Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иисус сказал: От Адама до Иоанна Крестителя из рожденных женами нет выше Иоанна Крестителя. (.) Но Я сказал: Тот из вас, кто станет малым, познает царствие и будет выше Иоанна.




 

Был ли кто-то из рожденных человеческими женщинами выше св. Иоанна Крестителя? Несомненно – были! Не говоря уже об индийских Аватарах – Раме и Кришне... Впрочем, я не берусь оценивать чьи-либо духовные уровни, измерять духовность даже известных мне людей, и я никоим образом, что касается древней Иудеи, не собираюсь оспаривать эти слова Иисуса. Возможно, что действительно таких Монад среди человеческого четвертого царства и не было. Ведь в этих словах Иисуса подразумеваются именно человеческие Монады, которые проделывают восходящий Путь духовной эволюции, а не Божественные Существа, нисходящие вниз, в земную материальность, для помощи людям (Рама, Кришна и другие Аватары).

Вообще-то, я считаю, что данная фраза отражает несколько иные стороны и аспекты многомерной эволюции. Я вижу в ней не столько уровень духовности, сколько несколько иной показатель – просто она говорит о том, что Иоанн Креститель уже стоял на границе пределов возможности человеческой формы. А когда человек исчерпывает возможности человеческой формы, ему уже здесь, строго говоря, нечего делать. И такой человек в санскритских терминах называется уже дживан-мукти, то есть освобожденной при жизни Душой.

Конечно, духовный уровень как степень духовной продвинутости или развития Искры Божьей (Атмы), искупление негативной Кармы и исчерпание пределов человеческой формы – все это очень близкие и взаимосвязанные показатели, но они все-таки нетождественны. Освобождение – это синтетический результат, общий итог земного развития, и лишь Господь со Своими подчиненными Ему Иерархиями может знать истинную продвинутость той или иной Монады. Не людям судить, и не людям диагностировать Карму! За это отвечают или Владыки Кармы – специальные «уполномоченные» Иерархии, своего рода посмертный ОВИР, так и некоторые другие сверхчеловеческие по уровню духовные существа.

 

Что означает «стать малым»? – прежде всего, это словосочетание очень близко к требованию мексиканской традиции толтеков «утратить чувство собственной значимости».

В то же время, «стать малым» означает одновременно и стать смиренным. Смирение – это самое начальное требование в любой христианской конфессии. Но само смирение может иметь и имеет целую градацию или гамму состояний, различающихся по степени своей глубины:

- сначала смирение есть некий волевой акт, когда человек заставляет себя принимать внешние события такими, какими они есть и при этом не гневаться, не расстраиваться, и он, конечно, просит Господа даровать ему спокойствие и успокоение...

- затем он привлекает сюда исследование умственного характера, и старается подвести под свое смирение философскую базу. Этот этап, правда, таит в себе некие опасности, так как он, с одной стороны, обусловливает возникновение самых разнообразных умственных трудностей, а с другой – интеллект может оправдать все, и здесь могут быть самые разнообразные искажения Истины, злоупотребления и иные неправильности; здесь могут быть самые разнообразные самообманы и спекуляции: «Дао – это смирение», «Бог учит смирению...» – говорит рассудок, но человек еще духовно его не ощутил;

- далее можно видеть довольно трудно описуемые состояния смирения, основанные на самых первых духовных проблесках раскрывающейся Атмы, здесь уже как бы духовное сердце подсказывает, когда надо «не дергаться» и принимать все, как оно есть...

- самый глубокий уровень понимания смирения основан на состоянии, когда свое мелкое личное «я» вообще исчезает, на состоянии разотождествленности со всем внешним; и тогда происходящие события воспринимаются как спектакль, задуманный невидимым режиссером (Богом), и этот уровень осознания смирения есть фактически первое условие для начала сотворчества с Богом.

Эта приведенная мною лестница состояний смирения в некоторой степени условна, и в жизни можно видеть самые необычные сочетания разных факторов, причинных мотивов, да и сами ситуации часто нестандартны, и готовых «рецептов» для всех предусмотреть нельзя.

Людей часто пугает предопределенность событий, и вспомним, как даже Иисус содрогался, когда Его внутреннему взору предстали предстоявшие события на Голгофе. «Да минует Меня чаша сия!» – слова, вырвавшиеся у Него невольно, причем два раза (Мф 26:39 и 26:42). Но заметьте: предопределенность внешних событий, как в кинофильме без звука, еще вовсе не означает предопределенности внутренних состояний людей, участвующих в тех или иных событиях! На Атма свободна, и она в состоянии сделать тот выбор, который связан со внутренней свободой и обусловливает дальнейшую свободу. Познавший это не должен скорбеть ни о чем!

 

Иисус сказал: Невозможно человеку сесть на двух коней, натянуть два лука, и невозможно рабу служить двум господам: или он будет почитать одного и другому он будет грубить. Ни один человек, который пьет старое вино, тотчас не стремится выпить вино молодое. И не наливают молодое вино в старые мехи, дабы они не разорвались, и не наливают старое вино в новые мехи, дабы они не испортили его. Не накладывают старую заплату на новую одежду, ибо произойдет разрыв.

 

Нуждается ли этот стих в специальных истолкованиях? – думаю, что нет. Даже современные психологи признают огромный вред раздвоения личности и возникновение кризиса как естественное следствие подобного раздвоения.

Душевные оболочки Монады, при всем огромном разнообразии возможных психологических состояний, тем не менее могут иметь лишь два синтезирующих или обобщающих аспекта – или человек развивается вверх, по эволюционной дуге, или он деградирует духовно и вместо восходящего общего движения Монады мы видим продолжение инволюции вниз, в область все большей материальности. Заметим, что эта направленность вовсе еще тождественна Колесу Сансары (земных перевоплощений): даже в первом случае – при движении Монады в сторону восхождения обратно к Богу, в область все более тонких миров, чаще всего еще остается необходимость в новых воплощениях.

Но при чем здесь мехи с новым и старым вином? Заплатки на старой и новой одежде? Вот здесь и стоит дать несколько дополнительных разъяснений, и они могут показаться поначалу не к месту.

Действительно, ни один человек, пьющий изысканное вино, не захочет после этого сразу пить какую-нибудь бормотуху или суррогат. Это – очень важный практический намек: постепенное привыкание ученика ко все более тонким духовным энергиям делает область мирских чувственных грубоматериальных утех просто неинтересной для него. Происходит (и должен происходить!) процесс постепенной очистки души ученика со всего более грубого, темного и неясного на все более чистое, светлое, радостное и незапятнанное.

Чистота души и безупречность нарабатываются в течение многих лет, а не даются просто так. Но тот, кто попробовал нектарные состояния преданного служения – того уже трудно купить на обычные чувственные удовольствия! Согласно индийским традициям Бхакти-йоги, вкус к обычным материальным удовольствиям пропадает по мере усиления духовных наслаждений и радостей.

Последние в продвинутом ученике просто не находят соответствующего отклика.

Представьте себе корову, которая услышала флейту пастуха. Она немедленно поворачивает голову в сторону сигнала – ведь он имеет значение. Но если мелодия другая, или же если она перестанет быть коровой? То же самое и с человеком, идущим по улице незнакомого города: сколько приманок может увидеть его материалистическое сознание?! Но если в нем не будет отклика, то и эти приманки – уже не приманки.

 

Кстати, эти модели и образ флейты я здесь привел не случайно: Шри Кришну часто рисуют в облике пастушка, играющего на флейте, и ученые дураки начинают умствовать о классовом происхождении кришнаитских культов, сводя учения панчаратринов и вайшнавов к...религии древних пастухов! На самом деле, какие классовые корни могут быть у Божественных Игр?

Что же касается флейты Шри Кришны, то это – символ, обозначающий призыв Господа (Шри Кришны) для Монад возвращаться назад: подобно пастуху, созывающему своих коров или овец обратно к себе, так и господь зовет сейчас Монады возвращаться назад, в Царствие Бога.

Вспомним и Иисусовы слова: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Ин 10:11). Параллель, конечно, не случайная...

 

Но, возвращаясь к апокрифу, можно спросить: причем здесь старые и новые заплаты, да и мехи с новым и старым вином? Здесь, кстати, мы видим еще одно согласование апокрифа с каноническим текстом Евангелия от Матфея:

 

«И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.» (Мф 9:16-17)

 

Эта фраза, вероятно важна, так она повторяется в каноническом четвероевангелии еще два раза – у Марка (Мр 2:22) и у Луки (Лк 5:37). Но что она значит?

Всем продвинутым йогинам известно правило: если новые духовные энергии по пути своего нисхождения сталкиваются с недостаточно подготовленным Плотным телом, то «новое вино» разрывают старые «мехи». И если соответствующим образом не подготовить свое тело к приему духовных энергий – его точно так же разорвет, или же, если мы возьмем другую модель – обычную лампочку, по которой пропустить ток в 500 Вольт, то она просто перегорит.

Но Форма вовсе не относится только к Плотному и Эфирному телу: все четыре низших оболочки Монады – Плотное, Эфирное, Астральное и Ментальное тела, составляющие вместе область низшего-«я» – все они должны быть подобающим образом подготовлены.

Астральное тело, косвенно связанное системой отражений с Буддхи, должно быть выровнено и укреплено за счет развитие эмоций любви, гармонии, тягой к красоте и т. п. Интеллект также должен быть настроен определенным образом. Иначе даже от правильно выполненных упражнений Хатха-йоги (асан и пранаям) может «поехать крыша», и мы такие случаи тоже знаем из жизни.

 

Данное биоэнергетическое правило можно проследить и по статистике: сколько устремленных умирают казалось бы преждевременно от инфарктов и иных сердечных расстройств. И если у теософов и рериховцев не выдерживают главным образом Плотные тела, то у «энергетических йогов» преждевременная кончина чаще всего связана с недостаточной готовностью Астральных и Ментальных тел: я сам знаю немало случаев явно преждевременной кончины йогов в возрасте 35-40 лет. И еще больше случаев попадания «энергетических йогов» в психушки.

Конечно, есть основания предполагать, что Иисус учил некоторых близких Своих учеников и более тайным знаниям и практическим методикам. Но самой ценной и подлинно духовной практикой для них оказалась концентрация и длительное созерцание любимого образа Учителя.

Так или иначе, давайте посмотрим еще раз: в любом случае, вино – это более тонкое внутреннее содержание, это опьяняющие духовные энергии Любви (Бхакти). Мехи – это внешняя форма, включая и сравнительно грубые слои душевных оболочек. Поэтому мы можем сформулировать данное правило по-иному:

любая более внешняя форма должна быть адекватной более тонкому внутреннему ее содержанию.

Фактически это означает также, что без внешних изменений в образе жизни, в поведении и без изменения в других жизненных аспектах никто не может преуспеть на духовном Пути и войти в Царствие Небесное. То есть Иисус, который вряд ли учил кого-то индийской Йоге, фактически, говорил тем самым следующее: если не изменитесь адекватным образом, не войти вам в Царствие Бога. Поэтому-то используется и образ заплатки, от которой дыра становится еще виднее.

Что означает тогда эта заплатка? Представим, что кто-то из ваших знакомых обратился к Богу и об этом громогласно заявляет всем. Но привычки у него – старые, все остальные внешние проявления – старые. Тогда его заявления о Боге – пустая болтовня, нелепая, как совсем иная заплатка на другом, старом мешке.

Поэтому в итоге приведенные отрывки означают требование соблюдения системы соответствий между внутренними и внешними жизненными процессами. И даже если вы не занимаетесь Йогой, вам следует обращать внимание не только на свои внутренние субъективные состояния или эмоциональные всплески, принимаемые обычно за духовность, – надо обращать внимание и контролировать также внешние свои проявления.

 

53. Иисус сказал: Если двое в мире друг с другом в одном и том же доме, они скажут горе: Переместись! - и она переместится.

 

Двое в одном доме – это, конечно, символический образ нескольких душевных оболочек в одной телесной форме. Вспомним, что «домом» или «храмом» Иисус часто называл именно телесную форму.

Что означает, что двое находятся «в мире»? – что эти оболочки, проводники (упадхи) или тела семеричного человека синхронизированы, согласованы относительно друг друга. Это же требование единства в деятельности разных составляющих человеческого «Я» отражено и в Бхагавад-Гите (2:66-67):

 

«У необузданного нет разума, нет силы сосредоточения, а без сосредоточения нет мира, а для лишенного мира возможно ли счастье? Ум, следуя за блуждающими чувствами, уносит его мудрость...»

 

Мирские люди не только растрачивают огромные количества психических энергий на удовольствия и утверждение чувства собственной значимости, они не могут полноценно пользоваться даже остатками свободной энергии из-за рассеянности сознания. Им хочется то этого, то иного, то они вспоминают об этом, то обнаруживают, что забыли про то... Мирской человек почти все время находится в состоянии фрагментарности сознания: хоровод сменяющихся эмоций-мыслей, где-то что-то увидел, услышал шлягер, кому-то рассказал анекдот, вспомнил про то или иное... Обезьяний ум все время блуждает, и люди столь часто проявляют полную беспомощность перед болезнями и внешними обстоятельствами.

 

Схематически это можно изобразить следующим образом: (см. Рис. 2 в Приложении 1). На этой схеме, фактически дополняющей все предыдущие разъяснения, верхняя фигура обозначает наше высшее-«Я», Монаду, или идеальный прообраз чистого человека, идеальный прообраз, или светокопию человека. Средняя фигура – душевные оболочки Монады, более грубые. Нижняя фигура обозначает наше Физическое тело (Плотное + Эфирный дубль). Обычно оболочки взаимно нескоординированы, и каждое из семи тел – как лебедь, рак и щука в басне Крылова – тащат наше самоосознание каждый в свою сторону.

Когда же достигнута синхронизация в деятельности Плотного, Эфирного, Астрального, Ментального и других более высоких тел-оболочек относительно друг друга, человек способен на чудеса, и силы его возрастают многократно. Мы знаем не только о религиозных подвижниках, но и об энтузиастах в работе, когда за светлую идею люди переносили огромные тяготы и лишения, совершая чудеса трудового героизма...

Статическая синхронизация тел-оболочек Монады достигается только через чистую непарительную молитву (т. е. молитву без каких-либо воображений) и медитацию. Это более трудный путь.

Отмечу, что синхронизация через формирование совпадающих желаний – самый легкий и часто встречающийся тип установления вибрационных соответствий Духа, души и тела. Но есть также иные способы синхронизации, соответственно преобладанию одного из Семи Мистических Лучей. Объяснять их я не имею здесь возможностей – потребуется слишком много дополнительных разъяснений, и сам по себе предмет анализа довольно сложный...

Динамическая синхронизация душевных и телесных оболочек с Духом достигается через активное служение Богу – бескорыстную благотворительность, нелицемерную помощь.., т. е. через все то, что на санскрите называется Карма-йога, или сэва («служение»). Для многих людей это – куда более легкий путь.

Так или иначе, в любом случае смирение – первое и необходимое условие для подобной синхронизации... Безмолвие ума, смирение и состояние целостности сознания для практикующего взаимосвязаны, и они являются альтернативой отсутствию контроля низших тел, хаотической фрагментарности сознания мирянина, мысли и желания которого все время сменяются в безудержном хороводе.

 

В последнее время я несколько раз встречал в литературе фразу, что тело якобы может совершать все, что угодно, лишь бы умом находиться в Боге. Особенно это свойственно западным интерпретаторам тантры. По этому поводу можно привести анекдот, рассказанный когда-то М. Айванховым: двое решили как-то ограбить церковь. Не найдя ничего особенного, они решили снять дорогую люстру. Поставили под эту люстру стол – все равно не хватает немного, чтобы дотянуться до крюка. Тогда один подложил под ноги толстую Библию.

- Ты что? – воскликнул второй. – Это же святотатство!

- Ничего... Главное, чтобы сердце было чистое, - ответил первый.

Если говорить серьезно, то как можно умом находиться в Боге, когда тело и все действия неконтролируемы? Это не нахождение в Боге, это – самообман и демагогия!

 

Самая показательная и наиболее универсальная модель для процессов синхронизации или сонастраивания душевных оболочек с Плотным телом – увеличительное стекло, или линза. Когда солнечные лучи беспорядочно преломляются и отражаются в этой линзе – каких-то особых эффектов нет. Но стоит сфокусировать солнечные лучи в одной точке – и эта линза способна воспламенить бумагу. Более строгой, с физической точки зрения, является лазер – оптический прибор, позволяющий получить когерентное световое излучение из разобщенных световых волн...

Возвращаясь к анализируемому апокрифическому стиху отмечу, что он имеет и самое непосредственное прямое значение. Известно оккультное правило – чем больше человек участвует в ритуальном действии, тем больше общая психическая результативность этого ритуала. Интенсивность коллективной психической энергии при этом возрастает не линейно, а по законам прогрессии. Если мы обозначим среднюю величину вырабатываемой одним человеком психической энергии за «Е», то имеем примерно следующий ряд:

 

2 человека вырабатывают – 2Е; Е

3 человека – 4 Е;

4 человека – 8 Е;

5 человек – 16 Е;

6 человек – 32 Е;

и т. д....

число участников

ритуала

 

Это свойство согласуется и с теорией поля Эйнштейна и известно в современной психологии как одно из проявлений «эффекта группы».

 

Справедливости ради скажу, что в психологии известно огромное множество эффектов, связанных с влиянием «групповости» на сознание. Но в магии приведенный нами феномен имеет основное значение.

 

В настоящее время акценты в духовной практике все больше и больше смещаются в сторону групповой работы, так что отшельничество одиночек становится постепенно все более и более редким явлением.

Групповые методы практики имеют много преимуществ, но все-таки есть в них как минимум три недостатка:

- в группе часто возникает иллюзия своей исключительной правоты;

- может возникнуть эффект группового эгоизма, и некоторые могут стать тем, что называется «жертвой группы»;

- в случае разногласий или брожения мнений в группе энергетические дисбалансы как группы, так и отдельных людей могут выйти из-под управляющего контроля.

Так или иначе, новичкам лучше заниматься в группе, но самая общая рекомендация для современных условий заключается в комплексном сочетании индивидуальной и групповой работы. Да вы и сами можете убедиться: индивидуальные занятия духовными практиками чреваты разнообразными опасными искажениями и порой гибельными самообольщениями, но занятия только в группе могут превратиться в демагогию и, кроме того, лишают ученика прогресса в индивидуальных личностных качествах. Поэтому нужна как келейная молитва с уединенными медитациями, так и групповая практика, участие в коллективных богослужениях.

Кстати, это правило было известно из самой глубочайшей древности: сейчас, когда обнародованы часть информационных архивов Иерархии и опубликованы данные ясновидящих, мы знаем не только о многотысячных коллективных богослужениях эпохи Атлантиды, но и некоторые подробности возведения мегалитических гигантских сооружений. Как при возведении колоссальных фигур острова Пасхи, так и при строительстве древнеегипетских пирамид, сооружений типа Стоунхенджа и дольменов – везде использовали коллективную психическую энергию групп людей. Хотя детали и иные особенности были различны, общий принцип был одинаков – облегчение сверхтяжелых каменных глыб за счет особым образом синхронизованной коллективной психической энергии...

Стоит особо сказать и об обратном – об увеличении разобщенности тел, то есть об увеличивающейся их десинхронизации. В некоторых ситуациях человек испытывает эффект десинхронизации тел-оболочек особенно остро и наступает даже некий кризис: инстинкт говорит, например, об одном, ум часто протестует, а эмоции испытывают отвращение... Вспомним также, как в годы советского застоя многие тысячи научно-технических работников насильно выгонялись на полевые работы по прополке сорняков и сбору урожая. На то, чтобы только скомпенсировать подобную десинхронизацию тел, требовалось иногда несколько дней...

Припомнив и проанализировав некоторые события вашей собственной жизни, вы согласитесь, что во всех случаях десинхронизация тел-оболочек Монады связана с ощущениями дискомфорта и страданий, и наоборот, согласованность в работе тонких тел и Плотного тела ощущается как радость. Поэтому человек должен заниматься любимым делом. Кстати, виды деятельности и сами способы зарабатывания денег – кармические, и даже здесь свободу надо заслужить.

 

Но особо важной оказывается синхронизация оболочек души и тела в психотерапевтических аспектах. Хронически сохраняющиеся эффекты разобщенности желаний Плотного тела и душевных оболочек ведут к шизофрении. Даже применительно к тем, кого мы считаем психически здоровыми, нарушения в синхронизации вибрационной активности аурических слоев ведут к психической неустойчивости, резким перепадам настроения, одержимости, навязчивым состояниям психики и ума...

Это, впрочем, подтверждается и в каноническом Писании:

 

«Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот...» (Мк 3:24-25).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...