Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каким гуманистическим путем идти?




Каким путем следует идти к Обществу Гуманизма? Из чтения Ваших текстов я сделал вывод, что Вы делаете упор на просвещение, на студенческую аудиторию, которую следует развивать в нужном русле, или, по крайней мере, предлагать ей философию гуманизма. Что первично в изменении общества: человеческое сознание или социальные условия? Размышляю над этим, так как перечитываю интервью своего любимого писателя Бориса Стругацкого, который постоянно говорит о том, что изменить мир лучшему можно только с помощью «Высокой теории воспитания». То есть, чтобы сделать мир лучше, нужно воспитывать людей. Но я сомневаюсь в том, что перевоспитывать человека – единственная возможность. Ведь этим занимались, или пытались заниматься, и древнегреческие философы, и религиозные деятели, и утописты, и даже Ленин, кажется, не видел другой возможности, кроме как перевоспитать человека. Невольно напрашивается мысль, что попытка влиять на «мозги», или на надстройку не дает результата, что нужно смотреть в корень – в базис. Что Вы об этом думаете? Мне было бы очень интересно узнать Ваше мнение. Денис Морозов.

Уважаемый Денис! Сразу скажу, что к «Обществу Гуманизма» идти не нужно. Во-первых, потому, что, если слово пишется с большой буквы, то это означает, в частности, что-то единственное своем роде и особо почитаемое, даже исключительное. А это уже не годится. У человека и человечества всегда должна быть свободные пути и свободные перспективы. Во-вторых, гуманизм как изм, т.е. как общее мировоззрение или, тем более, идеология, не может быть целью или руководящим принципом общества. Было бы правильнее говорить о движении к гуманному обществу.

Действительно, одним из способов движения к такому обществу является просвещение. Но под просвещением имеется в виду не только сфера образования, но и общество в целом. Поэтому в России крайне остро стоит вопрос о гражданском просвещении, главными составными частями которого является научное, гражданское, правовое, нравственное просвещение, а также обучение критическому мышлению. Этим, собственно, и пытается заниматься в меру сил и возможностей РГО.Теперь вопрос, каким способом двигаться к гуманному обществу?

Предварительно замечу, что общество, точнее человечество фактически двигается к такому обществу. Это становится очевидным, когда мы рассматриваем большие исторические периоды в жизни людей. Грубо говоря, мы идем от каннибализма к защите прав животных, от звериных шкур к изысканным модам в одежде или интерьерах, от принципа око за око к правовой защищенности, от 30-40 лет средней продолжительности жизни к 70-80 годам и т.д.

Другое дело, когда мы, живя в конкретном обществе, видим, как в одном направлении мы чего-то добились, а в другом – резко отстали, что наряду с хорошим есть столько плохого, которого, скажем, у соседей уже нет. Иногда кажется, что положение совсем плохое. Но это если смотреть на историю с масштабом и линейкой длиною в одну человеческую жизнь. Особенно тяжело бывает человеку, желающему что-то изменить к лучшему. Тогда перед ним встают очень трудные проблемы и может показаться, что ничего нельзя сделать и все плохо. Такие чувства легко понять. Они и меня самого посещают не так уж и редко. Но если спросить человека-конформиста, который пытается не столько что-то изменить к лучшему в окружающей его общественной среде, сколько выработать успешные приемы адаптации, приспособления к этой среде, то ему все может показаться вполне нормальным или даже хорошим. Таких людей в России большинство. Этим, как говорят некоторые специалисты, и отличается россиянин от многих других европейцев, т.е. высокой степенью приспособляемости и выживаемости в среде (в основном авторитарной и репрессивной), которую не выдержали бы те же самые другие европейцы. И тем не менее даже инертная Россия то боком, то задом наперёд, идет по пути общечеловеческого прогресса.

Предварительное замечание оказалось несколько пространным, но без него была бы опасность впасть в исторический пессимизм и безысходность.

Так вот, что является решающим в продвижении общества к лучшей жизни: идеи или практика, «надстройка» или «базис»? Проще всего было бы сказать, что и то, и другое важно для общественного прогресса. Но в жизни экономика и мораль, теория и практика, производство и закон так тесно и сложно связаны, что всякий раз необходим конкретный анализ конкретной социальной или исторической ситуации.

Например, для России наших дней, по моему глубокому убеждению, крайне необходимо прояснение сознания. Казалось бы, что еще нужно было России для успеха перестройки и реформ: Конституция, которая, в принципе, давала ход демократии, желание народа жить в свободе и демократии, высоченные цены на нефть, которые вызвали настоящий долларовый дождь над Россией… Но вместо этого люди начали воровать сверху донизу, большая часть населения оказалась беспомощной в условиях свободы и какой-никакой демократии, стала быстро расти преступность и коррупция параллельно тому, как понижался и понижается моральный, интеллектуальный и правовой уровень сознания населения. Не без активной «помощи» СМИ, демагогии власти и церковной иерархии «традиционных религий». Все эти силы успешно играют и продолжают играть на понижение качества россиянина. Из человека успешно лепится какой-то монстр, в голове у которого полный хаос, а в руке – подачка от правящих сил.

Упрощенно говоря, и народ, и верхушка оказались неготовыми к демократическим переменам. Значит ли это, что нужно было ждать, когда будем готовы? Нет, не нужно было чего-то «ждать». Но нужно было власти (которая больше, чем народ ответственна за происходящее) выстраивать совершенно иную стратегию перемен, с учетом именно фактора сознания, качества, уровня и содержания нравов, психологии реального человека, россиянина, выходившего из бедного, лицемерного и несвободного общества, из общества, члены которого не имели никакого опыта свободы и демократии.

В этом отношении китайцы оказались умнее. Руководители КНР хорошо понимают, что изменить взгляды людей труднее, чем научиться пользоваться компьютером или мобильным телефоном.
Вот почему я считаю, что экономика и общественное сознание тесно связаны, но в разных исторических ситуациях более важной и актуальной становится то одна, то другая сторона. Но в целом фактор сознания, т.е. то, что называется субъективным фактором в истории, возрастает. Это вытекает уже из того, что в обществе растет влияние знания, информации. Новейшие формы социального устройства называют обществом знания, а важнейшим товаром – интеллектуальную собственность. В этих условиях фактор просвещения становится решающим: что будет в головах у граждан, то будет у них и в доме, и на улице, и на производстве.

Но с просвещением у нас в России все хуже. Это обратное следствие того, что за последние 20 лет все делалось неадекватным сознанием верхов и неадекватным сознанием низов. Не исключено, что еще лет десять и всё постсоветское завалится в какую-то яму. Хотелось бы только, чтобы обошлось без кровопролития.

Но просвещение – это безальтернативный императив. Его нужно проводить и защищать независимо от чего бы то ни было. То, что просвещение – это беспроигрышный вариант действия, может давать и дает силы не просто для пассивной адаптации, но для самоуважения и ощущения осмысленности собственной жизни. К счастью, возможности просветительской работы сегодня как никогда огромны. Чего стоит один Интернет и другие новейшие способы передачи информации. Для современного просветителя-гуманиста решающими оказываются здесь воля и мужество работать на этом благородном поприще. Не менее важным становится и умение находит общую идейную платформу, чтобы укреплять солидарность и вырабатывать общее решение, которое становилось бы руководством к гуманистическому действию. Валерий Кувакин

Р.S. от редактора: По сути философ Кувакин, обжёгшись на насильственном сказочном коммунизме, посылает россиян в новую сказку: «Иди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что». Понятен и принят его критический антидогматичный подход к гуманистическому пути. Но идти без компаса, без цели и принципов гуманного общества не правильно идейно-политически и политологически. Нужна новая, гуманистическая идеология как система идей гуманного общества и государства, и она рождается. Методологически точнее это означает творческое строительство гуманного дома, которое должен и может творить личностный объединенный общей идеей (проектом) народ. А иначе рухнувшая «Вавилонская башня».

 

 
Георгий Бискэ

Письмо гуманистам

Разрешите взять слово в порядке обсуждения концепции современного гуманизма.

Очевидно, смысл мировоззрения состоит в следующем: я полагаю, что мир, наша жизнь устроены таким-то образом, причём, что касается жизни общества, то есть рамочные правила, нарушать которые не следует, чтобы не повредить основы нашего существования.

Религия есть вариант мировоззрения, который (1) категорически утверждает эти правила и стремится воспитывать безусловную им приверженность; (2) обращается для этого к бессознательному инстинкту подчинения авторитету, создавая образ всесильного Творца, создавшего мир и сами эти правила.

В таком случае гуманизм понимается как альтернативное религии мировоззрение, в рамках которого правила жизни, когда-то сформулированные в иудейских, христианских и других религиозных заповедях, могут быть откорректированы и дополнены. В частности, с исключением упоминания рабства, с допущением мировоззренческого плюрализма и с введением экологических императивов (например, манифест Пола Куртца), а также с упором на объективное, разумное, естественное, научное обоснование этих правил-заповедей. Традиционно это означало атеизм, но иногда гуманисты не хотят называться собственно атеистами, так как «если бога нет, то всё дозволено»: гуманисты отрицают Бога-личность, но не бога-совесть, а когда входят в неизбежную конфронтацию с религией, то исповедуют при этом первый из двух выше названных принципов и отрицают второй. Гуманизм – мировоззрение на основе рационального осознания своего социального чувства.

Можно утверждать, что на этой платформе, до этого места гуманистами среди прочих были Л. Фейербах, К. Маркс, В. Ульянов-Ленин, равно как являются ими П. Куртц, В. Кувакин и многие другие.

Различия возникают там, где гуманист своё мировоззрение трансформирует в план действий, т.е. политическую (неизбежно!) идеологию и, более того, собирает сторонников, способных вместе с ним эту идеологию последовательно, имея в виду отдалённую цель, осуществлять. Здесь возникает множество острейших вопросов. Например, может ли гуманист войти в правительство и что он будет делать, скажем, с манифестацией 9 января 1905 года или с последними московскими уличными беспорядками? Может ли гуманист реквизировать хлебные запасы, чтобы прокормить голодных горожан? Может ли он затем отдать приказ стрелять в грабителей, которые на эти запасы покушаются (пример, который особенно возмутил В. Кувакина)? Может ли он вообще объявить войну и мобилизацию, с колючей проволокой для дезертиров и перебежчиков? Или же гуманист – это жрец альтернативной, беспоповской религии, он может издавать хороший журнал, призывать спонсоров к пожертвованиям и вести пропаганду научного мировоззрения, толерантно избегая затрагивать мистические мотивы священных писаний?

Нет, долой всякую иронию – вопросы эти очень нелёгкие. Однако они создают деление на «непорочных гуманистов» (если использовать выражение С. Перуанского) и гуманистов-политиков. Некоторые из этих последних пытаются, кроме всего прочего, найти объективную тенденцию в мировой истории, с помощью которой уже субъективными действиями можно помочь человечеству выйти к состоянию, при котором гуманизм станет естественным законом его бытия. Часть из них, включая некоторых советских диссидентов и даже бывших преподавателей теории марксизма, раскаивается («бойся единственно того, кто скажет – я знаю, как надо!») и обращаются кто в чистый гуманизм, а кто и в настоящую религию. Есть и другие, кто, как Эрнесто Гевара, от гуманной врачебной работы в условиях дикого периферийного капитализма вынужден был обратиться к политике с автоматом в руках, но это уже крайний случай. Можно всё же надеяться, что такое размежевание гуманистов преодолимо и по высшему счёту не антагонистично.

Теперь, должен ли гуманист выступать (слово «бороться» явно не для гуманиста в узком смысле) – выступать за социализм или за капитализм? Или же это ложная дилемма, как считает В. Кувакин (сайт от 29.12.2010)? Однако сейчас мы видим почти повсеместное торжество рыночной экономики, отношений найма и предпринимательства для извлечения личной прибыли, которое установилось в течение последних 300 – 400 лет и которое лучше всего называть именно капитализмом. Это не конец истории, отношения между людьми станут другими. Почему-то, говоря о социализме, многие обращаются лишь назад и имеют в виду наше советское прошлое, иногда даже соединяя его с упоминанием о Мао Цзэдуне и Пол Поте. Но советский вариант социализма был локальной попыткой выйти за рамки рыночной экономики и особенно рыночной идеологии – в стране, которая лишь недавно попробовала разнообразные плоды рынка. Поспешное, всего через 70 лет (сравните цифры), завершение этой попытки само по себе связано с её частичным характером. Теперь инициатива перешла к китайцам, бразильцам, шведам и другим народам, которые знают советский опыт и сами покажут нам (или скорее нашим потомкам?) новые и разнообразные варианты общемирового развития.

В какую сторону? В. Кувакин указывает, что оптимальное общество «должно быть демократическим и свободным, многоукладным и правовым, трудовым и просвещённым». Хорошо бы так, если только демократия не ограничивается избирательными бюллетенями, свобода основывается на осознании собственных рамок, культурных и природных, многоукладность не включает систему паразитирования, а право одинаково для всех и из функции особой корпорации превращается в общее правосознание. Движение в таком направлении одни авторы считают уже социализмом; другие предпочитают закреплять терминами уже достигнутые ступени.

А пока что, согласимся, есть более конкретные и острые вопросы. Надо полагать, все гуманисты готовы работать против разрушения отечественной науки и образования, против использования религии и шовинизма в интересах чиновничье-олигархической верхушки, наконец против авантюристов и рвачей всех рангов и их высоких покровителей.

Так что пожелаем успехов РГО, пусть гуманисты находятся в наступлении и не считают, что страшнее Петрика зверя нет!

Поделиться:





Читайте также:

A) метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты
XV. Каким будет мир после войны?
Блок 2: С какими проблемами приходилось/приходится сталкиваться?
В бактериологической лаборатории возбудитель сальмонеллезной пищевой токсикоинфекции установлен. По каким признакам была проведена его идентификация?
В результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела и части одного из образуемых земельных участков
В самом деле? Тогда каким же будет твой ответ на этот вопрос?
Возмездие путем самоубийства
Второй задачей является определение того, каким Вам хотелось бы видеть себя.
Глава I КАКИМ ОБРАЗОМ НРАВЫ СМЯГЧАЮТСЯ ПО МЕРЕ ТОГО, КАК УРАВНИВАЮТСЯ УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ
Глава II КАКИМ ОБРАЗОМ ДЕМОКРАТИЯ УПРОЩАЕТ И ОБЛЕГЧАЕТ ОБЫЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АМЕРИКАНЦАМИ






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...