РАЗДЕЛ I. Теоретические основы детской психологии
Стр 1 из 7Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ)
Междисциплинарный государственный экзамен: Программа по детской психологии
ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050706.00 ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Мурманск 2012
Программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности «050706.00 – Дошкольная педагогика и психология» (очная и заочная формы обучения) включает вопрос по детской психологии. Программа разработана с учетом новейших достижений в области психологии и смежных наук. Цель государственного экзамена по разделу «Детская психология» - установить соответствие уровня подготовки будущих педагогов требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Главная цель программы состоит в том, чтобы раскрыть основные закономерности психического развития, показать главные приобретения ребенка в период от рождения до поступления в школу. Программа предназначена для студентов педагогических вузов, обучающихся на факультетах дошкольной педагогики и психологии. Максимальное внимание уделено наиболее актуальным проблемам не только с точки зрения науки, но и логики построения педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Отбор и анализ материала исходил из его ценности и значимости для педагогической деятельности воспитателя. Поэтому в каждой сфере психического развития выделены основные показатели, которые могут использоваться при формулировании задач воспитания и обучения, при постановке целей диагностики и контроля за ходом развития. Для того чтобы связать психологические знания с педагогической практикой, рассмотрены некоторые принципы руководства тем или иным психически процессом или функцией.
Основные задачи программы состояли в том, чтобы: · показать непреходящую ценность дошкольного детства как периода начального становления качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни; · раскрыть главные закономерности психического развития дошкольника, который выступает как субъект воспитательно-образовательного процесса; · описать не отдельные этапы, а целостную картину развития, проследив его взаимосвязи от младенчества к раннему и дошкольному возрасту. В основу программы положен сложившийся в отечественной детской психологии подход к проблеме психического развития как социальном наследовании, как активном присвоении ребенком материальной и духовной культуры человечества, прежде всего культурно заданных средств овладения собой, а также представление о формировании психики ребенка в разнообразных видах деятельности.
Требования к уровню освоения содержания курса «Детская психология» В результате изучения дисциплины «Детская психология» студенты должны: 1. Осознавать самоценность детства как особого периода развития личности человека. 2. Владеть системой принципов и средств личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. 3. Владеть системой знаний: · о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности; · об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций, об истории и современном состоянии детской психологии; · о человеке, ребенке дошкольного возраста как субъекте образовательного процесса, профессионального взаимодействия, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;
· о закономерностях психического развития ребенка дошкольного возраста; · о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умением педагогического общения; 4. Владеть методами и умениями психолого-педагогической диагностики. Программа междисциплинарного государственного экзамена по детской психологии составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования вузов и предназначена для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «050706.00 – Дошкольная педагогика и психология» (заочная форма обучения) Критерии оценки знаний студентов на междисциплинарном Государственном экзамене по детской психологии Междисциплинарный государственный экзамен - форма проверки и оценки знаний, умений и навыков студентов по всему курсу (теоретический материал). Оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, а также усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии. Ответы на вопросы изложены логично, последовательно, с опорой на разнообразные источники. У студента четко определена своя позиции в раскрытии различных подходов к рассматриваемой проблеме; показано значение разработки данного теоретического вопроса для педагогической практики. Он свободно оперирует терминами, ориентирован в дополнительных источниках информации по данной проблеме. Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший систематический характер знаний учебного материала по дисциплинам; раскрывший различные подходы к рассматриваемой проблеме и опирающийся при рассмотрении ответа на обязательную литературу; включающий в свой ответ соответствующие примеры из педагогической практики; демонстрирующий знание основных понятий, однако, допускающий неточности и незначительные ошибки. Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший знание основного программного материала на основе изучения одного из подходов к рассматриваемой проблеме, но допустивший фактические ошибки в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий; в том числе терминологии и в форме построения ответа.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала; допустившему принципиальные и существенные ошибки в выполнении заданий, которые искажают смысл изученного. В ответе студента содержатся житейские обобщения вместо научных терминов; представленная информация логически не обработана и не систематизирована. Выпускник соответствует квалификационным требованиям ГОС ВПО, если он в ходе итогового экзамена демонстрирует комплекс знаний и умений, свидетельствующий о его готовности решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера. Несоответствие уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО влечет не присвоение ему квалификации по специальности «050706.00 - Дошкольная педагогика и психология». К погрешностям принципиального характера следует отнести: · отсутствие знаний по содержанию вопросов экзаменационного билета; · отсутствие навыков анализа научной психолого-педагогической литературы; · несформированность категориального аппарата; · отсутствие владения методами психолого-педагогического исследования; · отсутствие умения систематизировать приобретенные знания. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» РАЗДЕЛ I. Теоретические основы детской психологии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|