Зрелищные плакаты: выразительность художественных приемов
В наибольшей мере элементы обновления на рубеже 50–60–х годов коснулись зрелищного плаката. Именно здесь после многолетнего перерыва вновь стали использоваться ведущие выразительные художественные приемы плакатного творчества: гипербола, метафора, гротеск и другие аспекты условности. Расширение диапазона художественных средств и решений в киноплакате происходило в основном за счет того, что художники уверовали в возможность не только иллюстрировать кинофильм (эта задача, конечно, не была снята с повестки дня), но и давать его активную интерпретацию в формах, отличных от языка кинематографа. Новые тенденции охватывают творчество художников, группирующихся вокруг фабрики «Рекламфильм». Одной из первых работ, преодолевающих каноны плоской натуралистичности, стала кинореклама С. Дацкевича. Его плакат к фильму «Дитте – дитя человеческое» (1957) решен в подчеркнуто условной манере. Героиня фильма предстает на плакате как неземное, почти прозрачное существо, олицетворяющее легкость, воздушность, в какой–то мере даже эфемерность человеческого бытия. Контрастна по художественному решению, но сопоставима по изобретательности с плакатом С. Дацкевича работа Б. Зеленского, рекламирующая фильм «Высота»–(1957). В основном плакат решен! Нормативах реалистической традиции – компонентом условности выступают огромные, немыслимые в реальности, буквы названия фильма. На переднем плане главный герой фильма, взгляд которого устремлен ввысь. В целом же произведение выглядит вполне гармонично и достигает эстетического эффекта. Специалисты отмечают: «… с Б. Зеленским в советский кино–плакат входит эмоционально насыщенный цвет. Он был первым, кто показал пример объединения в плакате реалистического портрета с цветовой условностью». Особо показательно в этом отношении рекламное сопровождение фильма С. Юткевича «Отелло» (1955). Эффектное цветовое сочетание ярко–красного и бежевого создает предельный лаконизм и выразительность композиции этого плаката.
Элементы карикатурности, шаржа использует в своих киноплакатах художник М. Хейфиц. Таковы его работы к фильмам «Полосатый рейс» и «Карнавальная ночь». Молодые авторы (В. Островский, Ю. Царев, В. Каракашев) активно используют ранее забытые изобразительные приемы. Их почерк отличают многоликая метафоричность, в известной мере – недосказанность. Таковы, например, плакаты к фильмам 60–х «Девять дней одного года» (В. Островский), «Иваново детство» (Ю. Царев), «Бей, барабан!» (В. Каракашев). Именно эта плеяда сформировала в дальнейшем главный настрой плакатного творчества 70–х годов.
Торговые плакаты
Подобно плакату политическому это направление в 50–е и первой половине 60–х годов не вышло из состояния прямолинейной иллюстративности. Особенности почерка работавших в этой сфере художников Н. Мартынова, В. Трухачева, А. Андреа, различить трудно. Это, как правило, статичные композиции, сложенные из коробок и упаковок рекламируемых продуктов, часть из которых приоткрыта, чтобы зритель мог составить впечатление об их содержимом. На плакате Главрыбсбыта детально, до мельчайших икринок передает консистенцию различных видов черной икры А. Андреади. Если очень долго смотреть на эту картинку, то, пожалуй, можно вызвать у себя даже вкусовое ощущение рекламируемого продукта. Так что прагматичной цели данная работа достигает. Плакат Н. Мартынова «Советское шампанское – лучшее виноградное вино» скомпонован по тому же принципу: на переднем плане бутылка шампанского, рядом наполненный бокал и ваза с фруктами. Второй бокал поднимает миловидная, но на редкость безучастно выглядящая женщина, устремившая свой взор не на предмет рекламы, не на зрителя, а в некую отвлеченную даль. От плаката веет холодом многократно повторенного стандарта. Торговый плакат этого времени еще не затронули поиски новой выразительности, уже дававшие о себе знать в сфере кинорекламы.
Рекламная ситуация в 1965 – начале 80–х гг. Приоритеты плакатного творчества
Плакатное ответвление печатной графики в СССР традиционно находилось в фокусе внимания властей и общественности. И традиционно же торговый плакат в ряду иных жанровых форм находился на вторых–третьих ролях в общем массиве данной продукции. В начале 70–х такое положение изменяется. На открытой в 1973 г. в Вильнюсе IV Всесоюзной выставке плаката преобладающее место заняли разнообразные рекламные произведения. Речь идет не только о плакатном продвижении потребительских товаров, но и о популяризации театральных и цирковых постановок, оповещении о разнообразных выставках и кинофильмах. Именно зрелищный плакат по качеству исполнения выдвигается в этот период на передовые позиции. Не отступает от поисков художественной выразительности и социальный плакат.
Создание издательства «Плакат» и поточное творчество
Что же касается собственно политического плаката, вывести его из состояния унылой повторяемости сюжетов, схем, привычных действующих лиц, – словом, приевшегося набора штампов не удавалось, несмотря на регулярные «накачки» вышестоящих инстанций. Чтобы выправить положение, в 1974 г. было решено создать специализированное издательство ЦК КПСС «Плакат». Его коллектив горячо взялся за дело. На ВДНХ стали регулярно проводиться выставки политического и социального плаката. Был разработан серьезный план плакатного производства к XXII Олимпийским играм, намеченным Художник В. Чижиков и его Олимпийский мишка быть в Москве в 1980 г. Под девизом «Спорт – посол мира. Пусть победит дружба!» – было создано много изобразительной продукции. Через год после успешно проведенной Олимпиады издательство «Плакат» возглавило организацию Международной выставки «Плакат в борьбе за мир, безопасность и сотрудничество». В ней приняли участие две тысячи авторов из 48 стран. На выставке демонстрировалось 3,5 тыс. плакатов заявленной проблематики. Однако ярких творческих прорывов со стороны советских авторов отмечено не было.
Издательство взяло курс в первую очередь на количественные, а не качественные показатели. Им ежегодно создавалось восемь комплектов политических плакатов, рассылавшихся заказчикам. Кроме того, каждые две недели издательство выпускало оперативную фотоинформацию о важнейших событиях в стране и за рубежом. А также через неделю выходили специальные фотовыпуски о передовом опыте на промышленных предприятиях, стройках, транспорте и в сельском хозяйстве. Для столь поточного творчества характерна и неизбежна опора на устоявшиеся штампы. И хотя время от времени в коллективе издательства и поднимался разговор о слабой эффективности его продукции, дело не менялось.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|