Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманизм – мировоззрение




Уважаемый Сергей Серафимович, почему Вы, вопреки общепринятому словоупотреблению, упорно называете гуманизм политико-экономической системой? (Впрочем, Вы не одиноки, к этому склонен и Гиви Васильевич). Почему отказываете гуманизму в праве быть мировоззрением? (Чего Г.В. не делает.) Но если даже Вы настаиваете на этом (в чем Вам никто не имеет права отказать), то почему Вы, хотя бы по формальным соображениям не видите, что оказываетесь не в том месте, где логичнее было бы Вам находиться. Представьте себе, что Вы пришли в овощной магазин и спрашиваете говяжьи котлеты. Вам вежливо говорят, что это не мясная лавка, а овощной магазин. Но вы упорно – вот уже лет 10 – требуете идеологии, а Вам говорят: это, простите, не политическая партия, а, согласно Уставу, мировоззренческая, научно-просветительская организация.

Для РГО суть ее уставной деятельности – изучать прошлое и настоящее идей и ценностей гуманизма, распространять знания о гуманизме как мировоззрении, содержащем общечеловеческие нравственные, интеллектуальные и другие общие для людей ценности.

Вас же само слов «мировоззрение» очень раздражает. И вы продолжаете изобретать ярлыки. Теперь вот мы, оказывается, «мировоззренцы». Да, дорогой Сергей Серафимович, одно только Вы хорошо поняли, что гуманисты сами должны заниматься собой. Однако это Вас возмущает, а меня восхищает. И потому, прежде всего, что нами слишком занимается власть, политики, идеологи, СМИ, реклама и много всякой другой нечисти, больше всего боящейся, что мы будем думать о себе и окружающем сами, что мы будем самостоятельными гражданами, по-настоящему, а не фальшиво граждански активными членами общества, а не тупыми «солдатами» партии, «идеологически правильными» единомышленниками, «стойкими борцами», и преданными сторонниками «генеральной линии партии».

Быть гуманистом – это значит быть зрелой самостоятельной личностью, одинаково хорошо понимающей как необходимость политических партий, идеологии, партийной борьбы и политики, так и того, что во имя самосохранения себя как человека, своей свободы и достоинства нужно обладать хорошо продуманным мировоззрением, поступать свободно, ответственно и со знанием дела. А это невозможно без серьезного познания, самопознания, научного, критического мышления и этической зрелости, т.е. без мировоззрения. Не нужно возводить искусственных барьеров между гуманистом и человеком, участвующем в политической деятельности, в том числе и в борьбе за власть «своей» партии. Не стоит также путать вопрос о просвещении с призывами. Именно этим в формах агитации и пропаганды и занимаются партии. Мировоззренческая организация должна помогать людям находить себя, обретать самосознание и достоинство – для того, чтобы человек мог стать и быть собой. Этого никогда не делала и не будет делать никакая партия. Уже одно это ставит РГО в особое положение, налагает на него гораздо большую ответственность, чем может взять на себя любая, даже самая прекраснодушная и утопическая партия.

По сравнению с гуманизмом как мировоззрением любая партия относительна. Ее цель – средство улучшить жизнь общества и индивида, тогда как цель мировоззрения – человек, его положительный ресурс, который гуманизм учит использовать максимальным образом. Как видим – это разные вещи. Партии – это инструменты и программы текущей политики. Их должно быть много, и они обязательно должны меняться у власти в силу простой способности людей быть не только хорошими, но и – особенно у власти – плохими (т.е. портиться). Ни одни гуманист (если он не анархист) не будет отрицать неизбежность и нужность политических партий. Но их нельзя обоготворять и ожидать от них слишком многого. Они – переменные величины. Тогда как великой константой является ЧЕЛОВЕК – всегда конкретный, живой и неповторимый.

Дорогой Владимир Сергеевич! Очень рад Вашим вопросам. Вы пишете: "Вот почему и стою сначала за объяснение людям, что такое гуманизм. Вот ещё один момент. Задают вопрос: а что вы гуманисты, какая у вас программа по улучшению жизни людей. Я отвечаю: мы не партия, партийной программы у нас нет, у нас есть принцип, что любая партийная программа должна быть основана на серьёзной науке и здравом смысле, а не на кухонном консилиуме и оппозиционных лозунгах. Вот в таком духе. Правильно или нет?" Постараюсь ответить, хотя кратко это сделать трудно.

Как гуманизм относится к программе улучшения жизни людей? Я думаю, что самым серьезным и фундаментальным образом. Но вот эта-то фундаментальность и создает большие трудности для понимания важности гуманизма. Что я имею в виду. Известна история о помощи бедному человеку: что ему дать - рыбу или удочку, чтобы научить его ловить рыбу? Грубо говоря, гуманизм предлагает удочку в виде просвещения, самопознания, взращивания в себе сознательности, гражданской ответственности, доброжелательности и т.д. Казалось бы пустые слова. Но нет. Именно уровень образованности и воспитанности населения, уровень их моральных правовой и гражданской зрелости является решающим в том уровне жизни, на котором реально существует общество и власть.

Если партии привлекают своих избирателей обещаниями повышения пенсий, социальных гарантий безопасности и т.д., то это людям очень даже понятно. Но гуманизм идет дальше: он обещает человеку - его самого, но обновленного, нового, более жизнестойкого, оптимистичного и счастливого человека. В отличие от партий, которые придя к власти, так или иначе, должны повышать пенсии, что-то делать для людей, но прежде всего - защищать интересы определенных (никогда всех) слоев общества, гуманизм предлагает человеку самому поработать над собой, использовать свой имеющийся у него потенциал, чтобы укрепить себя изнутри. Улучшить уровень понимания происходящего, повысить самоуважение за счет повышения качества своего труда и общения с ближними, за счет повышения личной ответственности не только за жизнь своей семьи, но и за чистоту подъезда… Вот это - отталкивает. С одной стороны потому, что нас исторически приучили к пассивности, с другой – потому что человек ждет «рыбы» (прибавки к пенсии, зарплаты и т.д.), а ему предлагают «удочку»: напрягись, повысь свою квалификацию, научись быть терпимее и заботливее по отношению к своим близким, укрепи свои жизненные качества, повысь требования к администрации, будь общественным человеком на работе, на улице и т.д. Достоинство и его повышение – стратегический ресурс человека. Если его уровень нормален, то народ в любой момент готов выйти на улицу и принудить власти уважать себя. Если нет – то будем показывать власти фигу в кармане и на кухне обсуждать, кого снять, кого к стенке или когда же придет Сталин.

Гуманизм, как я убежден, - это такое мировоззрение, которое наилучшим образом помогает человеку подняться в собственных глазах, которое укрепляет в нем практически все его благотворные дарования: мораль, разум, свободу, доброжелательность, ответственность, любовь и уважение к человеку, качество труда и т.д. Гуманизм открыт всему обществу, любому человеку, любой партии. Он несет им идею осознанной человечности, которая одинаково важна и личности, и обществу, и государству, и всем политическим партиям. Поэтому гуманизм – это сверхпартийная идея, она больше и шире чем любая политическая партийная программа.

Таким образом, главная задача гуманистического общества – быть как можно более действенным мировоззренческим, моральным и интеллектуальным фактором в жизни России. Конкретно, наиболее важным делом РГО является просвещение: научное, моральное, психологическое, интеллектуальное. Вот почему так важно, чтобы о нас знало как можно больше людей. Гуманистическое общество возникло не как что-то искусственное. Его создание отразило тревогу сознательных людей за судьбу России. Все мы хорошо видим симптомы культурной деградации общества. И мы в меру наших сил стремимся противодействовать распаду культуры, распаду человека как разумного и морального существа. Именно поэтому мы придаем такое большое значение введению этики в систему школьного и вузовского образования.

В книгах, написанных членами РГО, подробно анализируется специфика гуманистического мировоззрения, которое сознательно отделяется от идеологии, любая из которых свою цель видит в борьбе за власть и во власти как таковой.

Для гуманизма все люди изначально равны и все могут расти и развиваться благотворным образом. Как это делать – об этом тоже много сказано в наших книгах.

Еще одна особенность нашей организации состоит в том, что это последовательно демократическая организация, первым принципом которой является принцип «сам» или «само». Начни с себя! Займись самообразование и саморазвитием! Ты сам должен что-то сделать, а не ждать, когда это сделает другой или государство! И здесь опять важно вспомнить о рыбе и удочке. Мы принципиально не должны говорить людям «ты должен», «ты обязан». Никто не обязан быть гуманистом, но гуманистом быть можно! И эта возможность прекрасна. Гуманиста нельзя сделать, им можно только сделаться. Очень трудная задача, особенно для человека российской ментальности, привыкшего к командам сверху, а теперь приучаемого к командам с неба (от Бога).

Это опять-таки делает нашу работу трудной, кропотливой, незаметной. Но она стратегическая. В ней все важно: рассказать, что есть РГО, предложить подписаться на журнал или выписать книгу о гуманизме, организовать выставку литературы, познакомить органы местной власти с тем, что такая организация есть. Форм работы очень много. Особенно если у человека есть возможность общаться со школьной или студенческой аудиторией.

Вот, Владимир Сергеевич, мои краткие и далеко не исчерпывающие ответы на Ваши вопросы.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...