятий, используемых в терапевтической и клинической работе. ПО ■ Теория привязанностей, психология личности и концепция психологического переживания потерь являются современными моделями, которые гораздо более активно применяются на практике по сравнению с традиционными психоаналитическими идеями. ■ Психодинамические идеи имеют большое историческое значение, они являются источником многих моделей практики социальной работы. ■ В психодинамических теориях признается существующий социальный порядок и практически не рассматриваются вопросы социальных изменений, а также работа с социально неблагополучными группами, хотя и уделяется внимание возможности непосредственных изменений в ситуации клиента. ■ Психодинамические теории используются в специализированных службах, знание теорий помогает организовать взаимодействие с другими специалистами.
Глава 5. МОДЕЛЬ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ЗАДАЧЕ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ О чем повествует эта глава Модель кризисной интервенции и задаче-центрированная модель1 представляют собой две различные теории, в основе которых соответственно лежат идеи психологии личности и проблемно-ориентированной индивидуальной работы со случаем. Таким образом, они относятся к индивидуал-реформистской традиции и не уделяют большого внимания социальным изменениям. Появление этих моделей было продиктовано потребностью в развитии методов краткосрочной интервенции, поскольку для психодинамической работы были характерны неопределенные, а также зачастую длительные отношения в работе с людьми. В обеих моделях используются когнитивно-поведенческие методы, что сближает их с теориями, рассматриваемыми в следующей главе. Хотя теоретические основы названных моделей различны, в целях сопоставления они представлены вместе как обоснованные методы краткосрочного вмешательства. Анализ одного из них позволяет увидеть отличительные черты другого. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ > Модель кризисной интервенции и модель решения задач отражают современную тенденцию к развитию краткосрочных, сфокусированных и сформированных теорий, нацеленных на разрешение конкретных проблем практического характера. Эти модели подвергаются критике за уход от решения долгосрочных проблем клиента, а также социальных проблем, способствующих социальному исключению. > Кризисная интервенция предполагает, что люди стремятся к стабильному состоянию и способны справиться с изменениями, произошедшими в их жизни. Кризисы нарушают стабильное состояние, при этом либо появляется возможность для совершенствования навыков преодоления проблемных ситуаций, либо увеличивается вероятность снижения способностей к выживанию. > «Ситуационные кризисы» вызываются конкретными событиями. «Кризисы зрелости» являются реакцией на периодические изменения в течении жизненного цикла, которые затрагивают личные обстоятельства клиента и межличностные отношения. > Психодинамическая теория психологии личности используется в кризисной интервенции для оценки эмоциональной устойчивости личности в процессе пре- 1 В научных текстах по социальной работе встречается и другое название этой модели — «модель решения задачи». — Примеч. науч. ред. одоления кризиса. Современные когнитивные и проблемно-ориентированные методы применяются для трансформации иррациональных представлений и развития положительных качеств. > Кризис означает критический период в жизни человека, когда ситуации опасности и риска приводят к возрастанию стресса, нарушают устойчивое состояние; ранее приобретенные механизмы преодоления уже не работают. > При кризисной интервенции в первую очередь обращается внимание на безопасность жизни человека, а затем производится оценка эмоциональных, конгитив-ных и поведенческих реакций на событие. > Во время интервенции осуществляется работа с эмоциональными реакциями, а затем усилия направляются на укрепление ресурсных особенностей личности. > Эффективность применения задаче-центрированной модели для работы с определенным кругом проблем подтверждается исследованиями, в которых эти проблемы обозначены и проранжированы самими клиентами. > В задаче-центрированной модели клиент и социальный работник составляют контракт, в котором определяются и фиксируются задачи, ведущие к разрешению проблемы. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ > Кризис — объект интервенции, а также довольно типичное переживание, преодоление которого способствует личностному развитию. > Краткосрочная интервенция. > Структурированные, планомерные и специализированные программы интервенции. > Задачи как структурированные элементы интервенции и жизненные задачи, решение которых необходимо для достижения эмоционального и социального комфорта. > Контракты, или соглашения, целью которых является привлечение клиентов к разработке и реализации планов интервенции. Общий теоретический контекст Классическое описание техники кризисной интервенции содержится в книге Каплан, посвященной профилактической психиатрии (1965). Истоки этого метода, следовательно, находятся в области психического здоровья и связаны в большей мере с профилактикой, чем с лечением заболеваний. Парад и Парад в своем исследовании показывают работу с кризисами развития (19906, 12—16). Линдеман (1944) рассматривает переживание горя пациентами различных групп и способы преодоления кризиса потери. В частности было отмечено, что пациенты быстрее возвращались к нормальной жизни, если уже имели опыт преодоления кризиса, и хуже спра&чялись с проблемами, если у них не было такого опыта. Группе специалистов во главе с Линдеман и Каплан, работавших в психиатрических службах с людьми с тяжелыми психическими нарушениями, удалось разработать основные принципы кризисной ин- тервенции. Эта модель нашла применение в области профилактики кризисов, а также привела к развитию нескольких направлений в рамках теории социальных сетей (см. гл. 7). Теоретической основой кризисной интервенции является психодинамическая психология личности; в последнее время также заметно влияние когнитивной терапии. Кризисная интервенция предполагает воздействие на эмоциональные реакции, возникшие под влиянием внешних событий, и активизацию рационального контроля. Янг (1983) анализирует концепты кризисной интервенции и соотносит их с идеями китайской философии, доказывая возможность применения этой модели в китайской культуре. Автор раскрывает смысл «учения о середине» как равновесия системы человеческого духа, ведущего к состоянию гармонии, а также указывает на положение китайской философии о естественном движении человека к самореализации. Согласно принципу у вэй, жизнь — это постоянное изменение, и люди должны изучать изменяющийся мир и быть с ним в гармонии. Китайский вариант достижения гармонии может существенно обогатить западную теорию. Задаче-центрированная модель изначально возникла в рамках социальной работы благодаря целой серии публикаций (Рейд и Шайн, 1969; Рейд и Эп-штейн, 1972а, б; Рейд, 1985). Полный обзор этих исследований можно найти в книге Марша (1991). В данных работах было показано, что, во-первых, несмотря на противоположные ожидания, сокращенные лечебные сессии не менее эффективны, чем длительное комплексное лечение, во-вторых, «планомерная краткосрочная терапия» приводит к эффективным результатам и, в-третьих, практика, созданная на основе задаче-центрированной модели, отличается высокой эффективностью. Ориентация на решение проблем сближает данную модель с проблемно-ориентированным подходом Перлман к индивидуальной работе (см. гл. 4). Модель кризисной интервенции и задаче-центрированная модель, а также когнитивно-поведенческие методы являются примерами «краткосрочной терапии» в социальной работе. Они приобретают все большую популярность в последнее время. Эпштейн (1992, 41—42) сравнивает десять моделей, указывая на значительные различия в критериях отбора клиентских групп, организации методов лечения и прекращении работы. Сопоставив две рассматриваемые модели с долгосрочными видами терапии, в частности с психодинамической моделью, Эпштейн показал их направленность на решение острых и очевидных проблем. Кроме того, в отличие от традиционных психотерапевтических подходов, работа в рамках этих моделей находится под контролем и клиенту предлагаются определенные рекомендации. Области пересечения Рассматриваемые модели социальной работы имеют сходные черты. В обоих случаях используются краткосрочные воздействия, хотя они могут сопровождаться и серией последовательных интервенций. Эпштейн (1992, 102) воспринимает эти модели в качестве примеров сочетания различных методов краткосрочного лечения, а остальные модели относит к психотерапии или терапии. Рейд (1992, 12) указывает на влияние кризисной интервенции на разви- гае задаче-центрированной модели. Голан (1986, 309) отстаивает противоположную точку зрения. Он считает, что исследования, проводимые в рамках задаче-центрированной модели, подтверждают значение практических воздействий в кризисной интервенции. Роберте и Дзигилевский (1995) воспринимают кризисную интервенцию как форму краткосрочной когнитивной терапии. Грей (1987) описывает задаче-центрированную работу, которая осуществляется в рамках кризисной психиатрической бригады. Как кризисная интервенция, так и задаче-центрированная модель имеют четкую структуру, т.е. действия планируются и подгоняются под заранее определенный образец. Используются контракты и другие соглашения между социальным работником и клиентом, причем специально обозначаются обстоятельства, при которых они могут применяться. МакНейл и Стюарт (2000, 241) утверждают, что практические руководства, содержащиеся в задаче-центрированной модели, могут оснастить кризисную интервенцию технологией конкретного планирования действий. Задаче-центрированная модель также тесно связана с поведенческим подходом (Хуве, 1987). Среди общих черт отмечается контрактная система отношений, но в действительности контракты широко применяются и за пределами поведенческой работы (Корден и Престон-Шут, 1987а; Хутен, 1977). Формально эти модели не относятся к поведенческой теории. Кризисная интервенция основана на психодинамической психологии личности. Практическая работа в рамках задаче-центрированной модели не имеет психологического или социологического фундамента, стремится быть «эклектичной и всеобъемлющей» (Рейд, 1992, 13; Рейд, 1990; Эпштейн, 1992, 327-339). Многие базовые принципы поведенческого подхода, такие, как тренировочный принцип, не применяются в задаче-центрированной модели, которая используется при работе с более широким спектром поведенческих проблем. Однако Гамбрилл (1994) утверждает, что по мере того, как модель совершенствовалась, в нее интегрировались многие техники поведенческого подхода, и что отказ от признания своих корней тормозит ее развитие. Ситуации, в которых применяются модель кризисной интервенции и задаче-центрированная модель, различны, различаются и объекты их воздействия. Согласно классическому определению, кризисная интервенция представляет собой действия, которые прерывают серию событий, приводящих к нарушению нормального функционирования человека. В данном случае работа направлена на изменение одного из основных последствий ситуации. При использовании задаче-центрированной модели, как и других методов терапии, мероприятия выходят за рамки непосредственной ситуации; усилия направлены в большей степени на выявление главных проблемных областей жизни человека и воздействие на них. Задаче-центрированная модель направлена па определенные категории проблем. Обе модели нацелены на развитие у человека способности к преодолению жизненных трудностей. Кризисная интервенция содержит ряд практических задач, повышающих способность к адаптации, однако в фокусе работы находятся эмоциональное переживание кризиса и развитие способности успешно разрешать схожие ситуации в будущем. Задаче-центрированная модель предполагает выполнение практических задач, что:риводит к решению конкретных проблем. Успешное достижение целей способствует улучшению эмоционального состояния. Кризисная интервенция опирается на собственную теорию возникновения жизненных трудностей. В задаче-центрированной модели проблемы воспринимаются как данность и разрешаются прагматически. Для работы в рамках задаче-центрированной модели нехарактерны длительные отношения между социальным работником и клиентом, которые обязательны в поддерживающей и инсайт-терапии; здесь внимание сосредоточено на проблемах, а не на их причинах. Рейд и Эпштейн (1972а, 26) настаивают на отличии этой модели от кризисной интервенции. Согласно их точке зрения, работа в рамках задаче-центрированной модели направлена на решение более широкого спектра проблем и содержит четкое определение конкретных проблем, задач и временных ограничений. Эти авторы указывают на сходство этой модели с функциональной индивидуальной работой, где акцент также делается на временных ограничениях, личном выборе клиента, четкой структуре и процессе работы. Они используют классификацию методов работы с индивидуальным случаем, разработанную Холлис (см. табл. 3.1). Основные концепции кризисной интервенции представлены в исследовании Парада (Парад, 1965а; Парад и Парад, 1990а). Плодотворной видится комбинация кризисной интервенции с концепциями систем поддержки и социальных сетей (Мор-Барак, 1988; О'Хаган, 1991, 144— 145). Роберте (1995, 2000; Роберте и Дзигилевский, 1995) обращает внимание на необходимость когнитивной терапии, связанной с изменением восприятия клиента и субъективных интерпретаций окружающих событий, которые, в частности, и вызывают кризисное состояние. Значение задаче-центрированной модели и модели кризисной интервенции Успешное применение задаче-центрированной модели и модели кризисной интервенции в социальной работе обусловлено привлекательностью и практической полезностью идей, лежащих в их основе, а именно представлений о «кризисе» и «задаче». В качестве теорий эти модели развивались в то время, когда социальная работа превратил
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|