Оформление революционных праздников
Но и на этом ярком фоне не могут потускнеть революционных грандиозные рекламно–агитационные представления, которые создавала революционно настроенная интеллигенция по случаю «красных дат» – первой, второй и третьей годовщин Октябрьской революции и Первомайских праздников. Художники–плакатисты и здесь играли главные роли. Об оформлении первого после революции празднества 1 мая 1918 г. нарком просвещения А.В. Луначарский писал: Многие, не разгибая спины, работали по 14 – 15 часов над огромными холстами. И написав великана–крестьянина и великана–рабочего, выводили поток четкие буквы: «Не отдадим красного Петрограда!» или «Вся власть Советам!. Дворцовая площадь, Марсово поле, центральные улицы Петрограда буквально пламенели кумачовыми флагами, яркими плакатами с эмблемами серпа и молота, красной звезды. «На Неве днем выстроился флот, расцвеченный тысячами разноцветных флажков. Вечером же здесь зажглись десятки прожекторов, в небо взвились тысячи ракет. Завершился день грандиозным фейерверком. Еще более разнообразно и многолюдно был организован праздник в Петрограде в первый юбилей революции 7 ноября 1918 г. На ряде плакатов и панно красовались юноши, трубившие в фанфары, державшие красные знамена или факелы, скачущие на конях или колесницах. На других мускулистые мужчины били молотом по наковальне, крутили штурвалы невиданно фантастических машин или рубили украшенные короной головы змей и чудовищ. Нередко изображались могучий Микула Селянинович, вспахивающий плугом необозримое поле, и плывший в ладье Степан Разин. Встречались групповые изображения молодых женщин и мужчин, разрывающих цепи, поднимающих знамена и факелы или рассыпающих из рога изобилия плоды и цветы. Очень много было плакатов и панно чисто аллегорического характера: расколотый на части земной шар, сломанные тюремные решетки, пылающие руины дворцов, поднимающееся над горизонтом солнце, зеленеющие нивы, сияющие радуги, локомотивы, несущиеся на всех парах, фабрики и заводы с дымящимися трубами и т.п.
Эта изобразительно–знаковая система во всем своем объеме впервые предстала 7 ноября 1918 г. и в дальнейшем воспроизводилась полностью или частично. В оформлении первого ноябрьского праздника в Петрограде участвовали художники М. Добужинский и Н. Альтман, Б. Кустодиев и К. Петров–Водкин. В Москве того же дня современники выделили гигантское панно И. Захарова на одном из фасадов гостиницы «Метрополь», изображавшее рабочего, несущего факел. Но и этим не ограничивался творческий энтузиазм художников. По проекту И. Клюна А. Лентулов подкрасил голубоватым цветом дорожки в сквере перед Большим театром, а деревья окутал лиловой кисеей. Александровский же сад был окрашен в красный цвет. В следующие юбилеи 1919 и 1920 гг. в организацию празднеств были включены и театрализованные зрелища, проникнутые все той же мировоззренческой символикой. Таковы были яркие рекламно–агитационные празднества эпохи «военного коммунизма». И они разительно контрастировали с тяжелейшей голодной и холодной повседневностью. Во внепраздничное время многие городские улицы были лишены привлекающих глаз прохожих цветовых штрихов. Витрины пустовали, лишь отчасти иногда расцвечиваясь плакатами, вывески лишались своей функциональной роли из–за исчезновения, как владельцев магазинов, так и товаров. О ситуации в Петрограде в 1920 г. Анна Ахматова писала: «Все старые петербургские вывески были еще на своих местах, но за ними, кроме пыли, мрака и зияющей пустоты, ничего не было».
С этим суждением перекликается впечатление чешского писателя Ивана Ольбрахта, посетившего нашу страну в том же 1920 г.: Нет витрин, определяющих вид европейских больших городов. И следа не осталось от привычного великолепия ювелирных магазинов, исчезли меха, шелк, фарфор и стекло. Исчезли писанные золотом по черному стеклу вывески, остались лишь надписи, находящиеся высоко на стенах или крышах домов... Зато живы иные вывески, красные и белые, сверкающие свежей краской. В последнем случае опять идет речь о традиции революционных лозунгов, которые запечатлевались не только в плакатах и листовках, но также и самодеятельно – краской на стенах.
6.1.2 «Монументальная пропаганда»
Характеристика агитационно–массовых и одновременно рекламных приемов революционных лет была бы неполной без упоминания еще одного направления деятельности – планового сооружения памятников в честь выдающихся революционных деятелей всех веков и народов – от римских трибунов Гракхов до Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Декрет об этом был принят Советом народных комиссаров 12 апреля 1918 г. По словам А. Луначарского, это означало «двинуть вперед искусство как агитационное средство». Первоначальные варианты памятников сооружались из недолговечного гипса, но любое их открытие собирало множество людей, становилось поводом для очередного революционного митинга и также вносило свою лепту в общий поток социально–психологического утверждения в массах идей и символов нового строя. Одним из первых был открыт памятник А.Н. Радищеву на Триумфальной площади 6 октября 1918 г. Меньше чем через месяц, 3 ноября 1918 г., воздвигается памятник Максимилиану Робеспьеру в Александровском саду. Чуть позже сооружаются монументы в честь Тараса Шевченко, Софьи Перовской, Джузеппе Гарибальди. Эти акции именовались «монументальной пропагандой» и, несомненно, достигали поставленных целей.
6.1.3 Драматургические агитационно–рекламные акции «Красные фургоны» и «Живая газета» – политическая реклама
Опыт агитпоездов и агитпароходов, полученный в предыдущий период, нашел своеобразное применение в эпоху нэпа. Им на смену пришли разнообразные виды передвижных агитустновок и агитбригад. В 1922 г. А. Бабичев разработал проект передвижного агиттеатра, который монтировался на двух грузовиках с прицепами. Предлагалось множество проектов агитавтомобилей. Но на практике передвижные театральные труппы или самодеятельные агитбригады добирались до отдаленных деревень преимущественно гужевым транспортом. Это были так называемые «красные фургоны», приезд которых в деревню всегда воспринимался как явление экстраординарное, как праздник. В ходе, часто импровизируемого, представления в сознание зрителей внедрялись идеологические постулаты и политические установки нового строя.
Как правило, один из разделов подобного театрализованного представления назывался «Живая газета». Здесь излагалась информация о текущих политических событиях, действовали карикатурные типажи недругов Советской власти, декламировались лозунги. Осуществлялся принцип «Театр в одном ряду с плакатом и митингом». Это была образно–драматургически представленная политическая реклама.
«Синяя блуза»
Из опыта «Живой газеты» в 20–е годы сформировались молодежные бригады «Синяя блуза», названные по облику принятой униформы. Такие бригады действовали во многих городах и селах страны. Им покровительствовал театральный отдел Наркомпроса, который несколько лет возглавлял всемирно известный режиссер В. Мейерхольд. Во второй половине 20–х годов было около семи тысяч подобных разъездных коллективов, которые продвигали в массы очередные политические лозунги с способствовали их закреплению в сознании людей. Продвижение таких государственно санкционированных идей, как строительство воздушного флота, сдача норм ГТО («Готов к труду и обороне!»), объяснение преимуществ государственной страховки жизни и имущества, – воспринималось и осуществлялось «Синей блузой» с воодушевлением. Например, для популяризации сберегательных касс были разработаны два номера: один предназначался для демонстрации перед рабочими, другой был рассчитан на сельского жителя. «Под сопровождение шумового оркестра из медных тарелок, свистулек и трещоток «синеблузники» распевали «Сберегательный марш».
Для трудового класса Поддержкою в труде Является сберкасса – Запасный фонд в нужде. Она зарплату сбережет, Расход с доходами сведет, Найдет заботам выход, Внушит, как жить, подход, Тебе даст много выгод И твой учтет доход. Именно «синеблузники» были в 20–х годах ударной силой в организации зрелищности пролетарских праздников – традиции, продолжившейся после первых блистательных опытов, о которых шла речь в предыдущей главе. Элементами некоторых празднеств стали карнавальные шествия. Обычно в этих процессиях также делали наглядным противостояние сил добра и зла: «пролетариев» и «буржуев». Но некоторые инициативные предприниматели сумели использовать эпизоды карнавальных шествий для рекламирования своей продукции. Так, руководитель треста «Москвошвей» организовал в виде карнавального шествия демонстрацию мод из своей коллекции. Впрочем, подобное начинание не было поддержано вышестоящими инстанциями и больше не возобновлялось. Постепенно и театрализация массовых празднеств стала сокращаться, сводясь лишь к военному параду, параду физкультурников и общей демонстрации.
6.2 Периодика плакатного творчества
6.2.1 Рекламная деятельность в эпоху революции и Гражданской войны (1917 – 1920 гг.).
Изобразительные жанры агитационно–рекламной деятельности
Еще в дооктябрьский период в России довольно широко в рекламных целях применялся полихромный плакат. Его основными направлениями были: торговый, зрелищный и благотворительный. В годы Первой мировой войны начинает распространяться и плакат социально–политический. Его содержанием становятся призывы к мужеству бойцов, к помощи раненым, к защите семей, потерявших кормильца. Временное правительство на протяжении 1917 г. много плакатов посвятило продвижению в жизнь Военного займа. Но подлинный взлет плакатного творчества происходит в революционные годы – 1917–1920. Только учтенное количество сюжетных образцов, выпущенных за это время, приближается к тысяче. Причем имеется в виду лишь советская часть плакатных изданий. Между тем на фронтах Гражданской войны в смертельной схватке встречались не только люди, но и их материализованные идеи, изложенные плакатными средствами. В Белой армии существовал так называемый «Осваг», т.е. Освободительно–агитационный отдел Добровольческой армии, в котором работали известные мастера рекламно–плакатного жанра – И. Билибин и Е. Лансере.
Видимо, можно ориентировочно полагать, что суммарно число «двинутых в массы» плакатов за три с небольшим года составило не менее полутора тысяч произведений, каждое из которых тиражировалось в нескольких сотнях экземпляров. То есть новые плакатные сюжеты появлялись не реже, чем через день.
Революционный плакат и его императивный тон
Мы уже говорили, что нередко митинговые речи рождались из необходимости развернуть, расшифровать злободневный лозунг. Данный творческий императив лежит и в основании тематического содержания революционных плакатов. Один из первых исследователей этого направления графики пишет: «…Наиболее элементарными, а потому самыми распространенными темами для плаката послужили лозунги, призывы. Императивный тон являлся для плаката характерным именно потому, что повеление, приказ, призыв поддаются самому краткому живописному оформлению». Агитационно–рекламные призывы, как правило, вербально сопровождали изображение. Если для одной противоборствующей стороны это были лозунги: «Все на защиту Петрограда!» или «Все на борьбу с Деникиным!», то для другой они звучали так: «Спасай Родину!», Борись за Свободу!». Объективно в этой лозунговой схватке, так же, как и в реальной, на тот период победили революционные силы. За ними пошло большинство, увлеченное самим процессом сдвига, самой возможностью изменения убогой и косной жизни, охватившей широкие массы народа, одушевленные идеей грядущего светлого будущего. В утверждение подобных представлений и ориентации вклад рекламно–плакатного творчества очень велик. Это признавала проигрывающая сторона. Один из лидеров Добровольческой армии писал: В то время как наши плакаты были скромных размеров и большей частью без рисунков, противник выпускал их грандиозных размеров, иллюстрируя свои лозунги великолепными рисунками. Чувствовалось, что мы еще не оценили всего влияния этого могучего средства борьбы за психологию народных масс, что мы не умеем опуститься до уровня понимания последних, и судим по самим себе, брезгливо относясь к тому дешевому, в наших глазах, эффекту, который на нас эти плакаты производят. Противник лучше нас знал и понимал, с кем имеет дело, и бил нас в этой области на каждом шагу. Суждение, на наш взгляд, проницательное и справедливое. «Картинок» и в продукции «Освага» было немало. Но выглядели они абстрактнее, холоднее, туманнее в своей опорной символике. Так, «свобода» являлась в облике дородной барыни в народном кокошнике, а Добровольческая армия – в образе Георгия Победоносца. Таким, отчасти уже залакированным образам противостояли облики мужественных мускулистых рабочих под алыми знаменами, зовущие вперед, к мировой революции, к раскрепощенному труду, к залитому солнечным сиянием будущему. Революционные плакаты создавали талантливые художники – Д. Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов), В. Дени (Виктор Николаевич Денисов), А. Радаков, Н. Кочергин, Н. Когоут, Д. Мельников, И. Касаткин, М. Черемных. Каждый обладал своим творческим почерком, но общее впечатление от их работ можно выразить словами Вячеслава Полонского: «Плакат революционный касается самого главного – он говорит о жизни и смерти, о борьбе и победе, о насилии и свободе, о хлебе и человечестве, о настоящем и будущем – о темах широкого мирового охвата». Лидером среди революционных плакатистов стал Дмитрий Моор. Его псевдоним восходит к главному действующему лицу драмы Ф. Шиллера «Разбойники». Один из первых его плакатов «Петроград не отдадим!» стал зачинателем изобразительных публикаций на ту же тему. Классикой стали его и поныне широко известные плакаты «Ты записался добровольцем?» (1920) и «Помоги!» (1921). Для стиля этого художника характерен монументализм и суровая лаконичность. Центральные положительные образы его композиций словно высечены из гранитного монолита. Они производят впечатление силы, собранной в один кулак, решимости до последней капли крови отстаивать свою правоту, любой ценой достичь заветной цели. В иной стилистике выполнено большинство произведений Дени. Он – мастер сатиры, шаржа, карикатуры. Его специализация – высмеивание противника, низведение его до пародийного облика. Таковы трактовки в плакатах «Антанта» (1919), «Освободители» (1919), «На могиле контрреволюции» (1920). Композиционные решения этого художника, как правило, многофигурны, в них причудливо совмещены бытовые и фантастические штрихи и детали, что усугубляет сатирический и комический эффект.
«Окна сатиры» РОСТА – оперативная политическая реклама
Создавая плакаты Гражданской войны, художники в основном тяготели к одной из двух описанных тенденций: позитивному монументализму или сатирической экспрессивности. Хотя, разумеется, присутствовало и своеобразное сочетание этих разнонаправленных начал. Подобным проявлением, на наш взгляд, стали плакаты художника М. Черемных и поэта В. Маяковского в «Окнах сатиры» РОСТА (Российского телеграфного агентства). Они создавались от руки, размножались посредством трафаретов и уже, поэтому их рисунок отличался схематизмом, угловатостью, отсутствием деталей. Но эти, казалось бы, недостатки, оборачивались дополнительной силой воздействия. Схематизм придавал фигурам положительных образов оттенок монументальности, отрицательные же образы приобретали, вследствие схематизма, дополнительную сатирическую остроту. Как вспоминают современники, эти «Окна» создавались под диктовку телеграфного бюллетеня, выставлялись для широкого обозрения по самым горячим следам. Изображения здесь комментировали и обогащали стихи, частушки, эпиграммы. VII Всероссийский съезд Советов в декабре 1919 г. обратился к Европе с мирным предложением. Немедленно в выпуске «Окон» № 8 демонстрируется фигура красноармейца с флагом в одной руке и белым листом с надписью «МИР» – в другой. А текст Маяковского гласит: Рабочей России красной рыцарь вновь предлагает Европе мириться. Их дипломаты, задумались горько. Рабочий Антанты! Решенье ускорь–ка!. В следующем выпуске № 9 продолжение темы: изображен уже не красноармеец, а рабочий, предлагающий европейскому дипломату мирный договор, но тот непреклонен. И следует рукоприкладство. Сюжет озаглавлен «Одно из двух». Текст Маяковского грозит: «Не хотят подписывать мир пером – Так сами его подпишем штыком». Вначале планировался еженедельный выпуск «Окон», но события захватывали и темп убыстрялся. К началу 1920 г. на различных улицах Москвы было уже около десятка мест расклейки подобных плакатов. Они располагались в витринах, не работавших магазинов, что тоже выглядело символично: продуктовую рекламу сменила политическая в самом наглядном варианте. Вскоре подобные «окна» появились в Петрограде, Ростове–на–Дону, Харькове, Киеве, Баку. Для «Окон» также работали И. Малютин, А. Лавинский, В. Лебедев, тексты, помимо Маяковского, иногда составляли М. Вольпин, О. Брик. О процессе работы В. Маяковский вспоминал: «Ночь ерзали по полу над аршинными листами художники, и утром, часто даже до получения газет, плакаты – окна сатиры вывешивались в местах наибольшего людского скопища: агитпункты, вокзалы, рынки и т.д. Так как с машинами считаться не приходилось, плакаты делались огромных размеров 4x4 арш., многоцветные, всегда останавливающие даже бегущего... После некоторой практики трафаретчики стали давать от 50 до 200 оттисков...» Всего за 1919 и 1920 гг. в РОСТА было создано около тысячи образцов. Действенность этой оперативной политической рекламы была огромной. Немало людей приходило в отделения РОСТА, чтобы получить комментарии к прочитанному в «окнах» и выяснить, чем можно конкретно помочь красным фронтовикам. В 1921 г. «Окна сатиры» перешли из Телеграфного агентства в ведение Главполитпросвета, несколько изменили тематику. 6.2.2 Реклама в условиях НЭПА (1921–1929гг). «Шершавым языком плаката»
Плакатное творчество, ослепительно ярко заявившее о себе в годы Гражданской войны, не без внутреннего сопротивления ведущих художников осваивало новые нэповские реалии. Романтику революционного натиска постепенно сменяли трудные и неброские хозяйственные будни. И плакат революционный постепенно переключался на наиболее острые социальные темы: борьбу с голодом и разрухой, борьбу с неграмотностью, утверждение новых отношений между городом и деревней. Изменение ведущей проблематики отчетливо проявилось в содержании сатирических «Окон» последнего года их существования. В этот, 1921 г., они были переданы из РОСТА Главполитпросвету (Главному политико–просветительному комитету, входившему в состав Наркомата просвещения.
Плакаты В.Маяковского
Основное внимание создателей агитационных плакатов переключалось на новые цели: разъяснение существа новой экономической политики, поддержку кооперативного движения, организацию помощи голодающим районам Поволжья, интенсификацию производительности труда. Большинство плакатов этого периода нарисованы В. Маяковским, ему же принадлежат сопроводительные надписи. Вот плакат, предупреждающий развитие эпидемии. В нем 12 сюжетных изображений, сменяющих друг друга по принципу комикса. Каждую картинку сопровождают следующие тексты: Что делать, чтоб не заболеть холерой? Только за собой смотреть – мало. Вот что надо делать, чтобы холера пропала. На дворе ль, на базаре ль, в вагонах, – ты смотри, чтоб все блестело от чистоты. С базаров не спускай взор, смотри, чтоб за мухами имели надзор. Присматривайся к колодцу и к водопроводу. Берегись, чтоб грязь не попала в воду. Соберитесь и решите без колебаний: устроим общественные бани. От сырой воды вред отчаянный, устраивайте кипятильники и чайные. Если холера близко, скорей обязательной прививкой отгородись–ка!. Если В. Маяковский достаточно гибко осваивал новую агитпроблематику, для многих его соратников по революционным плакатам перестройка давалась с трудом. Очевидное затормаживание, казалось бы, близкой мировой социалистической революции увлекающихся художников выбивало из колеи. В какой–то степени, отражая эти настроения, видный художественный критик той поры Я. Тугендхольд писал: …Если пять лет тому назад не было ни одного издательства, которое не выпускало бы сотни плакатов, то теперь плакаты, выпускаемые Главполитпросветом, Госиздатом, насчитываются десятками, но растет плакатная продукция хозорганов и особенно плакатное производство киноорганизаций... Пережив в 1918–1923 годах свою розовую романтическую пору, сыграв роль политического, социального и культурно–просветительного светоча революции, наш плакат почти выродился в орудие рекламы. Так интерпретировался в период нэпа перевод значительного количества плакатной продукции в сферу коммерции.
«Реклам–конструктор Маяковский – Родченко»
Однако и в коммерческой сфере лидер «Окон РОСТА» В. Маяковский проявил творческую незаурядность. В 1923 г. он вместе с художником–авангардистом А. Родченко создает дружеский альянс под названием «Реклам–конструктор Маяковский – Родченко». И концентрирует усилия вокруг разработки приемов советской торговой рекламы. Параллельно он теоретически осмысливает эту деятельность в статье «Агитация и реклама»: Реклама – промышленно–торговая агитация. Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию... Официально мы уже за рекламу взялись, редкое учреждение не помещает объявлений, не выпускает листовок и т.д. Но до чего это неумело. Вот передо мной случайный клочок объявлений из «Известий»: «Московское коммунальное хозяйство извещает...» «Правление треста «Обновленное волокно» объявляет...» «Уполномоченный доводит до сведения...» «Правление «Беркомбинат» извещает» и т.д. и т.д. до бесконечности. Какая канцелярщина – извещает, доводит до сведения, объявляет! Кто ж на эти призывы пойдет?! Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть. Свой незаурядный талант и яркий творческий темперамент в разгаре нэпа Маяковский посвятил разнообразной рекламной деятельности. Соратник и соавтор самых эффектных проявлений этой деятельности А. Родченко писал в своей «Автобиографии»: Первыми нашими работами были рекламы ГУМа и Моссельпрома. Маяковский писал тексты, а я делал им художественное оформление. Вся Москва украсилась нашей продукцией – вывески Моссельпрома, киоски, плакаты для Резинотреста, ГУМа, Мосполиграфа, Госиздата, Чаеуправления и др. Было сделано 50 плакатов, до сотни вывесок, упаковок, оберток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналах и газетах и т.д. Сюда же относятся и серии профсоюзных плакатов о культуре и охране труда. Большинство этих произведений стало классикой рекламного творчества, вошло в число образцов, на которые ориентируются новые кадры профессионалов. Познакомимся с некоторыми из них. Первый заказчик – Моссельпром являлся одним из немногих крупных успешно работавших заготовительно–потребительских кооперативов. Его центральная контора находилась в Москве недалеко от Арбатской площади. Фирма перерабатывала сельскохозяйственную продукцию и выпускала колбасы, сосиски, макароны, печенье, конфеты, пиво, безалкогольные напитки и папиросы. Именно папиросы марки «Ира» были первым заказом, который выполнил «реклам–контруктор». На фоне слегка стилизованной папиросной пачки шли строки В. Маяковского: Нами оставляются от старого мира только папиросы «ИРА» По краям образца изображены два массивных восклицательных знака зеленого цвета. А далее шел слоган, завоевавший необычайную популярность: «Нигде, кроме как в Моссельпроме». Он соответствовал истине, так как вследствие хорошо организованных заготовок и производству в этой фирме можно было купить более дешевые, чем в других местах, и качественные товары. Автор же этого слогана убежденно утверждал: «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю «Нигде, кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации». За поэзию в целом ручаться трудно, но то, что этот слоган, переживший десятилетия и вошедший во всенародный оборот, – реклама самой высокой квалификации – с этим следует согласиться.
Популяризация книг и борьба с неграмотностью. «Путь к коммунизму – книги и знание»
Классикой рекламного плаката стала знаменитая композиция А. Родченко, созданная для популяризации книг Ленинградского отделения Государственного издательства в 1924 г. В центре композиции – крупноплановая фотография работницы в косынке, которая прислонила к лицу ладонь для усиления звука. Мимика передает предельную громкость ее призыва, суть которого дана фигурным расположением рубленого шрифта, как бы повторяющего общим контуром повернутый на бок восклицательный знак: «Книги по всем отраслям знания». Кроме этих пяти слов дважды повторено – над портретом и под ним – слово ЛЕНГИЗ. Лаконичность – предельна. Выразительность – максимальна. Фотомоделью для образа работницы явилась известная вдохновительница поэзии В. Маяковского Лиля Брик. Для Госиздата создавали рекламные плакаты В. Степанова, А. и Л. Лавинские, В. Левин. Под их пером и кистью коммерческий плакат плавно переходил в культурно–просветительский. Сквозной слоган В. Маяковского гласил: «Путь к коммунизму – книга и знание, в магазине Госиздата все новые издания». Или вариант: Путь к коммунизму – книга и знание, Учебник в Госиздате купи заранее! Параллельно с активной популяризацией продукции Госиздата не оставались без внимания «реклам–конструктора» и продвижение в народ образа книгоноши, и агитация за подписку на журналы «ЛЕФ», «Огонек», «Московский пролетарий», «Смена» и «Красный перец», и продукция других издательств, в частности «Молодой гвардии». Плакат А. Родченко, созданный по заказу этого издательства, поразительно контрастирует по композиции с плакатом для Ленгиза, хотя выполнен в том же 1924 г. Если в последнем случае создан концентрированный образ, то здесь – глаза разбегаются и внимание рассеивается. На одном листе рекламируется и издательство, и одноименный книжный магазин. Кроме двух фотопортретов – рабочего паренька и молодой работницы (но уже на основе другой фотомодели), здесь представлены изображения обложек трех книг и трех молодежных журналов. Текст изложен без всяких изысков: Все книги всех издательств. Подбор комсомольских, пионерских и партийных библиотек. Долгосрочный кредит и максимальная оптовая скидка. Дробность композиции в данном произведении вряд ли позволяет включить его в число классических рекламных образов, дух времени оно передает превосходно. Тема борьбы с неграмотностью постоянна в плакатном творчестве 20–х годов. Одним из наиболее ранних изображений данной проблематики стал очень выразительный плакат А. Радакова, созданный еще в 1920 г. – Крестьянин с завязанными глазами вытянул вперед руки и занес одну ногу над пропастью. Подпись предупреждает: «Неграмотный – тот же слепой, всюду его ждут неудачи и несчастья». Эту тему продолжает Е. Кругликова в плакате 1923 г., выполненном в технике монотипии. Здесь изображен интерьер деревенской избы: кадка с водой, на столе – самовар, на русской печи – кринка (вероятно, с молоком). За столом молодая женщина с раскрытым учебником в руках, а рядом – пожилая крестьянка. Слоган в верхней части плаката призывает: «Женщина! Учись грамоте!». Подпись же воспроизводит речь молодой собеседницы: «Эх, маманя! Была бы ты грамотной, помогла бы мне!». Призывы плакатов данной проблематики варьируются, но наиболее настойчивый среди них гласит: «Грамотный, приведи в школу двух неграмотных!»
Производственный плакат и плакаты для деревни, лубочные традиции
Осваивают художники в 20–е годы и так называемый производственный плакат. На юге страны, в Одессе, деятельно разрабатывал это направление художник Н. Соколов. Его произведения многофакторны и многословны. Автор стремится в пределах одного листа представить и положительных, и отрицательных героев времени в их противостоянии. Так, в плакате, посвященном росту производительности труда, умещаются две цитаты В.И. Ленина на эту тему, типовой образ злопыхательствующего капиталиста и группа прогрессивных рабочих, заменивших ремесленные орудия труда (они тоже присутствуют в плакате) на прогрессивные станки. Автор стремится сказать очень многое, но агитационно–рекламную цель такой материал вряд ли достигал, особенно в обществе, где грамотны были далеко не все. Учитывая это обстоятельство, некоторые издательства побуждали художников не чураться лубочных методов изобразительности. Этим в первую очередь отличались хозяйственно–производственные плакаты, ориентированные на деревенскую аудиторию. В Музее рекламы при фирме «Аврора» можно увидеть типичный в этом отношении крупноформатный лист, призывающий крестьян усилить темпы государственных хлебозаготовок. Лист разбит на несколько секций, каждая из которых изображает различные сюжеты, связанные со сбором и сдачей хлеба, выгодной расплатой за него и непременным для агитпубликаций тех лет карикатурным обликом «нэпмачей». Общая идея плаката: сдавайте хлеб государству, а не частнику. В деревню отправляются плакаты, ратующие за прогрессив землепользование, рациональный корм скота, использование удобрений, противоэпидемические прививки и т.п. Лубочные традиции, склонные заменять агитационный натиск на аудиторию постепенной, детализирующей явления пропагандой, становятся типичными для многих плакатов второй половины 20–х годов. Вяч. Полонский характеризовал этот процесс следующим образом: «Лубок углублял разработку плаката, подходил к его темам как пропагандист, растолковывая, поясняя, сравнивая, доказывая. Плакат тороплив, лубок медлителен». С этим суждением перекликаются слова Н. Тара–Букина: «Социальная функция лубка быть «поучительной картинкой» и «наглядным вразумлением». Рекламно–плакатная продукция для деревни осуществлялась и продвигалась через агентство «Двигатель».
Зрелищные плакаты – динамичные и эффективные композиции
А в городе значительное число отведенных на рекламирование средств осваивало тематическое направление зрелищных плакатов. Признанными лидерами в этой области творчества были братья В. и Г. Стенберги. Именно Стенберги преодолели образную недостаточность наборного конструктивистского плаката, перейдя от подчеркнутой простоты конструктивистских афиш к остро выразительным, динамичным и эффектным композициям. В начале деятельности в 1923 г. главное внимание они уделяли театральным афишам, позже – преимущественно киноплакатам. О своем творчестве они отзывались так: Мы даем плакат броский, который мог бы, что называется, огорошить зрителя, остановил бы его внимание... Для этой цели мы совершенно свободно обращаемся с материалом (что также вызывается и размером плаката), не соблюдаем пропорции как между несколькими предметами и фигурами, так и между отдельными деталями их, переворачиваем фигуры и т.п. – словом, используем все, что может остановить даже торопящегося прохожего. За пять лет интенсивной работы братья Стенберги создали несколько сотен плакатов. Рассмотренная выше классика изобразительной рекламы 20–х годов уступает, на наш взгляд, экспрессии стенберговских киноплакатов. Вот знаменитое рекламное сопровождение кинофильма «Броненосец «Потемкин». Основное пространство плаката 1925 г. издания занимают шесть перекрещенных между собой дул корабельных пушечных орудий. На оконечнике одного из них стоит восставший матрос, на втором плане – фигура офицера, сброшенного за борт, изображена в момент его падения. По дулам же идут тексты с названием картины и ее авторов. Цветовой колорит сосредоточенно суров. Концентрация смысла картины предельна. В процессе проката фильма «Броненосец «Потемкин» и другие художники создавали для него рекламное сопровождение. Энергично скомпонован выпущенный в 1926 г. плакат А. Лавинского. Пушечные орудия, направленные прямо на зрителя, формируют эмоциональный центр изображения. Между двумя нацеленными на зрителями дулами крупноплановая фигура матроса, зовущего к восстанию. Если сравнивать эти две работы классиков советского киноплаката, то можно сказать, что Стенберги возвысились до символизации, Лавинский же в данном случае остался на стадии иллюстративности. Суммируя проведенный нами анализ плакатного творчества 20–х годов в его наиболее показательных проявлениях, надо сказать, что оно находилось на подъеме, что энтузиазм революционных лет еще продолжал вдохновлять первоклассных мастеров этого дела.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|