Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основных средств обучения иностранному языку




В книге для учителя раскрывается где, когда, какой из компонентов используется для решения какой конкретной задачи в той или иной «точке» учебно-воспитательного процесса. В структуру книги для учителя входит: вводная часть, почетвертное и поурочное планирование, приложение. Учитель должен внимательно изучить вводную часть и усвоить основные положения, на которых рекомендуется строить обучение в данном классе; соотнести их с общими методическими рекомендациями программы, выяснить состав УМК для данного класса и проверить, все ли у него есть, чего не хватает и что нужно срочно приобрести. Что касается распределения материала по урокам, то авторы УМК высказывают пожелания, чтобы учитель придерживался его и без необходимости не нарушал. В отношении приемов работы по овладению учащимися учебным материалом и формированию требуемых навыков и умений учитель может и должен творчески подходить к рекомендациям авторов книги, не нарушая системы, на которой построен УМК.

Подходить творчески означает находить наилучший вариант решения поставленной задачи в конкретных условиях, исходя из индивидуальности учителя, его личностных свойств, стиля деятельности, способностей, черт характера, методической культуры, знаний о составляющих учебный процесс, опыта, профессиональных умений; состава и особенностей группы, инициативности каждого и коллектива в целом, наличия сильных, средних, слабых учащихся, того, что они знают, могут и умеют по иностранному язык; мотивации изучения иностранного языка: высокой, средней, низкой; того, что группа в целом больше любит: слушать иноязычную речь, говорить, читать, писать на иностранном языке; того, что труднее дается: понимание речи на слух, связное высказывание, беседа, чтение, письмо; уровня общего развития учащихся группы, круга их интересов и увлечений; материально-технической базы, которая есть в школе и того, что имеет учитель в своем распоряжении.

Книга для учителя очерчивает общие подходы к организации и проведению учебно-воспитательного процесса, если не в идеальных условиях, то, по крайней мере, приближающихся к таковым. Талантливый учитель, пользуясь материалом учебника и другими вспомогательными средствами, обеспечивает высокий уровень владения иностранным языком каждому учащемуся. Необходимо творчески подходить к книге для учителя, делать все возможное, чтобы вдохнуть жизнь в ее рекомендации, как бы пропустить их через себя и сделать обучение увлекательным и интересным, прежде всего за счет учета конкретных условий, вовлечения каждого в активную работу на уроке путем эффективного использования основных и вспомогательных средств обучения. Книга для учителя призвана помогать учителю, полнее раскрывать возможности УМК и способствовать повышению его профессионального мастерства и, в первую очередь, методической грамотности.

Книга для учащихся (учебник) должна содержать все, что необходимо для достижения целей: тексты, упражнения, правила-инструкции, схемы, таблицы, иллюстрации, выполняющие различное дидактическое назначение, опоры для понимания, стимулы для высказывания. Она призвана обеспечивать самостоятельную работу на уроке и во внеурочное время. С учебником учащийся работает больше всего, а поэтому он хорошо должен его знать: как он построен, где что расположено, как им пользоваться. Для этого рекомендуется на первом уроке проводить «путешествие по учебнику». Учитель должен сообщить учащимся, чему они научатся в предстоящем году, что нового их ожидает в работе по языку, с какими другими компонентами они будут работать.

В условиях вариативности и расширения академических свобод, многообразия подходов, концепций, теорий и технологий обучения и воспитания возникает проблема оценки качества и эффективности учебно-методических комплектов (УМК) по ИЯ, которые должны отвечать единым требованиям к их разработке и использованию на практике (Горлова Н.А.).

В настоящее время создано много альтернативных учебников по английскому, немецкому, французскому языкам, построенных на принципиально новых теоретических основах с учетом современных достижений в методике и смежных науках: лингвистике, психологии, психолингвистике, дидактике, и учитель-профессионал должен хорошо ориентироваться в этом море учебников и учебных пособий по ИЯ.

В 2002 году был начат системный и долгосрочный проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» - российской школе, разрабатываемый в содружестве с ведущими научными организациями страны. Основной продукт проекта – учебно-методические комплекты нового поколения, которые в современном образовании должны стать не просто носителем научной информации, но помогать учителю и ученику сориентироваться в ее неограниченном потоке, формировать навыки познавательной деятельности.

Представим один из УМК данного проекта – «Английский в фокусе» (SPOTLIGHT) для 2 – 3 классов общеобразовательной школы.

УМК “Английский в фокусе” является совместным проектом российского издательства “Просвещение” и британского издательства “Express Publishing”. Он создан на основе Примерных программ по ИЯ с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по ИЯ, а также в соответствии с Европейскими стандартами в области изучения иностранных языков, что является отличительной особенностью УМК.

УМК «Английский в фокусе» (авторы: Н.И.Быкова, Дж. Дули, Ь.Д. Поспелова, В. Эванс) является первым в серии учебников «Английский в фокусе» (Spotlight) для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. Согласно Федеральному базисному учебному плану УМК для 2-3 классов рассчитан на 2 часа в неделю и состоит из следующих компонентов:

– учебник;

– рабочая тетрадь;

– языковый портфель;

– книга для учителя;

– контрольные задания;

– дидактические карточки и плакаты;

– аудиокассеты (СD) для работы в классе;

– аудиокассета (СD) для самостоятельной работы дома;

– видеокассета;

– Интернет-страница курса (www.spotlightonrussia.ru).

С перечнем новых, современных, популярных УМК по ИЯ можно ознакомиться в специальном выпуске журнала «Иностранные языки в школе» за 2007 год.

Главная идея проекта «РАН – РАО – «Просвещение» - обеспечить личностную и социальную успешность обучающихся, более полно учесть их индивидуальные потребности; согласовать образовательные запросы семьи, общества и государств; повысить эффективность, качество и доступность школьного обучения.

 

Методические задачи:

1. Проанализируйте УМК с точки зрения содержания обучения.

Определите содержание одной из учебных тем.

2. Проанализируйте учебник и другие компоненты УМК с точки

зрения поставленных целей: какие тексты и упражнения позво-

ляют реализовать практические, образовательные, воспитатель-

ные и развивающие цели.

3. Проанализируйте раздел Примерных программ «Требования к уровню подготовки выпускников по владению ИЯ» в средних общеобразовательных учреждениях, проследите динамику развития речевой деятельности.

4. Проанализируйте «Предисловие» к книге для учителя и определи-

те, какие принципы реализуются в УМК. Какой подход, метод

обучения реализован в данном УМК?

5. Проанализируйте УМК с точки зрения наличия в нем различных

типов и видов упражнений.

6. Покажите, как реализуется социокультурный подход к обучению

ИЯ и развитие межкультурной компетенции средствами ИЯ.

7. Каким критериям, на ваш взгляд, должен соответствовать

современный учебник ИЯ?

8. Проанализируйте отечественные или зарубежные УМК и выбе-

рите задания, в которых используется проектная методика.

 

Литература

 

Основная:

1. Бим И.Л. Некоторые исходные положения учебника иностранного языка в школе // ИЯШ. – 2002. - №3. – С. 3 – 8.

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ – ГЛОССА. - 2000.

2. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение. – 1991.

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс

лекций. – М.: Просвещение. - 2002.

Дополнительная:

1. Горлова Н.А. Оценка качества и эффективности УМК по иностранным языкам. – ИЯШ. – 2005. - № 8.

2. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. (Под ред. В.М. Филатова). – Ростов-на-Дону. – 2004.

3. Сафонова В.В. Программы по английскому языку для 1-4, 5-9, 10-11 классов школ с углубленным изучением ИЯ. –М.: Еврошкола. - 1999.

4. Сафонова В.В. Изучение языковмеждународного общения в контексте

диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки. - 1996.

5. Учебно- методические комплекты по иностранным языкам издатель-

ства «Просвещение». – ИЯШ / Специальный выпуск. – 2007.

 

 

Лекция 8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...