Этап 1: Подготовка и организация процесса аудита
Обычно процесс клинического аудита начинается по инициативе руководителя клинической службы, врача-акушера, но в принципе любой медицинский специалист может возглавить этот процесс с согласия своих коллег. Руководство медицинского учреждения должно поддержать эту инициативу. Клиницисты, акушерки, медицинские сестры, а также сотрудники лаборатории и медрегистраторы также должны проявить готовность к сотрудничеству. Поддержка со стороны администрации может оказать значительную помощь в содействии эффективному проведению аудита. Следует создать мультидисциплинарную команду по проведению аудита, члены которой будут представлять профессиональные категории работников, участвующих в предоставлении услуг. Состав этой команды будет зависеть от выбранных для аудита тем или осложнений. Например, если в качестве темы для клинического аудита выбирается "угрожающее жизни акушерское кровотечение", то к участию в аудите будет приглашен кто-то из службы по переливанию крови. Однако команда не должна быть слишком многочисленной, и каждый член команды должен уделить часть своего времени этой работе. Кроме того, по крайней мере, один из членов команды должен являться клиницистом, который имеет возможность уделять достаточно времени для того, чтобы руководить аудитом и представлять результаты. Непосредственно сбор и анализ данных могут проводить сотрудники, не являющиеся медиками (например, медрегистраторы, лица, работающие с медицинскими картами), но могут потребоваться дополнительные ресурсы на финансирование сбора данных, если имеющийся персонал не сможет обеспечить этого аспекта работы. Существующая в некоторых странах национальная или региональная организация, занимающаяся аудитом, может оказать поддержку медицинскому учреждению, например, помочь в определении критериев или в установлении конкретных действий, которые следует предпринять для осуществления изменений в практике.
Основное внимание аудита может быть направлено на конкретную тему, например, использование лекарственных средств в случаях эклампсии, или на конкретное осложнение, каким являются, например, угрожающий разрыв матки при клинически узком тазе. Выбор темы обычно происходит по инициативе старшего врача-акушера в ходе разбора случаев материнской смертности или по результатам проведенных ранее аудитов, которые выявили огрехи в оказании помощи. Этап 2: Установление критериев надлежащей практики и определение случаев Найти руководства и стандарты, которые могут быть использованы в качестве источника критериев надлежащей практики
В некоторых странах существуют национальные руководства и стандарты, которые можно использовать для этой цели. Существует и другой вариант - международные стандарты, опубликованные организациями, как, например, изданное Всемирной организацией здравоохранения "Интегрированное ведение беременности и родов (ИВБР), которое можно использовать и адаптировать с привлечением местных экспертных советов. В некоторых ситуациях уже может существовать систематический обзор научных данных по какой-либо теме аудита.
Таблица 9. Источники информации по акушерской практике, основанной на научно-доказательных данных, для врачей и акушерок.
Уточнить категории угрожающих жизни состояний или процессов оказания помощи, которые следует подвергнуть аудиту, и за какой период времени
В первом круге аудита внимание обычно сосредотачивается на наиболее распространенной и серьезной категории осложнений. Трудно сказать, какое минимальное количество случаев с учетом всех условий следует рассматривать в процессе аудита для получения полезных результатов. И хотя такой установленной цифры нет, для того, чтобы получить значимые процентные величины числа случаев, которые велись в соответствии с определенным критерием, требуется обычно не менее десяти случаев. Но исследователи сами должны решить вопрос о том, можно ли делать выводы и предпринимать действия, основываясь на изучении меньшего количества случаев, особенно принимая во внимание серьезность рассматриваемых состояний. Сколько потребуется времени для сбора такого количества случаев будет зависеть от размера и типа медицинского учреждения. Например, если каждый случай эклампсии или разрыва матки можно рассматривать как угрожающее для жизни состояние, нельзя то же самое сказать о каждом случае послеродового кровотечения или послеродовой инфекции. Для иллюстрации сказанного приводим рабочее определение угрожающих жизни случаев первичного послеродового кровотечения, которое использовалось в процессе аудита.
Основные характеристики 1. Кровотечение из половых путей в течение 24 часов после родов. 2. Срок беременности > 24 недель.
Дополнительные характеристики Не менее одного из нижеперечисленных критериев 1. Кровопотеря более 1000 мл. 2. Клинические признаки шока (частота пульса >100/мин, систолическое давление <100 мм рт. ст.).
Определить аспекты помощи, которые должны быть подвергнуты аудиту, и сформулировать критерии в сжатом виде При установлении местных критериев или стандартов используйте мнения своих экспертов, включая экспертов из других местных, региональных или национальных учреждений, если это необходимо. Набор критериев, относящихся к определенной теме или оказанию помощи при осложнениях, будет охватывать такие элементы практики: - которые являются скорее необходимы, чем необязательными, - которые подкреплены достоверными научными доказательствами, - по отношению к которым можно провести аудит с использованием существующих медицинских записей в картах пациенток, - которые реально выполнимы с учетом возможностей медицинского учреждения в отношении персонала и ресурсов.
Таблица 10
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|