Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зрелищные плакаты: выразительность художественных приемов




 

В наибольшей мере элементы обновления на рубеже 50–60–х годов коснулись зрелищного плаката. Именно здесь после многолетнего перерыва вновь стали использоваться ве­дущие выразительные художественные приемы плакатного творче­ства: гипербола, метафора, гротеск и другие аспекты условности.

Расширение диапазона художест­венных средств и решений в кино­плакате происходило в основном за счет того, что художники уверовали в возможность не только иллюстриро­вать кинофильм (эта задача, конеч­но, не была снята с повестки дня), но и давать его активную интерпре­тацию в формах, отличных от языка кинематографа.

Новые тенденции охватывают твор­чество художников, группирующихся вокруг фабрики «Рекламфильм». Одной из первых работ, преодолевающих ка­ноны плоской натуралистичности, ста­ла кинореклама С. Дацкевича. Его пла­кат к фильму «Дитте – дитя челове­ческое» (1957) решен в подчеркнуто условной манере. Героиня фильма предстает на плакате как неземное, почти прозрачное существо, олицетворяющее легкость, воздушность, в какой–то мере даже эфемерность человеческого бытия.

Контрастна по художественному решению, но сопоставима по изобретательности с плакатом С. Дацкевича работа Б. Зеленского, рекламирующая фильм «Высота»–(1957). В основном плакат решен! Нормативах реалистической традиции – компонентом условности выступают огромные, немыслимые в реальности, буквы названия фильма. На переднем плане главный герой фильма, взгляд которого устремлен ввысь. В целом же произведение выглядит вполне гар­монично и достигает эстетического эффекта.

Специалисты отмечают: «… с Б. Зеленским в советский кино–плакат входит эмоционально насыщенный цвет. Он был первым, кто показал пример объединения в плакате реалистического порт­рета с цветовой условностью». Особо показательно в этом отношении рекламное сопровождение фильма С. Юткевича «Отелло» (1955). Эф­фектное цветовое сочетание ярко–красного и бежевого создает предельный лаконизм и выразительность композиции этого плаката.

Элементы карикатурности, шаржа использует в своих кинопла­катах художник М. Хейфиц. Таковы его работы к фильмам «Поло­сатый рейс» и «Карнавальная ночь».

Молодые авторы (В. Островский, Ю. Царев, В. Каракашев) активно ис­пользуют ранее забытые изобразитель­ные приемы. Их почерк отличают мно­голикая метафоричность, в известной мере – недосказанность. Таковы, на­пример, плакаты к фильмам 60–х «Девять дней одного года» (В. Островский), «Иваново детство» (Ю. Царев), «Бей, барабан!» (В. Каракашев). Именно эта плеяда сформировала в дальнейшем главный настрой плакатного творчест­ва 70–х годов.

 

Торговые плакаты

 

Подобно плакату по­литическому это на­правление в 50–е и первой половине 60–х годов не вышло из состояния прямолинейной иллюстративности. Особенности почерка работавших в этой сфере художников Н. Мартынова, В. Трухачева, А. Андреа, различить трудно. Это, как правило, статичные композиции, сложенные из коробок и упаковок рекламируемых продуктов, часть из которых приоткрыта, чтобы зритель мог составить впечатление об их содержимом. На плакате Главрыбсбыта детально, до мельчайших икринок передает консистенцию различных видов черной икры А. Андреади. Если очень долго смотреть на эту картинку, то, пожа­луй, можно вызвать у себя даже вкусовое ощущение рекламируемо­го продукта. Так что прагматичной цели данная работа достигает.

Плакат Н. Мартынова «Советское шампанское – лучшее вино­градное вино» скомпонован по тому же принципу: на переднем плане бутылка шампанского, рядом наполненный бокал и ваза с фруктами. Второй бокал поднимает миловидная, но на редкость безучастно выглядящая женщина, устремившая свой взор не на предмет рекламы, не на зрителя, а в некую отвлеченную даль. От плаката веет холодом многократно повторенного стандарта. Торго­вый плакат этого времени еще не затронули поиски новой вырази­тельности, уже дававшие о себе знать в сфере кинорекламы.

Рекламная ситуация в 1965 – начале 80–х гг.

Приоритеты плакатного творчества

 

Плакатное ответвление печатной графики в СССР традиционно находилось в фокусе внимания властей и общественности. И тра­диционно же торговый плакат в ряду иных жанровых форм находился на вторых–третьих ролях в общем массиве данной продукции. В начале 70–х такое положение изменяется. На открытой в 1973 г. в Вильнюсе IV Всесоюзной выставке плаката преобладающее место заняли разнообразные рекламные произведения. Речь идет не только о плакатном продвижении потребительских товаров, но и о популяризации театральных и цирковых постановок, оповещении о разнообразных выставках и кинофильмах. Именно зрелищный пла­кат по качеству исполнения выдвигается в этот период на передо­вые позиции. Не отступает от поисков художественной выразитель­ности и социальный плакат.

 

Создание издательства «Плакат» и поточное творчество

 

Что же касается собственно политического плаката, вывести его из состояния унылой повторяемости сюжетов, схем, привычных действующих лиц, – словом, приевшегося набора штампов не удавалось, не­смотря на регулярные «на­качки» вышестоящих ин­станций. Чтобы выправить положение, в 1974 г. было решено создать специализи­рованное издательство ЦК КПСС «Плакат». Его кол­лектив горячо взялся за де­ло. На ВДНХ стали регуляр­но проводиться выставки политического и социально­го плаката. Был разработан серьезный план плакатного производства к XXII Олим­пийским играм, намеченным Художник В. Чижиков и его Олимпийский мишка быть в Москве в 1980 г. Под девизом «Спорт – посол мира. Пусть победит дружба!» – было создано много изобразительной продукции.

Через год после успешно проведенной Олимпиады издательство «Плакат» возглавило организацию Международной выставки «Плакат в борьбе за мир, безопасность и сотрудничество». В ней приняли уча­стие две тысячи авторов из 48 стран. На выставке демонстрировалось 3,5 тыс. плакатов заявленной проблематики. Однако ярких творческих прорывов со стороны советских авторов отмечено не было.

Издательство взяло курс в первую очередь на количественные, а не качественные показатели. Им ежегодно создавалось восемь ком­плектов политических плакатов, рассылавшихся заказчикам. Кроме того, каждые две недели издательство выпускало оперативную фотоинформацию о важнейших событиях в стране и за рубежом. А также через неделю выходили специальные фотовыпуски о передо­вом опыте на промышленных предприятиях, стройках, транспорте и в сельском хозяйстве.

Для столь поточного творчества характерна и неизбежна опора на устоявшиеся штампы. И хотя время от времени в коллективе издательства и поднимался разговор о слабой эффективности его продукции, дело не менялось.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...