Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шесть приоритетов в ведении военных действий




А теперь обратимся к более широкому пониманию информационных войн, средств манипуляции и дезинтеграции. «Общепринято понимание войны как борьбы враждующих сил, в которой используются специальные средства уничтожения живой силы противника (людей) и разрушения сооружений — мечи, стрелы, пушки, пулемёты, танки, самолёты и т.д. Но опыт второй половины XX в. внёс в понимание войны новые коррективы. В течение более полувека шла борьба стран западного мира, возглавлявшегося США, против стран коммунистического блока, возглавлявшегося Советским Союзом. Она получила название холодной войны. В этой борьбе армии Запада не вступали на территорию Советского Союза. Не стреляли пушки, не взрывались бомбы и вообще не использовались средства войны в привычном смысле. Для решения военно-политических целей использовались, причём очень эффективно, так называемые невоенные средства и прежде всего политическое давление, информационная диверсия, спекуляция на гуманитарной проблематике, работа спецслужб, несправедливая и хитроумная дипломатия. Советскому Союзу был нанесён ущерб гораздо больший, чем самая страшная в истории человечества война — война с Германией 1941—1945 годов»[6]. Это один из ярчайших доказательств возможности изменить сознание целым поколениям, умело воспользовавшись объективными сложностями, играя на них.

Так, наступивший «демократический мир» после 1991 г. привёл к тому, что за 25 лет по данным Росстата население РФ сократилось на 21,5 млн. чел. (сейчас должно было быть 166 млн. чел.)[7]. Фактически это как в годы Великой Отечественной, потери уже сопоставимы: у нас не дети хоронят отцов (их уже не осталось), а матери – детей. После ликвидации Советского Союза для победителей в верхах первостепенной задачей было деление награбленного, а для проигравших низов – выживание.

По прошествии «лихих 90-х» наука предложила различные версии на причины катастрофы 1991 г., и за 2000-2010-е отсеяла лишние. Одной из них была идея Концепции Общественной Безопасности о шести формах ведения военных действий: горячая, генная, экономическая, фактологическая, хронологическая, мировоззренческая. Однако, данная схема была раскритикована и отправлена в разряд «дешёвой конспирологии», а далее в столовый ящик «до востребования».

Вместо высоконравственного заслона на государственном уровне, полная свобода для информационной агрессии извне. С одной стороны, возведение музеев, храмов, взамен научных центров, переименование улиц, борьба с прошлым, тяга к дореволюционным порядкам с феодальным уклоном; по ТВ: петросянщина, камеди, КВН - безудержный смех, советские фильмы, ностальгия по брежневскому СССР и т.д. С другой, сопротивление на всех фронтах от разгона наркопритонов до инфогигиены на местах.

В то время как в мире широкими шагами ступает 4-я производственная революция и параллельно с этим активно пользуются всеми доступными средствами для навязывания противнику своей воли. В 2014 принята оперативная концепция армии США «Победа в сложном мире. 2020-2040» и Стратегия Национальной Безопасности США в феврале 2015 г., которые открыто заявляют о борьбе на суше, море, воздухе, космосе, киберпространстве, стирая тем самым грань между миром и войной, и готовности применить силу против любого, кто покуситься на их суверенитет в любой сфере[8]. Относительное «перемирие» 1990-2010-х гг. с началом «цветных революций» трансформируется в эпоху военного времени. Каковы её особенности? Специфика? Рассмотрим ниже.

Теория

Итак, на Западе традиционным является увязывание трех терминов — агрессия, война и воля. Война в англо-саксонской традиции отнюдь не обязательно связана с применением летального оружия. Эта традиция следует за классиком военной мысли Карлом Клаузевицем, утверждавшим: «Войнаэто акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю». Соответственно, и в теоретическом, и, главное, в практическом смысле вся военная доктрина Запада заточена под задачу подавления воли противника, eгo подчинения, превращения в средство достижения собственных целей.

В каком-то смысле информационная война [9] – это наша повседневная реальность. Отчасти именно поэтому мы их [инфо- воздействия] не замечаем, как не замечаем воздуха, которым дышим, как не обращаем внимания на фоновые шумы города. В информационных войнах в отличие от обычных людей не убивают, зато корежат психику и деформируют интеллект. А разрушаются в ходе таких войн не города и здания, а системы коммуникаций.

Понятие «информационная война» включает два аспекта.

1. Информационно-технический: разрушение и саботаж информационных систем, электроники и логистики противника и защита собственных коммуникаций – это кибервойна.

2. Информационно-психологический: влияние на общественное и индивидуальное сознание и подсознание противостоящей стороны при одновременной защите собственного населения – это и есть инфовойна.

Объект инфовойны – психология человека.

Предмет – психология человека в условиях информационной агрессии.

Цель – дезориентировать человека, добившись интеллектуального инфантилизма и эффекта «биохимии предательства».

Задачи:

1. Определить уязвимые точки объекта (найти слабые места).

2. Изучить структуру его поведения.

3. Разобрать «по деталям» объект.

Принцип: «лги как можно больше, пока не поверят» + «двойные стандарты».

Методы: введение в заблуждение, создание иллюзорных представлений, шантаж, запугивание и устрашение, провокации, обман, взвинчивание массовых чувств и эмоций и направление их на выгодные для заказчика объекты, переключение внимание, нарушение враждебных или чуждых идей, внесение идейной путаницы, политическое дезориентирование, создание ложных стереотипов.

Средства: манипуляция сознанием, пропагандистская утка, распространение слухов, военные демонстрации, террористические акты, дипломатические демарши, политическое, социальное, культурное давление, экономический саботаж или блокада, дезинформация, шпионские акции и т.д.

*Манипуляция - скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Это форма психологического воздействия на человека, осуществление которой приводит к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его желаниями.

При открытой манипуляции человек имеет возможность критически оценивать действия субъекта управления, соглашаться или не соглашаться с его доводами.

При скрытой манипуляции субъект управления лишает человека возможности критически воспринимать информацию, самостоятельно рассуждать и принимать решения.

Объектами политической манипуляции являются люди, не обладающие твердыми политическими взглядами, не имеющие склонности к критическому мышлению. Основой осуществляемой ими категоризации политических объектов выступают эмоционально воспринимаемые характеристики, а сама категоризация проводится по принципу нравится - не нравится. Чем больше таких людей в обществе, тем выше удельный вес манипулятивных технологий в ходе мотивационных процессов управления.

*Политическая пропаганда (от лат. propagare подлежащее распространению) — распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе намеренно искажённых и вводящих в заблуждение, для формирования целостного мировоззрения людей, системы, их идеологических ценностей.

*Позитивная пропаганда – мирные и созидательные цели, например, пропаганда здорового образа жизни, этического поведения, осуществляется воспитательная и разъяснительная работа среди населения.

Конечной целью пропаганды, как и агитации, является изменение поведения человека, но если агитация прямо предлагает человеку произвести это изменение в своем поведении, то пропаганда взывает к убеждениям человека, пытается эти убеждения целесообразно изменить и уж из-за этого должно потом измениться и поведение человека. Манипуляция = упор на иллюзию, а в пропаганде – реальность, битва за победу в идеологической войне.

Борьба за умы подрастающего поколения – одна из важнейших задач информационного противостояния. Именно поэтому после драматического крушения СССР многие западные фонды начали финансировать так называемые «просветительские» программы в гуманитарной сфере: обществоведении, социологии, экономике, политологии, а особенно в истории, содержательная ангажированность которых неоднократно подмечалась исследователями.

Успешная пропаганда основана на:

1. «Когнитивной ловушке» – манипулятор показывает картину, а вы додумываете сами. Цель убедить человека в реальности предлагаемой картины, отключив критическое мышление и создав иллюзию его собственного мнения: он будет отстаивать убеждения, только если они его личные. И оттого как назван объект, так и будут к нему относится: «укроп», «колорад» - расчеловечение (призыв к геноциду); «сепаратист» - враг; «ополченец» - союзник; «силовик» - нейтрален.

2. «Правило кризисного реагирования» - если нежелательное сообщение не могут больше раскручивать, не стоит его опровергать (забудется). Ведь, повтор одного и того же сообщения 10-ки раз держит психику возбуждённо, т.к. человеческая память коротка + наше внимание охватывает всего 5-7 тем. Через 30 минут после сообщения аудитория помнит только 60 % его содержания. В конце дня в памяти остается уже только 40 %, а в конце недели – 10 %. Считается, что если проблему не «подогревать», то она сама собой «рассосется» в течение десяти дней.[10]

3. Единообразное мнение формируется однообразным посланием, через декоративный плюрализм, где обсуждаются способы, средства, методы достижения абстрактной цели без её критического осмысления. Если «Научи Хорошему», спрашивает «чему это учит?» (ставит под сомнение цель), то «Золотой Оскар» интересуется игрой актёров, качеством кадров, профессиональностью съёмки (игнорирует критику цели).

4. Односторонняя подача: «это хорошо», а «это плохо» в историческом прошлом проиграла современной «недоговаривающей» пропаганде. Так, с одной стороны, умелая подача информации формирует повестку дня и говорит нам о чём надо думать; с другой – через фильтрацию и цензуру в каком направлении смотреть. Западная пропаганда на этом и выигрывает, она с помощью политкоректного СМРАДа «мягким словом» или «добрым словом» сообщает о проблеме, при этом сообщает раньше всех, либо сбрасывает фейковую информацию в большом количестве (потом не важно правда это или нет, главное успеть крикнуть и затеять драку), но если не получается отвлечь внимание, то политико-административным ресурсом («кнутом»/«пистолетом») информация бойкотируется («нет новости – нет проблем»). Например, война 08.08.08.

5. «Стокгольмский синдром покупателя» - бессознательное стремление доказать, что деньги были потрачены не зря;

6. «Когнитивный диссонанс» - психологический дискомфорт, вызванный столкновением желаемого и действительного. Моя завышенная самооценка не позволяет пойти на решение вопроса миром. Эмоции могут зашкаливать вплоть до отрицания очевидных фактов.

7. «Спираль молчания» коллективное согласие на любую ложь, потому что если большинство говорит так, а я думаю иначе, значит большинство право. Но, в обществе всегда есть от 3 до 25% нонконформистов, которые двигают общественный прогресс, а оставшееся большинство, как бы смягчает это движение, дабы не сгореть всем ресурсам на старте.

Пределы манипуляции:

1. Человек подвержен своим предрассудкам, нельзя агрессивно изменять их, можно играть на противоречиях двух оппонентов (разделять и стравливать);

2. Надёжность коммутатора – уверенность, внешний вид, диплом, харизма, смирение, скромность и т.п.;

3. Послание вне контекста не существует. Если люди накормлены и общество процветает, то они никогда не выйдут бунтовать.

*Слухи – это достоверная или частично достоверная информация о значимом объекте, циркулирующая в виде устного сообщения.

Особенности:

- неопределенность источника информации. Обычно лицо, распространяющее слухи, либо не называет непосредственный источник сведений, либо ссылается на конкретный источник, но такой, который недоступен слушателю;

- невозможность уточнения, контроля передаваемой информации, главным образом в силу ее анонимности;

-неформальный, доверительный характер распространения. Слухи распространяются устно, но могут приобрести статус достоверности, оказываясь на страницах газет или в эфире. При этом их появление в СМИ может быть только предлогом для опровержения или подтверждения.

Причины возникновения слухов:

1. отсутствие или дефицит достоверной информации, что развивает у человека чувство неопределенности ситуации;

2. значимость проблемы, выражаемая в процессе передачи информации. Обычно человек говорит о том, что затрагивает его интересы, заботит его или беспокоит.

Закон слухов: важность событиях умноженная на неопределенность = слух.

Применение в политике:

1. ведение борьбы с политическими конкурентами. Анонимность источника дает возможность пускать в ход недостоверную информацию, обычно направленную на то, чтобы компрометировать конкурента и остаться безнаказанным;

2. выявление реакции людей на какое-либо политическое решение. Для этого субъектом политического управления может проводиться пробная утечка информации;

3. «раскрутка» политика. Чем больше людей будет задействовано в обсуждении конкретного политического деятеля, тем быстрее будет распространяться информация о нем. Но преднамеренное распускание слухов не всегда дает необходимый результат тем, кто заинтересован в их циркуляции. Если информация не соответствует «закону слухов», она быстро забывается и не вызывает в массах желаемой реакции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...