Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социалистический реализм в действии: «воспитательная задача должна доминировать над задачей торгашеской»




 

В области плаката в 30–е годы взаимодействуют весьма противоречивые тенденции. С одной стороны, совершенствуются технические средства тиражируемых изображений, но с другой – усиливается нажим на пределы и формы самовыра­жения художников, властями по­ощряется помпезность, лакировка, обобщенно–абстрактные образные средства выражения. Ярко инди­видуализированные приемы пла­катного творчества эпохи нэпа сменяются значительно более ус­редненными образцами.

В марте 1931 г. Центральный комитет большевистской партии издал постановление «О плакат­ной литературе», где подверг критике, как мещанскую слащавость части массовых изображений, так и формалистические конструкти­вистские изыски другой их части. Этим постановлением в сфере изобразительной продукции реко­мендовались методы, вскоре по­лучившие наименование социали­стического реализма. Это предельное сходство изображений с их объектами с добавлением элементов «лучезарного завтра». По таким определяющим началам и движется официальное плакатное искусство 30–х. Оно стремится исполнить завет одного из ведущих теоретиков той поры Я. Тугендхольда относительно того, что «воспита­тельная задача... должна доминировать над задачей торгашеской».

 

«Плакаты – газеты»

 

В совокупности плакатной продукции 30–х годов такое доминирование достигнуто. Лиди­рующее место занимает здесь государственно–политический, пар­тийно–политический и производственно–политический варианты плаката. Группа художников, откликаясь на постановление партии, решает возобновить традицию блистательных «Окон РОСТА». Они создают цикл «плакат–газет», регулярно издававшихся Изобра­зительным государственным изда­тельством (Изогизом) в 1931–1932 гг., эпизодически – в 1934–1936 гг. Одним из центральных авторов здесь вновь был худож­ник М. Черемных. С ним активно сотрудничали Д. Моор, И. Малю­тин, А. Радаков, К. Громицкий. Тексты писали популярные по­эты: М. Светлов, С. Кирсанов, А. Жа­ров и др. Тематика «плакат–газет» была самая актуальная: междуна­родные проблемы, ликвидация кулачества как класса, индуст­риализация.

Над этими темами работали самостоятельно и такие художни­ки, как Г. Клуцис, А. Дейнека. По­сле суровой критики этих авторов за конструктивистские увлечения они приняли новые правила иг­ры, нашли свою нишу в изме­нившихся условиях. Широко был известен плакат Г. Клуциса «Вы­полним план великих работ», основанный на изобретательном применении фотомонтажа. Крупноплановое фото ладони, голо­сующей «за», здесь дополняла масса малоформатных голосующих рук. А вот другой плакат Г. Клуциса, выразительно передающий атмосферу времени. Весь первый план занимает монументальная, величественная фигура рабочего со знаменем, на котором текст: «СССР – ударная бригада пролетариата всего мира». Это знамя рабочий укрепляет на вершине земного шара, изображенного как глобус. На него и знамя, которое он крепко держит в руках, восхищенно смот­рят представители других стран. В сходном ключе выполнены Г. Клуцисом плакаты «Труд в СССР – дело чести», «В бой за пя­тилетку» и др.

Партийно–политические плакаты с лозунгами «народ и партия едины» постоянно присутствуют на стенах парткомов, завкомов, ра­бочих цехов, в красных уголках и на улицах городов. Ими пестрели колонны демонстрантов в праздничные дни. Особым разнообразием сюжетов они не отличались. Это дало основание Д. Моору писать в эти дни:

«…Плакатная продукция большей частью однообразна и, за малы­ми исключениями, анемична по содержанию. Результат этого явле­ния – ее слабая действенность, повторяемость и низведение ее к роли «обоев», т.е. к официально заклеенной стене».

На ниве производственного плаката, однако, было немало и творческих удач. Работы этого направления наглядно и действенно призывали следовать успехам передовиков и клеймили отстающих. Нередко изображались фотопортреты героев труда (они же помеща­лись и на заглавные полосы центральных газет). Лентяи становились объектами карикатур и сатирических листков. Весьма востребован был сатирический талант Д. Моора и В. Дени, дающих уничижитель­ные изобразительные характеристики лентяям, дармоедам и пьяницам. В эти годы начинают свою многолетнюю сатирическую деятельность творческий коллектив Кукрыниксов (И.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов).

 

Социальный плакат

 

В позитивном аспекте производственно–полити­ческую тематику разрабатывал в плакате талант­ливый художник А. Дейнека. Другим направлением его агиттворчества было продвижение в массы здорового образа жизни, спортивная тема­тика. К 1933 г. относится его известный плакат «Физкультурница». На первом плане – крупная фигура метательницы диска в напряженном развороте, на втором – юноша, поражающий мишень из винтовки, а на дальних планах тренируются бегуны, соревнуются мотоциклисты. На плакате перефразированная цитата В. Маяковского:

Работать, строить

и не ныть! Нам к новой жизни

путь указан. Атлетом можешь

ты не быть,

Но физкультурником – обязан.

Выразительно исполненный пла­кат А. Дейнеки – веское подкреп­ление того движения за укрепле­ние здоровья нации, которое ак­тивно проходило в стране под де­визом «Будь готов к труду и обо­роне!».

Такого рода проблематика соприкасается с той тематической линией, которая в наши дни име­нуется социальной рекламой. В ряду ее сюжетов – воплощение идеи социального равенства муж чины и женщины. Показателен в этом плане плакат Г. Шегаля 1931 г. «Долой кухонное рабство, Даешь новый быт!». Художник максимальной концентрации ис­пользует прием контраста. На пер­вом плане главные приметы старо го быта: слева – спиной к зрителю женщина за корытом, над ним су­шится выстиранная ветхая оде­жонка. Справа – кастрюля на примусе, груда тарелок. В центре вторая женщина в ярко–красной косынке и платье такого же цвета, открывающая дверь в светлый новый быт. Видны корпуса новостроек с вывесками: «Клуб», «Столовая», «Фабрика–кухня», «Ясли». В сквере играют радостные дети, и небо со­вершенно безоблачно. Убедительный плакат. На наш взгляд, его недос­таток в повествовательности, чрезмерной детализации изображения вплоть до паутины в одном из темных углов старорежимной кухни. Но общая идея произведения выражена четко и вполне доходчиво. «К учебе, к станку, к. общественной жизни!» – призывает женщин плакат Лоды­гина (1933).

И по итогам прошедших перемен плакат М. Волковой и Н. Пинус утверждает: «Да здравствует равноправная женщина СССР, активная участница в управлении государством, хозяйственными и культурными делами страны!» (1938). Эта плакатная тема продолжала варьироваться и в послевоенный период вплоть до конца 80–х годов. Зрелищный плакат не менее характерен для 30–х годов зрелищный плакат, в первую очередь посвященный популя­ризации кинофильмов. Но в этой области также «былая острота рекламной формы смягчалась, стали широко применяться в плакате принципы станковой композиции, манера исполнения также все более склонялась к традициям станковой графики и даже живопи­си». На поверку эта тенденция выливалась в иллюстративность, в увеличенное фотоизображение некоторых кинокадров, заполняв­ших плакатное поле. Это стало типовым приемом плакатистов А. Вельского, В. Климашина, М. Длугача. Здесь по большей части оставался в небрежении совет Я. Тугендхольда: «Задача киноплака­тиста заключается в том, чтобы подняться над кадрами, схватить какую–то общую суть картины и дать зрителю нечто наиболее ха­рактерное и синтетичное». К подобным решениям советские ки­ноплакатисты придут ближе к 60–м годам.

 

Торговый рекламный плакат

 

Более изобретательным в 30–е годы выглядит театральный пла­кат, создаваемый такими авторами, как Н. Акимов и Г. Бруни. Здесь сохраняются в качестве художественных приемов сложные метафо­ры, гротесковые трактовки действующих персонажей, лубочно–сказочная стилизация и т.п.

Среди авторов торгового рекламного плаката наиболее заметны работы И. Бограда, А. Миллера, А. Зеленского, А. Побединского, С. Сахарова. Для стиля И. Бограда характерна тяга к композиции натюрмортов. Вот плакат, при­учающий население покупать готовые расфасованные пельме­ни (1936 г.). На пространстве листа тесно: в центре включен­ная в сеть электрокастрюля (без­условное новшество той поры) с кипящими в ней пельменями. Рядом емкость со сметаной, бу­тылка уксуса, ближе к зрителю – тарелка, в которой готовый к употреблению продукт уже за­правлен сметаной. А на первом плане пересекающая плакатный лист – вилка с наколотым на нее образцом пропагандируемой про­дукции. На втором плане упа­ковка с надписью «Пельмени. Чистый вес 500 грамм».

Таков вариант предельно обстоятельного объяснения того, как употреблять новый продукт, поступивший в продажу. И этой цели рекламист достигает.

В контрастном ключе решает свою задачу А. Миллер. Он стре­мится популяризировать парфю­мерную линию Ленинградской фабрики «Белая ночь». Решение найдено в задумчивом, романтич­но–отрешенном облике молодой женщины у парапета Невы. Вдали – силуэты ростральных колонн. А перед зрителем образцы продук­ции фабрики: пудра, духи, крем, одеколон. И чеканные белые бук­вы на голубом фоне: «БЕЛАЯ НОЧЬ».

Плакат запоминается, и у зрителя даже появляется ощущение запа­ха парфюма.

Плакатист А. Зеленский ус­пешно работал и в торговом, и в киноплакате. Нередко его моделью становился румяный мальчуган – сын Борис. Вот он, держа в одной руке надкушенное эскимо, другой тянется еще к брикету мороженого. Надпись на плакате: «Высшего ка­чества мороженое требуйте/всю­ду». Картина, хотя и неприхотлива, но ясна, четка, жизнерадостна. Рекламный импульс без помех дос­тигает аудитории.

Загадочностью, особо завараживающим блеском глаз привлека­ет курящий сигару капитан дальне­го плавания в плакате С. Сахарова «Курите капитанские сигары». На наш взгляд, этот персонаж как бы «рифмуется» с очаровательной незнакомкой «Белых ночей». Привле­кательные образы рассмотренных нами произведений, скорее всего, достигали целей, поставленных авторами и распространителями рек­ламируемой продукции.

 

Книготорговый плакат

 

30–е годы – важный этап в развитии отече­ственного книготоргового плаката. Именно в этот период появляются новые формы – библиографический плакат, форматка и так называемые моногра­фические листы. Библиографический плакат, как правило, содержал список литературы на определенную тему и в соответствии с харак­тером этой литературы мог быть обращен либо к массовой, либо к профессиональной аудитории. Монографические листы посвящались определенному писателю. На них помещали текстовые и фотомате­риалы об авторе и его творчестве, популяризировали отдельные произведения. Такие плакаты часто вывешивали не только в биб­лиотеках, но и в книжных магазинах, на книжных базарах и вы­ставках, школах.

Форматка представляла собой изобразительный плакат неболь­шого размера, где оставлялось свободное место, которое можно бы­ло заполнить или от руки, или типографским способом. Такой пла­кат содержал как информацию о каком–либо определенном изда­нии, так и сведения о новых поступлениях и т.п. Эта форма была очень удобна при работе на селе и в небольших городах.

Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на все более жест­кие идеологические условия, талантливым художникам 30–х удава­лось создавать весьма качественную и разнообразную агитационно–рекламную продукцию.

6.2.4 Эволюция рекламного процесса во время ВОВ

и в первые послевоенные годы (1941 – 1950гг.)

«Родина–мать зовёт!», «Окна ТАСС»

 

Плакат с таким призывом создан художником И.Тоизде в первые дни войны и, по воспоминаниям современников, про­изводил неизгладимое впечатление и на бойцов, и на тружеников тыла. Он стал классикой агитационного плакатного мастерства, со­поставимой по силе воздействия с лучшими работами Д. Моор периода Гражданской войны.

Именно памятуя о результативной деятельности революционных плакати­стов той поры, группа художников предприняла оперативный выпуск пла­катов на базе Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) – «Окна ТАСС». Первые появились в Москве уже 26 июня 1941 г., а всего за годы войны их издано около полутора тысяч. Ведущими художниками «Окон ТАСС» были уже известные мастера – Д. Моор, М. Черемных, В. Дени, Кукрыниксы. Под­писи создавали поэты Д. Бедный, А. Жа­ров, С. Кирсанов, С. Маршак и другие.

Выходившие тиражом до несколь­ких тысяч экземпляров «Окна ТАСС» рассылались в действующие армии, вывешивались в витринах, на улицах, на фронтовых дорогах.

Подобно тому, как это было в период Гражданской войны, при­сутствовали сатирические и героические сюжеты. Вот «Окно ТАСС» № 640 (художники Кукрыниксы и поэт Демьян Бедный). Изображены динамично: идущие в строю замерзшие немецкие солдаты, как положено, вытягивают ногу вперед. Но предшествующая ше­ренга солдат превращается в череду фашистских свастик, которые в предыдущих шеренгах сменяются могильными крестами. Текст по­ясняет:

Здесь, где окна все – бойницы,

Здесь, где смерть таят кусты,

Здесь, глотнув чужой землицы,

Одураченные «фрицы»

Превращаются в кресты.

«Окно ТАСС» № 664 посвящено победе в Сталинградской бит­ве: над поверженными врагами в руках торжествующего красноар­мейца реет красный флаг, далее следует краткая информация о со­бытии, завершает ее строка: «Историческое сражение под Сталин­градом закончилось полной победой Красной Армии».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...