Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предыстория и возникновение трансгуманизма




Целый ряд идей, удивительно близких к представлениям современных трансгуманистов, высказывали еще мыслители эпохи Просвещения, в частности, М. Кондорсе и Д. Дидро. Таким образом, трансгуманизм вполне можно рассматривать, как современный вариант гуманизма или как новый этап его развития.

В качестве своих идейных предшественников современные западные трансгуманисты рассматривают, в основном, мыслителей 20-х–50-х годов XX века — биолога Дж. Б. С. Холдейна, физика Дж. Д. Бернала, писателя и публициста Г. Дж. Уэллса, палеонтолога П. Тейяр де Шардена.

Сам термин «трансгуманизм» был впервые введен в 1957 г. крупным английским биологом Джулианом Хаксли. В русскоязычной литературе его фамилия (Huxley) обычно приводится в традиционном варианте — Гексли. Дж. Хаксли был также братом знаменитого писателя О. Хаксли и двоюродным братом крупнейшего английского физиолога А. Хаксли. Внук английского биолога и антрополога Томаса Хаксли, самого знаменитого после Дарвина эволюциониста XIX века, Дж. Хаксли и сам был крупнейшим биологом, одним из создателей современной синтетической теории эволюции. Не менее известен он как философ-гуманист и общественный деятель. Дж. Хаксли был фактическим создателем международной организации ЮНЕСКО и ее первым директором. Свою систему взглядов Дж. Хаксли сначала называл научным гуманизмом, затем эволюционным гуманизмом и, наконец, остановился на термине «трансгуманизм».

В своей современной форме трансгуманизм был сформулирован, в основном, в лекциях и публикациях мыслителя, работавшего под псевдонимом Future Man 2030 (FM-2030, год, до которого мыслитель рассчитывал дожить), он же Ф. М. Есфандиари. Вклад в его развитие внесли Р. Эттинджер, М. Мински, Э. Дрекслер. На их идеи опираются основные научные направления, с которыми трансгуманисты связывают свои надежды — иммортализм, искусственный интеллект, нанотехнологии.

Таким образом, все имена, которые принято связывать с идеями трансгуманизма, принадлежат представителям Запада, почти все — англоязычным. Тем не менее, взгляд в прошлое российской мысли позволяет утверждать, что многие из идей, относимых сегодня к трансгуманистическим, впервые возникли или получили свое развитие в России.

Несомненным предшественником современного трансгуманизма является философия русского космизма (Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, А. П. Сухово-Кобылин, П. И. Бахметьев, В. Ф. Купревич и др). В свою очередь, в качестве предшественников русского космизма можно рассматривать А. Н. Радищева (достаточно вспомнить его трактат «О человеке, его смертности и бессмертии») и В. Ф. Одоевского (роман «4338 год»).

Как продолжение русского космизма (Важным отличием взглядов биокосмистов-имморталистов от таких русских космистов, как Н. Фёдоров является их отрицательное отношение к религии. Если во взглядах Фёдорова важное место занимают его религиозные воззрения, а ряд представителей русского космизма таких, как В. Соловьёв являлись чисто религиозными мыслителями, то биокосмисты-имморталисты всячески подчеркивали свой атеизм.) следует рассматривать возникшее в 20-е годы ХХ века литературное движение биокосмистов-имморталистов (А. Святогор, А. Б. Ярославский); близкие мысли высказывал и В. Маяковский («А я совершенно убежден, что смерти не будет. Будут воскрешать мертвых»).

Большинство последователей русского космизма были физически уничтожены в 30-е– 40-е годы XX в. Однако идеи, восходящие к их взглядам, обрели новую жизнь во Франции в виде учения о ноосфере, сформулированного Э. Леруа и П. Тейяр де Шарденом под влиянием лекций, прочитанных В. Вернадским в 20-е годы в Сорбонне.

Несмотря на то, что среди современных трансгуманистов на Западе далеко не все знают о русском космизме и его влиянии на трансгуманизм, осознание роли русского космизма присутствует. Один из идейных отцов трансгуманизма, автор книг «Перспективы бессмертия» и «От человека к сверхчеловеку» Р. Эттингер в предисловии к изданию первой из этих книг на русском языке прямо упоминает философию общего дела Н. Федорова.

Для тех, кто знаком как с русским космизмом, так и с современным трансгуманизмом, преемственность между ними несомненна. Уже у Федорова мы находим положения о необходимости дальнейшей направленной эволюции человека, о борьбе со старением и смертью, обживании новых сред обитания, об освоении космоса, проектах планетарных масштабов — обо всем том, что составляет сущность взглядов трансгуманистов. Федоров предлагал восстанавливать человеческие существа, собирая их из мельчайших частиц материи. Это можно рассматривать как первое предложение того, что сейчас называют нанотехнологией и наномедициной, и что составляет основную надежду современных трансгуманистов — и это в XIX веке, когда само существование атомов еще было гипотезой, которую принимали далеко не все ученые!

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...