Тема 15. Развитие общения дошкольников со взрослыми,
Родителями, воспитателями Развитие форм общения дошкольников со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная. Содержание потребности в общении, ведущие мотивы общения, основные средства общения. Механизм смены форм общения. Речь детей с разными формами общения. Особенности взаимодействия матери с ребенком. Восприятие детьми роли родителей. Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие психики детей. Восприятие детьми личности воспитателя. Специфика взаимоотношений дошкольников и воспитателя. Роль общения со взрослыми для психического развития. Литература 1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М., 2000. 2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005. 3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003. 4. Воспитание детей раннего возраста / Сост. Е.О.Смирнова и др. – М., 1996. 5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992. 6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1997. 7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. 8. Общение детей в детском саду и семье /Под ред. Т.А.Рониной, Р.Б.Стеркиной. – М., 1990. 9. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М.И. Лисиной. – М., 1985. 10. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. – Мн., 1986. 11. Психическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г. Рузской. – М., 1990. 12. Развитие общения у дошкольников /Под ред. А.В.Запорожца, М.И.Лисиной. – М., 1974.
13. Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверстниками /Отв.ред. А.Г.Рузская. – М., 1990. 14. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М., 2000. 15. Учимся общаться с ребенком /В.А. Петровский и др. – М., 1993. Тема 16. Развитие общения дошкольников со сверстниками, Особенности взаимоотношений дошкольников в группе детского сада Развитие форм общения дошкольников со сверстниками: непосредственно-эмоциональная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная. Содержание потребности в общении, ведущие мотивы, средства общения. Формы и содержание взаимодействия детей в совместной деятельности. Мотивы контактов со сверстниками. Причины трудностей и конфликтов во взаимоотношениях детей. Межличностные отношения в группе детского сада: личностные, оценочные, деловые. Роль общения со сверстниками, группы детского сада для психического развития. Литература 1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М., 2000. 2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005. 3. Воспитание детей раннего возраста / Е.О.Смирнова и др. – М., 1996. 4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003. 5. Деятельность и взаимоотношения дошкольников /Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987. 6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995. 7. Общение детей в детском саду и семье /Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. – М., 1991. 8. Психическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М., 1990. 9. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989 10. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988. 11. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., 1988.
РАЗДЕЛ IV. Познавательное развитие детей В дошкольном возрасте Тема 17. Развитие внимания в дошкольном возрасте Особенности проявления внимания в младенчестве и раннем детстве. Развитие объема устойчивости, распределения, переключения, концентрации внимания. Формирование элементов произвольного внимания. Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте. Непроизвольное внимание и условия его развития. Произвольное, опосредованное внимание и условия его формирования. Послепроизвольное внимание и условия его развития. Развитие свойств внимания. Рассеянность внимания, ее причины и пути преодоления. Колебания внимания. Условия пути и средства организации и развития внимания у детей. Литература 1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005. 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003. 3. Выготский Л.С. Овладение вниманием //Собр.соч. в 6-ти т.т. – Т. 3. – М., 1983. – С. 205-238. 4. Осина И. Взаимосвязь темперамента и внимания детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. – 1997. - № 4. – С. 24-26. 5. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003. 6. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе //Вопросы психологии. – 1990. - № 4. – с. 161-167. 7. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д., Литвиненко О.В. Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте //Вопросы психологии. – 2003. - № 3. – С. 118-132. 8. Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников// Вопросы психологии. -1999. -№ 5. – С. 3-10. 9. Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников //Вопросы психологии. - 2000. - № 6. – С. 19-25.
Тема 18. Развитие речи в дошкольном возрасте Предпосылки развития речи в младенчестве. Развитие речи в раннем детстве. Использование ребенком речевых средств общения. Развитие активного и пассивного словаря. Освоение грамматического строя языка. Развитие звуковой стороны речи. Основные направления развития речи в дошкольном возрасте. Развитие звуковой стороны речи: фонематического слуха, правильного звукопроизношения. Развитие словаря как количественное накопление слов и качественное освоение их значения. Основные закономерности усвоения дошкольниками синтаксиса и морфологии родного языка. Развитие функций и видов речи.
Осознание звукового состава слова, словесного состава речи как предпосылка овладения чтением и письмом. Роль общения со взрослыми и сверстниками, продуктивных видов деятельности, игры в развитии речи. Значение освоения речи для психического развития. Литература 1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005. 2. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. – Киев, 1984. 3. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. – М., 1988. 4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003. 5. Воспитание детей раннего возраста /Е.О. Смирнова и др. – М., 1996. 6. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка /Отв.ред. В.К. Бояринчук. – Ростов-на-Дону, 1987. 7. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М.И. Лисиной. – М., 1985. 8. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003. 9. Рубинштейн С.Л. Развитие речи детей //Основы общей психологии. – в 2-х т.т. – Т.1. – М., 1989. – С. 460-483. 10. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М., 2002. 11. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. 12. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве //Избр.психол.труды. – М., 1989. – С. 365-380.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|