Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

РАЗДЕЛ I. Теоретические основы детской психологии




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

 

Междисциплинарный государственный экзамен:

Программа по детской психологии

 

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050706.00 ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Мурманск 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности «050706.00 – Дошкольная педагогика и психология» (очная и заочная формы обучения) включает вопрос по детской психологии. Программа разработана с учетом новейших достижений в области психологии и смежных наук.

Цель государственного экзамена по разделу «Детская психология» - установить соответствие уровня подготовки будущих педагогов требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Главная цель программы состоит в том, чтобы раскрыть основные закономерности психического развития, показать главные приобретения ребенка в период от рождения до поступления в школу.

Программа предназначена для студентов педагогических вузов, обучающихся на факультетах дошкольной педагогики и психологии. Максимальное внимание уделено наиболее актуальным проблемам не только с точки зрения науки, но и логики построения педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Отбор и анализ материала исходил из его ценности и значимости для педагогической деятельности воспитателя. Поэтому в каждой сфере психического развития выделены основные показатели, которые могут использоваться при формулировании задач воспитания и обучения, при постановке целей диагностики и контроля за ходом развития. Для того чтобы связать психологические знания с педагогической практикой, рассмотрены некоторые принципы руководства тем или иным психически процессом или функцией.

Основные задачи программы состояли в том, чтобы:

· показать непреходящую ценность дошкольного детства как периода начального становления качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни;

· раскрыть главные закономерности психического развития дошкольника, который выступает как субъект воспитательно-образовательного процесса;

· описать не отдельные этапы, а целостную картину развития, проследив его взаимосвязи от младенчества к раннему и дошкольному возрасту.

В основу программы положен сложившийся в отечественной детской психологии подход к проблеме психического развития как социальном наследовании, как активном присвоении ребенком материальной и духовной культуры человечества, прежде всего культурно заданных средств овладения собой, а также представление о формировании психики ребенка в разнообразных видах деятельности.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

«Детская психология»

В результате изучения дисциплины «Детская психология» студенты должны:

1. Осознавать самоценность детства как особого периода развития личности человека.

2. Владеть системой принципов и средств личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

3. Владеть системой знаний:

· о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности;

· об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций, об истории и современном состоянии детской психологии;

· о человеке, ребенке дошкольного возраста как субъекте образовательного процесса, профессионального взаимодействия, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;

· о закономерностях психического развития ребенка дошкольного возраста;

· о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умением педагогического общения;

4. Владеть методами и умениями психолого-педагогической диагностики.

Программа междисциплинарного государственного экзамена по детской психологии составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования вузов и предназначена для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «050706.00 – Дошкольная педагогика и психология» (заочная форма обучения)

Критерии оценки знаний студентов на междисциплинарном

Государственном экзамене по детской психологии

Междисциплинарный государственный экзамен - форма проверки и оценки знаний, умений и навыков студентов по всему курсу (теоретический материал).

Оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, а также усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии. Ответы на вопросы изложены логично, последовательно, с опорой на разнообразные источники. У студента четко определена своя позиции в раскрытии различных подходов к рассматриваемой проблеме; показано значение разработки данного теоретического вопроса для педагогической практики. Он свободно оперирует терминами, ориентирован в дополнительных источниках информации по данной проблеме.

Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший систематический характер знаний учебного материала по дисциплинам; раскрывший различные подходы к рассматриваемой проблеме и опирающийся при рассмотрении ответа на обязательную литературу; включающий в свой ответ соответствующие примеры из педагогической практики; демонстрирующий знание основных понятий, однако, допускающий неточности и незначительные ошибки.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший знание основного программного материала на основе изучения одного из подходов к рассматриваемой проблеме, но допустивший фактические ошибки в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий; в том числе терминологии и в форме построения ответа.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала; допустившему принципиальные и существенные ошибки в выполнении заданий, которые искажают смысл изученного. В ответе студента содержатся житейские обобщения вместо научных терминов; представленная информация логически не обработана и не систематизирована.

Выпускник соответствует квалификационным требованиям ГОС ВПО, если он в ходе итогового экзамена демонстрирует комплекс знаний и умений, свидетельствующий о его готовности решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера. Несоответствие уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО влечет не присвоение ему квалификации по специальности «050706.00 - Дошкольная педагогика и психология».

К погрешностям принципиального характера следует отнести:

· отсутствие знаний по содержанию вопросов экзаменационного билета;

· отсутствие навыков анализа научной психолого-педагогической литературы;

· несформированность категориального аппарата;

· отсутствие владения методами психолого-педагогического исследования;

· отсутствие умения систематизировать приобретенные знания.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

РАЗДЕЛ I. Теоретические основы детской психологии

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...