Часть третья. Крепостное право. 6 страница
Сочетание этого " двоемыслия" наиболее ярко проявляется в некоторой прогрессивности Общей части УК и реакционности Особенной части: законодатель берет реванш в формули-ровках составов преступлений. Подвергнем сравнительному анализу формулировки соответствующих статей - ст. 5810 УК 1926 г. и ст. 70 УК 1960 г. По первой из них подлежали наказанию пропаганда и агитация, " содержащие призыв к сверже-нию, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений /ст. ст. 582 - 589 настоящего Кодекса/, а равно распространение, или изготовление или хранение литературы того же содержания", т. е. призыв к активным действиям против власти. Ст. 70 УК I960 г. говорит уже об агитации и пропаганде, проводимой в целях подрыва или ослабления советской власти, а также распространение " клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй". Не нужно быть юристом, чтобы видеть огромную разницу. Практика применения ст. 5810 была противозаконной. Самое обычное дело - рассказанный анекдот: сажали не только рассказчика, но и слушателей, которые не донесли. 2 Одна моя знакомая получила срок 10 лет за произнесение известной фразы " За что боролись, на то и напоролись". Знал я человека, севшего за шутку о газетах: " В " Правде" нет известий, а в " Известиях" нет правды". Солженицын рассказывает, как посадили всех работников бухгалтерии, в которой кто-то на плакате с цитатой " Жить стало лучше, жить стало веселее. Сталин. " приписал букву " у" к фамилии " вождя народов". В коммунистическом государстве можно было сесть даже за анекдот... о царе! Так, брат художника А. И. Зернова погиб в лагере за куплет о Петре I. Обязательно - за любое недовольство: условиями труда, нехваткой продуктов и т. д.
Зато в 1962 г. за анекдот о Фурцевой, а тем более о Хрущеве срок можно было получить " законно", поскольку до последнего времени вожди были у нас олицетворением государственного строя; насмешка над вождями " подрывала и ослабляла советскую власть". Рассказ о том, что в вашем городе нет хлеба и молока, нечем кормить детей - клеветническое измышление и т. д. Таким образом, состав ст. 70 был значительно расширен с совершенно неопределенными границами по сравнению со ст. 58 10. Совпадает в части формулировок, но непомерно расширена за счет туманных определений в " либеральном" кодексе первая среди статей о государственных преступлениях статья - " измена Родине" /с большой буквы/. Добавлено, например, " оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против СССР". Здесь сообщение иностранному корреспонденту любого факта полностью подпадает под состав такого преступления, если власти сочтут, что это помогает иностранному государству в проведении враждебной деятельности. Причем, как указывают авторы комментария к этой статье, наказание следует " независимо от того причинен или нет этим действием ущерб государ-ственной независимости, территориальной неприкосновен-ности или военной мощи СССР" 3 Напомним знаменитое дело Анатолия Щаранского, осужденного к многолетнему заключению по этой статье /мог быть и расстрелян/. Щаранскому инкриминировался шпионаж. Советская печать, ссылаясь на " компетентные органы" /отметим попутно, что компетентными органами у нас называют в основном КГБ, а также органы МВД, не замечая, что в таком случае все остальные органы власти - некомпетентны/, расписывала в духе шпионских романов контакты Щаранского с ЦРУ. Но никогда даже не намекали хотя бы примерно на характер переданных им " государственных секретов". А какие " секреты" мог передать нигде не работающий " тунеядец", " отказник", находящийся " под колпаком" у КГБ, осталось для советских людей тайной. Насколько я мог понять, он сообщал сведения о евреях - " отказниках". Вот и весь секрет, который мог ему стоить жизни! Но стоил несколько лет дагкерей.
С точки зрения методики составления Особенной части, долженствующей сохранить террор в " либеральном" кодексе, особенно интересна формулировка ст. 206 состава хулиганства: " умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу". Ведь одной этой статьей можно заменить всю Особенную часть! Часто именно так ее и использовали. 1 " Отказница" на балконе своего дома на улице Горького вывесила плакат - " Выпустите нас в Израиль! ". Привлекли к уголовной ответственности за хулиганство! А разве не подходит к составу? Угонщиков автомашин, когда устанавливалось, что они не имели целей хищения /например, хотели покататься/, сначала вообще не привлекали к уголовной ответственности, поскольку в УК не было такого состава. Когда угоны участились, стали применять ст. 206. Затем ввели в УК ст. 212 1 - угон самоходных машин без цели их хищения. Таким образом, если это особый состав преступления, то как расценить прежнее привлечение угонщиков к уголовной ответственности по ст. 206? Эти примеры показывают, что ликвидация ст. 16 прежнего УК - Аналогия, нисколько не помешала, когда властям это необходимо, привлекать за любые действия к уголовной ответственности, пользуясь чрезвычайно широкими составами статей УК. Широко используется для расправ ст. 191 1 " Сопротивление работнику милиции или народному дружиннику". Как указывают комментаторы, статья предусматривает ответственность за сопротивление без применения насилия! Иначе говоря, если вас выбрали жертвой и вас надо " посадить", то к вам на улице подойдут два детины в штатском и, предъявив удостоверения " дружинников" /" народные дружинники" - общественная организация, но под видом " дружинников" и с их удостоверениями часто выступают сотрудники КГБ/, предлагают " пройти" с ними в милицию... Вы отказываетесь, упираетесь... Вот уже можно " припаять" вам годик лагерей! И, заметьте, совершенно законно! 2
И, с другой стороны, имеются нормы, позволяющие не только суду, но и прокурорско-следственным органам любое лицо вообще освободить ог уголовной ответственности и наказания, если " вследствие изменения обстановки"... " деяние потеряло характер общественно опасного или это лицо перестало быть общественно опасным" /ст. 50 УК/. Что это такое, внятно не может объяснить ни один комментатор. Поэтому произвол властей запрограммирован в законе в обе стороны: любого неугодного можно " посадить" и угодного преступника от ответственности освободить. Например, секретарь горкома, сбивший насмерть человека, может быть вообще освобожден от уголовной ответственности по указанным выше основаниям или освобожден от наказания, " если будет признано, что в силу последующего безупречного поведения и честного отношения к труду это лицо... не может быть сочтено общественно опасным" или если " его исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания" /та же ст. 50 УК/. 11 января 1990 г., в разгар " демократических выборов" ленинградский ученый А. Каташев, член Ленинградского народного фронта, зарегистрированный кандидатом в депутаты Ленгорсовета, выступил с предвыборной речью возле станции метро. Наряд милиции задержал его и доставил в комнату милиции при станции метро. Там его обыскали силой, заломив руки, отправили в 35 отделение милиции, где майор Калейник составил протокол об оказании сопротивления власти. Операцией руководил " некто в штатском" /О. 1990, N 6/. В уголовном праве, как и в трудовом, множество норм, которые я называю " декоративными". Они при самом своем издании не рассчитаны на применение, служат только " украшению" законодательства, демонстрации его " прогрессивности", пропагандистским целям; своеобразные " потемкинские деревни" в праве.
Вот, например, ст. 71 УК - " Пропаганда войны". Никто не сможет назвать хоть один случай ее применения за 30 лет. Но до самого последнего времени в СССР велась оголтелая пропаганда войны в виде фильмов, романов, пьес и прочего, прославляющих гражданскую войну, войну 1941-45 гг, войну в Афганистане и т. д. Все государственные и партийно-комсомольско-профсоюзные организации усиленно занимаются " военно-патриотическим воспитанием" молодежи, начиная со школы, проводят военные игры и походы и т. д. По ст. 74 УК должны караться не только пропаганда и агитация с целью возбуждения расовой или национальной вражды, но и " прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой или национальной принадлежности". Но широко известно, что евреям закрывали путь в ряд государственных органов, в учебные заведения, изгоняли с работы " по пятому пункту", хотя это настойчиво отрицалось учеными-юристами /Зивс/ и всеми пропагандистами. Явные антисемитские выступления организаций вроде " Памяти", органов печати - " Наш современник", " Молодая гвардия", " Литературная Россия" и др., не вызывают никакой официальной реакции. В 1989 г. " Память" организовала митинг на Красной площади. Здесь никто не сможет развернуть и продержать несколько секунд любой плакат или выступить с речью - он будет немедленно схвачен кишащими здесь гебистами. 1 Митинг " Памяти" никто не потревожил - явное свидетельство поддержки антисемитизма партаппаратом и послушным ему комитетом госбезопасности. Только после длительных усилий выдающихся писателей удалось привлечь к уголовной ответственности главаря /только главаря! / шайки хулиганов-антисемитов. Это - единственный случай. Надо отметить, что, проводя антисемитскую политику, Сталин публично высказывался против антисемитизма. Несмотря на ряд обращений к нему, этого никогда не сделал Горбачев! Носит совершенно декоративный характер целая глава УК - " преступления против политических и трудовых прав граждан". Никто и никогда не был наказан по ст. 143 УК за воспрепятствование совершению религиозных обрядов, хотя закрытие действующих церквей, разгром баптистских молелен, уголовное преследование пятидесятников было повсеместным явлением. Не было случаев наказания за нарушение тайны переписки (ст. 135 УК), хотя все знают, где и почему по месяцу и более лежат отправленные авиапочтой письма из СССР и в СССР; за преследование граждан за критику /ст. 139 1 УК, введенная " для красоты" с началом " перестройки" /, хотя фактами преследования за критику пестрит печать; за воспрепятствование осуществлению равноправия женщин /ст. 134 УК/ и другие.
Как можно кого-то привлечь к ответственности по ст. 139 УК - отказ в приеме на работу беременной женщины, - если привлечение обусловлено отказом " по мотивам беременности". Где найти такого дурака-начальника, который скажет женщине: " Беременных не беру! "? Он откажет потому, что на этой работе надо быть членом партии, или знать иностранный язык, или еще что-то придумает... Кстати, никогда евреям не отказывали в приеме на работу по мотивам национальности - мотивы всегда были другие. Ст. 176 УК карает за привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновного! Но у нас заведомо невиновных не привлекают. Если привлекали, то хоть какие-то основания да были! Разве бывает дым без огня? Сюда же относятся " Заведомо неправосудный приговор" /ст. 177 УК/, " заведомо незаконный арест или задержание /ст. 178 УК/ и др. Как, например, возможно заведомо незаконное задержание, если любой работник " органов" имеет право проверить документы у любого гражданина? Инструкция такое позволяет " при подозрении", а дальше, если документов нет /мы не обязаны всегда их носить при себе/, задержать и отвести в милицию " для выяснения личности", а если документы имеются - " для проверки документов". Ну а если вы откажетесь отправиться в милицию, тут уже чистая ст. 1911 УК, а она-то никогда не ржавеет от неупотребления. Когда иностранный юрист изучает советское право по текстам законов, может ли он не согласиться с авторами учебников уголовного права, утверждающими, что " Нормы Общей и Особенной частей пронизывает принцип социалистического гуманизма как совокупность характерных начал уголовного права, отражающих человечность, внимательное и отзывчивое отношение к личности и в то же время строгое наказание тех лиц, которые посягают на интересы общества и личности и своим поведением противопоставляют себя интересам коллектива"? 1 Но, говоря серьезно, развитие советского уголовного законодательства шло от полного, теоретически обоснованного произвола и беззакония /буквально, т. е. от официального отрицания необходимости определенного уголовного закона вплоть до 1922 года/, 2 к такому закону, который не ограничивал бы государство в возможности произвола, к произволу, опирающемуся на закон. 3. Наказание С типичной для советского права демагогией законодатель в начальный период истории отказывается от слова " наказание"; заменив его термином " меры социальной защиты". Расстрел среди них не значился. Самое суровое наказание - " объявление врагом трудящихся с лишением гражданства союзной республики и, тем самым гражданства Союза ССР и обязательным изгнанием из его пределов" /п. а. ст. 20 УК РСФСР 1926 г. /. Но расстрел в кодексе был установлен особой статьей " в качестве исключительной меры охраны государства трудящихся" /ст. 21 УК 1926 г. /. В 1943 г. введено было и повешение. Советские юристы всегда подчеркивали, что расстрел есть мера: а/исключительная, б/ временная, в/ только для борьбы с наиболее тяжкими видами преступлений. /Напомню: в частности, за сбор колосков после уборки урожая голодными крестьянами/. 3 На протяжении истории советского права расстрел четырежды по мотивам гуманности отменялся и столько же раз по мотивам охраны правопорядка восстанавливался. Первая отмена расстрелов сразу после революции не соблюдалась вообще, ибо ЧК и подобные ей органы массами без суда и следствия, без приговоров и объявлений о них " ставили к стенке", " шлепали", " отправляли в штаб Духонина" и т. д. ЧК традиционно расстреливала в подвалах по ночам и вывозила трупы для захоронения в тайных местах /до сего дня трупы расстрелянных родственникам не выдают/. Формально после первой отмены расстрелов они были восстановлены Троцким только на фронте, затем и повсеместно. Периоды отмены расстрелов всегда были кратковременными, ибо жестокость наказаний - характерная черта советского права. И в " либеральном" законодательстве 1958-60 гг расстрелы занимают значительное место. Действующий УК располагает виды наказаний в том же порядке, что и УК 1922 и 1926 гг., т. е. сначала дается общий перечень наказаний, затем устанавливается деление наказаний на основные и дополнительные, затем особая статья посвящена расстрелу, а далее идет более подробная характеристика каждой из мер наказания. В кодексе 1960 г. термин " мера социальной защиты" меняется на " кару за совершенное преступление", но добавляет, что цель " кары" - " исправление и перевоспитание осужденных". Все же основные меры наказания - принудительные работы разных видов с лишением свободы или с ограничением свободы. Марксизм - теоретическая основа такой позиции. Опираясь на положение Энгельса - труд превратил обезьяну в человека - коммунисты считают до сих пор, что именно труд превращает преступника в человека, и именно принудительный труд. Описанные принципы наказания сохраняются и в проекте новых Основ уголовного законодательства.
4. Тюремно-лагерная система4
Двести лет назад восставшие парижане прежде всего разрушили ненавистный символ феодального террора и произвола - тюрьму Бастилию. Созидатели " нового мира" в России с разрушением тюрем не торопились, но не строили и новых, поскольку сие противоречило бы красивой картине устрояемого " царства свободы". Расширение сети тюрем осуществлялось путем использования закрытых для верующих монастырей. Самый " знаменитый" из них - " Соловки", но были такие и в центре Москвы (Андроников монастырь, где монахом был Андрей Рублев). Зато типичный для нас словесный маскарад превращал тюрьмы в " домзак" /дом заключения/, " исправдом" /исправительный дом/ и другие " демократические" учреждения. Да и сейчас Бутырская тюрьма /где до революции сидела моя мать, и куда после ходила в качестве адвоката моя дочь/ именуется СИЗО /следственный изолятор/. Очень скоро " строители светлого будущего" поняли, что тюрьмы - слишком большая роскошь; дешевле и практичнее строить трудовые лагеря или то, что в старину именовалось каторгой. 1 Вот тогда-то и стали разрушать тюрьмы за ненадобностью. Не знаю, сколько их разрушили, данных о количестве тюрем у нас никогда не оглашали. А вот что говорит соратник любимого Западом " демократа" Горбачева Рафик Нишанов: " В колониях созданы условия, которые в наибольшей степени /? / обеспечивают осуществление наряду с карой воспитательное воздействия на осужденных". Заседания Верховного Совета СССР седьмого созыва. Стенографический отчет. М., 1969, с. 126. Этот глашатай лагерей стоял во главе одной из двух палат Верховного Совета СССР. С другой стороны, о строительстве тюрем в социалистическом государстве и заикнуться было невозможно! Действительно, можно ли, строя коммунизм, одновременно строить тюрьмы для его строителей? Поэтому сейчас, когда строится /" перестраивается"? / уж не знаю какой /" реальный", " демократический"? / социализм и с каким лицом, используются тюрьмы, построенные два и более века назад, совершенно не отвечающие современным представлениям о санитарии, гигиене и вообще человеческим условиям. 2 Ст. 56 ИТК устанавливает, что норма на одного осужденного " не может быть менее 2 кв. м., а в воспитательно-трудовых колониях и тюрьмах - 2, 5 кв. м. " Однако, если даже " вольным" строителям социализма /теперь - " правового государства" / норма жилой площади обеспечивается далеко не всегда, 3 то вряд ли она соблюдается в лагерях и тюрьмах, где, точно так же, как и " на воле", гарантий соблюдения норм тюремно-лагерного права нет никаких. 4 Приведем самое авторитетное из возможных свидетельств - нового начальника ГУЛАГа /переименованного в Главное управление исправительных дел - ГУИД: типичный пример " перестройки" - смена названий и никаких перемен по существу/ В. Гуляева: " Большинство помещений - в аварийном состоянии. В камерах на четверых порой размещаются до 20 человек" /И. 14. 6. 90. Как вы понимаете, он не клевещет на Гулаг/. Гуляев признается в своем интервью, что существенных перемен в лагерях не произошло: " Увы, гордиться нам пока нечем. Система наказания складывалась десятилетиями. Она сконцентрировала в себе все негативное, что накопилось в обществе за долгие годы. И самое страшное - это глубоко вбитая в сознание людей " гулаговская" психология. Она, к сожалению, очень живуча. Я всегда удивлялся тому, как быстро многие молодые офицеры внутренней службы проникаются тюремной идеологией. Через два-три месяца работы в исправительных учреждениях они уже не видят в осужденных человека, будто подсознательно были готовы к такому его восприятию". Откровенно и верно. Но тут же возникает вопрос, как же они воспитывают и перевоспитывают заключенных при такой психологии? Крайне интересно недоумение гулаговского деятеля по поводу " тюремной идеологии" гулаговских офицеров /они, между прочим, коммунисты в подавляющем большинстве; не в сходстве ли этих двух идеологий дело? /. Гуляев не понимает простой вещи - между лагерем и " волей", где партократия тоже за людей нас всех не считает, существенной разницы нет. Разница только в расстоянии до границ колючей проволоки. Лагерь есть лишь концентрированное выражение " социалистического общества", где бесчеловечность доведена до " беспредела". Но начнем с тюрем. Содержание в тюрьме считается более строгим наказанием, чем в лагере. Владимирская тюрьма приобрела мировую, хотя и не соответствующую представле-ниям западного социализма, славу. По ст. 67 ИТК " в тюрьмах отбывают наказание: лица, осужденные за тяжкие преступления и особо опасные рецидивисты, которым лишение сво-боды назначено в виде тюремного заключения, а также лица, переведенные из исправительно-трудовых колоний по основаниям, предусмотренным ст. 53 настоящего Кодекса", а также некоторые лица переводятся временно. В тюрьмах установлено два вида режима: общий и строгий /ст. 68 ИТК/. Заключенные содержатся либо в общих камерах, либо в одиночках. Осужденные на общем режиме: могут расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости до трех руб. в месяц, т. е. 10 коп, в день (стоимость двух коробок спичек); получать не более двух бандеролей в год и одно письмо в месяц; имеют два кратковременных свидания в год и ежедневную прогулку - один час /ст. 69 ИТК/. Как видите, посылок они получать не могут. Но при хорошем поведении им можно истратить еще... ОДИН РУБЛЬ! На строгом режиме: расходовать деньги до 2 руб., получать одну бандероль в полгода и одно письмо в два месяца. Прогулка - 30 минут, /ст. 70 ИТК/. А вот, что происходило в " царских застенках", где " истязали" революционеров. Так описывает Ленин свое пребыва-ние в тюрьме: " Литературные занятия заключенным разрешаются: я нарочно справился об этом у прокурора, хотя знал и раньше... " /В. Ленин. Полное собр. соч., изд. 5, т. 55, с. 15. Далее указаны только страницы/. " Хлеба я ем очень мало, стараюсь соблюдать некоторую диету... Все необходимое у меня теперь имеется, и даже сверх необходимого... Свою минеральную воду я получаю и здесь: мне приносят ее из аптеки в тот же день как закажу. Сплю я по девять часов в сутки... " Наш читатель подумает, что это был особый режим для " Великого Ленина". Но тогда, в конце XIX в., он был просто Ульяновым, одним из сотен безвестных болтунов-либералов. Напомним, что его брат был повешен за покушение на царя Александра III, но никаких последствий для семьи Ульяновых это не имело. Опять сравнение не в пользу " социализма". А. М. Коллонтай побывала в тюрьме Керенского перед самой революцией и рассказывает, как гордился начальник тюрьмы чистотой и хорошим питанием, как он ежедневно обходил камеры и справлялся у заключенных, нет ли у них претензий /А. М. Коллонтай, Из моей жизни и работы, М., 1974, с. 290/. А передачи! Две надзирательницы вошли в камеру, нагруженные свертками: " Прямо оптовый магазин! Чего, чего только нет! Булки белые, колбаса, консервы, масло, яйца, мед... " /с. 301/. И это в Петрограде после трех лет войны! Хотел бы я видеть это сейчас в Москве " на воле"! Еще для сравнения ст. 28 ИТК: " Осужденным, отбывающим лишение свободы в тюрьмах, получение посылок и передач не разрешается". Говоря о " воспитании трудом" в лагерях, хочу заметить, что это отнюдь не особенность России, а характерно для всех " социалистических" стран. Вот свидетельство " Правды": " В современном Китае стало правилом называть принудительный труд " исправительным трудом", а тюремное заключение " учебой". Газета рассказывает о трагической судьбе некоего Фэя, который сначала содержался в одиночной камере без предъявления обвинений, а затем отправлен в " трудовой лагерь" на " перевоспитание" /все эти слова в кавычки ставит главная партийная газета/. Когда Фэй заболел, ему отказали в медицинской помощи /как Анатолию Марченко, Авт. / и направили в лагерь строгого режима. " Там он скончался. Ни следствия, ни суда, ни юридической защиты", - горестно и с большим сочувствием к китайцам заключает " Правда". При этом она социалистический строй Китая называет " феодально-фашистской диктатурой". /П. 27. 1. 79. / И разве " Правда" говорит неправду? Хотя, " чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? " Как уже сказано, " социалистический лагерь" - гипертрофированная модель " социалистического общества". Каждый лагерь - предприятие, где нереальный, взятый с потолка, план выжимается из заключенных, как и у " вольняшек", " любой ценой" /т. е. за счет продления рабочего дня, лишения выходных, за счет безопасности работ и т. д. /. Ежегодно план утверждается " от достигнутого" без всякой механизации работ и технического прогресса. " Хозяин" лагеря - царь, имеющий армию, КГБ, " сексотов", тюрьмы и лагеря - ШИЗО /штрафные изоляторы/, БУРЫ /бараки усиленного режима/, ПМК /помещения камерного типа/, в сравнении с которыми " зона" кажется " волей". Так же процветают приписки к плану, обман государства, воровство, взятничество и спекуляция. Так, начальник лагеря Шершенов за деньги отпускал зэков домой " в отпуск" до двух лет, устраивал досрочное освобождение, остальные зэки работали на него как рабы. Бывший милиционер Усманов, осужденный за грабеж, за счет лагеря пек лепешки и продавал их на рынке. Один из " вольноотпущенников" Шершенова был арестован во время... перестрелки с милицией /" Собеседник", 1987, N11/. За взятки охрана доставляет зэкам запрещенный чай, водку, наркотики, а " паханам" даже женщин, хотя в лагерях, как правило, пользуются мужчинами /кстати, у нас гомосексуализм - преступление; осужденных отправляют в лагеря! Зачем? " Перевоспитывать трудом"? /. Население лагеря делится на классы: " паханы", " воры в законе", лагерная аристократия, окруженная " двором", дворней - " шестерками"; далее идет рабочий класс - " мужики"; еще ниже - страты париев, " люмпенпролетариат", доходящий до нечеловеческого состояния и живущий вне закона, если там можно говорить о каких-то законах. Одновременно - политзанятия, общеобразовательные занятия, художественная самодеятельность и прочие черты советской жизни. В одном лагере мне пришлось видеть плакат: " Радуюсь я - это мой труд вливается в труд моей республики! Маяковский". И демагогия гипертрофирована! И все же это - предприятия, составляющие неотъемлемую часть " социалистического" народного хозяйства. 1 Гуляев сообщает, что они ежегодно дают прибыль 900 млн. рублей. Из них 600 млн. идет в государственный бюджет. " Оставшиеся 300 млн. составляют фонды материального поощрения... и производственно-социального развития ИТУ" /И. 14. 6. 90. /. Если учесть, что примерно пятая часть государственных предприятий - убыточны, другие еле сводят концы с концами, заинтересовано ли наше государство в сокращении таких предприятий и их контингента? Заинтересовано ли государство в сокращении преступности? " Названная прибыль - от производственно-хозяйственной деятельности, связанной с выпуском продукции народного потребления. Но есть и другой источник доходов, - говорит начальник ГУЛАГа. - Речь идет о так называемом контрагентном производстве, когда какое-либо предприятие предоставляет свои мощности для работы заключенных". Переведем эту туманную фразу на понятный русский язык; это - работорговля, продажа зэков министерствам и крупным " пред-приятиям коммунистического труда" для работы на самых тяжелых и вредных работах, где " вольняшки" не будут работать ни за какие деньги. Например, в колесном цеху Горьковкого автозавода, где делают " Волги" и " Чайки" для начальничков, что я сам видел. В газетах не так давно промелькнуло сообщение, что фирмы Австралии отказались принимать советские автомобили, т. к. они изготовлены с помощью принудительного труда. Было отрадно это услышать. Несмотря на конвенции МОТ, торжественно подписанные Советским Союзом и за соблюдением которых МОТ должен следить, лагерный труд неограниченно применяется на лесозаготовках, строительствах нефте- и газопроводов, на подшипниковых и автозаводах. Этим обеспечивается дешевизна советских автомобилей и их продажа на Западе, несмотря на их низкое качество. Выгодные сделки отодвигают мораль западных либералов и конвенции далеко в сторону. Если верить официальным данным /они наверняка преуменьшены/, то в лагерях России за 1988 год /третий год перестройки/ произошло 130 умышленных убийств и 239 случаев тяжелых телесных повреждений /СР. 10. 3. 89. /. Много людей погибает, становится инвалидами вследствие бесчеловечных условий труда, отсутствия техники безопасности и преступного обращения с больными людьми. Но сколько, - не сообщается. Секрет. По некоторым сообщениям, травматизм, заболеваемость и смертность в лагерях в 20 раз выше чем " на воле". Так что начальник Гулага весьма далек от истины, когда говорит, что их предприятия " ничем не отличаются" от государственных предприятий. Привлекла недавно внимание повесть Габышева " Одлян или ветер свободы" /НМ. 1989, NN 1 и 2/. Она выделяется среди " лагерной" литературы и производит страшное впечатление тем, что это - наше, а не сталинское время, во-вторых, речь идет о лагере для подростков, детей. Бесчеловечность и зверства " воспитателей" от МВД и лагерной " аристократии" куда как превосходят фантазии Данте об условиях ада. Некоторые детские лагеря сейчас посетили западные либералы и остались очень довольны условиями жизни и работы ребят. Но, во-первых, сколько бы им не объясняли, что такое " потемкинские деревни", специально для них возведенные, они никогда этого не поймут, ибо понять не хотят; во-вторых, вполне возможно, что показанная им в лагерях работа действительно не тяжелая, но они также никогда не поймут, что такое норма, постоянно увеличивающаяся " в соответствии с законом расширенного социалистического производства", но без всяких к тому оснований, без внедрения новой техники, без механизации и улучшения условий труда; норма, за невыполнение которой наказывают " воспитатели /в том числе - наказание голодом, уменьшение и без того скудной пайки/ и избивают " паханы"; норма, часть которой отбирают в свою пользу неработающие " аристократы"... Уже в воспетое либералами горбаческое время в лагерях /в том числе детских/ произошло много восстаний на почве " беспредела" /так называют лагерники положение, когда любая смерть желаннее продолжения такой жизни/.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|