Управление брендом в каналах товародвижения
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Управление брендом подразумевает, прежде всего, его продвижение на разных стадиях жизненного цикла при помощи различных средств маркетинговой коммуникации. Основная функция реализации принципов маркетинговой коммуникации — организация процесса взаимодействия между производителем бренда и его потребителями. Существуют различные формы товародвижения, выступающие как каналы коммуникации. Однако в любом случае для реализации коммуникационного процесса между производителем и потребителем необходимо: 1) инициировать коммуникации (в роли источника сообщения выступает компания — владелец бренда, являющаяся рекламодателем); 2) кодировать сообщения (в качестве кодировщика может быть отдел бренд-менеджмента организации-производителя или независимое рекламное агентство-партнер); 3) произвести закодированное сообщение (кодировку в данном случае производят специалисты по брендингу компании-производителя или профессионалы компании-подрядчика); 4) передать сообщение от источника к получателю (здесь следует задействовать такие каналы коммуникации, как средства массовой информации или другие медиасред-ства, например Интернет, транспорт, наружную рекламу); 5) организовать обратную связь и контроль над коммуникацией (как получатель этой обратной связи выступает компания — производитель бренда, т.е. рекламодатель). Стандартная схема системы коммуникации в брендинге обычно состоит из таких участников процесса, как: 1) компания-производитель бренда; 2) партнерская организация, участвующая в управлении брендом; 3) потребители бренда. Понятно, что все участники коммуникации выполняют ряд функций. Причем тот, кто берет на себя основные функции, начинает играть главную роль в системе коммуникации между производителем и потребителем, а другие участники в этом случае выступают в роли помощников.
Главной в рассматриваемой системе коммуникации считается роль источника информации, так как именно с него и начинается процесс. Как уже отмечалось, в этой роли выступает компания-производитель или владелец бренда, являющийся рекламодателем. Именно она вкладывает инвестиции в развитие бренда и получает от этого прибыль, состоящую из добавочной стоимости, которую дает товару бренд. Чаще всего на рынке из каналов товародвижения складывается цепочка. Участниками ее являются: компания — производитель бренда; различные дистрибьюторы, т.е. оптовые торговые компании, закупающие бренд у производителя крупными партиями с целью перепродажи частями по повышенной цене; дилеры, т.е. мелкооптовые компании, работающие на локальных рынках; розничные торговцы, доставляющие бренд конечному потребителю со своей наценкой. Итак, каждый участник данной цепочки повышает цену бренда с целью получения прибыли. Величина такой надбавки определяется неписаными законами рынка. Кроме того, в коммуникационной системе брендинга часто встречаются различные виды каналов товародвижения, отличающиеся от стандартного. В основном это отличие определяется количеством участников. Например, компания-производитель может отказаться от услуг дистрибьюторов и дилеров и открыть сеть своих магазинов, т.е. общаться с потребителем напрямую. Основной минус построения такой короткой цепочки заключается в том, что специализированные магазины обычно лишены ассортиментного разнообразия. К тому же для компании-производителя проблематично развивать сеть в других регионах, где ей некому управлять. В другом варианте цепочка товародвижения состоит из трех участников: производитель, независимый розничный
торговец и потребители. Однако в таком случае в процессе фигурируют крупные розничные сети, которые претендуют на дистрибьюторские скидки. Самый же распространенный вариант построения коммуникационной системы — каналы товародвижения с участием дистрибьюторов. Так или иначе, коммуникационная система в брендинге имеет свои особенности. Бренд по определению имеет более высокую стоимость, чем обычный товар, поэтому чтобы продать его дистрибьютору, компания-производитель должна убедить его в том, что потребители предпочтут данный бренд товарам фирм-конкурентов. Самым веским аргументом в данном случае может выступать обещание компании-производителя провести рекламную кампанию бренда и, соответственно, взять все расходы по продвижению бренда на себя. Дистрибьютору также надо убедить дилера работать с данным брендом. Здесь большое значение имеет репутация дистрибьютора, а также его система торговли: скидки, дополнительные услуги и т.д. После приобретения у дистрибьютора партии товара в задачу дилера входит грамотное распределение его в рознице. Когда все перечисленные ступени взаимодействия участников коммуникации проходят успешно и рекламная кампания создает удачный образ бренда в сознании потребителей, бренд обязательно продается. Вариантов коммуникационного взаимодействия и каналов товародвижения множество. Однако главный фактор, отличающий варианты взаимодействия друг от друга, — это место возникновения бренда. В качестве такого места выступает тот участник процесса, который является владельцем бренда. Владелец или производитель бренда тратится на создание образа бренда и получает в качестве прибыли ту самую надбавку в цене за эту эмоциональную составляющую, т.е. для него важно как можно сильнее и эффективнее раскрутить бренд. В отличие от производителя другие участники процесса коммуникации имеют в доходе добавленную стоимость бренда, обусловленную скорее объемами его продаж, чем его имиджем. Так как образ бренда дает исходному товару цену, во много раз превышающую его себестоимость, каждый участник коммуникационных процессов все чаще «заглядывается» на этот источник прибыли. Поэтому часто между ними возникает соперничество по поводу присвоения наибольшей доли маржинального дохода, т.е. разницы между ценой компании-производителя и отпускной потребительской ценой. Причем в последние годы в этой борьбе все чаще побеждают розничные торговцы.
Вообще наблюдается развитие розничной торговли, расширение и увеличение розничных сетей. Часто эти сети объединяются для отстаивания своих интересов и формулирования претензий к крупным поставщикам и компаниям-производителям по поводу ценовых условий, ассортиментных решений и т.п. Условия розничной торговли играют значительную роль в управлении брендом и доведении его до потребителей, так как даже самое грамотное медиапланиро-вание и самый привлекательный образ бренда не помогут его продать, если он будет отсутствовать в розничных торговых точках. Кроме того, учитывая фактор конкуренции, бренд должен не просто присутствовать в точках розничной сети, а находиться там в необходимом объеме и ассортименте и вовремя доставляться на склады. Иными словами, управляя брендом, организация-производитель должна уделять большое внимание количеству и качеству его присутствия в розничной сети. На практике используются разные способы управления розничным присутствием, например с помощью штата торговых представителей и мерчандайзеров или с использованием услуг сторонней профессиональной организации. Кроме того, существует много различных методик управления взаимодействием между производителем бренда, розничными торговцами и потребителями. Главным инструментом контроля эффективности работы с брендом розничной системы является аудит розничной торговли. Посредством такого аудита выявляют пробелы в системе коммуникации «производитель — потребитель» и часто таким образом находят причины неэффективности бренда. По сути, аудит розничной торговли представляет собой исследование торговой структуры, которое помогает анализировать, регулировать и контролировать эффективность дистрибуции, объем продаж и изменение цены. Такое исследование помогает производителю или владельцу бренда ответить на вопросы по поводу:
1) занимаемой позиции на рынке; 2) эффективности присутствия в выбранном сегменте; 3) конкурентоспособности бренда и компании в целом; 4) уровня реального и потенциального отклика торговли на выведенный бренд и его результата. Итак, аудит розничной торговли помогает анализировать и корректировать отношения с таким участником коммуникации, как розничные торговцы. Существует несколько основных принципов аудита розничной торговли: 1) принцип непрерывности предполагает волновое исследование, проводимое 6-12 раз в год; 2) принцип обновляемоести заключается в исследовании динамики изменений розничной структуры; 3) принцип хронографичности представляет собой некоторую задержку во времени с целью уточнения объема товара до осуществления продаж этого товара в торговой системе. Здесь основную роль играет время прохождения товара по каналам товародвижения от производителя к потребителю. Суть исследования в рассмотрении нескольких таких циклов для выявления динамики, взаимосвязи и взаимозависимости интересующих факторов; 4) принцип фундаментальности является маркетинговым исследованием при помощи статистических методов; 5) принцип комплексности изучает взаимосвязанные показатели в комплексе, что помогает оценивать глубинные связи и перепроверять уже вычисленные параметры аудита; 6) принцип рыночной доли представляет собой изучение какой-то доли продаж в сравнении с общими объемами, т.е. емкости рынка. Здесь важно учесть коэффициент покрытия. В основном для производителей бренда интересны следующие области аудита розничной торговли: 1) анализ продаж: а) объем продаж и его доля; б) общая стоимость продаж и ее доля; в) величина и динамика потенциальной доли; 2) анализ цен; 3) анализ эффективности дистрибуции: а) показатели наличия бренда (количественные и качественные); 4) величина остатков в розничных точках: а) объем запасов и их доля; б) временные рамки хранения запаса; 5) величина закупок средней розничной точкой: а) реальный объем закупок и его доля; б) количественные и качественные показатели закупок; 6) выявление средних значений на розничную точку. 1) объем продаж и его доля представляют собой продажи бренда потребителю через систему розничной торговли. Выражаться эти показатели могут в различных единицах — литрах, килограммах и т.п. Причем объем продаж вычисляют следующим способом:
V = St + Р- St2, где V — объем продаж; St1 — объем запасов рассматриваемого бренда в торговых точках, обнаруженный во время предыдущего визита; St2 —- объем запасов бренда в розничных точках на момент визита; Р — закупки розничных торговцев. В свою очередь, доля объема продаж, или доля на рынке высчитывается как отношение объема продаж рассмат- риваемого бренда и общего объема продаж по товарной категории. Выражают данный показатель обычно в процентах; 2) стоимость продаж и ее доля вычисляются аналогично предыдущим, но выражаются в стоимости на основе национальной валюты; 3) показатель потенциальной доли представляет собой долю объема продаж бренда, но без учета качества дистрибуции. Этот показатель помогает понять, какой станет доля объема рассматриваемого бренда, если его дистрибуция будет стопроцентной. Вычисляют потенциальную долю так: SSH = Sh x lOO/WH, где SSH — расчетная потенциальная доля объема продаж; Sh — доля объема продаж соответственно; WH — полная дистрибуция бренда, учитывая товарооборот. Средняя цена за единицу подразумевает значение средней розничной цены за единицу бренда. Выражается этот показатель в соответствующих единицах — литрах, штуках, килограммах и т.п. Вычисление такой средней цены за единицу помогает сравнивать стоимости различных брендов. 1. Уровень наличия товара определяется как процент торговых розничных точек в определенном районе, в которых выставлен на продажу интересующий аудиторов бренд. 2. Количественный показатель наличия товара — это процент продаж торговых точек, который продавали в интересующем периоде. 3. Качественный показатель наличия товара представляет собой оценочный показатель торговой значимости розничных точек. Это показатель взвешенный. Он показывает, какая доля общего объема продаж данной товарной категории приходится на розничные точки, продававшие данный бренд. В зависимости от оцененной торговой значимости розничных точек взвешенные показатели наличия товара могут превышать количественные или наоборот. Количественные и качественные показатели в данном случае можно сравнивать для оценки эффективности дистрибуции бренда: 1) под чистой дистрибуцией понимают торговые точки, имеющие в продаже интересующий аудитора бренд на момент проверки в конце периода аудита. Этот показатель также может быть и количественным, и качественным. Причем количественная дистрибуция показывает непосредственно процент розничных точек, имеющих в продаже рассматриваемый бренд на момент визита аудитора в конце периода аудита. Качественная же дистрибуция рассматривает торговую значимость проверяемых розничных точек; 2) показатель дефицита товара в продаже показывает количество торговых точек, которые занимались продажей данного бренда когда-то (например, в период прошлого визита аудиторов), но не имеют его в продаже на текущий момент проверки. Вычисляется этот показатель как разность между процентами полной дистрибуции и дистрибуции. Оптимальным считается случай, когда показатель дефицита товара в продаже равен нулю, но это бывает крайне редко. Чаще этот показатель растет в течение нескольких периодов, а затем начинает снижаться. Кроме того, показатель дефицита товара в продаже может быть выражен как качественно, так и количественно. Причем в количественном виде он показывает конкретный процент торговых точек, продававших когда-то данный бренд, но не имеющих его в наличии на момент последней проверки. При рассмотрении же качественной интерпретации данного показателя, оценивается торговая значимость рассматриваемых розничных точек. 1. Объем запасов— это полный объем запасов бренда в розничных точках (как в зале, так и на складах) на момент аудиторской проверки. Оценивая этот показатель, не следует пугаться его низкого значения, так как у успешных брендов он всегда низок из-за высокой оборачивемости. 2. Объем в торговом зале включает в себя весь объем запасов бренда, обнаруженный в торговом зале на момент визита аудиторов. Если бренд успешен, доля его объема в торговом зале розничной точки должна равняться или превышать долю его объема продаж. 3. Количество дней запасов бренда — это то количество дней, на которые должно хватить товара на складе при обычном темпе продаж. Данный показатель вычисляется как отношение объема запасов товара к объему дневных продаж. Число дней запасов бренда является наиболее важным показателем, так как на его основе устанавливается нужная частота визитов аудиторов. 4. Объем закупок и его доля отражают закупки в системе розничной торговли, которые выражаются в тех же единицах, что и объем продаж. Причем долю закупок бренда указывают базовым числом под объемом. В течение длительного промежутка времени показатель объема закупок должен быть равен продажам, однако при рассмотрении коротких временных интервалов можно найти некоторые различия. Это обусловлено неточными расчетами руководителей розничных торговых точек. Так, ожидая больших объемов продаж, на склад торговой точки закупается крупная партия товара, которая может пролежать там долго, если расчет был неверный и объемы продаж не повысятся. Это не страшно, ситуация постепенно нормализуется, когда в дальнейшем закупки этого товара уменьшатся, а объемы продаж останутся прежними, т.е. станут выше закупок; Розничные точки, закупающие бренд —- это процент торговых точек, которые закупили какое-либо количество брен-дового товара за определенный период аудита. В данном случае количественным показателем является сам процент от количества торговых точек, а качественный показывает процент всего объема продаж, прошедшего через эти точки. Средние объемы — это в данном случае средние объемы продаж и запасов рассматриваемого бренда, приходящиеся на одну торговую точку. При вычислении этих показателей принимают во внимание только варианты полной дистрибуции (значения рассчитываются по данным о торговых точках, которые произвели продажи и имеют запас брендового товара в течение всего периода проведения аудита). В целом же аудит розничной торговли состоит из следующих этапов. 1. Перепись розничной структуры. 2. Составление дизайна репрезентативной панели. 3. Оценка уровня статистических ошибок. 4. Процедура сбора данных в так называемых «панельных точках». 5. Обработка полученных данных. 6. Совмещение собранных панельных данных с генеральной совокупностью. 7. Рассмотрение и оценка полученных данных и их применение. При переписи розничной структуры определяют генеральную совокупность и оценивают ее характеристики. Здесь рассматриваются такие показатели, как: 1) географическое расположение точек; 2) их физические параметры; 3) ассортимент и т.п. Данные о торговой структуре постоянно обновляют. Составление дизайна репрезентативной панели идентично составлению выборки. Панель должна содержать в себе розничные точки одного типа, находящиеся в одном географическом районе и имеющие определенный ассортимент. Для того чтобы оценить статистическую ошибку, анализируют следующие показатели: 1) размеры выбранной генеральной совокупности; 2) коэффициент вариации; 3) количество стандартных ошибок и уровень достоверности полученных данных. Сбор данных в «панельных точках» совершается по строгому графику с установленным временным интервалом. На этапе обработки полученных данных информация кодируется посредством разнесения по определенным группам, правки и корректировки. Далее полученные данные делят на проецирующие и совмещают с генеральной совокупностью. Самый последний и основной этап аудита — оценка полученных данных и их применение. Именно на этом этапе становится виден эффект от вложенных в аудит розничной торговли средств, вырабатываются рекомендации и анализируются найденные «узкие» места в продвижении бренда к потребителю. Рассмотренная система аудита розничной торговли также помогает сократить трансакционные издержки путем выявления их источников. Однако для проведения такого аудита компании-производителю бренда может потребоваться профессиональная помощь, а также организационное и информационное обеспечение по всем вопросам управления брендом, начиная от его создания и продвижения до организации взаимоотношений участников каналов движения данного бренда. Глава 8 Способы оценки бренда И стоимости компании Рано или поздно в компании назревает необходимость оценки стоимости брендов. Этому способствует несколько причин. 1. Для достоверного отражения в бухгалтерской отчетности нужно точно знать стоимость нематериальных активов, самым важным из которых является именно бренд организации. 2. При покупке-продаже предприятий и компаний большая часть цены сделки приходится на стоимость торговой марки, известны даже случаи, когда эта доля доходила до 90% от суммы сделки. Иногда покупается только бренд без какого-либо материального обеспечения. 3. В качестве критериев оценки успешности работы компании или ее подразделений зачастую используется именно стоимость бренда, а точнее, динамика его роста, показатели стабильности, силы бренда. 4. Бренд можно использовать как инструмент залога при получении организацией кредита. Оценка его стоимости может служить основанием для согласия или отказа кредитующей стороны. Правильная и достоверная оценка бренда помогает руководству предприятия распределить ресурсы, денежные потоки по направлениям работы, найти покупателя, заинтересованного в покупке бренда, или, наоборот, с выгодой приобрести торговую марку. Это позволяет упорядочить учет по следующим направлениям. 1. Распределение бюджета предприятия для максимизации прибыли. Это управление всеми денежными и финансовыми потоками предприятия с целью продвижения наиболее успешных и значимых брендов. 2. Для создания и развития нового бренда очень полезна информация о технологии оценки брендов, уже имеющихся в компании. Такая технология помогает оптимизировать стратегию развития но^ых брендов, выявить сильные и слабые стороны развития торговой марки, возможность расширения бренда на новые товары. Управление маркетингом внутри самой компании невозможно без количественных и качественных показателей работы команды маркетологов. Динамика изменения стоимости бренда является как раз одним из самых наглядных таких показателей. И наконец, оценивая собственный бренд, компания оценивает также работу рекламного агентства, которая занимается его продвижением. Успешность бренда напрямую зависит от того, какие усилия были приложены рекламным агентством для его раскрутки. Сила бренда во многом зависит от того, насколько его образ соответствует желаниям и предпочтениям потребителей. Расхождение между имиджем бренда и нуждами покупателей ослабляет сам бренд, снижает его стоимость и вообще может привести к падению конкурентоспособности предприятия. Способность бренда распространяться на новые рынки, новую целевую аудиторию называется его подъемной силой и напрямую отражается в его стоимости. В денежном выражении это разница между затратами на создание и развитие нового бренда, его продвижение и затратами на модернизацию старого. При определении стоимости бренда должны выявляться следующие аспекты. 1. Прогнозируемость. Необходимо учитывать возможные объемы продаж, прибыли, вложений в оборотный капитал и основные средства. Это все необходимо для того, чтобы была возможность спрогнозировать свободные денежные потоки. 2. Добавленная стоимость. Часть денежных потоков, созданная именно с помощью нематериальных активов и отнесенная на долю каждой конкретной марки. 3. Норма дисконта. Будущие предполагаемые денежные потоки дисконтируются к текущей их стоимости. При оценке бренда часто происходит выявление существенной разницы между стоимостью, которая включается в бухгалтерский баланс и которой оперируют в отчетности, и стоимостью, с которой предприятие выносит бренд на открытый рынок. Даже для одного и того же покупателя в различное время и при различных условиях ценность бренда может значительно колебаться. Это зависит от того, насколько он заинтересован в покупке этого бренда в каждый конкретный момент. Часто бывают случаи, когда владельцу требуется не столько стоимостная оценка бренда, сколько определение его силы, т.е. способности превосходить другие аналогичные товары. Это может быть качественная оценка либо представленная в виде шкалы. И используют ее при принятии решения о повышении (понижении) цены, завоевании новой целевой аудитории. Силу бренда сравнивают с иными брендовыми товарами данной категории, также идет сравнение с «идеальным», или безрисковым, брендом. Оценивается сам рынок в целом, сектор, в котором представлен данный бренд, юридическая защита бренда, степень его превосходства над остальными. Так определяются сильные стороны бренда, которые снижают вероятность рисков и, соответственно, улучшают прогноз уровня будущих доходов. Достаточно просто и надежно оценивать бренд с помощью степени его известности у потребителя. Это соотношение тех людей, которые могут вспомнить данный бренд, и тех, которые не могут. Способ этот достаточно широко применяется для измерения эффективности маркетинга. Но для более точных исследований, когда простого опроса респондентов бывает недостаточно, в силу вступают другие методы оценки бренда. Денежная стоимость бренда — та часть цены товара или услуги, которую покупатели соглашаются платить, хотя другие аналогичные товары могут стоить дешевле. Эта надбавка добавляется к цене товара как выражение именно брендированности, т.е. это некая добавленная стоимость, которая не несет в себе никакой ощутимой пользы для потребителя. Покупатель платит только за имя, тем самым выражая известную степень доверия и лояльности к производителю. И чем больше покупателей становятся приверженцами того или иного бренда, тем сильнее становится он, тем выше растет добавленная часть цены на товар, тем дороже он становится в глазах потенциальных покупателей самой торговой марки. Точной же расчетной методики определения стоимости бренда не существует по вполне объективным причинам — невозможно учесть и просчитать все характеристики, которые оказывают влияние на эту стоимость в каждый момент времени. Ситуация на рынке меняется постоянно, и поведение покупателей носит, скорее, вероятностный, а не закономерный характер. Тем не менее в мировой практике сложилось несколько методов оценки брендов. 1. Экспертные методы — базируются на заключениях соответствующих специалистов. 2. Затратные — учитывают затраты на создание и поддержание бренда. 3. Рыночные — определяют стоимость бренда исходя из рыночной стоимости собственно самого предприятия. Если в компании сложился сильный бренд с устойчивыми позициями на рынке и высокой лояльностью потребителей, то это дает самой компании большие преимущества перед остальными. В частности, это снижает риск конкурентной борьбы, делает бренд устойчивым по отношению к возможным экономическим или рыночным кризисам, смягчает реакцию потребителей на возможные колебания цены, открывает возможности для расширения бренда. Бренд можно оценивать с помощью ряда субъективных показателей — личных мнений потребителей о том или ином бренде. Мнения эти могут отличаться одно от другого кардинально, но общая масса отзывов все же позволяет составить достаточно объективную оценку данного бренда. Наиболее важными показателями являются следующие. 1. Качество товара, которое напрямую определяет качество самой товарной марки. Менее качественный товар теряет в глазах потребителя свои позиции, тем самым снижая позиции бренда. Качество является одним их факторов, которые воспринимаются различными потребителями примерно на одном уровне. Это можно связывать с ощущением удовлетворенности данным товаром, ощущением его надежности и ценности. 2. Доверие к бренду. Определяется предпочтение конкретной торговой марки при наличии на рынке других аналогичных товаров. Приверженность к бренду на протяжении некоторого времени достигается сочетанием нескольких факторов — показателя квалификации бренда, т.е. его способности удовлетворять потребности в новизне, лидерства на рынке и показателя надежности и привлекательности бренда, т.е. способности вызывать интерес. 3. Важность. Каждый товар, прежде чем перекочевать с витрины магазина в корзину покупателя, оценивается с точки зрения важности его в жизни или возможности обойтись без него. Бренд дает покупателям ощущение значимости товара, и большую роль здесь играет положительное, благоприятное отношение к бренду. 4. Превосходство бренда. Оценивая бренд, покупатели постоянно сравнивают его с другими. Это не всегда происходит осознанно, но возникающие вопросы о том, какие преимущества дает покупка именно этого товара, точнее, приобретение товара именно под этой маркой, требуют ответа. И если бренд превосходит остальные товарные марки в своем сегменте рынка, то ответы чаще будут положительными, что дополнительно укрепляет позиции бренда и компании на рынке. Оценка бренда только с помощью метода осведомленности аудитории, способности вспомнить марку не может дать полного представления о силе и стоимости бренда. Главным минусом этого подхода является то, что, вспоминая бренд, потребитель оценивает в основном эффективность деятельности рекламного агентства, выставившего бренд на рынок, а не производителя его, который зачастую оказывается вообще неизвестным широкому кругу покупателей. Для самого бренда, может быть, это не столь уж и важно. Но как в таком случае оценить деятельность компании? Ведь даже при абсолютной осведомленности и узнаваемости марки не гарантирован высокий объем продаж товара. Существует метод оценки бренда с помощью нормы возврата инвестиций, который базируется на конкретных параметрах для оценки стоимости бренда. Изначально было разработано 19 показателей, по которым и производилась оценка. 1. Узнаваемость марки. Этот показатель широко применяется в практике как самостоятельный метод. Это способность марки быть узнанной среди массы брендов и небрендирован-ных товаров. 2. Понимание позиции и сути рекламной идеи рынком в целом или отдельными покупателями в частности, т.е. насколько совпадает представление создателя бренда, его разработчика с мнением потребителя этого бренда. 3. Исполнение маркой своих обязательств. Насколько ожидания потребителей оправдываются брендом. Бренд в своей сути несет некие обещания, является залогом определенного качества товара, уровня обслуживания, престижности и т.д. И когда потребитель отдает свои предпочтения именно этой марке, а не какой-либо другой, естественно, он ожидает исполнения этих обещаний. 4. Узнаваемость индивидуальности. Оценивается степень соответствия марки запросам потребителей. 5. Ассоциативность марки. Позволяет бренду найти собственное место в пирамиде ценностей для каждого потребителя, а также соотнести конкретный бренд с другими, аналогичными ему. 6. Количество покупателей, привлеченных торговой маркой. 7. Количество покупателей, которые по какой-либо при- чине отказались от дальнейших покупок этой торговой марки. Это может быть вызвано несколькими причинами. Переход на другие бренды, отказ от данного товара вовсе и т.д. 8. Соотношение числа покупателей данной торговой марки и потенциальных покупателей в целом, тех, которые покупают товары этой категории, но не отдают предпочтения данному бренду. Этот показатель называется долей рынка. 9. Число сопутствующих товаров и услуг, которые не относятся к бренду, но продаются благодаря силе марки.
10. В зависимости от того, происходит рост числа продаж товаров аналогичной группы, если они относятся к бренду, или нет, можно судить о частоте покупок бренда. 11. Лояльность покупателей определяется тем, в какой мере последние предпочитают именно марку компании, даже в случае изменения цены, и насколько долго длится эта предпочтительность. 12. Число откликов в средствах массовой информации тоже принимается за показатель. Причем откликов именно положительных, за некоторый определенный период времени. Таким образом проявляется заинтересованность общества брендом. 13. Насколько потребители сами уважают марку, то, как они отзываются о ней в повседневных разговорах, сильно влияет на формирование положительного образа бренда. Такой вид рекламы, распространяемый между людьми, оказывается весьма действенным средством. 14. В прямом продолжении с предыдущим находится показатель рекомендаций, который определяется в виде процента новых покупок, совершаемых благодаря совету другого человека или просто хорошему отзыву о данной марке. 15. В балльной системе выражается удовлетворенность потребителей данным товаром. Для измерения этого показателя часто применяются анкетные варианты опроса при покупке нового товара в магазине. 16. Сравнить данную марку с другими можно, высчитав ее финансовую стоимость. Какова была бы реакция потребите- лей на данный товар, если бы он продавался под той же товарной маркой, но был бы выпущен другой компанией: увеличило бы это объем продаж или, напротив, снизило бы его. Финансовая стоимость высчитывается в денежном выражении. 17. Та часть добавленной стоимости в цене товара, которая приходится на брендовость, называется ценовой премией. Максимально допустимая ценовая премия — та, которую соглашаются платить покупатели, сохраняя приверженность к данной марке. Ценовая премия в брендовом товаре сравнивается с добавленной стоимостью на частные марки и на марки конкурентов. 18. Прибыльность расходов на рекламу отражается в доходности рекламы. 19. И наконец, пожизненная стоимость покупателя — это то, насколько лояльность покупателя к марке можно исчислить в денежном выражении. Покупая товар под данным брендом в течение всей своей жизни, человек затрачивает на это определенное количество средств, рассчитываемое с учетом изменяющейся цены. Он может привить лояльность к бренду другим членам своей семьи или друзьям. Какие показатели выбрать для оценки бренда, руководство каждой компании решает самостоятельно. Количество их также никак не регламентировано. Например, U.S. Cellular использует всего три параметра, a Coca-Cola применяет гораздо более глобальный подход и производит оценку своей марки раз в 2 года по 24 показателям. Обычно организация начинает оценку своего бренда с четырех показателей — двух количественных и двух качественных, наиболее полно отражающих ситуацию для данной компании. Через несколько лет успешного их применения добавляются еще четыре, также количественные и качественные. И такая система оценки из восьми параметров называется ROBI 8. При слишком большом количестве показателей данные начинают сильно отличаться друг от друга, и это ухудшает точность измерений. Слишком малое их число, наоборот, не дает полной картины. Качественными характеристиками ROBI 8 считаются следующие: 1) осведомленность о марке. Опросы респондентов могут проводиться с подсказками, т.е. когда опрашиваемые могут выбрать вариант из предлагаемого списка, либо без подсказок, когда необходимо вспомнить марку самостоятельно. Это позволяет наиболее точно отслеживать динамику по данному показателю. Такие опросы проводят рекламные агентства для контроля за своей работой. Осведомленность потребителей — это когда опрашиваемые просто знают о существовании марки в отличие от способности вспомнить марку — указать на нее в первую очередь; 2) понимание позиции марки. Также проходит в виде опроса потребителей, но уже о том, как ассоциируется в их сознании позиция данного товара или услуги. Если компания позиционирует свою продукцию как, например, высокотехнологичную, но простую в использовании, то такой же образ должен вырабатываться у покупателей. Для этого необходимо, чтобы осведомленность о марке достигла высокого уровня среди опрашиваемых и потребители точно знали о предмете опроса; 3) узнавание индивидуальности торговой марки. Этот показатель напрямую связан с предыдущим. К главным чертам индивидуальности относятся энергичность, надежность, стабильность, инновационность, молодость и т.д. Потребитель в процессе знакомства с брендом формирует свое восприятие торговой марки, которое может совпасть или не совпасть с тем, которое желало бы внушить ему руководство компании. При создании имиджа марки необходимо учитывать то, что этот показатель может кардинально разойтись с мнением массы потребителей. Создавая черты индивидуальности бренда, компания обычно учитывает уровень выгод, приписываемых марке; ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|