Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 27. Нравственное развитие в дошкольном возрасте




Нравственное развитие как усвоение знаний (формирование нравственного сознания) и освоение социально одобряемых способов поведения (формирование нравственного поведения и нравственных чувств.

Развитие нравственного сознания. Знание норм морали и эмоциональное отношение к ним.

Развитие нравственного поведения. Формирование позитивных нравственных качеств: доброта, честность, отзывчивость, взаимопомощь и др. Формирование нравственных привычек поведения.

Происхождение и проявление негативных личностных образований: драчливость, неряшливость, жадность, ложь, зависимость, жестокость.

Культура поведения как основа нравственного развития дошкольников. Место культурно-гигиенических навыков в психическом развитии. Условия, пути и средства нравственного развития детей.

Литература

1. Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства //Вопросы психологии. – 1986. - № 4. – С. 27-36.

2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003.

4. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М., 1986.

5. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста /Отв. ред. Т.С.Комарова. – М., 1983.

6. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003.

7. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей //Вопросы психологии. – 2001. - № 1. – С. 26-36.

8. Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника //Вопросы психологии. – 1983. - № 4. – С. 29-38.

9. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1984.

10. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников //Вопросы психологии. – 1985. - № 3. – С. 55-61.

11. Якобсон С.Г., Прусс И.В. Последняя победа Буратино. Формирование морального сознания у дошкольников. – М., 1983.

 

 

Тема 28. Развитие темперамента в дошкольном возрасте

Сферы проявления темперамента. Психологические описания типов темперамента. Физиологические основы темперамента.

Проявления темперамента в поведении и деятельности ребенка младенческого и раннего детства.

Особенности развития темперамента в дошкольном возрасте.

Возрастные особенности возникновения и проявления различных свойств темперамента.

Характеристика детей разных типов темперамента и психологические основы индивидуального подхода к ним.

Литература

1. Агаева Е. Сверхподвижные дети // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3. – С. 56.

2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.

3. Волкова-Гаспарова Е. «Мямлики» или замедленные дети //Дошкольное воспитание. – 1999. - № 11. – С. 65-67.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003.

5. Гаспарова Е. «Шустрики» и «Мямлики» //Дошкольное воспитание. – 1990. - № 4. – С. 90-96.

6. Егорова М.С., Марютина Т.М. Онтогенетика индивидуальности человека //Вопросы психологии. – 1990. - № 3. – С. 9-16.

7. Кольцова М. Медлительные дети //Дошкольное воспитание. – 1994. - № 2. – С. 41-43

8. Кольцова М. Особенности процесса торможения у медлительных детей //Дошкольное воспитание. – 1985. - № 2. – С. 38-41.

9. Осина И. Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. – 1990. - № 4. – С. 161-167.

10. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003.

11. Слободская Е.Р. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки детей //Вопросы психологии. – 1995. - № 6. – С. 104-112.

12. Чиркова Т. Учет индивидуально-типологических особенностей у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. – 1985. – С. 38-42.

 

Тема 29. Развитие способностей в дошкольном возрасте

Предпосылки развития способностей. Задатки, склонности и способности. Развитие познавательных способностей. Развитие сенсорных способностей и форм опосредованного познания- использования сенсорных эталонов.

Развитие интеллектуальных способностей и овладения наглядным пространственным моделированием.

Развитие практических способностей: организаторских, конструктивно-технических.

Развитие специальных способностей: музыкальных, изобразительных, литературных, театрально-речевых. Взаимосвязь развития специальных способностей с развитием познавательных способностей и личности.

Одаренные дети. Условия, пути и средства развития способностей.

Литература

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003.

3. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. – Киев, 1992.

4. Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей дошкольников //Дошкольное воспитание. – 1999. - № 11. – С. 43-47.

5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1990.

6. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности //Вопросы психологии. – 2003. - № 4. – С. 13-18.

7. Одаренный ребенок /Под ред. О.М. Дьяченко. – М., 1997.

8. Пороцкая Е. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей //Дошкольное воспитание. – 1995. - № 2. – С. 42-46.

9. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003.

10. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986.

11. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.

12. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972.

13. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. – М., 1996.

 

 

Тема 30. Психологическая готовность к обучению в школе.

Психологические особенности детей 6-ти летнего возраста

Социальная ситуация развития в переходный к младшему школьному возрасту период. Основные достижения и противоречия этого периода. Формирование новой внутренней позиции. Развитие познавательных процессов, личности и деятельности 6-ти летнего ребенка.

Кризис семи лет, его сущность и особенности.

Проблема психологической готовности к школьному обучению. Понятие и компоненты психологической готовности к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность: сформированность способов и средств познавательной деятельности.

Социально-психологическая и коммуникативная готовность: сформированность форм общения со взрослыми и сверстниками, коммуникативных умений и навыков.

Личностная, эмоциональная и волевая готовность ребенка к школе, особенности произвольности поведения, мотивационной сферы и мотивов учения.

Литература

1. Бардин Н.В. Подготовка ребенка к школе (Психологические аспекты). – М., 1983.

2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.

3. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению /Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. – М., 1995. – С. 132-142.

4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994.

5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003.

6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.

7. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. – М., 1987.

8. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1986.

9. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. – СПб., 1997.

10. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003.

11. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – СПб., 1998.

12. Сапогова Е.Е. Шестилетний ребенок: вопросы и ответы. – Тула, 1992.

 

 


УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1999

2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. -2-е изд., перераб. – СПб., 1998.

3. Афонькина Ю.А. Контрольные задания по возрастной психологии. Дошкольный возраст. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мурманск, 2000.

4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.

5. Большой психологический словарь /Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. - СПб, 2003.

6. Валитова Е.И. Психология развития ребенка дошкольного возраста. – Мн., 1997.

7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988.

8. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - М., 1999.

9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М., 1991.

10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. – М., 1997.

11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте – М., 1996.

12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003.

13. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько.- Мн.,1988.

14. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984.

15. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка (Серия «Психологическая энциклопедия»). – СПб., 2002.

16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный цикл развития человека. – М., 2001.

17. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971.

18. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998.

19. Мир детства: Дошкольник /Под ред. А.Г.Хрипковой /Отв. ред. А.В. Запорожец. – М., 1979.

20. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1998.

21. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985.

22. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб., 2002. - (Серия «Мастера психологии»).

23. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.

24. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 1999. – (Серия «Мастера психологии»).

25. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 1983.

26. Психология дошкольника. Хрестоматия./ Сост. Г.А.Урунтаева. - М., 1997.

27. Психология человека от рождения до смерти /Под общей ред. А.А.Реана. – СПб., 2002. - (Серия «Психологическая энциклопедия»).

28. Психология: Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1990.

29. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003.

30. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т.т. – Т.1. – М., 1993; Т. 2. – М., 1999.

31. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Л., 1990.

32. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М., 2000.

33. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1997.

34. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М., 1996.

35. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 1996.

36. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

37. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998.

38. Урунтаева Г.А. Детская психология. – М., 2006.

39. Хрестоматия по детской психологии /Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996.

40. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М., 2001.

41. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2000.


Вопросы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...