Когнитивно-поведенческая практика 1 глава
Для понимания практической реализации данного подхода необходимо представлять сущность основных принципов теории научения и поведенческой терапии. Шелдон (1998) определяет несколько важных ключевых понятий, лежащих в основе поведенческой терапии. К ним относятся: ■ респондентная, или классическая, обусловленность (стимул —реакция, по Джексону и Кингу, 1982); ■ оперантная обусловленность; ■ наученная беспомощность; ■ социальное научение и моделирование; ■ когнитивные факторы, такие как нарушение восприятия и интерпретации (значения, придаваемые событиям и переживаниям), а также деструктивное мышление. Все перечисленные факторы имеют место в социальной работе. Следуемый ниже обзор сделан на основе книг Шелдона (1998), Фишера и Гохроса (1975). Респондентная обусловленность связана с поведением (все, что мы делаем). которое отвечает на стимул (личность, ситуацию, событие или объект окружающей среды) или вызывается им. Обусловливание представляет собой процесс научения поведению, в котором присутствует более или менее постоянная связь со стимулом. После того как мы научились реагировать на определенный стимул, наше поведение модифицируется. Например, если ребенок во время прогулки в парке вызывает неодобрение родителей, потому что пачкается в грязи, то это неодобрение для него связывается с прогулкой, а не с неаккуратностью. Респондентная обусловленность называется также классической обусловленностью, поскольку связана с экспериментами И.П.Павлова (условный рефлекс. — Примеч. науч. ред.). В них у собак вызывали слюноотделение (естественная реакция на вид пищи), сопровождая его звонком. Через какое-то время слюна собак выделялась при звуке звонка без появления пищи.
Многие поведенческие проявления безусловны, они происходят естественным образом. Безусловные стимулы вызывают безусловные реакции. Например, глаз человека увлажняется на ветру, слюна выделяется при виде пищи, рука отдергивается от горячего предмета, при отравлении ядовитыми веществами возникает болезненное состояние и т.д. Поведение считается обусловленным, если реакции становятся связанными или спаренными со стимулами, которые в естественных условиях не вызывают реакцию. Представим себе, что наши глаза увлажняются при появлении пищи. В данном случае говорят об условных стимулах и условных реакциях. Условные реакции распространяются, т.е. человек демонстрирует их в схожих ситуациях. Так, ребенок, который боится идти в парк, потому что ожидает негативной реакции, в конечном счете может отказаться выходить на улицу вообще. Подобные реакции лежат в основе формирования социальных страхов и возникновения посттравматических расстройств. Реакции на один тип ситуаций начинают распространяться и на другие ситуации. Угасание имеет место, когда связи между условными реакциями и стимулами не поддерживаются. Условная реакция угасает и теряет связь со стимулом. В этом заложен определенный потенциал для лечебного воздействия, поскольку связь между стимулом и реакцией исчезает, как и эффект распространения. Например, ребенка постепенно можно приучить гулять в парке, если исключить любые проявления неодобрения во время прогулки. Некоторые поведенческие проявления несовместимы друг с другом. Например, человек в абсолютно расслабленном состоянии не может быть тревожным или агрессивным. Обратная обусловленность направлена на образование ассоциаций между желательными реакциями и определенными стимулами вместо связывания их с нежелательными реакциями.
Самой распространенной техникой обратной обусловленности является систематическая десенситизация (постепенное снижение чувствительности). Клиентов обучают практическим техникам релаксации или предлагают другие способы личностной поддержки. Затем их постепенно приучают к нежелательным стимулам, используя для этого состояние релаксации или помогая преодолеть тревогу и неуверенность. Подобные техники применяются в работе с клиентами, страдающими агорафобией или школьными страхами. Примером является случай с супругами Ноле, приведенный в главе 5. В данном случае релаксация, а также присутствие мистера Нолса выступили факторами обратной обусловленности в борьбе с тревогой миссис Ноле. Ассертивный тренинг представляет собой технику, которая применяется в тех случаях, когда люди испытывают неуверенность в себе. Социальные работники помогают им практиковать нужные формы поведения в условиях поддерживающего окружения, и затем, в идеальном варианте, клиенты переносят это поведение в реальные жизненные ситуации. Обратная обусловленность используется в терапии сексуальных нарушений. Приятные сексуальные переживания закрепляются в поддерживающем окружении и постепенно переносятся в обычные сексуальные ситуации, вызывавшие ранее тревогу. Например, мужчина с преждевременной эякуляцией учится контролировать ее при возникновении сексуального возбуждения в условиях невозможности осуществления полового акта до тех пор, пока у него не появится уверенность в том, что ситуация находится под контролем. Только затем ему разрешается полноценный сексуальный контакт. Другим примером использования названных техник является формирование обратных реакций у детей, страдающих энурезом. В данном случае им разрешается мочиться в постель, хотя конечным результатом является прекращение такого поведения. Звонок или сирена связываются с электрическим проводом, помещенным внутрь матраца, на котором спит ребенок. Когда моча попадает на матрац, звенит звонок. Ребенок просыпается и идет в туалет. Этот процесс приводит к следующим результатам. Во-первых, поведение ребенка обусловливается, он должен проснуться, когда мочевой пузырь полон, и пойти в туалет, чтобы постель осталась сухой. В о-вторых, мышцы мочевого пузыря укрепляются, развивается способность спать всю ночь без мочеиспускания. Эти реакции тренируются с помощью использования обратной обусловленности естественного рефлекса мочеиспускания при полном мочевом пузыре (Морган и Янг, 1972).
Большинство поведенческих проявлений не поддаются формированию с помощью безусловных стимулов, поэтому применяется оперантная обусловленность, которая предполагает изменение более широкого спектра поведенческих реакций. Она предполагает воздействие поведения на окружающую среду и используется при создании сложного и продуманного поведения. Респон-дентная обусловленность, напротив, главным образом направлена на формирование заученных автоматических реакций. Оперантная обусловленность является формой поведенческой работы, цель которой — изменение факторов (случайных переменных), воздействующих на поведение и приводящих к новым последствиям, как показано на рис. 6.1. Происходит некое событие (первое событие — А), которое запускает поведение (В), направленное на взаимодействие с этим событием, и, как результат этого поведения, возникает следствие (С). Социальные работники управляют случайностями, влияющими на отношения между поведением и следствиями, в ситуации, когда следствия укрепляют или ослабляют поведение путем подкрепления или наказания. Подкрепление, положительное или отрицательное, укрепляет поведение. Наказание, позитивное или негативное, ослабляет поведение. Положительное всегда означает совершение каких-либо действий; отрицательное всегда подразумевает лишение чего-либо. Оба инструмента можно использовать одновременно. Эта форма подробнее рассматривается ниже, при обсуждении концепции когнитивно-поведенческой работы Шелдона (1995). Угасание также принадлежит к техникам оперантного научения. Оно отличается от угасания в респондентной обусловленности и обозначает разрыв связей между поведением и его последствиями. При негативном наказании удаляются те следствия, которые не имеют отношения к желательному поведению, как в приведенном выше примере. Угасание применяется в случае нежелания ребенка делать домашнее задание, что обычно приводит к возникновению споров с родителями. Споры позитивно подкрепляют это нежелание, так как они требуют времени и эмоциональной энергии, которые должны быть направлены на выполнение заданий. Вместо того чтобы спорить, родителям следует оставить ребенка в комнате наедине с домашними заданиями. Так они смогут избежать подкрепления нежелательного поведения. В отличие от угасания в респондентной обусловленности угасание в оперантной обусловленности — это не просто снижение реакции на стимул, а активное устранение связи между последствиями и поведением, которое их вызвало.
В ряду других техник положительное подкрепление имеет определенные преимущества. Например, при угасании никак не контролируется поведение, которое должно прийти на смену нежелательному поведению, а ведь оно может быть также нежелательным. Использование наряду с угасанием положительного подкрепления позволяет сформировать нужное поведение. Кроме того, нежелательное поведение может проявляться постепенно через новые формы реагирования, с которыми трудно справиться, поэтому поощрение полезного поведения упрощает процесс. Главным процессом социального научения является моделирование. Хадсон и МакДональд (1986) характеризуют его следующим образом: ■ человек видит другого человека, выполняющего какие-либо действия, и обращает на это поведение пристальное внимание; ■ наблюдатель формирует представление или кодифицирует то, каким образом совершается поведение, и репетирует его в своем сознании и на практике; ■ наблюдатель определяет обстоятельства, в которых совершается поведение, а также его последствия; ■ когда возникает соответствующая ситуация, наблюдатель повторяет поведение согласно сложившимся представлениям. Наблюдая за новым и первоначально пугающим поведением, которое совершается в соответствии с ролевой моделью, легко убедиться, что оно не вызывает неблагоприятных последствий. Шелдон (1998, 20) подчеркивает, что большинство людей учатся не на книгах или чужих советах; важны демон- страция нового поведения, экспериментирование в благоприятной среде, а также получение обратной связи и поощрения. На этой основе построены программы обучения навыкам и управлению агрессивным поведением, а также другие подобные проекты развития новых форм поведения. Пристли и Мак-Гвайр (1978, 1983) описывают практические программы формирования социальных навыков у людей, совершивших преступления. Развитая социальная компетентность помогает найти выход из трудных ситуаций и обратиться к альтернативным вариантам разрешения конфликтов и проблем в межличностных отношениях. Эти авторы также предлагают упражнения, которые специалисты могут использовать в тренингах по развитию новых навыков.
Шелдон (1998, 23) обобщает основные процедуры тренингов по развитию социальных навыков. К ним относятся: ■ определение проблем, указывающих на пробелы в поведенческом репертуаре клиента, и новых форм поведения, которые могут помочь заполнить эти пробелы; ■ разделение проблем на компоненты или стадии; ■ помощь клиентам в распознавании ошибочного представления (знаний), которое может им мешать; ■ демонстрация желаемого поведения, его повторение клиентом; ■ соединение отдельных частей поведения воедино и формирование более сложного поведения; ■ помощь клиенту в определении различий между ситуациями, в которых это поведение является уместным (неуместным); ■ перенос нового поведения в ситуации реальной жизни; ■ обсуждение реалистичных практических задач и результатов их достижения. Скотт и Драйден (1996) выделяют следующие четыре вида когнитивно-поведенческой терапии. ■ Навыки преодоления, содержащие два. элемента, — «самовербализацию», т.е. инструкции, которые даются самому себе, и результирующее поведение. Поведенческие трудности в преодолении ситуаций могут объясняться как неспособностью создавать рефлексивные вербальные инструкции, так и неспособностью действовать согласно собственным инструкциям. Тренинг прививки от стресса, предложенный Майхенбаумом (1985), посвящен профилактике и снижению уровня стресса через обучение клиентов тому, что нужно говорить или делать в трудных ситуациях. По мнению Ронена (1998), в работе с детьми важен акцент на развитии у них навыков самоконтроля. Кроме того, в целях уменьшения стресса необходимо изменять окружение клиента. ■ Проблемно-ориентированную форлну когнитивно-поведенческой терапии, отличную от одноименной концепции Перлмана (1957а), созданной в рам- ках психодинамической социальной работы (см. гл. 4). В данном случае человеческая жизнь рассматривается как процесс решения различных важных вопросов. Решение проблем здесь напоминает задаче-центрирован-ную модель: клиенты «схватывают» и определяют суть проблемы, продумывают варианты ее решения, выбирают лучшее, планируют способы действия и оценки результата. ■ Когнитивную перестройку, которая является, возможно, самой известной формой когнитивной терапии и включает такие подходы, как когнитивная терапия Бека (КТ) и рационально-эмотивная поведенческая терапия по Элису (РЭПТ, ранее РЭТ). В когнитивной терапии клиенты анализируют свое понимание ситуации, а социальный работник задает вопросы и проверяет результаты анализа. В рационально-эмотивной поведенческой терапии рассматриваются, в о-п е р в ы х, иррациональные представления, преобладающие в мышлении клиента, что приводит к «окошмарива-нию» — представлению вещей в негативном свете; во-вторых, низкая толерантность к фрустрации — ощущение невозможности вынести некомфортные ситуации;,и, в-третьих, «проклятие» — негативное отношение к себе, возникающее вследствие неудач. Социальные работники подвергают сомнению ы опровергают иррациональные представления, которые лежат в основе этих реакций. Шелдон (1998, 2000) подчеркивает необходимость работы с нарушениями восприятия и атрибуции (приписывания). Восприятие объясняет отношение к происходящему, атрибуция обозначает суждения о значения этого опыта. Так, водитель грузовика, которому грозит увольнение из-за неаккуратного вождения, вследствие искаженного восприятия может переживать эту ситуацию как несправедливость. Он может считать, что его начальник хочет его уволить, так как желает сэкономить на зарплате, приписывая ему поведение, которому нет видимых подтверждений. Таким образом, суждения водителя могут полностью не соответствовать реальности. ■ Структурную когнитивную терапию, связанную с тремя «структурами» представлений в мышлении клиентов: базовыми представлениями — предположениями клиентов о самих себе; промежуточными представлениями — подробными описаниями окружающего мира; периферическими представлениями — планами действий и повседневными стратегиями решения проблем. Социальные работники не только обращаются к периферическим представлениям, вызывающим проблемы, но и изучают их истоки, обращаясь к более глубоким когнитивным структурам. Области пересечения Главными задачами поведенческой социальной работы являются развитие желательных форм поведения и ослабление нежелательного поведения, с тем чтобы люди могли адекватно действовать в социальных ситуациях. В свою очередь, укрепляется их способность жить полной и счастливой жизнью. Осознание проблем клиентом зачастую помогает ускорить обучение новым формам поведения, однако этого недостаточно.для достижения изменений. Условиями успеха поведенческой работы, как и других форм социальной работы. являются теплые взаимоотношения социального работника и клиента. Поведенческая социальная работа эффективна во многих ситуациях. В книге под редакцией Цигно и Баун (1998) собраны статьи разных авторов, которые показывают применение поведенческой терапии в непосредственной работе с детьми и при защите их прав, в работе с людьми, имеющими задержку психического развития и психические нарушения, заключенными, наркозависимыми, а также в стационарных учреждениях и группах поддержки для пожилых людей. Отношение поведенческой социальной работы к общей поведенческой терапии определяется Тайером и Хадсоном (1987, /) следующим образом: «Поведенческая социальная работа представляет собой сознательное использование специалистами по социальной работе определенных техник воздействия, основанных на проверенных эмпирическим путем теориях формирования поведения, которые включают оперантную, респондентную обусловленность, научение через наблюдение и другие техники. При этом специалисты по поведенческой социальной работе не обязательно должны придерживаться философии бихевиоризма». Отсюда следует вывод, что социальные работники не обязаны переносить эту модель целиком в свою практику. Они могут использовать различные ее аспекты в соответствующих ситуациях. Однако такой подход означает, что социальная работа сама по себе не привносит ничего нового в поведенческую модель. В данной формулировке поведенческая социальная работа представляется через использование заимствованных техник. Это означает, что поведенческие подходы неэффективны при решении социальных проблем и многих других вопросов, характерных для социальной работы. Томас (1968, 1971) в США и Джеху (1967. 1972) в Великобритании были первыми серьезными интерпретаторами психологической литературы по социальной работе. Когнитивные теории заняли соответствующее место в теории социальной работы в 1980-е гг. Начатом этому послужила работа Гольдштейна (1981, 1984), который пытался привнести в них идеи гуманизма. Подобная возможность появилась благодаря связи основных идей бихевиоризма с природой человеческого мышления. В гуманистических концепциях (см. гл. 9) утверждается, что в процессах восприятия допустимы различия, а то, что нами воспринято и понято, является единственной реальностью. Подобное представление существует и в когнитивных подходах, в которых признается актуальность понимания клиентом окружающего мира. Следовательно, не всегда можно утверждать, что восприятие клиентов неправильно, и соответственно не обязательно нужно изменять его. Элемент принятия сближает способы, которые применяются в когнитивной и поведенческой терапии вместе с более традиционными методами социальной работы. Таким образом, привлечение гуманистического элемента является главным аспектом исследования Гольдштейна и работ, написанных Вернером (1982, 1986). Когнитивно-поведенческие теории распространены преимущественно в западных странах, поскольку в них делается акцент на достижении психологических изменений индивидов, а не на решении социальных проблем, что более актуально для развивающихся стран. Их фундаментом является западная модель научного метода, которая менее влиятельна в азиатских странах. Например, в обзоре теорий социальной работы индийского исследователя Кумара (1995) эта группа теорий никак не затрагивается. Определенный интерес к концепциям доказательной практики можно обнаружить в книге, изданной под редакцией Тайера и Кази (2004), в которую вошли главы, посвященные моделям практической работы в Гонконге и Южной Африке. Вместе с тем эти главы в основном посвящены описанию оценки эффективности социальных проектов и принципов социального развития, а не когнитивно-поведенческой практике. Значение когнитивно-поведенческой теории Когнитивные и поведенческие модели терапии отличаются противоречивостью, поскольку они продолжают находиться в центре дискуссий о доказательной практике (см. гл. 3). Представители бихевиоризма выступили против психодинамической модели социальной работы. Они подвергли критике ее слабообоснованные выводы, построенные на предположении о существовании структур психики, которые невозможно проверить эмпирическими методами. Главным аргументом сторонников поведенческого и когнитивного подходов выступает эмпирическая проверка успешно достигнутых результатов. Следовательно, необходимо признание научного метода и современного представления о знании, а также линейных моделей объяснения. Одним из преимуществ является единая позиция в отношении научно-доказательных методов при взаимодействии с другими профессиональными областями, в частности медициной и психологией, которые основываются на научной базе знаний. В этом смысле поведенческие и когнитивные методы укрепляют положение социальной работы как профессионального вида деятельности. Соответственно, если принять данный аргумент, можно говорить о большом преимуществе данных теорий. Когнитивно-поведенческие теории ограниченно используются в некоторых специализированных учреждениях в работе с определенными группами клиентов. Часто их методы применяются для преодоления школьных страхов, детских проблем и проблем психическою здоровья. Как правило, когнитивные методы используются для лечения тревожных и депрессивных состояний. Дело в том, что психологи, работающие в клинических условиях, а также в некоторой степени и другой медицинский персонал могут организовать су-первизорство (профессиональный контроль и взаимопомощь), создать доброжелательную среду и клиент-ориентированное окружение, необходимые для применения терапевтических методов. Такими особенностями редко отличаются службы социальной работы. Спорным вопросом остается объединение бихевиоризма с когнитивными методами. Некоторые авторы (например, Шелдон, 1995) рассматривают когнитивные методы как одно из направлений поведенческого подхода, подобно теории социального научения. Другие теоретики, такие как Скотт (1989), непосредственно связывают когнитивные стратегии с социальной работой. Хад-сон и МакДональд (1986) выражают сомнение относительно интеграции когнитивных подходов в поведенческие модели терапии. Многие современные авторы рассматривают эти подходы как новый набор техник. Поскольку когнитивные методы связаны с внутренними процессами мышления, считается, что они могут снижать научную достоверность поведенческих методов, хотя на самом деле когнитивные методы имеют свою исследовательскую доказательную базу (Скотт и Драйден, 1996). Процессам мышления и восприятия придается большое значение и в других теориях социальной работы, поскольку целью многих практических методов является изменение человеческо го восприятия и реакций на социальные ситуации. Непосредственная поведенческая работа в меньшей степени соответствует тем социальным требовглиям, которые предъявляются социальной работе. Трудности в использовании когнитивно-поведенческих методов заключаются в их специфике, множестве специальных терминов и формализованных процедурах, которые эффективны в искусственно созданных услов иях. Некоторым социальным работникам это кажется негуманным. Тем не; менее эти методы устраивают тех клиентов и социальных работников, которым нравится упорядоченный и четкий подход к проблемам, позволяющий объяснить и обосновать происходящее. Возникают возражения и по вопросам этического характера, поскольку при использовании когнитивно-поведенческих методов социальный работник манипулирует поведением клиента. Применение поведенчески х техник может привести к ситуации, когда социальные работники будут н.авязывать свои желания клиентам против их воли. Работники социальных сл?/жб могут оправдать свои действия тем. что укрепляется социальный и полит ический порядок и поддерживается авторитарный административный контроль. Бихевиористы утверждают, что согласие клиентов необходимо как из этических соображений, так и для достижения положительного результата. Кроме того, наиболее этичным считается то воздействие, которое лучше всего работает, а поведенческий подход смог доказать свою эффективность. Любы.е методы могут причинить вред, если они будут применяться неправильно. Многие техники являются манипулятивными, поскольку их цель скрыта от клиентов. Примером может служить метод парадоксов, когда постоянно ссорящейся супружеской паре предлагают ругаться по часу каждую ночь, но избегать споров в другое время суток, заменяя их новыми способами обсуждения. Уотсон (1980, 105— 115) полагает, что для решения этической проблемы подобных аргументов недостаточно. Для бихевиоризма характерно предположение о том, что любое поведение чем-то вызвано. Если клиенты делают выбор в пользу поведенческих методов для достижения нужных им изменений, то действуют добровольно на основе своей рациональной позиции и принимают решение без принуждения. Но что произойдет, если поведение клиента посчитается социально неприемлемым судом или другими людьми, обладающими властью? Эти люди могут полагать, что их суждения правильны, оправданны и адекватны сложившимся социальным обстоятельствам. В подобных случаях добровольная позиция заменяется решениями, принятыми на основе социально одобряемых целей. Единственно оправданная этическая позиция, охраняющая право клиента на самоактуализацию, заключается в том, чтобы прибегать к этим методам, если у клиента есть стремление освободиться от какого-либо поведения; например, в случае навязчивости, когда сам клиент хочет, но не может контролировать себя. Шелдон (1995, 323—324) считает, что ни один метод социальной работы, включая методы изменения поведения, не мож.ет преодолеть сопротивления клиента, и что другие формы работы тоже при водят к контролю и ограниче- нию свободы. Однако данные замечания кажутся несущественными, особенно в свете того утверждения, что поведенческие методы более результативны, чем другие формы социальной работы или терапевтические техники. Более того, наша задача состоит не в том, чтобы преодолевать сопротивление клиентов, напротив, мы должны оградить их от навязывания воли социального работника. Шелдон утверждает, что следует оценивать любые недостатки модели как' ее достоинства, что справедливо для всех теорий, тем более что в них не обсуждается эффективность когнитивно-поведенческих методов. Поведенческие модели, например такие, как поощрение и наказание, зачастую ис пользуются неадекватно. Примером может служить скандал, получивший название «поймать на слове», разразившийся вокруг интернатов в Великобритании (Леви и Кахан, 1991). В данном случае идеализация правильного поведения привела к тому, что дети были на долгое время оставлены раздетыми. Шелдон (1995, 327—341) подчеркивает, что в подобных ситуациях специалисты, применяющие эти методы, склонны к проявлению насилия по отношению к клиентам, поэтому любой метод может принести вред. Поведенчес кая социальная работа была особенно популярной в США, но не получила столь широкого распространения в других странах, за исключением тех ее фор м, которые применяются в узкоспециализированных учреждениях или направлены на решение определенных проблем. Основные концепции В большинстве ко нцепций бихевиоризма подчеркиваются схожие принципы. Ниже подробно раскрывается концепция Шелдона. Его работа «Когнитивно-поведенческая терапия» (1995) посвящена применению этой теории в социальной работе. Данное исследование содержит обширный обзор методов поведенческой практики, в который включены и когнитивные техники. В нашем издании также приводится материал, заимствованный из концепций таких британских авторов, как Скотт (1989), Цигно (2002), Цигно и Баун (1998), а также североамериканских теоретиков — Гамбрилл (1977, 1995) и Тайер (1987, 1989). Другие концепции практической деятельности и оценочных исследований содержат определенные ссылки на когнитивно-поведенческие теории. Шелдон: когнитивно-поведенческая терапия Основные принципы и методы поведенческой работы были представлены выше. Они применяются в терапевтических ситуациях. Масштабные изменения поведения необходимо разбивать на небольшие этапы. Программа подкрепления разрабатывается на основе следующих принципов. ■ Постоянное подкреплены, е каждого проявления желательного поведения ускоряет достижение резу льтата. ■ Придание формы означает подкрепление небольших шагов но направлению к желательному пов едению. Например, Джо имеет нарушения пси- хического здоровья и часто громко и в угрожающей манере разговаривает со своими соседями. Мы подкрепляем его более спокойное поведение. Когда такое поведение станет обычным, начнем подкреплять еще более спокойное поведение, затем длительный период спокойствия, потом поведение без угроз, более дружелюбное поведение и так далее. В конце концов, мы можем достигнуть достаточно серьезных перемен в поведении Джо. ■ Угасание означает снижение объема или видов подкрепления, когда сформировано желательное поведение, и появляется возможность повторить его в других условиях. Например, вначале можно поощрить Джо сигаретой, затем словесным комплиментом. В конце концов он будет реагировать на то, что люди будут выражать недовольство его неадекватным поведением. Пока оказывается поощрение, можно рассчитывать на результат, но прекращение подкрепления, скорее всего, будет означать шаг назад, к предыдущим поведенческим моделям. Именно поэтому люди, находящиеся в стационарных учреждениях, добиваются больших успехов, но после выписки возвращаются к прежнему состоянию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|