III период обучения. Занятие № 11. Тема: Пересказ рассказа, составленного по сюжетной. картинке. Ход занятия. Цели: Учить детей пересказывать текст, составленный по сюжетной картинке
III период обучения Занятие № 11 Тема: Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке. Цели: Учить детей пересказывать текст, составленный по сюжетной картинке. Уточнить и активизировать словарь детей. Развивать внимание и словесно-логическое мышление. Ход занятия Организационный момент. Логопед предлагает сесть тому, кто назовет, что можно собирать в лесу. Дети отвечают: «В лесу можно собирать ягоды (грибы, шишки, цветы, веточки, листья, орехи й т. п. )». 1. Логопед предлагает рассмотреть картинку, на которой изображена в лесу девочка, бинтующая лапу собаке. После рассматривания картинки логопед рассказывает историю о заботливой девочке, которая помогла собаке: — Оля со своей собакой Альмой пошла в лес. Оля собирала грибы, Альма бегала по траве. Вдруг Альма жалобно заскулила. Оля бросила корзинку и побежала к собаке. Альма сидела около 2. После небольшой эмоциональной паузы проводится разбор рассказа. Логопед задает примерно такие вопросы: — Когда это было? — Где? — С кем Оля пошла в лес? — Зачем? —- Как звали Олину собаку? (Можно сравнить имя девочки и кличку собаки. ) — Почему Альма заскулила? (Уточняется значение этого глагола») Обязательно дается нравственная оценка поступка тех, кто не убрал острые осколки. 3. Для развития логического мышления можно провести игру «Чей домик лишний!? » Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображениями муравейника, дупла, скворечника и норы. Предлагается выбрать «лишний» домик и объяснить, почему он отличается от других. (Логопед помогает детям наводящими вопросами. )
4. Динамическая nayза. Проводится игра «Где растет? » Логопед просит детей встать в линейку и отвечать на его вопрос тому, кому он бросит мяч. Логопед спрашивает: «Где растут шишки (иголки, грибы, орехи, малина, трава, камыши и другие растения, которые можно встретить в лесу)? » 5. Логопед вновь обращает внимание детей на картинку и повторяет историю о девочке и собаке, но с установкой на пересказ. Историю пересказывают трое-четверо ребят. После каждого рассказа дается краткая установочная оценка. Например: «Мне очень понравилось, как точно Петя назвал все действия в рассказе и как выразительно он говорил». 6. Подводится итог занятия, оценивается работа детей. Занятие № 13 Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке. Цели: Учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке, изображенные события на которой — конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами почему, правильно строить длинные фразы с включением: определения. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей. Ход занятия Организационный момент. Логопед предлагает подобрать слова с противоположным значением к называемым им: отнимать — давать; опускать — поднимать; падать — вставать; ссориться — мириться; смеяться — плакать; кричать — молчать; открывать — закрывать и т. п. Те, кто правильно отвечают, садятся на свои места. 1. Логопед выставляет перед детьми картинку, на которой изображена девочка с полной корзиной грибов, дающая плачущему мальчику гриб. Логопед задает ребятам вопросы до картинке: — Когда это было? — Куда пошли мальчик и девочка? — Что они собирали? — Почему мальчик заплакал? — Что сделала девочка? — Что сказал ей мальчик? — Как поступила девочка? (Отрабатываются варианты ответов. )
— Какой был день? (Ясный, солнечный, жаркий, летний и т. п. ) — Какие грибы собирала девочка? (Крепкие, большие, красивые, белые и т. п. ) — Какая девочка поделилась грибами? (Добрая, чуткая, внимательная, заботливая). Новые, трудные слова проговариваются хором, их значение уточняется. При составлении предложений обращается внимание на то, что определяемое слово стоит в конце предложения. 2. Для развития внимания можно провести игру с мячом. Логопед бросает мяч и просит поймавшего его ребенка сказать два-три слова на заданную тему и называет обобщение: лесное животное (лесное растение, лесная птица, лесная ягода, лесной цветок и т. п. ). Для развития словесно-логического мышления проводится игра «Лишний плод». Логопед произносит: «Шишка, земляника, орех, малина (или более трудный вариант: земляника, малина, орех, гриб)». При затруднениях детей с ответом логопед задает наводящие вопросы: «Что из этих плодов едят? Что не едят? Что едят сырым и что только после варки и жаренья? » и т. п. 4. Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение, сопровождая его показом соответствующих действий, которые дети повторяют вслед за ним: Лена с Витей в лес пошли, Всю поляну обошли, К старой елке подошли И огромный гриб нашли. После 2-го показа можно попросить детей назвать похожие действия. 5. Логопед вновь обращает внимание детей на картинку и просит составить интересные, выразительные, точные и полные рассказы. Логопед опрашивает трех-четырех детей. К оценке их 6. Подводится итог занятия оценивается деятельность детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|