Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте




Предпосылки формирования трудовой деятельности в раннем детстве.

Основные направления развития трудовой деятельности дошкольника.

Условия и этапы формирования трудовых умений и навыков. Развитие целеполагания, планирования, самоконтроля и самооценки. Формирование в трудовой деятельности общественных мотивов труда. Формирование трудолюбия, интереса и уважения к любому труду взрослых. Особенности представлений дошкольников о профессиях и труде взрослых.

Развитие видов и форм трудовой деятельности. Особенности взаимоотношений в процессе совместного со взрослыми и сверстниками труда. Влияние трудовой деятельности на психическое развитие.

Литература

1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.

2. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М., 1983.

3. Воспитание дошкольников в труде /Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 1983.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003.

5. Куликова Т. Учите детей трудиться //Дошкольное воспитание. – 2001. - № 7. – С. 101-106.

6. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М., 1991.

7. Неверович Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста //Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1965. – С. 158-189.

8. Петровский В. Воспитывает не труд, а деятельностно-ориентированное общение //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7. – С. 98-101.

9. Психология совместного труда детей /Под ред. Я.Л. Коломинского. – Мн., 1987.

10. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003.

11. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М., 1987.

12. Шатова А. Вне творческого труда нет созидания //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7. – С. 95-98.

 

 

Тема 11. Развитие изобразительной деятельности детей

дошкольного возраста

Предпосылки возникновения изобразительной деятельности в раннем детстве.

Стадии развития рисования: свободное манипулирование карандашом, доизобразительная стадия и развитие значения каракуль, возникновение изобразительной функции рисования и развитие графических образов.

Особенности формы и конструкции изображений. Композиция и цвет детского рисунка. Развитие содержания детского рисунка. Влияние на него социальных условий жизни, индивидуальных особенностей, осязательного, зрительного и двигательного опыта. Значение изобразительной деятельности для психического развития.

Литература

1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.

2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1998.

3. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М., 1983.

4. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995.

5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1990.

6. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М., 1984.

7. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.

8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.

9. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М., 1988.

10. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003.

 

 

Тема 12. Развитие конструктивной деятельности

В дошкольном возрасте

Предпосылки конструктивной деятельности в раннем детстве: овладение предметными действиями, развитие зрительно-двигательных координаций, отделение действий от предмета и себя от своих действий.

Основные направления развития конструирования дошкольника. Формирование способов обследования образца и способов построения конструкции, мотивов конструирования.

Развитие видов конструирования. Конструирование по образцу (целостному, расчлененному, объемному, схеме, чертежу), по условиям, по замыслу, из разных материалов. Значение конструирования для психического развития.

Литература

1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003.

3. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. – М., 1973.

4. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М., 1976.

5. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995. – С. 44-74.

6. Парамонова Л. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования //Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. –с. 53-67; 2000. - № 3. – С. 66-77.

7. Поддъяков Н.Н. Конструирование //Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддъякова. – М., 1969. – С. 20-44.

8. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003.

9. Синельников В. Формирование умственной деятельности дошкольников при решении конструктивных задач //Дошкольное воспитание. – 1996. - № 8. – С. 93-99.

 

 

Тема 13. Развитие музыкальной деятельности в дошкольном возрасте

Предпосылки музыкального развития в младенчестве и раннем детстве. Освоение видов музыкальной деятельности дошкольником.

Взаимосвязь исполнительства и творчества.

Структура музыкальности и ее развитие. Значение музыкальной деятельности для психического развития.

Онтогенез музыкальных способностей. Роль общения со взрослыми и сверстниками в развитии музыкальных способностей у дошкольников. Психологические особенности музыкального воспитания дошкольников.

Литература

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.

2. Владимирова И.Г. Некоторые характеристики певческого голоса детей 5-7 лет //Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников /Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М., 1985. – С. 43-49.

3. Ганошенко Н.И. Роль общения со взрослыми и сверстниками в развитии музыкальности у младших дошкольников //Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверстниками /Отв.ред. А.Г. Рузская. – М., 1990. – С. 149-156.

4. Лобанова О.Ю. Активизация интонационально-речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку //Дошкольное воспитание. -1997. - № 4. – С. 68-73.

5. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994.

6. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.

7. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972.

8. Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1985.

 

 

Тема 14. Развитие учебной деятельности в дошкольном возрасте

Предпосылки формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте: овладение общими способами действий, позволяющими решать практические и познавательные задачи и овладение самоконтролем, самооценкой за способом выполнения своих действий.

Условия, уровни развития учебной деятельности дошкольника.

Своеобразие форм и методов обучения дошкольников.

Литература

1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003.

3. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988. – гл. IV.

4. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. – М., 1986. – гл. III, VII.

5. Ульенкова У. Особенности формирования общей способности к учению. Статья вторая. //Дошкольное воспитание. -1989. - № 4. – С. 51-55.

6. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей. Статья первая. //Дошкольное воспитание. – 1989. – № 3. – С. 53-57.

7. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.

8. Филиппова Е.В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной //Психологическая наука и образование. - 1996. - № 3. – С. 85-93.

9. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности //Избр. психол.труды. – М., 1989. – С. 212-220.

10. Якобсон С.Г., Доронова Т.Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников //Вопросы психологии. – 1988. - № 3.- С. 30-36.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...