Тема 27. Нравственное развитие в дошкольном возрасте
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Нравственное развитие как усвоение знаний (формирование нравственного сознания) и освоение социально одобряемых способов поведения (формирование нравственного поведения и нравственных чувств. Развитие нравственного сознания. Знание норм морали и эмоциональное отношение к ним. Развитие нравственного поведения. Формирование позитивных нравственных качеств: доброта, честность, отзывчивость, взаимопомощь и др. Формирование нравственных привычек поведения. Происхождение и проявление негативных личностных образований: драчливость, неряшливость, жадность, ложь, зависимость, жестокость. Культура поведения как основа нравственного развития дошкольников. Место культурно-гигиенических навыков в психическом развитии. Условия, пути и средства нравственного развития детей. Литература 1. Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства //Вопросы психологии. – 1986. - № 4. – С. 27-36. 2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005. 3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003. 4. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М., 1986. 5. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста /Отв. ред. Т.С.Комарова. – М., 1983. 6. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003. 7. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей //Вопросы психологии. – 2001. - № 1. – С. 26-36. 8. Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника //Вопросы психологии. – 1983. - № 4. – С. 29-38.
9. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1984. 10. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников //Вопросы психологии. – 1985. - № 3. – С. 55-61. 11. Якобсон С.Г., Прусс И.В. Последняя победа Буратино. Формирование морального сознания у дошкольников. – М., 1983.
Тема 28. Развитие темперамента в дошкольном возрасте Сферы проявления темперамента. Психологические описания типов темперамента. Физиологические основы темперамента. Проявления темперамента в поведении и деятельности ребенка младенческого и раннего детства. Особенности развития темперамента в дошкольном возрасте. Возрастные особенности возникновения и проявления различных свойств темперамента. Характеристика детей разных типов темперамента и психологические основы индивидуального подхода к ним. Литература 1. Агаева Е. Сверхподвижные дети // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3. – С. 56. 2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005. 3. Волкова-Гаспарова Е. «Мямлики» или замедленные дети //Дошкольное воспитание. – 1999. - № 11. – С. 65-67. 4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003. 5. Гаспарова Е. «Шустрики» и «Мямлики» //Дошкольное воспитание. – 1990. - № 4. – С. 90-96. 6. Егорова М.С., Марютина Т.М. Онтогенетика индивидуальности человека //Вопросы психологии. – 1990. - № 3. – С. 9-16. 7. Кольцова М. Медлительные дети //Дошкольное воспитание. – 1994. - № 2. – С. 41-43 8. Кольцова М. Особенности процесса торможения у медлительных детей //Дошкольное воспитание. – 1985. - № 2. – С. 38-41. 9. Осина И. Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. – 1990. - № 4. – С. 161-167. 10. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003.
11. Слободская Е.Р. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки детей //Вопросы психологии. – 1995. - № 6. – С. 104-112. 12. Чиркова Т. Учет индивидуально-типологических особенностей у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. – 1985. – С. 38-42.
Тема 29. Развитие способностей в дошкольном возрасте Предпосылки развития способностей. Задатки, склонности и способности. Развитие познавательных способностей. Развитие сенсорных способностей и форм опосредованного познания- использования сенсорных эталонов. Развитие интеллектуальных способностей и овладения наглядным пространственным моделированием. Развитие практических способностей: организаторских, конструктивно-технических. Развитие специальных способностей: музыкальных, изобразительных, литературных, театрально-речевых. Взаимосвязь развития специальных способностей с развитием познавательных способностей и личности. Одаренные дети. Условия, пути и средства развития способностей. Литература 1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998. 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003. 3. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. – Киев, 1992. 4. Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей дошкольников //Дошкольное воспитание. – 1999. - № 11. – С. 43-47. 5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1990. 6. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности //Вопросы психологии. – 2003. - № 4. – С. 13-18. 7. Одаренный ребенок /Под ред. О.М. Дьяченко. – М., 1997. 8. Пороцкая Е. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей //Дошкольное воспитание. – 1995. - № 2. – С. 42-46. 9. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003. 10. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986. 11. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988. 12. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972. 13. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. – М., 1996.
Тема 30. Психологическая готовность к обучению в школе. Психологические особенности детей 6-ти летнего возраста
Социальная ситуация развития в переходный к младшему школьному возрасту период. Основные достижения и противоречия этого периода. Формирование новой внутренней позиции. Развитие познавательных процессов, личности и деятельности 6-ти летнего ребенка. Кризис семи лет, его сущность и особенности. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Понятие и компоненты психологической готовности к обучению в школе. Интеллектуальная готовность: сформированность способов и средств познавательной деятельности. Социально-психологическая и коммуникативная готовность: сформированность форм общения со взрослыми и сверстниками, коммуникативных умений и навыков. Личностная, эмоциональная и волевая готовность ребенка к школе, особенности произвольности поведения, мотивационной сферы и мотивов учения. Литература 1. Бардин Н.В. Подготовка ребенка к школе (Психологические аспекты). – М., 1983. 2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005. 3. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению /Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. – М., 1995. – С. 132-142. 4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994. 5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003. 6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988. 7. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. – М., 1987. 8. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1986. 9. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. – СПб., 1997. 10. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003. 11. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – СПб., 1998. 12. Сапогова Е.Е. Шестилетний ребенок: вопросы и ответы. – Тула, 1992.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1999 2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. -2-е изд., перераб. – СПб., 1998.
3. Афонькина Ю.А. Контрольные задания по возрастной психологии. Дошкольный возраст. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мурманск, 2000. 4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005. 5. Большой психологический словарь /Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. - СПб, 2003. 6. Валитова Е.И. Психология развития ребенка дошкольного возраста. – Мн., 1997. 7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988. 8. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - М., 1999. 9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М., 1991. 10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. – М., 1997. 11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте – М., 1996. 12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003. 13. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько.- Мн.,1988. 14. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984. 15. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка (Серия «Психологическая энциклопедия»). – СПб., 2002. 16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный цикл развития человека. – М., 2001. 17. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971. 18. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998. 19. Мир детства: Дошкольник /Под ред. А.Г.Хрипковой /Отв. ред. А.В. Запорожец. – М., 1979. 20. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1998. 21. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985. 22. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб., 2002. - (Серия «Мастера психологии»). 23. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. 24. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 1999. – (Серия «Мастера психологии»). 25. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 1983. 26. Психология дошкольника. Хрестоматия./ Сост. Г.А.Урунтаева. - М., 1997. 27. Психология человека от рождения до смерти /Под общей ред. А.А.Реана. – СПб., 2002. - (Серия «Психологическая энциклопедия»). 28. Психология: Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1990. 29. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003. 30. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т.т. – Т.1. – М., 1993; Т. 2. – М., 1999. 31. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Л., 1990. 32. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М., 2000. 33. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1997.
34. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М., 1996. 35. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 1996. 36. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995. 37. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998. 38. Урунтаева Г.А. Детская психология. – М., 2006. 39. Хрестоматия по детской психологии /Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996. 40. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М., 2001. 41. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2000. Вопросы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|