Когнитивно-поведенческая практика 2 глава
■ Прерывистое подкрепление используется в случае, если поведение не всегда подкрепляется. ■ Пропорциональная шкала прерывистого подкрепления предполагает поощрение после определенного числа желательных поведенческих проявлений. ■ Интервальная шка.га обозначает применение подкрепления после определенного периода, в течение которого желательное поведение имело место. Пропорциональные и интервальные шкалы могут быть фиксированными (регулярными) и переменными в зависимости от типичного периода или числа поведенческих проявлений. Переменные шкалы наиболее устойчивы к угасанию (особенно переменные интервальные шкалы), однако более практичны, поскольку постоянное подкрепление не всегда возможно. Моделирование, или действие по образцу (упомянутое выше), одновременно закрепляет необходимые реакции и позволяет использовать новые или ранее не опробованные формы поведения через наблюдение за тем, как действуют другие люди и насколько успешно их поведение. Это характерно для всех. В определенные периоды жизни, например в подростковом возрасте или в период серьезных перемен, мы выбираем конкретных людей в качестве моделей. Затем мы комбинируем и корректируем наблюдения, сделанные в различных ситуациях, чтобы создать свою собственную идентичность. Вмешательство социальных работников может происходить на любых стадиях моделирования (см. выше). Бандура (1977) подчеркивает значимость рефлексивной самоэффективности — нашего восприятия собственного успеха в этих действиях. Рефлексивная самоэффективность состоит из двух аспектов: результатов, которые мы ожидаем получить, действуя определенным образом, и ожидаемой нами эффективности
этих результатов. Например, для наркозависимого человека, принадлежащего к субкультуре людей, разделяющих эту зависимость, отказ от наркотиков (ожидаемый результат) может не представлять большой ценности. Однако даже если этот человек захочет вернуться в «правильное» общество, то он может вполне ощутить недостаточность сил для достижения этой цели (ожидаемая эффективность). Концепции Бандуры подвергались критике. Они более расплывчаты, чем подходы оперантного и респондентного научения, которые объясняют многие вещи намного проще. Тем не менее концепция социального научения содержит метод, позволяющий понять сложные аспекты поведения, чаще всего выступающие объектом усилий социальных работников. Шелдон (1995) далее утверждает, что многое из того, что приобретается в процессе моделирования, связано с познанием, т.е. мы обдумываем свои действия в ситуации, которую наблюдаем, размышляем о том, каким образом нам следует себя вести, и так далее. На практике очень полезно стимулировать у клиента подобные размышления. Важным элементом в данном случае является возникновение ощущений, сходных с переживаниями модели, т.е. эмпа-тического научения. Концепции когнитивного опосредования объясняют то, каким образом наблюдаемые модели поведения кодируются в серию образов и слов, а затем вновь превращаются в действия. Опосредование происходит успешнее, если люди «проговаривают» то, что происходит в процессе репродуцирования поведения. Диагностика является неотъемлемой частью когнитивно-поведенческой работы, поскольку она зависит от детального понимания последовательности поведения. Кроме того, на разных клиентов воздействуют различные виды подкрепления, поэтому каждый случай должен быть проанализирован индивидуально. В связи с этим представляются важными как диагностика и определение предшествующих событий, так и отдельные поведенческие проявления и их следствия.
Анализ отличительных черт когнитивно-поведенческой диагностики, проведенный Шелдоном, представлен в табл. 6.1. В когнитивных интервью используются техники, разработанные в рамках психологии памяти для стимуляции точных воспоминаний, когда необходимо, например, вспомнить ситуации насилия, пережитые в детстве, или другие травматические обстоятельства (Весткот, 1992). Последовательность диагностических действий может быть следующей: ■ получить описание проблемы с разных точек зрения; ■ установить, кто и в какой степени вовлечен в проблему; ■ проследить возникновение и дальнейшее развитие проблемы, а также факторы воздействия; ■ определить составляющие проблемы и их сочетаемость; ■ оценить мотивацию к изменению; ■ определить модели мышления и чувства, имевшие место до, во время и после случаев проблемного поведения; ■ определить сильные стороны клиента и окружающей ситуации.
Таблица 6.1. Отличительные черты когнитивно-поведенческой диагностики (по Шелдону, 1995, 111-118)
В процессе работы важно проводить мониторинг того, что происходит, особенно в тех случаях, когда есть вероятность причинения вреда клиентам или другим людям. Социальные работники должны постоянно отслеживать факторы риска. Погруженность в сложные циклы изменения поведения может отвлечь внимание от изменений социальных факторов, которые создают повышенную опасность.
Проблемы должны быть разложены на составляющие. Полезно составить схему, которая наглядно представит причины, само поведение и последствия конкретных событий. Социальным работникам следует обращать внимание не на субъективные суждения, а на точное описание поведения. Например, лучше при описании поведения использовать такое выражение: «Он стукнул кулаком по столу», чем такое: «Он почувствовал разочарование». Первое описание является более точным, доступным наблюдению и изменению, а также бесспорным (в данном случае клиент может чувствовать злость, а не разочарование). После описания проблем их необходимо проранжировать. Для этого следует проанализировать приоритеты социальной службы, точку зрения клиентов, их способность и мотивацию к определенным изменениям, наличие медиаторов (людей в ближайшем окружении, способных фиксировать поведение и осуществлять подкрепление), а также адекватность, выполнимость и непредвзятость целей.
Следующей стадией диагностики является поиск критериев оценки изменений. Зачастую оценка эффективности основана на экспериментальном дизайне «одиночного случая» (Джинджерич, 1990; Нельсен, 1990; Кази, 1998). Вслед за точным определением поведения, которое является объектом изменения, и до начала воздействия осуществляется «базовое измерение». Затем выполняется воздействие и измеряются поведенческие проявления во время и после интервенции. Иногда после одного вмешательства совершается «приостановка», во время которой социальный работник возвращается к исходному поведению. Затем вновь измеряет поведение — объект изменения. После этого снова осуществляется интервенция. Таким образом мы можем проверить, на самом ли деле интервенция влияет на поведение. Последующий контроль также имеет большое значение. Он помогает проверить наличие изменений и укрепить дальнейшую мотивацию. Допустим, специалист с помощью поведенческой терапии, проводимой в дневном стационаре, добился снижения агрессивного поведения у клиента, а также удостоверился, что эти изменения характерны и для поведения в домашних условиях. В этом случае контрольные посещения раз в месяц, а затем раз в два месяца могут выступить важным мотивационным фактором для клиента. Далее социальные работники используют различные поведенческие техники, которые делятся на две группы — контроль реакций и управление случайностями. Техники контроля реакций включают такие формы работы, как моделирование, тренинг социальных навыков, тренинг уверенности, упоминавшиеся выше когнитивные методы, а также техники систематической десенси-тизации (снижения чувствительности). Они обсуждались ранее в качестве примеров, показывающих общий теоретический контекст поведенческой терапии. При управлении случайностями могут достигаться несколько целей: ■ определение и увеличение частоты или интенсивности использования клиентом определенного вида поведения; ■ придание формы определенному поведению для достижения желаемого результата; ■ в случае, когда нежелательное поведение появляется слишком часто, применяют одну из следующих техник: - подкрепляют несовместимое с ним желательное поведение; - негативно подкрепляют нежелательное поведение (удаляют неприятные стимулы, когда клиент делает что-либо желательное); - снижают частоту появления нежелательного поведения через угасание (прекращают подкрепление нежелательного поведения);
- используют наказание при нежелательном поведении; Выбор подкрепления играет важную роль в поведенческой работе. В идеальном варианте подкрепления должны возникать естественным образом из самой ситуации и помогать клиентам понять причины проблемы. Предпочтение отдается таким нематериальным обобщенным видам подкрепления, как похвала, теплое отношение и внимание. Поощрения должны приносить результаты. Их приемлемые формы можно выявить, наблюдая за клиентами в повседневной жизни, отмечая то, что подкрепляет их, а также спрашивая об этом напрямую у клиентов и ближайшего окружения. Согласно принципу Примака, в качестве награды за менее знакомое для клиента формируемое поведение необходимо использовать то поведение, которое нравится клиенту н часто проявляется. Например, если подросток, любит гулять со сверстниками во дворе, а нужно, чтобы он больше времени уделял домашним заданиям, можно договориться о том, что гулять на улице он может при условии, что вначале один час позанимается. Постепенно время выполнения домашнего задания увеличивается, а время гуляния уменьшается. Иногда следует рассмотреть возможность применения разных видов подкрепления. Подкрепление должно быть достаточно сильным, чтобы представлять собой альтернативу нежелательному повелению, а также быть связанным с реальностью настоящего момента с помощью медиаторов — посредников терапевта в повседневной ситуации. Обзор когнитивно-поведенческой практики, выполненный Скоттом (1989, Скотт и Драйден, 1996), отличается от подхода Шелдона большим вниманием к когнитивной терапии. По мнению Скотта, достоинства когнитивных техник заключаются в том. что они лаконичны, широко применимы, хорошо структурированы, легко осваиваются и отличаются эффективностью. Все это делает их доступными для понимания клиентом и социальным работником, а также удобными для применения в социальных службах. Скотт обозначает четыре области применения когнитивно-поведенческих техник. Первая область — поведенческие нарушения у детей, вторая — эмоциональные нарушения, такие, как тревога и депрессия, в работе с которыми когнитивная терапия наиболее результативна (Скотт и Стрейдинг, 1991). Третья область охватывает межличностные проблемы, такие, как семейные конфликты или неразвитость навыков общения, и четвертая — расстройства, контролируемые волевым путем, к которым относится, например, наркотическая зависимость. Останавливаясь на терапии поведенческих нарушений у детей, Скотт описывает работу групп для родителей. Эта работа строилась прежде всего на принципе последовательного развития у родителей социальных навыков, что способствовало совершенствованию их способности общаться со своими детьми. Родители проигрывали различные сложные ситуации, приобретали навык, а затем практиковались дома. Подкреплением за успешное выполнение заданий служила похвала. Родители осваивали техники тайм-аута (перерыва), наград и наказаний в отношениях с детьми, потом закрепляли их в упражнениях и использовали в семейной обстановке. При последующих встречах они делились опытом и обдумывали проблемы, которые могли возникнуть в будущем Несмотря на то, что в этом примере акцент делался на содействии родителям в обдумывании сложных ситуаций, можно отметить моменты, свойственные поведенческой терапии по Шелдону, так как в этих группах использовалось поощрение успешного и, наоборот, игнорирование неуспешного поведения родителей. С родителями также обсуждались техники контроля над проявлением гнева. Согласно Ронену (1994), когнитивно-поведенческая терапия, безусловно, эффективна в непосредственной работе с детьми. Она помогает им развить контроль своего поведения. В области эмоциональных нарушений Скотт разъясняет практические стороны использования когнитивной терапии Бека (1989) при лечении депрессии. В данном случае тщательным образом диагностируются любые проявления и степень депрессии, переживаемой клиентом. На начальном этапе работа с клиентом направлена на изменение и развитие более адекватного поведения. Это сразу дает положительный результат. Дальнейшие занятия проводятся в русле когнитивной терапии. Клиенты ведут записи «автоматических мыслей», которые связаны с конкретными ситуациями и приводят к депрессии. Эти мысли возникают в процессе переживания эмоций. Каждая мысль «тестируется в лаборатории» вопросов, таких, как: «Насколько эта позиция реалистична?», «Кто влияет на возникновение подобных взглядов?», «Помогает ли эта позиция достигнуть цели?» Социальные работники совместно с клиентами разбирают самоуничижительные модели мышления. Повышенная тревожность может деморализовать клиентов, вызвать чрезмерное сосредоточение на проблемах и неудачах, спровоцировать страх неопределенных ситуаций, что будет мешать нормальному существованию, а также служить причиной физических нарушений, например мышечного напряжения или эмоционально-волевых проблем, таких, как неуверенность и нерешительность. В области семейной терапии Скотт предлагает программу, состоящую из трех элементов: поведенческих интеракций, когнитивного реструктурирования и коммуникативного тренинга с элементами решения проблем. Диагностика производится с помощью интервью, направленного на изучение проблемного поведения. Процедуры интервью схожи с вариантом, который был разработан Шелдоном (1995). Кроме того, используется разнообразие шкал и вопросников. Подобные структурированные формы диагностики более свойственны когнитивно-поведенческой работе, чем другим формам социальной работы. На первом этапе программа нацелена на изменение конкретного, ясно обозначенного поведения, которое легко поддается воздействию. Это помогает семейным парам понять, что партнеры могут делать друг другу приятное. Каждый из супругов стремится изменить свое поведение, получает желаемое и помогает другому партнеру добиться того, чего он хочет. Разрабатывается письменный контракт, который устанавливает наказание за невыполнение условий и, наоборот, поощрение за их выполнение. Условия контракта должен выполнить каждый. Если один из супругов не справляется, то контракт нарушается. В конечном счете поведение обоих супругов становится взаимо- связанным. Например, Салли и Питер ссорятся по поводу того, что Питер все свое свободное время проводит в саду, а Салли тратит слишком много денег на покупку одежды. Питера уволили с работы, и он стал проводить в саду еще больше времени. Теперь они жили на зарплату Салли, которая работала на полставки, и были ограничены в средствах. Она возмущалась по этому поводу, поскольку не могла тратить много денег на свою одежду. По условиям контракта во второй половине дня Салли должна была помогать мужу выращивать овощи, а Питер обязывался сходить с женой в магазин и помочь купить что-нибудь милое, но недорогое, например шелковый шарф. Супруги пообещали меньше жаловаться на поведение друг друга. В качестве вознаграждения выступили задачи как таковые. Наказания в случае невыполнения соглашений были следующие: либо Питер должен целую неделю заниматься сам всей домашней работой, либо Салли занимается хозяйством всю неделю в свободное от работы время. Регулярные обзор и анализ трудных ситуаций могут привести к более ясному пониманию того, что каждый из супругов ждет от другого и как общаться конструктивно. Когнитивное реструктурирование применяется для улаживания конфликтов в тех случаях, когда поведенческие интеракции не помогают или если возникают дополнительные трудности во взаимоотношениях. В данном случае социальный работник указывает на проблемные моменты и тестирует ситуацию через «лабораторные» вопросы, упоминавшиеся выше. Коммуникативный тренинг представляет собой последовательность терапевтических процедур. Сначала социальный работник обеспечивает обратную связь клиенту, используя конкретные примеры неконструктивных моделей общения. Затем он предлагает альтернативные модели коммуникации. В заключение супружеская пара репетирует различные коммуникативные модели, чтобы затем начать применять их в своей семье. Когнитивно-поведенческие подходы получили широкое распространение в социальной работе. Метод управляемого саморазвития (Тубман и др., 2002) является типичным примером использования когнитивно-поведенческих элементов. В его основе лежат мотивационные техники, эффективные при работе с людьми, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, у которых мотивация к изменению своего образа жизни существенно снижена. Принимается «решение об изменении приоритетов», клиенты изучают положительные и отрицательные моменты сложившейся ситуации, а также обсуждают подробности желаемой ситуации. Кроме того, разрабатывается «список целевых изменений». Результаты проверяются при каждой встрече с клиентом. Также выясняется понимание клиентами провоцирующих факторов и ситуаций повышенного риска. Одним из важных практических приложений когнитивной терапии является программа «Продуманность и реабилитация», используемая в службах условно-уголовного наказания и других службах уголовной юстиции. Разработанный канадским исследователем Россом совместно с коллегами (Росс и Фабиано, 1985; Росс и др., 1988, 1989), этот метод был удачно использован в Великобритании, в частности в Уэльсе, в программе 5ТОР (Откровенные размышления об условном освобождении) (Рейнор и Ванстоун, 1994, 1998; Рейнор и др., 1994). Программа 8ТОР представляет собой руководство, содержащее детальные инструкции по проведению мероприятий и четкую про- грамму обучения. В ней затрагиваются техники самоконтроля, навыки мышления, социальные навыки, обучение вниманию к другим людям, понимание позиции жертвы, творческое мышление, критическое мышление, умение принимать иную точку зрения, понимание реакций людей на агрессию, управление эмоциями и передача правонарушителям опыта помощи другим людям. Это позволяет тем, кто преступил закон, выйти за пределы стереотипного мышления о своих потребностях и собственной позиции и посмотреть на ситуацию более широко и с разных точек зрения. Кроме того, у них появляется возможность подойти к своим проблемам более рационально и найти альтернативные варианты их решения. Несмотря на успех программы, использованный в ней метод был подвержен критике за расизм и отсутствие гибкости. По мнению противников этого метода, он вынуждает специалистов действовать в соответствии со строгими процедурами, обращаться с людьми как с машинами и не принимать во внимание реальные причины нарушений закона, которые связаны с бедностью и социальным неравенством (Ниари, 1992; Питтс. 1992). Были также высказаны критические замечания относительно приоритета следования стратегическим принципам в ущерб потребностям и желаниям отдельных индивидов (Олдфилд, 2002; Рейнор, 2003). Вместе с тем этот подход соответствует современной тенденции работы с правонарушителями, предполагающей ориентацию на самого нарушителя. В данном случае в центре внимания находится правонарушитель, который рефлексивно осмысливает свои преступление и поведение, послужившее тому причиной. Другим примером данного подхода является теория продуманных действий Фишбайна и Эдзена (1975). Поведенческие техники работы с группой и микросоциальной средой Вышеупомянутая концепция Шелдона раскрывает суть индивидуальной терапии в контексте идей бихевиоризма. Фишер и Гохрос (1975, 115—119), а также Хадсон и МакДональд (1986, 165— 166) ссылаются на ряд концепций, показывающих, что поведенческие подходы могут эффективно применяться в групповой работе. Это осуществляется через условную группу, которая служит поддержкой и подкреплением для отдельных индивидов, включенных в программы изменения поведения. Кроме того, работа может осуществляться одновременно с несколькими членами группы. Такие группы (больных алкоголизмом, группы несовершеннолетних правонарушителей, людей, принадлежащих к одной семье или социальной группе) помогают людям справиться со схожими проблемами. Согласно Хадсон и МакДональду, в традиционном варианте группа совместно оценивает проблему, ставит цели, обсуждает стратегии, организует моделирование и повторение действий. Особое значение имеет тренинг социальных навыков. Роуз (1991) рассматривает поведенческую групповую работу с элементами когнитивного подхода, в ходе которой в процессе совместного социального научения распознаются «самоуничижительные» и конструктивные модели познания. Однако Холлин (1990), исследуя работу с правонарушителями, отмечает, что отсутствие социальных навыков может быть только одной из причин проблемной ситуации клиента, поэтому эффективный тренинг должен быть частью многогранного подхода к решению проблемы. Райт (1995) рассматривает работу в стадионйфных учреждениях с мальчиками, имеющими поведенческие трудности, и показывает процесс постоянного совершенствования программы тренинга когнитивно-поведенческих навыков. Вместе с тем автор подчеркивает необхсадимость особого внимания к поиску и решению сопутствующих проблем, а также важность формирования философии лечения, которой будут придерживаться все сотрудники. Берджесс с коллегами (1980) описывает тренинг социальных навыков, который применялся при работе с группой правонарушителей, отбывавших наказание в связи с преступлением на сексуальной почве. Этот тренинг, воплощенный в трех основных формах, является примером использования разнообразных методик, среди которых: ■ микротренинг интерактивных навыков, включающий отработку таких элементов, как интонации голоса, визуальный контакт, поза; ■ асссртивный тренинг, помогающий заключенным выразить собственное мнение и научиться добиваться желаемого без нанесения вреда другим людям; ■ ролевая игра, в ходе которой проигрываются сложные (по возрастанию) ситуации, которые могут возникнуть во время тюремного заключения. Затем в темы ролевой терапии включили ситуации, характерные для жизни вне тюремных стен. Навыки были смоделированы социальными работниками. Далее заключенные должны были практиковаться самостоятельно. В конце каждой групповой встречи стимулировалось общение по кругу, в ходе которого участники делились своими мнениями относительно каждого занятия. Схожий метод групповой работы со взрослыми пациентами психиатрической клиники описывается в работе МакОли (1988). В данном случае клиенты с довольно серьезными проблемами учились понимать собственное поведение, работая в группах, в которых использовались определенные методики. Хотя в работе с микросоциальной средой отдельный индивид не является объектом воздействия, Маттайни (1993) показывает вариант поведенческого анализа, разработанный для практической работы в микросоциальной среде. Автор предлагает методики контроля за предвестниками определенных форм поведения людей в микросоциальной среде, а также изменения последствий и уменьшения! случаев определенного поведения, которые препятствуют развитию микросоциальной среды. Поведенческая работа в стационарных учреждениях Бихевиориз1ч является одной из основных теорий, на основе которых строится работа в стационарных учреждениях (Райан, 1979; Хадсон, 1982). Наиболее известной методикой этой работы является жетоновая экономика. Жетоно-вая экономика — это система организации работы всего стационарного учреждения подобно тому, как терапевтическая среда (см. гл. 4) организует кол- лективную атмосферу пребывания в учреждении. Таким образом, это не просто терапевтические программы для отдельных индивидов, реализующиеся в рамках закрытых учреждений, а определенный подход к работе в стационарах в целом. Жетоновая экономика применяется в школах и закрытых учреждениях для подростков с поведенческими проблемами и правонарушителей. Кроме того, имеются примеры ее использования при работе с людьми, имеющими нарушения психического здоровья и задержки в развитии (Бэч-вуд и др., 1988). Жетоновая экономика представляет собой систему оперантной обусловленности с интервальным (иногда прерывистым) подкреплением. Специалисты учреждения разрабатывают список поведенческих проявлений для закрепления (Шелдон, 1995). Жетоны выдаются в тех случаях, когда клиенты ведут себя в соответствии с этими терапевтическими программами на протяжении некоторого времени или условленное количество раз. Воспитанники учреждения накапливают жетоны, а затем обменивают их на желаемые вещи или привилегии. Существует стоимостный список наград, в котором каждая награда приравнивается к определенному числу жетонов. За выполнением условий жетоновой системы следит вспомогательный персонал (Фишер и Гох-рос, 1975, 288-289). Жетоновая экономика может применяться в тренинге различительных способностей (Фишер и Гохрос, 1975, 287; Шелдон, 1995). В этом тренинге участники приобретают способность к распознаванию уместных видов поведения в определенных социальных ситуациях. Пиццат (1973) предлагает развернутый анализ программы для стационарного учреждения, в которой применяются разнообразные подкрепления. Он показывает, что клиенты нуждаются в быстром подкреплении положительного поведения на ранних стадиях или если они впервые демонстрируют проблемное поведение. Затем необходима поддержка в виде системы жетонов, которые выдаются в определенное время дня. Далее нужно организовать формы еженедельного поощрения, которые не связаны непосредственно с появлением требуемого поведения. Другими словами, на этой стадии более актуальными становятся поддержка со стороны окружения и самоподкрепление. В данной публикации содержится интересный обзор многих поведенческих методик, используемых в закрытых учреждениях, а также демонстрируется необходимость внимательного подхода к формированию различных видов подкрепления. Шелдон (1995) отмечает, что, хотя жетоновая экономика эффективна в достижении поведенческих изменений, эту систему крайне трудно поддерживать в течение длительного времени. Многие стационарные учреждения не имеют возможности осуществлять отбор клиентов и создавать программу, состоящую из нескольких независимых этапов. В результате специалисты вынуждены одновременно решать большое количество вопросов. Кроме того, иногда сложно убедить специалистов и других сотрудников в необходимости четко придерживаться одной и той же схемы. Не все социальные работники разделяют веру в успех системы. Необходимо проводить разъяснительную работу среди сотрудников учреждения. Внешние факторы в виде юридических инстанций, медицинских служб и местных властей ограничивают использование тех механизмов, которые важны для последовательной реализации: системы. Опи- раясь на обзор нескольких исследований, Бэчвуд с соавторами (1988) выражают согласие с этими замечаниями и утверждают, что социальное моделирование является не менее эффективной формой терапии. Эти трудности могут привести к ужесточению системы, поощрению послушания и пассивности клиентов и помешать достижению реальных поведенческих изменений. В то же время поведенческие системы могут быть результативными, если их использовать в одном из отделений учреждения или в определенный момент, когда необходимы быстрые изменения. Голдэппл и Монтгомери (1993) предлагают когнитивно-поведенческую программу для тяжелых пациентов с наркозависимостью, находящихся на лечении в стационаре. Работа по данной программе привела к уменьшению числа пациентов, отказавшихся от продолжения лечения, хотя стратегические цели терапии были достигнуты не во всех случаях. Скорее всего, этот результат объясняется тем, что пациенты получали поддержку и поощрение в повседневной деятельности, тогда как для значительных положительных перемен в поведении требовалась длительная работа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|