Разработка и внедрение бренд-менеджмента в организации
В настоящее время многие руководители отечественных организаций, как и руководители западных компаний, пришли к выводу о необходимости создания и продвижения на рынке бренда, который способствует стабильному развитию организаций в условиях конкуренции. Очевидной становится необходимость сконцентрировать усилия не на продвижении товара или услуги как таковых, а на развитии и продвижении своего бренда как единого целого. Бренд, по сути, не представление о товаре, а представление о ценности этого товара. Основными параметрами, по которым можно характеризовать бренд, являются показатели отношения к нему потребителя, например ценность, устойчивость, лояльность, восприятие имиджа. Поэтому при разработке бренда его создатели должны учитывать не только сознательную реакцию потенциальных потребителей, но и эмоциональную окраску этой реакции. Однако сам бренд не может выступать гарантом конкурентоспособности организации. Для того чтобы бренд эффективно работал на организацию, нужно уметь им управлять. Грамотно управляя брендом, можно достичь многого, например: 1) стабилизировать объем продаж на рассматриваемом рынке и создать устойчивый образ товара или услуги в глазах потребителей; 2) увеличить прибыль за счет расширения ассортимента товара и создания общего образа для группы товаров или услуг; 3) учитывать в рекламе бренда культуру той страны (реги 4) учитывать при разработке рекламы три важных аспекта:
Некоторые организации самостоятельно решают все вопросы, связанные с созданием и продвижением бренда. В таких случаях брендингом иногда занимаются специалисты отдела маркетинга. Но чаще для достижения большей эффективности управление брендингом доверяют сторонней профессиональной организации, специализирующейся на этом, например рекламному агентству. В целом брендинг — это основанная на результатах маркетингового исследования совместная творческая деятельность рекламного агентства и организации-производителя, направленная на разработку и крупномасштабное внедрение в сознание потребителя бренд-имиджа — характерного образа товара или группы товаров. Организациям-производителям, самостоятельно занимающимся бренд-менеджментом, для повышения эффективности управления брендом необходимо выбрать один из двух путей развития: создание отдела, выполняющего функции рекламного агентства полного цикла услуг, или маркетинго-во-консалтинговой компании, так называемого бренд-инкубатора. В отдел бренд-менеджмента, организованный по образу рекламного агентства полного цикла услуг, набирают людей, владеющих творческими профессиями (художников, дизайнеров), и людей, специализирующихся на подготовке и разработке рекламных кампаний и других маркетинговых коммуникаций. Ввиду повседневной работы с широким спектром маркетинговых ситуаций и проблем сотрудники отдела при- обретают компетентность и квалификацию, которые позволяют обеспечить высокие темпы и уровень развития бренда. Помимо творческих людей, в отделе должны работать также бизнесмены, которые и занимаются вопросами применения творческого потенциала к чисто практическим нуждам.
Как правило, это аналитики по проблемам рынка и средств массовой информации. Они должны быть в курсе всех новых рекламных технологий и ориентироваться в ценах и текущих производственных проблемах. В общем случае на отдел бренд-менеджмента возлагают следующие функции: 1) творческая разработка и производство рекламной продукции; 2) планирование средств рекламы и обеспечение необходимым рекламным пространством в СМИ; 3) маркетинговые и рекламные исследования. Эти функции и определяют его структуру. Таким образом, целесообразно разделять его на подотделы по выполняемым функциям. Как правило, выделяют следующие подразделения: 1) подразделение творческих разработок и производства рекламной продукции; 2) подразделение планирования медиаконтента (средств рекламы, приобретения рекламного пространства в СМИ); 3) подразделение маркетинговых исследований. Рассмотрим эти подразделения подробнее. Основная функция творческого подразделения отдела бренд-менеджмента в разработке идей рекламного контента, который и составляет основу рекламных кампаний. В сознании людей зачастую слова «творческий» и «организованный» считаются противоположными по смыслу и даже взаимоисключающими. Однако обе эти составляющие разработки рекламного контента обязательно должны присутствовать одновременно. Для этого координатор проекта должен быть гибким в плане организации творчества, а также строгим и жестким в контроле качества и сроков изготовления продукции. Как правило, в это подразделение входят следующие сотрудники: 1) творческий директор; 2) менеджер подразделения творческих работ; 3) художественный директор; 4) копирайтер (составитель рекламных текстов); 5) продюсер; 6) дизайнеры; 7) художники; 8) специалисты по подготовке медиапродукции к эфиру. Работу этого подразделения можно разделить на четыре характерных этапа: 1) разработка и производство рекламы (в основном это возложено на копирайтеров и художественного директора); 2) согласование общего направления творческой концепции; 3) утверждение концепции с творческой командой и ответственным за бренд; 4) после согласования художественный директор и копирай-теры работают с сотрудниками, непосредственно занятыми в производстве печатной продукции и подготовке ее к эфиру.
Для изготовления продукции организация может обращаться к сторонним специалистам из рекламных агентств на контрактной основе. Подразделение планирования медиаконтента занимается планированием и размещением рекламного контента в выгодное время и в «правильном» СМИ, для максимально эффективного и точного донесения до целевой аудитории, сохраняя минимальность затрат. Чтобы рекламный модуль эффективно отработал, нужно правильно распределить медиаканалы, по которым он будет распространяться. Таким образом, основная задача этого подразделения заключается в размещении рекламы так, чтобы она оказала воздействие на максимальное количество потенциальных потребителей, которые и являются целевой аудиторией, при минимальных затратах на размещение рекламы. Структура этого подотдела имеет следующий вид: 1) медиадиректор (руководитель); 2) медиапланеры (занимаются планированием медиа-средств); 3) медиабайеры (занимаются приобретением рекламного пространства); 4) медиаисследователи (занимаются анализом СМИ); 5) менеджеры по трафику (занимаются мониторингом выхода рекламы). Основной задачей подразделения маркетингового исследования является анализ желаний, потребностей, мотивов и идей потенциального потребителя. Для этого необходимо решать такие задачи, как: 1) анализ вторичной информации, которая собрана другими исследовательскими и мониторинговыми компаниями; 2) производство собственных исследований (как качественных, так и количественных); 3) мониторинг динамики объема продаж и другой информации. Кроме вышеперечисленных исследований подразделение также осуществляет мониторинг сходных работ внешними подрядчиками. Также сотрудники занимаются разработкой анкетных листов, проведением опросов и анализом их результатов, хотя проведение опросов может быть доверено сторонней фирме.
По результатам исследований осуществляют необходимые корректировки в творческой концепции. В основном анализ можно разделить на две части: анализ потребительских предпочтений и анализ медиапредпочтений. Исследования целесообразно проводить до начала разработки рекламы для точного позиционирования на целевую аудиторию. Также проводятся предварительные исследования и тестирования для оценки возможной реакции целевой аудитории на разработанную рекламу и постисследования по оценке эффективности проведенной рекламной кампании. Анализ рынка — это одна из важнейших частей всех решений по медиапланированию. Главное — это выделение целевой аудитории. На основе этого и выбирается стратегия ме-диапланов и рекламных кампаний. Грамотное медиапланирование очень важно для повышения конкурентоспособности предприятия. По сути, медиапланирование представляет собой процесс поиска наиболее эффективного способа донесения до потенциальных потребителей информации о рассматриваемом бренде. Главной задачей медиапланирования является формирование хорошего плана рекламной кампании, по которому рекламное сообщение, направленное на конкретную целевую аудиторию, будет передано ей в подходящее время, в подходящем месте и в нужном объеме, не затрагивая других сегментов потребителей. Таким образом, видно, что медиапланирование — основной этап рекламной кампании. Значение подразделения планирования медиаконтента еще более возрастает в следствие быстро развивающегося в настоящее время рекламного рынка, так как в данной ситуации очень важно создание грамотного медиаплана. В этом смысле денежные средства должны быть вложены не только в закупку непосредственного рекламного пространства для продвижения бренда, но и в формирование оптимального рекламного бюджета. Важно также учесть, что для разработки эффективного медиаплана и формирования подходящего бюджета обязательно необходимо использовать специальные программы и базы данных медиа- или маркетинговых исследований. Отсутствие такой информации и опыта в медиапла-нировании у большинства организаций в прошлом сильно затрудняло разработку эффективных рекламных кампаний. Поэтому для создания и продвижения образа бренда любой компании необходимо иметь в отделе бренд-менеджмента специалистов планирования медиаконтента. Итак, в разработке рекламной кампании главную роль играет медиапланирование, подразумевающее управление рекламным бюджетом, выделяемым на покупку рекламного вре-
мени и пространства. Однако для специалистов отдела бренд-менеджмента важно также оценить роль медиаплана в общем маркетинговом коммуникационном плане. Ведь на разных уровнях развития и разных стадиях жизненного цикла бренда медиареклама играет большую или меньшую роль. Здесь важна работа специалистов подразделения планирования ме-диаконтента, они должны проработать медиаплан как элемент, выгодно дополняющий общую коммуникацию маркетингового плана и повышающий его эффективность. Грамотный медиаплан в этом случае должен соответствовать основным территориальным и социально-демографическим характеристикам целевого сегмента, особенностям имеющихся средств массовой информации и рынка, чтобы избежать лишних расходов рекламного бюджета и снижения эффективности рекламных кампаний. Такое медиапланирование продвижения бренда и должны обеспечивать в отделе брендменеджмента специалисты медиаметрии. Выполняемые этим отделом функции можно назвать стратегическим планированием маркетинга и маркетинговых коммуникаций. Причем отдел бренд-менеджмента отвечает не только за стратегическое планирование продвижения, но и за планирование остальных элементов маркетингового комплекса — каналы распространения, цены, товар и т.д. Отдел выполняет функции организации дистрибьютор-ских сетей. Кроме того, иногда оправданным является создание нового подразделения в рамках рассматриваемого отдела -— подразделения стратегического планирования. Это подразделение возлагает на себя функции коммуникационного консалтинга по всем аспектам маркетинговой деятельности организации. В случае, когда подразделение считает, что информации, переданной ему, недостаточно для выработки стратегии, специалисты формулируют основные вопросы, на которые нужно ответить для успешной разработки программы маркетингового комплекса исследований. После согласования с координатором проекта специалисты из подразделения стратегического планирования передают программу исследований на выполнение. После обработки исследовательской программы специалисты отдела вырабатывают рекомендации по товарной, ассортиментной, ценовой, сбытовой политике бренда. Эти рекомендации, собственно, и составляют стратегию бренда. Все сотрудники, задействованные в проекте, свою деятельность направляют на реализацию выработанной стратегии. Таким образом, формируется главное — долгосрочное предпочтение товара. Схематично работу отдела можно представить следующим образом. 1 этап — получение общих заданий от координатора проекта, в которые входят цели и задачи в области производства, долгосрочности развития, планируемой прибыли. Эти цели должны быть реальными и достижимыми. 2 этап — постановка задачи подразделению стратегического планирования на основе задания координатора проекта. 3 этап — постановка задачи исследовательскому подразделению. На этом этапе происходит анализ информации координатора проекта, целей и задач, списка непроясненных вопросов. 4 этап — подготовка предложений по исследованиям, в которые включаются методология исследования, стоимость, сроки. 5 этап — согласование предложения по исследованиям внутри отдела. По завершении исследований их результаты доводят до директора подразделения стратегического планирования для внутриотдельного согласования документа. 6 этап —- согласование предложения с координатором проекта, который и утверждает программу, включая ее основные компоненты — поставленные задачи, анкеты, алгоритмы исследования, время, место проведения, стоимость программы исследований. 7 этап — формируется «задание на реализацию», которое передается начальнику исследовательского подразделения, после чего начинается реализация программы. 8 этап — согласование результатов исследования внутри отдела бренд-менеджмента. Происходит после сбора и обработки статистических данных. Готовится предварительный отчет о проведенном исследовании. В отчет вносятся соответствующие исправления и дополнения. 9 этап — утверждение исследовательского отчета координатором проекта. После обсуждения итогов с ним и вносятся завершающие исправления и дополнения. Отчет письменно утверждается координатором проекта.
10 этап — разработка стратегии бренда подразделением стратегического планирования. При этом анализируют и определяют целевые группы, позиционирование бренда, рекомендации по разработке названия, упаковки, рекламных модулей бренда, по стратегии продвижения бренда на рынке, ценовой и ассортиментной политике. 11 этап — согласование разработанной стратегии с координатором проекта и утверждение ее. 12 этап — постановка задачи творческому отделу. Требования к логотипу, упаковке, рекламной концепции бренда. 13 этап — создание рекомендаций для творческого и ме-диаподразделений, которые также учитываются при разработке рекламы бренда. 14 этап — по завершении разработки логотипа, названия, упаковки, рекламных модулей и медиастратегии все эти элементы бренд-менеджмента согласовываются с координатором проекта и подразделением стратегического планирования. Требуется письменное утверждение координатором проекта. 15 этап — разработка окончательных рекламных материалов и медиатактики. 16 этап — готовые рекламные материалы и медиатактика согласовываются с координатором проекта. 17 этап — по окончании всех этапов все рекламные материалы передаются в медиаотдел, и координатор проекта дает добро на начало рекламной кампании. Такое структурирование позволяет значительно упростить контроль за выполнением проекта. Кроме того, должны быть установлены нормативы времени на выполнение всех этапов. Это позволяет минимизировать отклонение от заданных руководством сроков. Многие российские компании уже понимают необходимость изменений маркетинговых коммуникаций и их значение для повышения уровня конкурентоспособности организации. Ведущую роль в этом играет планирование продвижения бренда в средствах массовой информации, так называемое ме-диапланирование. По определению, медиапланирование — это процесс принятия взаимосвязанных решений, которые определяют сдособ оптимальной передачи информации о бренде потенциальным покупателям. Основная цель — разработка плана рекламной кампании, при котором рекламный модуль будет донесен до целевой аудитории в оптимальное время, объеме и месте, исключая лишнее воздействие на остальных людей. Главное — нужно понимать не только необходимость закупки рекламного пространства, но и необходимость оптимального выбора каналов размещения рекламы. Комплекс мероприятий по медиапланированию является важнейшим этапом, так как именно этот процесс и регулирует основные расходы на рекламу. Оценка роли медиаплана — неотъемлемая часть планирования рекламной деятельности организации. Когда возникает необходимость комплексной коммуникации, разрабатывают маркетинговый коммуникационный план. Анализ концепции медиапланирования в западных странах и в России показывает, что в России медиапланирование основано на западном опыте, причем зачастую оно полностью повторяет западные методики. Основным отличием отделов бренд-менеджмента, основанных на модели бренд-инкубатора, является то, что этот тип отделов не занимается разработкой творческой стратегии рекламных кампаний, производством рекламных материалов, размещением в СМИ. Бренд-инкубатор занимается исключительно созданием бренда и оказанием консалтинговых услуг, связанных с его развитием. Ввиду узости специализации отдел, основанный на структуре бренд-инкубатора, позволяет существенно снизить затраты на содержание команды специалистов, не участвующих непосредственно в процессе консалтинга, и, соответственно, понизить общую стоимость проекта. Основные функции бренд-инкубатора можно условно разделить на следующие группы. 1. Разработка бренда, в которой основное внимание уделяется соответствию бренда ожиданиям потенциальных потребителей. Важно отметить, что строить концепцию бренда исходя из того, что новый бренд должен иметь существенные отличия от уже существующих брендов, было бы экономически ошибочно. 2. Выполнение аудита существующего бренда и выработка рекомендаций по изменению позиционирования бренда и адаптации его коммуникационных элементов. 3. Определение границ существования бренда таким образом, чтобы для будущей корректировки необходимы были минимальные усилия. 4. Обеспечение единого маркетингового сообщения. 5. Обеспечение единого представления бренда во времени и пространстве без учета географической зоны его распространения. В условиях России в создании подобного рода отделов, как правило, заинтересованы малые и средние организации, работающие на локальных рынках, розничные торговые организации и другие компании, не заинтересованные в проведении крупномасштабных рекламных кампаний, но нуждающиеся в специалистах в области бренд-менеджмента. Таким образом, организации, для которых проведение крупномасштабных рекламных кампаний невозможно ввиду ограниченности бюджета либо нецелесообразно в силу особенностей маркетинговой деятельности таких компаний, не заинтересованы в содержании в своей структуре отделов бренд- менеджмента, основанных на сотрудничестве с рекламными агентствами полного цикла услуг. При этом грамотная реализация принципов коммуникационной концепции маркетинга может оказаться не только необходимой, но и достаточной для организации, действующей в рамках небольшого региона, розничной точки или даже небольшой сети. Несмотря на то что количественные масштабы несравнимы, качественные масштабы — сравнимы и практически совпадают. Легко видеть, что на конкретном локальном рынке небольшая организация, выпускающая продукцию под конкурентоспособным брендом, в состоянии получить желаемую прибыль, которая ей необходима для развития, несмотря на наличие на рынке более крупных, но вместе с тем менее эффективных с точки зрения брендинга компаний. Основная доля покупателей большинства мест обслуживания находится поблизости от точки, и коммуникация с ними носит ограниченный территориальный характер. Такие компании не заинтересованы в проведении рекламной кампании, в которой большая часть аудитории им не нужна. Главной задачей для таких компаний является разработка высокоэффективного бренда и грамотное управление им на всех циклах его существования. Выполнение этих задач ведет к стабильному развитию бренда и, как следствие, к развитию выпускающей его организации. Грамотное управление брендом подразумевает не только постоянное проведение маркетинговых исследований, но и знания и опыт в области маркетинга и маркетинговых коммуникаций. Чем этих знаний больше, чем точнее и проще проходит анализ результатов маркетинговых исследований, тем точнее принимаемые бизнес-решения. Таким образом, даже не неся значительных затрат на проведение крупномасштабных рекламных кампаний, можно сделать организацию быстро развивающейся и позволить ей войти в число крупнейших игроков на рынке или просто получить желаемую прибыль. Итак, создание отдела бренд-менеджмента, работающего на основе принципов рекламного агентства полного цикла услуг или бренд-инкубатора, дает возможность ведения эффективного брендинга, что является главным фактором успешности предпринимательской деятельности любой компании. Однако получение эффектов от реализации данной программы напрямую связано с затратами на создание отдела, поддержание его работоспособности и выполнение разрабатываемых им планов. Также важно помнить, что выбор одной из описанных организационных форм отдела должен соответствовать целям и задачам компании. Таким образом, мало просто увидеть успех бренда, созданного и продвигаемого с помощью организованной в компании системы брендинга, необходимо еще и понять, насколько эффективен созданный отдел бренд-менеджмента сам по себе. Для того чтобы оценить эффект работы данного отдела, можно рассмотреть и оценить пофакторно все составляющие части эффекта, которые дают проведенные отделом исследования, разработанные планы и рекомендации. Эффекты, которые может получить компания от внедрения бренд-менеджмента, таковы: 1) увеличение объема продаж; 2) оптимизация ценовой и ассортиментной политики; 3) увеличение прибыли от бренда; 4) снижение затрат на рекламу и оптимизация рекламной политики; 5) расширение клиентской базы; 6) уменьшение временных ресурсов, затрачиваемых на управление брендом; 7) расширение целевого сегмента и увеличение числа потенциальных потребителей; 8) повышение конкурентоспособности. Кроме того, как было замечено ранее, при оценке эффекта, получаемого организацией от внедрения бренд-менеджмента, большое значение имеют затраты. Здесь важно учесть, что очень большие затраты обычно появляются при привле- чении сторонних организаций для выполнения коммуникационных и консалтинговых услуг или стратегического планирования, а именно при работе с независимыми рекламными агентствами полного цикла услуг или бренд-инкубаторами. Такие организации часто оценивают свои услуги на основе общих рыночных принципов оплаты консалтинговых услуг, к тому же наиболее квалифицированные специалисты очень дорого ценят свой труд. Поэтому у компании — производителя бренда при работе с партнерами по брендингу всегда есть риск переплатить, тогда как внедрение бренд-менеджмента в организации позволяет избежать этого риска и дает возможность контролировать затраты на управление брендом. Обычно выделяют следующие виды затрат на бренд-менеджмент: 1) затраты на консалтинговую деятельность; 2) затраты, связанные с разработкой и проведением в жизнь стратегического плана управления брендом; 3) затраты на проведение исследований; 4) оплата рекламы в средствах массовой информации и остальных медиасредствах; 5) затраты на творческие разработки; 6) затраты на разработку информационного обеспечения; 7) затраты на приобретение необходимой маркетинговой информации; 8) затраты на расширение штата сотрудников и, как следствие, увеличение фонда заработной платы (с возникновением отдела бренд-менеджмента); 9) периодические расходы на повышение квалификации сотрудников (специалистов по брендингу). Итак, жизнеспособный и эффективный бренд является результатом направленных профессиональных действий по управлению представлениями потребителей о нем. По сути, управление брендом основано на проведении исследований потребительских желаний, работы конкурентов, основных тенденций целевого сегмента рынка и подразумевает реагирование на все происходящие изменения. Такое управление брендом должно быть постоянным и основываться на действиях профессионалов, для того чтобы обеспечивать конкурентоспособность бренда и увеличивать его ценность для потребителей. Поэтому очень важно внедрять в организации — производителе бренда специальный отдел бренд-менеджмента. Профессия бренд-менеджер Движущая сила бренд-менеджмента в организации — это ее сотрудники, в частности специалисты по брендингу. Грамотную работу с брендом могут обеспечить только профессионалы. Рассмотрим подробно профессиональные требования, которые должны предъявляться к сотрудникам отдела бренд-менеджмента, и их должностные обязанности. Главным действующим лицом в рассматриваемой структуре является координатор проекта или руководитель отдела. Эти должности при необходимости могут совмещаться. Обычно выделяют следующие функции руководителя отдела бренд-менеджмента: 1) подчиняется только высшему руководству компании; 2) осуществляет стратегическое руководство в своем отделе; 3) при необходимости занимается поиском новых деловых возможностей; 4) контролирует профессиональный уровень персонала отдела; 5) общается с высшим руководством компании по всем вопросам работы отдела; 6) несет ответственность за эффективность работы отдела; 7) несет общую ответственность за деятельность отдела бренд-менеджмента. Как видно из указанных функций, данная должность соответствует положению вице-президента компании или заместителя генерального директора по брендингу. Поэтому рекомендуется назначать на должность руководителя отдела бренд-менеджмента специалиста, проработавшего в отделе маркетинга и рекламы (или хотя бы в этой сфере в другой организации) не менее 10 лет. Координатор проекта, как правило, выполняет следующие функции: 1) играет роль главного исполнителя в отношениях между руководством и отделом бренд-менеджмента; 2) следит за разработкой стратегических планов, утверждает разработанные рекламные планы, координирует все разработки отдела и расставляет приоритеты; 3) осуществляет контроль выполнения принятых планов; 4) играет роль основного менеджера, ответственного за работу отдела перед его руководителем; 5) несет ответственность за ежедневную деятельность отдела по конкретному проекту в соответствии с утвержденными планами и графиком; 6) осуществляет контроль соблюдения установленных бюджетов; 7) занимается оперативным планированием; 8) составляет текущие отчеты для руководства; 9) официально рассматривает все предложения и разработки отдела перед передачей их руководителю; 10) координирует официальное утверждение руководителем всех предложений и разработок отдела перед началом их реализации; 11) координирует контакт руководства с сотрудниками отдела; У координатора проекта также может быть помощник. Эта должность является начальной ступенью в иерархии отдела бренд-менеджмента. Основная обязанность такого помощника — помогать по необходимости координатору проекта в его работе, основываясь на приобретаемом опыте и уровне понимания маркетинговой обстановки. Кроме того, выделяют следующие должностные обязанности координатора проекта: 1) ведение необходимой документации; 2) планирование и прогнозирование доходов от работы отдела; 3) подготовка отчетов о работе; 4) координация всех проектов отдела: исследовательских, творческих, медиа; 5) координация работы исполнительных менеджеров. К координатору проекта предъявляют такие профессиональные требования, как: 1) хорошее знание принципов брендинга; 2) знания в области рекламы; 3) умение адаптировать без искажения поставленную высшим руководством задачу для сотрудников отдела; 4) знание основ планирования (для грамотного планирования работы над проектом без лишних затрат времени и сил персонала); 5) умение объективно представить результаты работы руководству; 6) осознание расстановки сил в отделе (умение привлекать к работе наиболее квалифицированных в необходимой области специалистов отдела). Перечисленные функции и профессиональные требования к координатору проекта позволяют выделить основные требования к кандидатам на данную должность при подборе персонала: 1) присутствие лидерских качеств; 2) коммуникабельность; 3) умение четко и ясно формулировать свои мысли в устной и письменной форме; 4) грамотная речь; 5) ярко выраженные организаторские способности; 6) умение работать в напряженной обстановке и под давлением; 7) способность скоординировать работу команды; 8) активность, умение работать в ускоренном режиме и выполнять несколько дел одновременно; 9) наличие творческих способностей и хорошего вкуса; 10) заинтересованность областью маркетинга и рекламы; 11) наличие высшего экономического образования. В подразделении творческих разработок и производства рекламной продукции организует и направляет творческую часть работы отдела бренд-менеджмента творческий директор или исполнительный творческий директор. Он рассматривает все творческие идеи и разработки сотрудников перед тем, как представить их руководству. Понятно, что при создании бренда и управлении им творческие разработки играют важнейшую роль. Поэтому исполнительный творческий директор — это, как правило, человек, входящий в состав совета директоров компании, или руководитель высшего звена. Он является основным представителем подразделения творческих разработок. Роль координатора в данном подразделении возлагается на менеджера по творческим разработкам. Этот специалист ведет административную деятельность. В его функции входит: 1) формирование и утверждение смет и творческих планов; 2) расчет эффективности творческих идей; 3) подбор и тестирование персонала подразделения; 4) осуществление контроля работы обслуживающего персонала в отделе; 5) ведение документации и составление отчетов о работе подотдела и финансовых отчетов. Таким образом, менеджер по творческим разработкам выполняет в основном административно-управленческие функции в своем подразделении. Он практически не контактирует с высшим руководством компании, так как в его задачу входит координация творческой деятельности отдела бренд-менеджмента. Здесь важно не перепутать функции исполнительного творческого директора и менеджера по творческим разработкам — обычно между ними нет соподчинения, они находятся приблизительно на одной ступени управленческой иерархии и могут продвигаться по службе независимо друг от друга. Основная творческая работа возлагается на творческую группу. Она должна состоять из: 1) копирайтера, т.е. специалиста по созданию рекламных идей и слоганов; 2) художественного директора — профессионала в создании рекламных эскизов для печатной продукции и сценариев рекламных роликов; 3) продюсера, который призван организовывать работу по производству рекламы совместно с профессиональными партнерскими организациями; 4) дизайнера, в обязанности которого входит создание оригинал-макетов при помощи компьютерной техники на основе материалов, подготовленных художественным директором; 5) художника, который также должен заниматься созданием зрительного образа бренда; 6) специалистов по подготовке медиапродукции к эфиру, в обязанности которых входит изготовление эфирной рекламы. От работы этих специалистов зависит качество исполнения эфирной продукции и, соответственно, эффективность всей рекламной кампании в целом. К специалистам по подготовке медиапродукции к эфиру попадают уже готовые и утвержденные видео- и аудиоролики, над которыми они работают совместно с партнерскими организациями, занимающимися производством эфирной рекламы. Для того чтобы подразделение работало оперативнее, можно включить в его состав также помощников специалистов. Например, часто встречается в рекламном бизнесе должность младшего копирайтера. В его обязанности входит работа над рекламными текстами вместе с копираитером, т. е. младший копираитер должен помогать старшим специалистам редактировать рекламные слоганы, составлять материал для рекламных акций, разрабатывать сценарии роликов и т.д. Кандидат на эту должность должен удовлетворять следующим требованиям: 1) иметь опыт в составлении текстов и написании слоганов; 2) обладать стопроцентной грамотностью; 3) быть активным и интеллектуально развитым человеком; 4) иметь экономическое или филологическое образование; 5) знать основные принципы создания образа бренда. Для того чтобы выявить перечисленные способности кандидата на должность младшего копирайтера, необходимо ознакомиться с его предыдущими творческими работами. Кроме того, в творческой группе может быть помощник художественного директора. В его обязанности входит помощь художественному директору. Он должен: 1) готовить макеты для печатной рекламы; 2) составлять видеоролики; 3) создавать художественные макеты. К кандидату на эту должность предъявляют такие требования, как: 1) присутствие хорошего художественного вкуса, дизайнерских способностей и фантазии; 2) наличие способностей к рисованию; 3) знание соответствующих компьютерных программ; 4) умение использовать дизайнерские и художественные способности для работы в маркетинге и рекламе; 5) художественное образование. Для выявления способностей кандидата, как и в остальных случаях, нужно рассмотреть его предыдущие работы. Хорошо также попросить сделать наброски для конкретной рекламной кампании. В подразделении планирования медиаконтента также должны работать профессионалы. В обязанности специалиста по медиапланированию входит разработка медиапла-на, а именно — выбор необходимых медиаканалов, расчет нужного момента для начала рекламной кампании бренда. В этом ему помогают специалисты отдела маркетинга и медиаис-следований, предоставляющие необходимую для анализа информацию. Основное профессиональное требовани<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|