Плакатное творчество в новых условиях
«Качество, экономия, бережливость»
В первые два года перестройки издательство бережливость» «Плакат» организовало творческие конкурсы под девизом: «Качество, экономия, бережливость». Выставки плакатов прошли в Прибалтике, Белоруссии, на Украине. Их главные итоги опубликованы в альбомах «Плакат перестройки» (М., 1988) и «Плакат в рабочем строю» (М, 1988). Аналитики, комментировавшие плакатную продукцию этого периода, отмечали определенный спад в развитии изобразительной публицистики. Опять шла речь о засилье трафаретных образов, отсутствии выраженного философско–символического и психологического наполнения в произведениях, ориентированных на позитивную интерпретацию текущего времени. Критики подчеркивали: Сегодняшняя система социальных отношений намного усложнилась и продолжает усложняться в ходе дальнейшей экономической перестройки. Неизбежная при этом перестройка психологии людей предполагает всесторонний учет нюансов человеческих отношений. Поэтому чрезмерная прямолинейность не годится даже в тенденциозном искусстве плаката. Художники знают: скрытая гармония сильнее явной.
Но, как известно, знание далеко не сразу претворяется в художественное творчество. И новые установки времени натыкались на въевшиеся во внутренний мир многих художников стереотипы. Положение изменялось, как только в поле творчества включались критические и сатирические мотивы. Темы экономии и бережливости нередко ярко и талантливо плакатисты интерпретировали «от противного». Вот работа В. Гладиныпа. Массивный крюк подъемного крана занимает большую часть пространства листа. Что же он со всей своей мощью переносит с места на место? Выразительно на темном фоне крюка выглядит прикрепленное к нему белое пушистое перо. Текст краток: «Рационально используйте технику!».
Некачественность изделий, необязательность договорных обещаний предлагают на общественное рассмотрение художники Н. Гуселетов и А. Кондуров. Первый изображает дом, сложенный из костяшек домино и будучи недостроенным, уже западающий на один бок. Текст «Так дом не построишь!» вносит полную ясность в показанную, типичную для строительствах тех лет, ситуацию. На плакате А. Кондурова две добротные кожаные рукавицы скрестились в деловом рукопожатии. Действительно, из одной рукавицы рука виднеется, а вторая – пустая. Текст «Пустых обещаний не давай!» в сочетании с иллюстрацией выразительно фиксируют укоренившийся порок в организации рабочих отношений кризисной поры. Не слишком броской, но очень едкой сатиричностью отмечены плакаты Л. Шенберга и О. Зайвдва на тему забалтывания перестроечных процессов, противодействия командно–бюрократической системы любому реформированию. На плакате Л. Шенберга – бесхитростно изображены две обычные эмалированные кастрюли разного цвета. Небольшой нюанс: крышки у них поменялись местами. Подпись к плакату состоит из одного слова: «Перестройка?». И этим все сказано. Плакат О. Зайкова решен более традиционно и имеет вполне однозначную подпись «Пристройка к перестройке»: важный петух в элегантном костюме и галстуке прокукорекивает: «Я пе–ре–стро–ился!». Прямолинейность данного решения очевидна, особенно по контрасту с остроумно показанными в предшествующей работе кастрюлями. Но ведь любое творчество состоит не только из удач.
Социальный и экологический плакаты
По следам двух всесоюзных выставок плаката критики отмечала: «Создано немало поистине боевых, наполненных возмущением, болью и состраданием листов, посвященных борьбе с алкоголизмом и наркоманией, как борьбе с социальным злом, мешающим перестройке».
Антиалкогольные плакаты, как мы помним, разрабатывались и в предшествующие периоды, а вот тема борьбы с наркотиками вышла на поверхность общественного внимания впервые и получила в некоторых произведениях проникновенное воплощение. Вот на листе с надписью «Наркомания – самоубийство!» костлявая рука скелета протягивает пока еще вполне здоровой руке четыре маковых стебля с туго набитыми зернами головками – работа С. Смирнова. Большое место в плакатном творчестве периода перестройки занимала экологическая проблематика. Она начала талантливо освещаться уже в 70–е годы. Ко второй половине 80–х экологический плакат стал почти обычным явлением, однако далеко не всегда оно находило достойное воплощение. Свидетельство тому – работа Н. Павловой с пафосной заявкой, но композиционно не проработанным воплощением. По замыслу автора, суть плаката передает двустишие: И вчера, и сегодня, и завтра – вовек Ты защитник природы один – человек. Далее изображен набор «экологических» фрагментов: земной шар в цветах на фоне радуги и летящей бабочки. В этой работе нарушено одно из композиционных правил плакатного мастерства, которое именуется законом единства и обеспечивает цельность восприятия произведения. Внимание зрителя в данном случае рассредоточивается между разнообразными блоками изображения и остается весьма поверхностным. Контрастным предыдущему в своей изобразительной сдержанности выглядит плакат Л. Бойко. Винтовка здесь воткнута штыком в землю, а из ложа ее тянется к свету зеленый росток, к которому прикасается мордочкой олененок. А текст гласит: «Склони ружье перед красой!». Это эмоционально воздействующее произведение для тех, кто обратит на него внимание. На многих акциях, связанных с экологией, побывал плакат Б. Янина, где высунувшаяся из речки рыба держит в зубах табличку с надписью «Чистой воды!». У смотрящего на этот плакат зрителя может возникнуть звуковая галлюцинация, настолько правдиво передана ситуация задыхающихся в зловонии наших водоемов рыб. Киноплакаты
Энергично продолжили в этот период творческие поиски авторы киноплакатов. Экспрессивно, даже сюрреалистично выглядит трактовка листа, рекламирующего фильм режиссера Г. Панфилова «Тема». Он создан художником Л. Богдановым в 1986 г. Плакат являет нам голову главного героя фильма, вылупляющуюся как из кокона из своего прежнего официозного зашоренного обличия. Это, на наш взгляд, великолепное воплощение опорной идеи фильма – искусственности официозных постов и регалий, высшей ценности обретения человеком своего подлинного «Я». В 80–е годы все больше кинофильмов направляет за рубеж контора «Союзфильмэкспорт». Одним из творческих лидеров киноплаката был художник И. Лемешев, который «сумел придать экспортному киноплакату изысканность и загадочность, столь необходимую для успешного представления советских фильмов зарубежному зрителю». Этими качествами в полной мере отмечен его плакат к фильму режиссера Э. Климова «Агония». В центре композиции на коричневой столешнице бархатная темно–красная подушка с роскошными кистями. Из–под подушки на столешницу просачивается кровь. А на самом темно–красном бархате голова основного персонажа фильма «Агония» – Распутина: взлохмаченная борода, слипшиеся волосы. Ассоциации с широко известными картинами на библейский сюжет об отрубленной голове Иоанна Крестителя неизбежны. На наш взгляд, это не умаляет, а обогащает впечатление от плаката И. Лемешева. В верхней части плаката наименование фильма «Agony» выписано тем же красным цветом, что и просачивающаяся кровь. В полной мере здесь присутствуют изысканность и загадочность, а также завораживающий ужас. Таким образом, в период перестройки можно выделить отдельные успехи плакатистов в социальной, сатирической, экологической, кинорекламной проблематике. Коммерческий плакат в этот период использовался преимущественно на внешнеторговом направлении, о чем мы упоминали применительно к экспортной рекламе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|