Стилизация и стилизаторство
Стилизация приходит на смену ситлизаторству (основной принцип стиля Эклектика). · Художник–»стилизатор», стремился в трактовке формы соблюсти точность, не нарушить масштаба, не упустить деталей, т.е. следовать ей буквально. · Художник «стилист», стремится передать обобщенный образ формы, подчеркнуть одни характеристики и сгладить другие, пожертвовать частностями в угоду целому, стремиться подчинить форму индивидуальной воле, создать дистанцию между формой и прототипом. Образно говоря позиция стилизаторства пассивна, доверчива и наивна, а стилизация – активна, самоуверенна, претенциозна. Неорусский стиль Наряду развитием модерна, в его интернациональном варианте в России складывается свой, национальный вариант нового стиля. Внешне он очень отличается от «чистого» модерна, воспринимали его как явление самостоятельное и называли «неорусским стилем». Неорусский стиль – это «русские» темы, выраженные в «нео» форме; это возникшая на русской почве модификация стиля модерн. Модерн не мыслит себя вне новых форм, и вне новых образов – они найдены в мире сказок и былин. Новый образный мир, которому присуща известная двойственность: устный фольклор мир вымышленный, идеальный, его интерпретация – творческий акт (его не с чего скопировать, художники создают его сами); фольклор всегда воскрешает времена стародавние, погружает в глубь времен, в историю. «Неорусские» образы невольно оказываются окрашены духом историчности. В их новизне всегда есть оттенок относительности.
Мир искусства»
Началом существования и открытия нового художественного объединения «Мир искусства» можно считать выставку русских и финляндских художников прошедшая в 1898 году. Организатором выставки являлся С.Дягилев. На выставке в первые образовался круг художников, творчество которых будет постоянно поддерживать, и пропагандировать «Мир искусства».
«Мир искусства» был создан и возглавлен деятелями, отличавшиеся необычайно высокой образованностью, эрудицией, и культурой – Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст, Евгений Лансере, Мстислав Добужинский, Сергей Дягелев. 5.7.1 Особенности художественного мировоззрения мирискусников: · Мир искусства мыслится как синтез искусств. Творит этот мир художник универсального типа. · Мир искусства доступен просвещенным людям. Его деятели не только сами приобщены к культуре, но и склонны заниматься художественным просветительством. · Мир искусства – мир автономный, мир сам в себе. Художник этого мира аполитичен, в своем творчестве от злобы дня не зависим. · Мир искусства не имеет границ временных и национальных. Художник свободно ориентируется в истории искусств и может переселиться в ту культуру, которая ему близка. Творчество «Мира искусников» было очень разносторонним: живопись, графика, сценография: К.А.Сомов - проявил склонность к живописи и графике, Л.С.Бакст – к театру, М.В.Добужинский и И.Я.Билибин – к графике, пожалуй, только Бенуа все стороны деятельности оказались уравновешенны. Книга, театр Книжная графика и сценографическое оформление это те области творчества, где изобразительное искусство сопрягается с другими видами искусства, где от художника требуется разносторонняя культура. В книжном и театральном оформлении художественный результат возникает при соотнесенности визуального решения с литературной или театральной тканью произведения. Театр Жизнь, разворачивающаяся на сцене и одухотворенная красотой пения, жеста, декораций, воплощает тот самый мир искусства, с которым только и связывалась ценность бытия. Театр – это мир особенный, где вымысел и реальность суть одно и то же. Главное притяжение мирискусстников заключено в его красоте. В театрально работе они стремились – превратить сцену в «царство красоты».
Графические произведения Все что заключает в себя понятие «театральность», - возвышенность и небудничность, волшебность и отрешенность, правда и вымысел – становиться характерным свойством, в частности и графических произведений. Обратившись к графике мирискусстники за несколько лет подняли ее культуру. Что бы не делали художники – книгу, журнал, театральную программу, конверт для визитных карточек, плакат - свое предназначение они видели в том, чтобы украсить издание. В графическом творчестве главенствует идея красоты. Оформление книг и журналов начинается с обложки и далее строится на заставках и концовках, буквицах и росчерках заголовков. Виньетка – основной элемент оформления. Мотивы – цветы, ленты, гирлянды, вазы. Мирискуссников часто называли мастерами виньеток или виньетистами. Издание журнала «Мир искусства» Первый художественный иллюстрированный журнал. Приступив к изданию журнала, художники начали реализовывать на нем свои взгляды на жизнь, раскрывали свои возможности, отрабатывали графический стиль. В поиске художественного облика журнала участвовали все графики «Мира искусства», строятся профессиональные, дизайнерские принципы оформления. Художники продумывают, на какой бумаге печатать журнал, каким шрифтом, выбирают технику воспроизведения, заказывают печать в разных типографиях и следят за качеством производства. Редактировал журнал С.Дягилев. Субсидировали меценаты С.Мамонтов и М Тенищева, однако частные субсидии закончились уже через год и еще четыре года журнал существовал на казенный счет, с наступлением финансового кризиса в стране журнал прекратил свое издание выпуском №12 за 1904 год. Графический стиль Разрабатывая свой графический стиль они исходят из двухмерности печатного листа, согласовывают характер графики и шрифтового набора. Графика обрела свой условный язык, ее отличают отсутствие иллюзорности, стилизованный рисунок, игра черного и белого, линии и пятна.
«Мир искусства» объединили первое поколение художников, которые не ограничивали свою профессиональную деятельность проблемами национального искусства, но соотносили и соизмеряли свое творчество со всем тем, что в этом время происходило в искусстве других стран. В журнале предполагалось отражать все новое, значительное что появлялось в искусстве, как в отечественном, так и в зарубежном. «Мир искусства» знакомит читателя с абрамцевсмими и талашкинскими мастерскими, с искусством западного модерна (первыми печатают работы Обри Бердсли), так же идет пропаганда российского искусства, выпускаются журналы, посвященные творчеству К.А.Сомова, А.П.Остроумовой, В.А.Серова, М.А.Врубеля. Для талантливых личностей, образовавших это творческое содружество, действительностью была не окружающая, а внутренняя жизнь полная мечтаний и красоты. Они обратились к давно минувшим временам – XVIII «галантный век», 30 года XIX века. Постепенно в живописи и графике мирискусников начинают преобладать темы и мотивы, взятые из прошлого. Ретроперспективность – их отличительная черта. Произведения мирискусников легко узнать по изощренной стилизации, за основу они взяли: время Петра I и Людовика XIV, русский портрет XVIII века и немецкая гравюра, книжная графика пушкинского времени и т.д. Творчество мирискусников развивается параллельно с самым серьезным изучением русской культуры XVIII – начала XIX века. Бенуа ведет систематическую работу по сбору сведений о художниках того времени. Дягилев осуществляет работу по изучению творчества Левицкого, итогом которой являлась выставка «Мира искусства», посвященная портретной живописи 1905 году, где экспонировалась более 2000 работ русских и западноевропейских художников, скульпторов. 60 выпусков журнала и 5 выставок – результаты насыщенной деятельности «Мир искусства», поставившей его в центр всей художественной жизни России. За этот период была полностью выражена эстетическая программа этого объединения, определилась творческая индивидуальность всех его участников (как правило, это были уже профессиональные художники, сложившиеся личности).
Завершающим этапом в их деятельности было оформление с триумфом прошедших в Париже «русских сезонов», где они оформляли все оперные и балетные постановки. Культурная роль, сыгранная «Мир искусства», оказалась значительней, чем вклад, оставленный индивидуальным творчеством его членов. Коллективные акции «Мира искусства» всегда повышали тонус всей художественной жизни. Художественный стиль, выработанный ими, получил продолжение и развитие в области графики – в работах так называемого «второго поколения» «Мира искусства». Все художники к нему принадлежавшие посвятили себя графике, утвердив ее профессиональный статус.
Коммерческая графика
«Рядовая» графическая продукция, которая знакомит с работой профессионалов, оставшихся по большей части анонимными. Уделив внимание общекультурным и стилевым проблемам графического дизайна, мы теперь обратимся к другим сторонам профессиональной жизни. Мы рассмотрим, как был представлен графический дизайн на выставках и в печати, и как на него повлияли знаменательные перемены в полиграфической технологии. В 1895 году в Петербурге устраивается солидная выставка – Первая Всероссийская выставка печатного дела, которая была открыта в течение нескольких месяцев ежедневно с 12 ч. дня до 12 ч. ночи и сопровождалась изданием регулярных «Обзоров», отражавших ее работу. Её цель: «Представить печатное дело... значит наглядно изобразить самую большую силу просвещения и развития человечества». Выставка носила характер художественно–промышленной: наряду с разделами, посвященные всем крупнейшим издателям страны, и широким показом печатной продукции на ней демонстрировалась и вся технология печати – от новейшего оборудования до красок для золочения книжных обрезов. Выставка 1895 года – это выставка книг и периодических изданий. Заботы о просвещении и книге занимали одно из главных мест в сознании русской интеллигенции, им уделялось преимущественное внимание в общественной жизни. По журналам, выставкам, каталогам тех лет можно достаточно хорошо представить себе именно книжно–журнальную сторону графического дизайна. Все области графического дизайна тесно между собой связаны. Имея представление об одних из них, можно многое узнать и о других: у книг, плакатов, календарей и т. д. одни и те же издатели и типографии; наборные шрифты и орнаменты из одних и тех же каталогов; графический язык, соотнесенный с действующими способами печати; общие стилистические приемы, нередко одни и те же авторы.
К концу 1900–х годов издательская деятельность приобрела стабильность. Начиная с 1909 го да устраиваются ежегодные выставки произведений печати, цель которых «...наглядно представить все, что в течение отчетного года вышло из–под русского печатного станка». Журнал «Искусство и художественная промышленность» с момента появления ведет работу по стимулированию графического творчества. Одно за другим следуют объявления о конкурсах, проводимых журналом: «на сочинение рисунков для открытых писем», «на орнаментальные сочинения национального характера из мотивов растительного и животного царства какой–либо местности России», «на сочинение рисунка для обложки журнала», «на сочинение орнаментального рисунка конверта для визитных карточек» и др. В отзывах, которые пишет редакция по результатам конкурсов, начинают прорисовываться контуры профессиональной специфики графического дизайна. Едва ли не впервые слагаются формулировки требований, которым должны отвечать произведения прикладной графики, и мы попадаем в мир знакомых нам профессиональных проблем. «Соответствие сочинения с определенной целью – одно из первых условий в художественно–промышленном искусстве и, для достижения хороших результатов, необходимо строго относиться к заданию, дабы работы вполне им отвечали», – объясняет журнал свои требования в связи с неудовлетворительной реакцией на присланные открытки. Или, например, дает такое важное пояснение: «... перед тем как приступить к работе, надо хотя бы в общих чертах осведомиться об условиях того или другого производства». Оценивая присланные на конкурс журнальные обложки, редакция постфактум излагает свое мнение: «Что требуется от обложки? Во–первых, и главным образом – ясный легко читаемый, скажем более – в глаза бросающийся шрифт надписей. Если на обложке – орнаменты, рисунки, то они должны быть отчетливы, расположены с чувством меры, гармоничны в тонах, отвечать внутреннему духу издания, для которого предназначаются, наконец, не представлять особых затруднений для воспроизведения их в печати». Во всех отзывах редакция выражает озабоченность по поводу большого числа несамостоятельных, подражательных решений, присылаемых на конкурс «... следует предостеречь на будущее тех, которые, при исполнении своих рисунков, удовлетворяются несколько бесцеремонным подражанием более или менее известным иностранным образцам. Такие работы будут всегда оставлены без внимания. Работающим следует, наоборот, всегда стараться создать оригинальные сочинения – пора, наконец, бросить подражать чужому». Постоянно призывая художников к самостоятельности – «Неужели нашу молодежь не влечет к творчеству, неужели она не способна создать что–либо свое, оригинальное, искреннее?» – журнал «Искусство и художественная промышленность» дает пояснение, ясно характеризующее его собственную позицию, и, вообще типичное для умонастроений русских художников того времени: «Наша родная природа достаточно богата, чтобы найти в ней вдохновение, и довольно взглянуть на наше прошлое народное искусство, чтобы убедиться, что только на этой почве можно будет, в конце концов, создать характерную русскую художественную промышленность». В 1901 году редакция поместила объявление, которое кончалось словами: «... не находя возможности поощрять простые заимствования из различных источников или же создания в чисто декадентском духе, редакция вынуждена, к сожалению, отложить это предприятие до более благоприятного времени». В октябре 1901 года вышел в свет первый номер нового журнала «Печатное искусство». Его издателем и редактором был И. И. Леман. С конца XIX века и до самой революции эти словолитни определяли развитие русского наборного шрифта. Редакция журнала так излагала свои задачи: «На страницах нашего журнала мы хотим попытаться, по мере сил и возможностей, сообщать в беспритязательной форме заметки о всем новом и примечательном, достигаемом современной техникой печатного искусства». В XX веке появится еще только один профессиональный журнал этого же профиля – «Полиграфическое производство», который в конце 20–х – начале 30–х годов впишет прекрасные страницы в историю отечественного графического дизайна. Журнал, действительно, выполнял свои обещания рассказывать «о всем новом и примечательном». Он публикует статьи об издателях и новинках печатной техники, информирует о выставках, освещает текущую профессиональную жизнь, в каждом номере публикует примеры акцидентных работ (что косвенно рекламирует основное дело издателя). У журнала каждый раз новые обложки, в оформлении много наборных линеек и украшений, его художественная ориентация – стиль модерн. Регулярный выпуск каталогов шрифтов и орнаментов, которыми располагают словолитни России, появление многочисленных, правда, кратковременных журналов, посвященных печатному делу и предназначенных, в первую очередь, для наборщиков типографий, наконец, наглядные уроки, которые давало оформление лучших книг и журналов, – все это способствовало по степенному росту культуры набора, печати, графического дизайна. Появляются небольшие, но специальные издания по тематике графического дизайна. Назовем одно из них, у него симпатичное название – «Беседа о наборе титулов и еще кое о чем другом» – и столь же симпатичный текст. Автор дает практические советы молодым наборщикам, объясняя им почему... такой, по–видимому, пустой вопрос, как набор титулов, заставил работать голову не одного знаменитого типографа Европы». На рубеже веков происходят революционные изменения в полиграфической технологии, имевшие колоссальное значение для развития печатного дела. Типографии осваивают фотомеханические способы печати. Еще в 90–е годы XIX века все иллюстрации печатались с деревянных досок, то есть живопись и фотография переводились на гравюру на дереве. Изготовление репродукций представляло собой трудоемкий и дорогостоящий процесс, и при этом неизбежно возникали искажения исходного изображения. В конце 1890–х годов начинается и через десять лет практически завершается переход типографий на фотомеханические способы воспроизведения. Это означало, что не только наступила эра господства фотографии в печати, и что, в частности, распространился новый тип изданий – фотоиллюстрированные еженедельники. Возможность фотографически точного воспроизведения оригинала позволила художникам расширить графическую палитру, и поэтому изменился и обогатился образ печатной графики в целом. Поколение художников «Мира искусства» было первым, графика которого репродуцировалась по–новому. И только открывшиеся возможности печати позволили им прибегнуть к контурному рисунку, к смешанной технике, без которых не возник бы их своеобразный графический стиль. Переход на новую технику печати был большим событием, и на первых порах этот факт тщательно фиксировался в изданиях. Полиграфия, фотография и графический дизайн вступают отныне в тройственный союз, они и связаны друг с другом, и зависимы друг от друга. На выставках произведений печати одновременно демонстрируется и техника печати, а на выставках фотографии – ее приложение в полиграфии. Массовая графическая продукция – связана с товаром и его рекламой: этикетки, бланки, упаковка, рекламные плакаты. В течение XX века именно этому виду графики будет суждено стать основной отраслью графического дизайна. В начале века вместе с разворачиванием в России промышленности и торговли широко распространяется и реклама. В рекламной графике можно встретить отголоски всех художественных стилей – вариации русского стиля, модерна, эклектики. Но больше всего примеров своего рода «коммерческого стиля» – того вневременного, стихийно складывающегося и даже космополитического стиля, который традиционно присущ оформлению товара и который продолжает образную стилистику этикеток и вывесок XIX века. Для этих композиций характерны насыщенность рукописными, витиеватыми шрифтами, обилие орнамента, притязание на богатый красивый вид.
Раздел 6. Графический дизайн в России после революционного периода XIX – XX века
6.1 Агитпоезда и агитпароходы
Обратимся к еще одной форме плакатной политической рекламы, рожденной революцией. Это – оформление и «начинка» так называемых агитпоездов. Например, поезд «Октябрьская революция» с 29 апреля 1919 г. до 12 декабря 1920 г. совершил 12 длительных поездок и побывал почти на всех фронтах. В те же сроки по Каме и Волге ходил пароход «Красная звезда» с аналогичными целями, а именно: распространить ту агитационную изобразительную и печатную продукцию, о которой говорилось выше, в передвижной типографии выпустить и распространить листовки на злобу дня, организовать митинги, показать агитфильмы. Поезд «Октябрьская революция» состоял из 17 вагонов, каждый из которых был расписан под руководством профессиональных художников и являл уже своим внешним обликом неотразимое зрелище. Росписи носили плакатный характер и состояли из реалистичных и символичных изображений на революционные темы. Они сопровождались надписями. «Само расположение их на стенке вагона строилось по известной системе: вверху помещались краткие заостренные лозунги, а в середине или внизу более подробные поясняющие тексты» А вот впечатления участника поезда им. Ленина, вышедшего из Москвы в декабре 1918 г.: «Чем дальше, тем сильней литературный голод. Мы уже раздали листки и газеты не только на остановках – мы бросаем их на ходу встречным крестьянам. За поездом вереницей бежит деревенская молодежь... Приближаемся к цели нашего путешествия: к красной Казани. Наши товарищи по поезду работали и здесь: в один миг на станции, на старых бараках, на заборах появились наши плакаты, воззвания, – сколько их распространено за всю дорогу!» С сегодняшних позиций можно рассматривать деятельность агитпоездов и агитпароходов как многоэтапную, продленную во времени рекламно–политическую кампанию. «В общем итоге поезда обслужили 96 губерний, сделав 775 остановок, из которых 96 – в губернских городах, 189 – в уездных, 468 – в селениях и специально на заводах – 14. Всего на остановки затрачено 659 суток. На остановках перебывало 2 752 000 человек». Даже учитывая возможное преувеличение приведенных цифр со стороны одного из организаторов этой напряженной деятельности, нельзя не признать ее незаурядной массовости и резонансности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|