Социалистический реализм в действии: «воспитательная задача должна доминировать над задачей торгашеской»
В области плаката в 30–е годы взаимодействуют весьма противоречивые тенденции. С одной стороны, совершенствуются технические средства тиражируемых изображений, но с другой – усиливается нажим на пределы и формы самовыражения художников, властями поощряется помпезность, лакировка, обобщенно–абстрактные образные средства выражения. Ярко индивидуализированные приемы плакатного творчества эпохи нэпа сменяются значительно более усредненными образцами. В марте 1931 г. Центральный комитет большевистской партии издал постановление «О плакатной литературе», где подверг критике, как мещанскую слащавость части массовых изображений, так и формалистические конструктивистские изыски другой их части. Этим постановлением в сфере изобразительной продукции рекомендовались методы, вскоре получившие наименование социалистического реализма. Это предельное сходство изображений с их объектами с добавлением элементов «лучезарного завтра». По таким определяющим началам и движется официальное плакатное искусство 30–х. Оно стремится исполнить завет одного из ведущих теоретиков той поры Я. Тугендхольда относительно того, что «воспитательная задача... должна доминировать над задачей торгашеской».
«Плакаты – газеты»
В совокупности плакатной продукции 30–х годов такое доминирование достигнуто. Лидирующее место занимает здесь государственно–политический, партийно–политический и производственно–политический варианты плаката. Группа художников, откликаясь на постановление партии, решает возобновить традицию блистательных «Окон РОСТА». Они создают цикл «плакат–газет», регулярно издававшихся Изобразительным государственным издательством (Изогизом) в 1931–1932 гг., эпизодически – в 1934–1936 гг. Одним из центральных авторов здесь вновь был художник М. Черемных. С ним активно сотрудничали Д. Моор, И. Малютин, А. Радаков, К. Громицкий. Тексты писали популярные поэты: М. Светлов, С. Кирсанов, А. Жаров и др. Тематика «плакат–газет» была самая актуальная: международные проблемы, ликвидация кулачества как класса, индустриализация.
Над этими темами работали самостоятельно и такие художники, как Г. Клуцис, А. Дейнека. После суровой критики этих авторов за конструктивистские увлечения они приняли новые правила игры, нашли свою нишу в изменившихся условиях. Широко был известен плакат Г. Клуциса «Выполним план великих работ», основанный на изобретательном применении фотомонтажа. Крупноплановое фото ладони, голосующей «за», здесь дополняла масса малоформатных голосующих рук. А вот другой плакат Г. Клуциса, выразительно передающий атмосферу времени. Весь первый план занимает монументальная, величественная фигура рабочего со знаменем, на котором текст: «СССР – ударная бригада пролетариата всего мира». Это знамя рабочий укрепляет на вершине земного шара, изображенного как глобус. На него и знамя, которое он крепко держит в руках, восхищенно смотрят представители других стран. В сходном ключе выполнены Г. Клуцисом плакаты «Труд в СССР – дело чести», «В бой за пятилетку» и др. Партийно–политические плакаты с лозунгами «народ и партия едины» постоянно присутствуют на стенах парткомов, завкомов, рабочих цехов, в красных уголках и на улицах городов. Ими пестрели колонны демонстрантов в праздничные дни. Особым разнообразием сюжетов они не отличались. Это дало основание Д. Моору писать в эти дни: «…Плакатная продукция большей частью однообразна и, за малыми исключениями, анемична по содержанию. Результат этого явления – ее слабая действенность, повторяемость и низведение ее к роли «обоев», т.е. к официально заклеенной стене».
На ниве производственного плаката, однако, было немало и творческих удач. Работы этого направления наглядно и действенно призывали следовать успехам передовиков и клеймили отстающих. Нередко изображались фотопортреты героев труда (они же помещались и на заглавные полосы центральных газет). Лентяи становились объектами карикатур и сатирических листков. Весьма востребован был сатирический талант Д. Моора и В. Дени, дающих уничижительные изобразительные характеристики лентяям, дармоедам и пьяницам. В эти годы начинают свою многолетнюю сатирическую деятельность творческий коллектив Кукрыниксов (И.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов).
Социальный плакат
В позитивном аспекте производственно–политическую тематику разрабатывал в плакате талантливый художник А. Дейнека. Другим направлением его агиттворчества было продвижение в массы здорового образа жизни, спортивная тематика. К 1933 г. относится его известный плакат «Физкультурница». На первом плане – крупная фигура метательницы диска в напряженном развороте, на втором – юноша, поражающий мишень из винтовки, а на дальних планах тренируются бегуны, соревнуются мотоциклисты. На плакате перефразированная цитата В. Маяковского: Работать, строить и не ныть! Нам к новой жизни путь указан. Атлетом можешь ты не быть, Но физкультурником – обязан. Выразительно исполненный плакат А. Дейнеки – веское подкрепление того движения за укрепление здоровья нации, которое активно проходило в стране под девизом «Будь готов к труду и обороне!». Такого рода проблематика соприкасается с той тематической линией, которая в наши дни именуется социальной рекламой. В ряду ее сюжетов – воплощение идеи социального равенства муж чины и женщины. Показателен в этом плане плакат Г. Шегаля 1931 г. «Долой кухонное рабство, Даешь новый быт!». Художник максимальной концентрации использует прием контраста. На первом плане главные приметы старо го быта: слева – спиной к зрителю женщина за корытом, над ним сушится выстиранная ветхая одежонка. Справа – кастрюля на примусе, груда тарелок. В центре вторая женщина в ярко–красной косынке и платье такого же цвета, открывающая дверь в светлый новый быт. Видны корпуса новостроек с вывесками: «Клуб», «Столовая», «Фабрика–кухня», «Ясли». В сквере играют радостные дети, и небо совершенно безоблачно. Убедительный плакат. На наш взгляд, его недостаток в повествовательности, чрезмерной детализации изображения вплоть до паутины в одном из темных углов старорежимной кухни. Но общая идея произведения выражена четко и вполне доходчиво. «К учебе, к станку, к. общественной жизни!» – призывает женщин плакат Лодыгина (1933).
И по итогам прошедших перемен плакат М. Волковой и Н. Пинус утверждает: «Да здравствует равноправная женщина СССР, активная участница в управлении государством, хозяйственными и культурными делами страны!» (1938). Эта плакатная тема продолжала варьироваться и в послевоенный период вплоть до конца 80–х годов. Зрелищный плакат не менее характерен для 30–х годов зрелищный плакат, в первую очередь посвященный популяризации кинофильмов. Но в этой области также «былая острота рекламной формы смягчалась, стали широко применяться в плакате принципы станковой композиции, манера исполнения также все более склонялась к традициям станковой графики и даже живописи». На поверку эта тенденция выливалась в иллюстративность, в увеличенное фотоизображение некоторых кинокадров, заполнявших плакатное поле. Это стало типовым приемом плакатистов А. Вельского, В. Климашина, М. Длугача. Здесь по большей части оставался в небрежении совет Я. Тугендхольда: «Задача киноплакатиста заключается в том, чтобы подняться над кадрами, схватить какую–то общую суть картины и дать зрителю нечто наиболее характерное и синтетичное». К подобным решениям советские киноплакатисты придут ближе к 60–м годам.
Торговый рекламный плакат
Более изобретательным в 30–е годы выглядит театральный плакат, создаваемый такими авторами, как Н. Акимов и Г. Бруни. Здесь сохраняются в качестве художественных приемов сложные метафоры, гротесковые трактовки действующих персонажей, лубочно–сказочная стилизация и т.п.
Среди авторов торгового рекламного плаката наиболее заметны работы И. Бограда, А. Миллера, А. Зеленского, А. Побединского, С. Сахарова. Для стиля И. Бограда характерна тяга к композиции натюрмортов. Вот плакат, приучающий население покупать готовые расфасованные пельмени (1936 г.). На пространстве листа тесно: в центре включенная в сеть электрокастрюля (безусловное новшество той поры) с кипящими в ней пельменями. Рядом емкость со сметаной, бутылка уксуса, ближе к зрителю – тарелка, в которой готовый к употреблению продукт уже заправлен сметаной. А на первом плане пересекающая плакатный лист – вилка с наколотым на нее образцом пропагандируемой продукции. На втором плане упаковка с надписью «Пельмени. Чистый вес 500 грамм». Таков вариант предельно обстоятельного объяснения того, как употреблять новый продукт, поступивший в продажу. И этой цели рекламист достигает. В контрастном ключе решает свою задачу А. Миллер. Он стремится популяризировать парфюмерную линию Ленинградской фабрики «Белая ночь». Решение найдено в задумчивом, романтично–отрешенном облике молодой женщины у парапета Невы. Вдали – силуэты ростральных колонн. А перед зрителем образцы продукции фабрики: пудра, духи, крем, одеколон. И чеканные белые буквы на голубом фоне: «БЕЛАЯ НОЧЬ». Плакат запоминается, и у зрителя даже появляется ощущение запаха парфюма. Плакатист А. Зеленский успешно работал и в торговом, и в киноплакате. Нередко его моделью становился румяный мальчуган – сын Борис. Вот он, держа в одной руке надкушенное эскимо, другой тянется еще к брикету мороженого. Надпись на плакате: «Высшего качества мороженое требуйте/всюду». Картина, хотя и неприхотлива, но ясна, четка, жизнерадостна. Рекламный импульс без помех достигает аудитории. Загадочностью, особо завараживающим блеском глаз привлекает курящий сигару капитан дальнего плавания в плакате С. Сахарова «Курите капитанские сигары». На наш взгляд, этот персонаж как бы «рифмуется» с очаровательной незнакомкой «Белых ночей». Привлекательные образы рассмотренных нами произведений, скорее всего, достигали целей, поставленных авторами и распространителями рекламируемой продукции.
Книготорговый плакат
30–е годы – важный этап в развитии отечественного книготоргового плаката. Именно в этот период появляются новые формы – библиографический плакат, форматка и так называемые монографические листы. Библиографический плакат, как правило, содержал список литературы на определенную тему и в соответствии с характером этой литературы мог быть обращен либо к массовой, либо к профессиональной аудитории. Монографические листы посвящались определенному писателю. На них помещали текстовые и фотоматериалы об авторе и его творчестве, популяризировали отдельные произведения. Такие плакаты часто вывешивали не только в библиотеках, но и в книжных магазинах, на книжных базарах и выставках, школах.
Форматка представляла собой изобразительный плакат небольшого размера, где оставлялось свободное место, которое можно было заполнить или от руки, или типографским способом. Такой плакат содержал как информацию о каком–либо определенном издании, так и сведения о новых поступлениях и т.п. Эта форма была очень удобна при работе на селе и в небольших городах. Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на все более жесткие идеологические условия, талантливым художникам 30–х удавалось создавать весьма качественную и разнообразную агитационно–рекламную продукцию. 6.2.4 Эволюция рекламного процесса во время ВОВ и в первые послевоенные годы (1941 – 1950гг.) «Родина–мать зовёт!», «Окна ТАСС»
Плакат с таким призывом создан художником И.Тоизде в первые дни войны и, по воспоминаниям современников, производил неизгладимое впечатление и на бойцов, и на тружеников тыла. Он стал классикой агитационного плакатного мастерства, сопоставимой по силе воздействия с лучшими работами Д. Моор периода Гражданской войны. Именно памятуя о результативной деятельности революционных плакатистов той поры, группа художников предприняла оперативный выпуск плакатов на базе Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) – «Окна ТАСС». Первые появились в Москве уже 26 июня 1941 г., а всего за годы войны их издано около полутора тысяч. Ведущими художниками «Окон ТАСС» были уже известные мастера – Д. Моор, М. Черемных, В. Дени, Кукрыниксы. Подписи создавали поэты Д. Бедный, А. Жаров, С. Кирсанов, С. Маршак и другие. Выходившие тиражом до нескольких тысяч экземпляров «Окна ТАСС» рассылались в действующие армии, вывешивались в витринах, на улицах, на фронтовых дорогах. Подобно тому, как это было в период Гражданской войны, присутствовали сатирические и героические сюжеты. Вот «Окно ТАСС» № 640 (художники Кукрыниксы и поэт Демьян Бедный). Изображены динамично: идущие в строю замерзшие немецкие солдаты, как положено, вытягивают ногу вперед. Но предшествующая шеренга солдат превращается в череду фашистских свастик, которые в предыдущих шеренгах сменяются могильными крестами. Текст поясняет: Здесь, где окна все – бойницы, Здесь, где смерть таят кусты, Здесь, глотнув чужой землицы, Одураченные «фрицы» Превращаются в кресты. «Окно ТАСС» № 664 посвящено победе в Сталинградской битве: над поверженными врагами в руках торжествующего красноармейца реет красный флаг, далее следует краткая информация о событии, завершает ее строка: «Историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой Красной Армии».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|