Конспект занятий по развитию связной речи
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ I период обучения Занятие№ 13 Тема: Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Цели: Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из трех-четырех слов, пересказывать текст, составленный из трех-четырех простых предложений, с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей. Ход занятия Организационный момент. Логопед предлагает сесть только тому, кто повторит названия трех-четырех игрушек: машинка, кубик, мяч (робот, кукла, пирамидка; луноход, конструктор, коляска и т. п. ). 1. Дети сидят полукругом около игрового уголка. Логопед предлагает всем смотреть внимательно на то, что сейчас произойдет. В помещение входят мальчик и девочка из той же группы, с которыми логопед оговорил заранее, какие действия необходимо им произвести. Мальчик берет кубики и строит башню на ковре. Девочка кормит куклу Барби, сидящую на стульчике. 2. Когда дети просмотрели выполненные мальчиком и девочкой действия, логопед задает вопросы, на которые просит отвечать полно и точно: — Кто вошел в группу? — Что взял Алеша? — Что взяла Катя? — Что строил Алеша? — Кого кормила Катя? (Вопрос что делал? в начале обучения вызывает сложности у детей данной категории. ) 3. Словарная работа. Логопед объясняет, что сейчас ребята будут подбирать слова и за каждое правильно сказанное слово они получат звездочку. Далее говорит: «Алеша выстроил баш Дети подбирают слова: строят дом (гараж, дачу, магазин, аптеку и т. п. ).
Логопед продолжает: «Катя кормила Барби, а что еще можно делать с куклой? » (Логопед помогает детям жестами, подсказывающими словами и т. п. ) 4. Динамическая пауза. Дети встают около своих стульчиков. Логопед читает стихотворение, содержащее словесные команды. Ребята совершают соответствующие действия. Девочки и мальчики прыгают, как мячики, Ножками топают, ручками хлопают, Головкой кивают, все вместе отдыхают. 5. На ковер выставляются три красные и одна желтая игрушки. Логопед просит детей убрать «лишнюю» игрушку (неподходящую по цвету остальным) и подталкивает ход рассуждений 6. Логопед напоминает детям о том, что делали в кукольном уголке Алеша и Катя, затем объясняет, что сейчас ребята услышат рассказ. Не торопясь, четко, громко и выразительно логопед рассказывает: — Алеша и Катя вошли в группу. Алеша взял кубики. Катя взяла куклу Барби. Алеша строил башню. Катя кормила куклу. Дети играли. Логопед просит детей самих рассказать о том, что они видели. Начинается опрос с детей из сильной подгруппы. Опрашиваются трое-пятеро ребят. .... . 7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность Занятие № 15 Тема: Составление рассказа по демонстрируемому действию. Цели: Учить детей отвечать на вопрос 3—6-словной фразой, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе; объединять фразы в рассказ из четырех-пяти предложений с наглядной опорой в виде предметов и объектов с их свойствами и качествами, действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей. Ход занятия Организационный момент. Логопед предлагает детям взять свои стульчики и пройти в умывальную комнату. Здесь дети ставят стульчики перед умывальниками и встают; рядом. Логопед просит детей повторить за ним по три-четыре определения. Признаки называются к предметам, которые логопед берет в руки: (мыло) гладкое, розовое, тяжелое; (полотенце) белое, чистое, легкое; (зубная щетка) красная, длинная, легкая. (При затруднениях подбираются более простые определения и количество их уменьшается. )
1. Логопед объясняет, что сегодня дети опять увидят выступление трех «артистов». Два мальчика и девочка, действия которых логопед оговорил с ними заранее, подходят к умывальникам. Один мальчик берет щетку, пасту и начинает чистить зубы; другой — моет руки с мылом. Девочка причесывается перед зеркалом. Когда «спектакль» окончен, логопед задает всем вопросы, напоминая, что отвечать надо полным предложением, громко и четко: — Что взял Петя? — Что взял Витя? — Что взяла Лена? — На что Петя выдавил пасту? — Что расчесывала Лена? — Чем Лена расчесывала волосы? (Разные вопросы к одному и тому же действию полезны для отработки падежных форм и для работы над фразой. ) 2. После детальных и последовательных вопросов логопед просит одного из детей сильной подгруппы рассказать о том, что делали Петя, Витя и Лена. В качестве опорных сигналов можно 3. Динамическая пауза. Логопед командует: «Правую руку на пояс, левую — вперед, затем правую руку к плечу, левую — вверх» и т. п. (Такие упражнения не только позволяют детям подвигаться, 4. С целью развития словесно-логического мышления можно предложить игру «К какому предмету подходит действие? » Логопед называет действие, а дети — соответствующий предмет: вытирать... (лицо) полоскать... (рот) чистить... (зубы) вытираться... (полотенцем) причесываться... (расческой) и т. п. Можно усложнить игру, предложив найти ошибку в сочетаниях слов: «Расческой чистят зубы», «Полотенцем намыливают руки», «Пастой вытирают лицо» и т. п. 5. Словарная работа. В занятии, где отсутствует образец рассказа, его составление должно следовать сразу же после разбора темы. Словарную работу можно провести после демонстрации объекта.
В качестве объекта, к которому нужно подобрать определения, на этом занятии можно взять мыло или полотенце. С помощью подсказок логопеда (жестов, опорных слов, слов-антонимов) дети называют 5—6 определений. (Мыло — гладкое, скользкое, тяжелое, белое, ароматное, липкое и т. п. ) Для подбора действий логопед предлагает детям сказать, что можно делать с полотенцем (стирать, гладить, вытираться, вешать, сушить и т. п. ). Здесь также логопед помогает детям жестами, словами. 6. Логопед вновь предлагает ребятам вспомнить рассказ о том, что делали Петя, Витя, Леня, и двум-трем детям воспроизвести его целиком. После чего дает, при необходимости, свой вариант 7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|