Тема 3. Роль разных видов деятельности, общения, воспитания и обучения в психическом развитии
Деятельность как основное условие развития психики. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности человека. Понятие ведущей деятельности и ее роль в развитии психики. Роль различных видов деятельности в психическом развитии. Ориентировочная и исполнительская часть деятельности. Гипотеза о происхождении внутренней деятельности (интериоризация) Роль социальных условий жизни, семьи, общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии ребенка. Детерминированность психического развития общением со взрослыми и сверстниками. Понятие о госпитализме и его причины. Основные виды общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Роль воспитания и обучения и собственной активности ребенка в психическом развитии. Обучение и сензитивные периоду развития психики. Диалектическая взаимосвязь воспитания, обучения и психического развития. Л.С. Выготский о ведущей роли обучения в психическом развитии. Литература 1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005. 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003. 3. Гальперин П.Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте // Психология как объективная наука. - М.:МПСИ,1998.-С.357-388. 4. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии / Ред. и сост. Г.В.Бурменская. - М., 1996. - С.20-27. 5. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1998. 6. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985. - С. 28-44. 7. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. / Сост. Л.С. Семенюк.- М., 1994.-С.169-176.
8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995. 9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1996. - С. 28-64, 103-132, 182-197.
10. Фельдштейн Д.Н. Закономерности развития деятельности как основа развития личности // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М.Семенюк. - М., 1994. - С. 121-135. Тема 4. Проблема периодизации психического развития В отечественной и зарубежной психологии Протяженность развития во времени: филогенез, антропогенез, онтогенез, микрогенез. Исторический, диалектический подход к проблеме детства. Понятие возраста: житейское, социальное и научное. Паспортный, биологический и психологический возраст. Календарный возраст и уровень психического развития. Созревание организма и техническое развитие. Виды возраста и их взаимосвязь. Структура возраста (по Л.С.Выготскому). Динамика возрастного развития. Стабильные и критические периоды. Значение кризисов для психического развития. Понятие кризиса возрастного развития, социальной ситуации развития, новообразований. Акселерация и ее причины. Принципы построения возрастной периодизации развития. Возрастные периоды развития. Критерии определения их границы и характеристика (периодизация Д.Б.Эльконина, А.В.Петровского, Д.И.Фельдштейна, В.И.Слободчикова, Э.Эриксона, З.Фрейда). Современное состояние периодизации в отечественной и зарубежной психологии. Литература
РАЗДЕЛ II. Психическое развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте
Тема 5. Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте Основные закономерности психического развития ребенка от рождения до 1 года. Единство физического и психического развития как главная особенность развития в раннем детстве. Период новорожденности. Кризис рождения. Безусловные рефлексы и их роль в развитии ребенка. Особенности реагирования на раздражители внешней среды и развития органов чувств. Эмоциональное развитие. Своеобразие социальной ситуации развития, новообразования периода: появление зачатков психической жизни; начало формирования биоритма “сон- бодрствование”, отделение сна от бодрствования, увеличение промежутков бодрствования. Режим, постоянство распорядка дня, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка. Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль матери и общения со взрослыми в психическом развитии младенца. “Комплекс оживления”: предпосылки, составляющие, этапы формирования, Характеристика общения как ведущей деятельности младенца. Возникновение ситуативно-личностной формы общения младенца со взрослыми, ее влияние на развитие эмоциональной и познавательной сферы ребенка первого полугодия жизни. Эмоционально-экспрессивная функция общения. Возникновение ситуативно-деловой формы общения младенца со взрослыми, ее значение для развития ребенка второго полугодия жизни. Совместный со взрослыми образ жизни младенца как основа его развития и воспитания.
Становление предпосылок общения со сверстниками. Влияние ранних контактов со сверстниками на психическое развитие младенца. Развитие движений и действий младенца. Хватание как основа их развития. Становление первых целенаправленных действий младенца. Довербальный этап развития речи. Предпосылки усвоения речи в младенчестве. Развитие пассивной и активной речи. Установление связи слова и предмета. Развитие ориентировки в окружающем мире. Особенности внимания, памяти, восприятия мышления. Предпосылки становления личности. Представление младенца о себе, развитие образа «Я». Положительные привычки и первые привязанности как истоки характера. Индивидуальные различия младенцев. Кризис первого года. Литература 1. Авдеева Н., Мещерякова С. Вы и младенец. – М., 1991. 2. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 3. Андреева Н.Г., Соколова Л.В. Этот удивительный младенец (О развитии и воспитании ребенка первого года жизни). – СПб., 1999. 4. Бауэр Г. Психическое развитие младенца. – М., 1985. 5. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005. 6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003. 7. Воспитание детей раннего возраста /Е.О.Смирнова, Н.Н. Авдеева, М.Н. Галигузова и др. – М., 1996. 8. Выготский Л.С. Младенческий возраст// Собр. Соч. в 6 т.т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 269-318. 9. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций. – М., 1973. 10. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1973. 11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. 12. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: Психологическое взаимодействие. – СПб., 1999. 13. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995. 14. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003. 15. Уайт Б. Первые три года жизни. – М., 1982.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|