Тема 19. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте
Развитие основных видов чувствительности. Выработка условных рефлексов на сенсорные раздражители в разные периоды детства. Изменение порогов чувствительности. Развитие ориентировки в свойствах предметов. Закономерности и условия усвоения системы сенсорных эталонов, особенности развития действий восприятия в разные периоды детства. Развитие видов восприятия: пространства, времени, художественных произведений. Развитие произвольности восприятия: формирование культуры наблюдения и умение ставить цель, разрабатывать программу, контролировать процесс, оценивать результат. Формирование наблюдательности. Литература 1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005. 2. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988. 3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003. 4. Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1976. 5. Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем дошкольном возрасте //Избр.психол.труды в 2-х т.т. –М., 1986. –Т.1. – С. 91-99. 6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995. 7. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М., 1996. 8. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003. 9. Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред. Н.Н Поддъякова, В.Н.Аванесовой. - 2-е изд. – М., 1981. Тема 20. Развитие памяти в дошкольном возрасте Особенности проявления памяти в младенчестве и раннем детстве. Запечатление как предпосылка развития памяти. Ранняя форма воспроизведения - узнавание. Развитие видов памяти в раннем детстве: двигательной, образной, эмоциональной. Появление и развитие словесно-смысловой памяти. Рост объема памяти и длительности сохранения материала.
Основные направления развития памяти в дошкольном возрасте. Развитие видов памяти. Непроизвольная память, условия ее развития. Деятельность как основное условие непроизвольного запоминания. Развитие логической, опосредованной памяти. Этапы развития произвольной памяти. Развитие процессов памяти. Непроизвольное запоминание и пути его организации. Приемы и средства произвольного запоминания. Влияние памяти на психическое развитие. Литература 1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005. 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003. 3. Гнедова Н.М., Елинова С.М. Произвольная память детей 4-6 лет в условиях общения //Вопросы психологии. – 1985. - № 3. – С. 67-71. 4. Житникова Л.И. Учите детей запоминать. -3-е изд., доп. – М., 1985. 5. Истомина З.И. Развитие памяти. – М., 1978. 6. Истомина З.И. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. – М., 1995. – С. 75-90. 7. Лебедева С. О возможностях развития образной памяти //Дошкольное воспитание. – 1985. - № 8. – С. 52-54. 8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995. 9. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003. 10. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок //Дошкольное воспитание. – 1986. - № 3. – С. 30-33.
Тема 21. Развитие воображения в дошкольном возрасте Предпосылки развития воображения в раннем возрасте. Становление условного игрового действия, использование предметов заместителей. Основные направления развития воображения дошкольника. Развитие видов воображения: воссоздающего, творческого, произвольного, непроизвольного.
Роль речи в развитии произвольного, опосредованного воображения. Развитие операций воображения: комбинирование, агглютинация, антропоморфизация, схематизация, акцентуирование. Характеристика образов воображения дошкольника. Развитие функций воображения. Условия, пути и средства развития воображения. Обогащение опыта, создание предметной среды, создание проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения. Влияние воображения на психическое развитие. Литература 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. -3-е изд. – М., 1991. 2. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1986. 3. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника //Вопросы психологии. – 1988. - № 6. – С. 52-59. 4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996. 5. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М., 2001. 6. Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве (ранний и дошкольный возраст). – Орел, 1992. 7. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996. 8. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. – М., 1997. 9. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003. 10. Сапогова Е.Е. Азбука воображения. – М., 1995. 11. Сапогова Е.Е. Соотношение частей и целого как один из важнейших механизмов детского воображения //Вопросы психологии. – 1990. - № 6. – С. 45-52.
Тема 22. Развитие мышления в дошкольном возрасте Предпосылки развития мышления в младенчестве. Обследование предметов, выделение некоторых свойств. Установление элементарных причинно-следственных связей. Освоение предметных действий. Развитие мышления в раннем детстве. Специфика наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Основные направления развития мышления дошкольника. Развитие форм мышления. Особенности оперирования образами и системами образных представлений. Конкретная образность детского мышления. Наглядное пространственное моделирование. Предпосылки развития словесного мышления. Развитие мыслительных операций: сравнение, абстрагирование, классификация, обобщение, анализ, синтез. Взаимосвязь развития мышления и речи. Развитие познавательных интересов и познавательной активности, любознательности. Детское экспериментирование. Познавательные вопросы, их происхождение и содержание. Развитие умений и навыков умственной деятельности. Значение знаний для развития мышления. Влияние мышления на психическое развитие.
Литература 1. Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте //Вопросы психологии. - 2003. - № 6. – С. 17-31. 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003. 3. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте //Вопросы психологии детей дошкольного возраста /Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. – М., 1995. – С. 91-101. 4. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. – М., 1972. 5. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. – М., 1994. 6. Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте. – М., 1996. 7. Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание дошкольника //Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980. – С. 148-181. 8. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003. 9. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986. – гл.I, VII. 10. Синельников В.Б. Формирование образного мышления у дошкольников //Вопросы психологии. -1991. -№ 5. – С. 15-23. 11. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками /Под ред. Л.А.Венгера. – М., 1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|