Психологическое тестирование
На практике при отборе персонала применяются два основных тина психологических тестов: тесты когнитивных способностей и личностные опросники. Если говорить несколько обобщенно, когнитивные тесты позволяют дать оценку таких интеллектуальных способностей, о которых говорилось в главе 2 при рассмотрении индивидуальных отличий умственных способностей человека. В настоящее время выпущены многие когнитивные тесты, которые можно приобрести, 142 ■ Глава 8. Методы отбора: психометрия предназначенные для оценки фактора £'(общего интеллекта) и его различных субкомпонентов, таких как пространственное мышление, вычислительные и вербальные способности. Личностные опросники в основном предназначены для выявления склонности людей вести себя в определенных ситуациях определенным образом. Когнитивные тесты В отношении когнитивных тестов мы располагаем более обширными и убедительными сведениями, чем для любых других существующих методов отбора персонала. В Великобритании, США и еще нескольких странах было проведено большое число исследований, направленных на выявление критериальной валндпости когнитивных тестов, в которых участвовали сотни тысяч человек. До конца 1970-х годов психологи считали, что когнитивные тесты могут иметь определенную ценность в некоторых ситуациях, но при этом не было единого мнения по поводу того, могут ли они эффективно использоваться при любых обстоятельствах. Большинство специалистов придерживалось мнения, что для того, чтобы когнитивный тест или любой другой метод отбора мог принести пользу, необходимо провести исследование критериальной валпдности, ориентированное па условия конкретной организации. Эта точка зрения была основана на том, что в проведенных исследованиях когнитивных тестов были получены разные коэффициенты валндпости; отличия часто оказывались весьма значительными. В то время многие специалисты просто не понимали, что большие расхождения результатов разных исследований во многом объяснялись небольшими размерами выборки, что часто имело место в работах того времени. В конце 1970-х — начале 80-х годов работы двух американских исследователей, Джека Хантера и Фрэнка Шмидта, позволили психологам получить совершенно новое представление по поводу доказательств валндпости большинства методов отбора, в частности когнитивных тестов. Шмидт и Хантер посвятили этому вопросу несколько очень убедительных статей (обзор можно найти в работе Murphy, 1988), в которых показали, что после корректировки данных с учетом различных факторов, таких как размер выборки и ограничение используемого диапазона оценки, оказалось, что исследования тестов когнитивных способностей показывают чрезвычайно согласованные между собой результаты. Этим достаточно ясно была подтверждена валидность когнитивных тестов в самых разнообразных ситуациях. Другими словами, такие тесты можно использовать
Психологическое тестирование ■ 143 для прогнозирования работы человека в большинстве сфер профессиональной деятельности. Но очевидным причинам это открытие имело самые значительные последствия в сфере отбора персонала. Можно сделать вывод, что при выборе возможных методов отбора персонала всегда следует рассмотреть возможность использования теста общего интеллекта (g). Тем, кто не является профессиональным психологом, возможно, будет несколько сложно интерпретировать данные, приводимые в качестве показателя критериальной валидпости фактора g. Причина этого в том, что в большинстве значительных аналитических исследований применяются сложные статистические методы (см. мета-анализ Hunter and Schmidt, 1990) и представление результатов в разных исследованиях не унифицировано. 11апример, все авторы мета-аналитнческнх исследованnii осуществляют определенную корректировку исходных данных, по при этом некоторые из них и коэффициенты дают с некоторыми поправками, тогда как другие этого не делают. По этой причине перед тем, как тем или иным образом интерпретировать приводимые исследователями коэффициенты, важно точно понимать, какие поправки были осуществлены. Часто коэффициенты для тестовg без учета поправок оказываются нисколько не выше, чем у широко признаваемых процедур отбора. Тем не менее наиболее интересным свойством результатов Tecrag является то, что они относительно мало варьируют в зависимости от условии проведения теста, и, как уже отмечалось, почти в любой ситуации имеет смысл рассмотреть возможность применения теста общего интеллекта. Проводятся такие тесты достаточно быстро и просто, а интерпретация их результатов осуществляется относительно несложными методами, но при этом для нее требуются специально подготовленные кадры. Иногда имеются достаточно основательные причины для того, чтобы отказаться от применения теста на общие умственные способности. Примером ситуации, где такой тест оказался бы не особенно полезен, являются случаи, когда весьма вероятно, что уровень способностей всех кандидатов окажется примерно одинаковым (например, когда производится отбор выпускников вузов).
Кроме того, следует более внимательно отнестись к принятию решения об использовании теста общих умственных способностей в случаях, когда возможности представителей различных национальных и других подгрупп при прохождении теста оказываются неравными. Результаты различных исследований непротиворечиво свидетельствуют о том, что представители некоторых этнических групп (например, 144 ■ Глава 8. Методы отбора: психометрия чернокожие американцы) часто получают более слабые результаты по тестам когнитивных способностей. То же мерно и для представигелей определенных социально-экономических групп. Интересно, чго тесты могут оказываться более или менее благоприятными для любых подгрупп кандидатов: например, при выполнении теста интеллекта с учетом культурном гомогенности представителей черной расы (Black Intelligence Test of Cultural Homogeneity, BITCH) более высокие баллы получаютафроамериканиы. Очевидно, что и случае, когда процедура отбора персонала включает когнитивные тесты, кандидаты, получившие па этих гестах более низкие баллы, и в целом отчитаются ниже и, соотиетствеппо имеют меньше шансов быть принятыми па работу. По причинам социального, этического и практического характера те, кто принимает кадровые решения, должны крайне внимательно отнестись к этому вопросу. Данная проблема остается.малоразрешимой, поскольку еще до сих пор никому не удалось разработать тест для проверки умственных способностей, результаты выполнения которого не зависели бы от принадлежности к определенным подгруппам. Проблемы такого характера, связанные с применением когнитивных тестов, вызвали у некоторых людей весьма негативное отношение к их применению в сфере отбора персонала. Другие же считают, что поскольку эти тесты позволяют обобщенно и адекватно прогнозировать успешность профессиональной деятельности, было бы неразумно прекратить их использование.
Важно четко различать критериальную валидность теста и возможность неблагоприятного влияния па определенную подгруппу, большинство психологов считают, что тест является справедливым по отношению к различным подгруппам в том случае, если число ошибок при прогнозировании будущей деятельности для какой-либо одной подгруппы не выше, чем для других подгрупп (Clcary, 1968). Другими словами, тест справедлив, если он одинаково адекватно прогнозирует профессиональную успешность представителей любых подгрупп. Представляется, что это совершенно оправданный взгляд на справедливость тестов. Имеющиеся на сегодняшни/! день данные с достаточной определенностью показывают, что при прогнозировании с помощью когнитивных тестов число ошибок в отношении разных подгрупп отличается только в небольшой степени (см. Schmitt. and Noe, 1986). К сожалению, и справедливый тест не исключает того, что определенные группы испытуемых получат более низкие баллы. Например, при проведении теста, оценивающего пространственное мышление, женщины могут получить несколько менее высокий балл, чем мужчины,
Психологическое тестирование ■ 145 тогда как при тестировании вербальных способностей преимущество почти всегда принадлежит женщинам. Каждый из этих двух тестов мог бы обеспечить достаточно точное прогнозирование выполнения определенных задач как женщинами, так и мужчинами. Отбор меньшего числа кандидатов из какой-либо определенной подгруппы часто будет считаться социально неприемлемым, поэтому в каждом конкретном случае следует уделить особое внимание тому, какую роль могут играть в процессе отбора персонала тесты когнитивных способностей. Нее же, несмотря па некоторые проблемы, есть много ситуаций, когда использование когнитивных тестов окажется выгодным и для кандидатов и для организаций. В этих случаях полезно будет обратиться к регулярно обновляемому комплексному обзору большинства используемых в Великобритании когнитивных тестов (Bartram et al., 1990). ' Личностные опросники Л ич носги ые он роен и ки самоотчета дают возможность легко получить представление о характере и направленности кандидата. Основные характеристики личности были рассмотрены нами в главе2. При рассмотрении пригодности личностных тестов для отбора персонала важнее всего ответить на вопрос: «Дают ли зги тесты такую информацию, с помощью которой можно более точно прогнозировать профессиональное поведение человека?» Убедительные подтверждения были получены относительно недавно, и представляется, что ответил» па этот вопрос можно утвердительно. Возможно, это кажется неудивительным. Факторы характера, такие как эмоциональная устойчивость и зкетравертнрованиость, играют значительную роль в повседневной жизни, и было бы странно предположить, что они не оказывают какого-либо влияния па профессиональную деятельность. В 1980-е годы проводились исследования, в которых валидноеть личностных опросников оценивалась с помощью приемов мета-анализа: использовались методы, во многом напоминающие способы оцеп ки критериальной валидпости тестов умственных способностей. Результаты первых исследований были далеко не такими положительными, как при анализе тестов умственных способностей (см. Schmitt et al., 1984). Сведения, полученные в последующих исследованиях (обзор которых можно найти в работе Robertson, 1993, 1994), были значительно более позитивными, но при этом были также получены и данные, указывающие на то, что личностные методы должны разрабатываться намного тщательнее, чем это представлялось ранее.
146 ■ Глава 8. Методы отбора: психометрия По сути было выявлено, что исследуемые личностные конструкты должны быть связаны с конкретными аспектами профессиональном компетентности, которые, в свою очередь, связаны с выполнением профессиональной деятельности (рис. 8.1). Например, добросовестность (черта характера) имеет отношение к склонности ставни, цели (профессиональная компетентность), связанной с большей производительностью труда (профессиональная деятельность) в тех сферах, где сотруднику предоставляется некоторая свобода выбора в вопросах собственной деятельности. Наиболее важные данные о личностных опросниках были получены в результате проведения серии метааналитических исследований, опубликованных в начале 1990-х годов (Tell et. al., 1991; Barrick and Mount, 1991; Robertson and Kinder, 1993). Одним из важных результатов, полученных в ходе исследований, было то, что личностные опросники, внимание которых сосредоточено на определенных аспектах, могут иметь достаточно высокие коэффициенты валидности, что видно и на примере треста «Юникэр». В своей работе, имеющей важное методологическое значение, Тетт и др. (Tett et al., 1991) показали, что, когда личностные характеристики определялись па основе априорных гипотез и анализа профессиональной деятелыюстп, выявлялся.чначрггельпо более высокий коэффициент валидности, чем в случаях, когда такая подготовка не проводилась. Исследователи опирались иа систему характеристик «Большой пятерки»; наиболее высокий уровень общей валидности был обнаружен в отношении благожелательности (0,22). Эти данные несовсем согласуются с результатами, полученными Барриком и Мауптом, не выявившими достаточных подтверждений критериальной валидности для благожелательности, по обнаружившими достаточно хорошие показатели в отношении добросовестности и открытости для опыта. Робертсон и Киндер (Robertson and Kinder, 1993) при исследовании критериальной валидности различных личностных конструктов, выбранных на основе «Личностного опросника для применения в профессиональной сфере» {OccupationalPersonality Questionnaire), теста, специально разработанного для использования на промышленных предприятиях (см. главу 2), воспользовались заранее определенными гипотезами. Показатели валидности от 0,09 до более 0,30 были выявлены для таких характеристик, как приспособляемость (0,09), гибкость (0,20) и аналитические способности (0,32).
148 ■ Глава 8. Методы отбора: психометрия I fa данный момент, несомненно, еще недостаточно убедительных доказательств, на основе которых можно было бы прийти к однозначным заключениям по поводу валидпости оценки личностных конструктов, специфических для определенных сфер профессиональной деятельности;:-)То достаточно ясно можно понять из того, насколько отличаются результаты, полученные разными исследователями, упоминавшимися выше. Нее же имеются достаточные основания предполагать, что is сфере отбора персонала вполне возможно применение личностных гестов при условии, что они хорошо продуманы и имеют заданные характеристики. Так, исследования показали, что открытость для опыта (т. е. интеллект, любопытство и широта кругозора) и зкстравертировапность (т. е. разговорчивость, активность, уверенность в себе) связаны с успешным прохождением профессиональной подготовки в самых различных профессиональных сферах. Известно также, что торговые агенты, имеющие высокие показатели добросовестности (т. е. трудолюбивые, настойчивые, ориентированные па достижения) более, чем остальные, склонны ставить перед собой цели, с чем, в свою очередь, связывается больший объем продаж и более высокая оценка работы этих сотрудников их непосредственными руководителями. Ьолее того, как добросовестность, так и экстравертиро-ванность тесно связаны с уровнем выполнения управленческих задач, особенно в тех случаях, когда сотруднику предоставлена значительная степень самостоятельности. Напротив, сотрудники, обладающие высоким уровнем благожелательности (т. е. вежливые, снисходительные, склонные доверять людям), показывают более низкие результаты в тех случаях, когда должны действовать в значительной степени самостоятельно; на этом примере видно, как сочетание ситуативных требований и фактора направленности влияет на профессиональную деятельность. Все эти исследования в целом позволили сделать вывод о том, что конкретные черты личности связаны с определенными аспектами выполнения работы, что достаточно убедительно говорит о неприемлемости бездумного подхода к личностному тестированию. Эта точка зрения проявляется и в том, насколько резкую критическую оценку некоторые психологи дают формам измерения личностных характеристик, широко распространенным в сфере отбора персонала. И (.«которые из критических замечаний затрагивали проблему того, что исследователям при определении валидности инструментов для определения личностных характеристик следует обратить особое внимание на используемую методологию. Эти замечания полезны тем, что позволяют противостоять склонности некоторых людей к приме-
Психологическое тестирование ■ 149 нению любых способов измерения личности без разбора, так как они убеждены в том, что в результате обязательно будет получена какая-либо полезная информация о кандидатах. Вполне вероятно, что общие методики оценки личностных качеств могут выявить необходимые сведения о кандидатах; все же в том случае, если у специалиста по персоналу не будет ясного представления, основанного на тщательном анализе профессиональной деятельности и других источников информации, весьма вероятно, что необходимые сведения будут недоступны из-за «шума в канале связи». Наконец, стоит отметить п еще один вывод, полученный на основе проведенных исследований. Нобертсоп и Кпндер (Robertson and Kinder, 1993) рассматривали вопрос о том, позволяют ли личностные тесты получить дополнительную полезную информацию о профессиональном поведении кандидата. Очевидно, что если существует возможность получить сведения, выявляемые на основе личностных опросников, с помощью каких-либо других, более простых способов, то совершенно неразумно будет тратить время и прилагать усилия, включая в процесс отбора кадров личностные опросники. Робертсоп и Киндер поставили цель выявить, могут ли личностные тесты внести важный вклад в критериальную валидиость, достигаемую при использовании одних только когнитивных тестов. Были получены достаточно убедительные результаты, показывающие, что полученная па основе личностных опросников важная информация, касающаяся профессионального поведения кандидатов, не дублировала результатов когнитивных тестов. Специализированные личностные тесты Существует множество личностных тестов, но лишь немногие из них были специально разработаны для использования на предприятиях. Для отбора кадров наиболее часто применяется разработанный в США тест 16PF, которому посвящены многочисленные исследования, в том числе и в отношении его валидности. Существуют четыре несколько отличные формы 16PF: формы А и В — длинные, в каждой по 187 вопросов, а формы С и D представляют собой короткий вариант теста (каждая состоит из 105 вопросов). Следует отметить, что короткие варианты теста были разработаны для других целей и не должны применяться при отборе персонала. При использовании форм АиВ возможно применить «детализирующие уравнения», позволяющие подсчитать баллы в отношении других факторов, таких как лидерский потенциал, готовность органично вписаться в условия новой 150 ■ Глава 8. Методы отбора: психометрия работы, творческие способности и т. п. Широкое распространение теста 16PF связано, возможно, с тем фактом, что в руководстве по проведению теста приводятся детализирующие уравнения для почти сотни различных профессий. В Великобритании также был разработан личностный опросник, специально предназначенный для использования в организациях; это «Личностный опросник по профессиональной деятельности» (Occupational Personality Questionnaire, OPQ), созданный компанией «Савил и Холдсворт» (Saville and Ihldsworth Ltd) в 1985 году. Это не один опросник, а комплекс из девяти взаимосвязанных опросников, имеющих различную длину и формат, и у пользователя есть возможность выбрать уровень детализации, подходящий для той или иной должности. В наиболее длинных вариантах представлены тридцать понятий. В более коротких версиях измеряется несколько факторов, определенных на основе этих тридцати понятий. Оценивание проводится с помощью трех различных форматов, а именно оценки ответов на вопросы типа «да-пст», шкалы рейтинга и вопросов с выбором ответа из нескольких вариантов. Рекомендуется применять две нары оценочных форматов. Следует отметить, что сотрудники, проводящие тест, должны пройти специальную подготовку, и даже опытному пользователю для интерпретации результатов может потребоваться от одного до двух часов. В настоящее время предлагаются и другие личностные опросники, и не все они одинаково полезны. Иногда приобретение организацией того или иного тес га определяется влиянием энергичного агента, занимающегося распространением тестов, без учета практических характеристик. Кажется, что вполне реалистично мыслящие в других ситуациях менеджеры часто весьма некритично подходят к рассмотрению личностных опросников. Это было достаточно наглядно продемонстрировано в исследовании, специально посвященном этому вопросу. Нескольким руководителям отделов персонала, принимавшим участие в одной конференции, предложили заполнить один из опубликованных личностных тестов. После этого все кандидаты, ни о чем не подозревая, вместо настоящих результатов получили одну и ту же подборку описаний характера, сделанную на основе книг по астрологии. Приведем в качестве примера одно из этих утверждений: «Иногда вы экстравертированны, приветливы и общительны, но в некоторых случаях бываете интровертировапны, подозрительны и замкнуты». Затем каждого руководителя попросили оценить точность этих утверждений, и 80% участников эксперимента нашли характеристик Психологическое тестирование ■ 151 ку своей личности либо просто хорошей, либо потрясающе точной. Этот эксперимент ясно показывает, что приоритетом должна являться практическая пригодность теста, хотя сам выбор между различными видами тестов сделать чрезвычайно сложно. Британским психологическим обществом выпущен подробный обзор личностных тестов, подходящих для тестирования в профессиональной сфере (Bartram, 1995), кроме того, опубликованы требования к компетентности проводящих тестирование сотрудников. При выборе личностного он росника организации должны руководствоваться тем, насколько он имеет отношение к выявленным при анализе профессиональной деятельности квалификационным характеристикам, а также психометрическими возможностями; при этом особенно важно учесть надежность и валидность теста. Смит и Роберт-сон (Smith and Robertson, 1993) считают, что после тога, как эти факторы будут учтены, весьма полезно будет уделить внимание и некоторым другим аспектам, например: • затраты: подготовка сотрудников, которым предстоит проводить тест, печать брошюр с тестами и бланков для ответов; выпуск руководств по проведению теста и ключей для выставления баллов, ежегодные лицензионные выплаты; • время: доставка, на что может потребоваться несколько месяцев; время, необходимое для проведения теста; время, требующееся для подсчета результатов; затраты в случае, если оценивание выполняет разработчик или поставщик теста; • адекватность прилагаемого к тесту руководства пользователя, под которой может подразумеваться: а) легкость понимания; б) четкая формулировка назначения теста; в) понятные инструкции по использованию теста; г) попятные инструкции по начислению баллов за тест; д) данные о валидности и надежности, необходимые для правиль е) нормы результатов для поступления на должности, для отбора Кроме этого, будет полезно получить информацию о том, как был разработан и создан конкретный тест, а также ознакомиться с мнениями рецензентов. 152 ■ Глава 8. Методы отбора: психометрия Фальсификация данных Одним из вопросов, который учитывают специалисты по подбору персонала, является то, в какой степени ответы на личностные тесты могут быть подделаны. Фальсификацию обычно называют «социальной желательностью»; принято считать, что она может определяться двумя элементами, а именно самообманом п умением производить впечатление (Paulhaus, 1989). Под самообманом подразумевается чрезмерный оптимизм кандидата в отношении положительных черт собственной личности, одновременно с чем наблюдается стремление преуменьшать значение тех аспектов, которые считаются отрицательными. Умением производить впечатление называется попытка кандидатов показаться «подходящими», за которой стоит боязнь социального неодобрения. Сочетание этих двух аспектов может приводить к тому, что при ответе на опросники самоотчета люди пытаются показать себя выгодным образом. Имеется большое число сведений о том, что результаты многих личностных тестов могут быть фальсифицированы, но значительная часть исследований на эту тему проводилась па материале студентов университетов, получивших задание фальсифицировать содержание своих ответов. Исследования, проводившиеся с участием настоящих кандидатов на должности, показали, что подавляющее большинство не фальсифицировало ответы. Например, Хог и др. (Hough el al., 1990), проводя исследование критериальной валидпости, сравнили ответы 245 «лжецов» (уже работающих на предприятии сотрудников) и 125 кандидатов на должности. «Лжецам», получившим задание создать искаженное описание своей личности, вполне удалось это сделать, тогда как в ответах кандидатов на должности не наблюдалось каких-либо искажений. Важно, что, невзирая на фальсификацию, критериальная валидностьдля различных личностных конструктов оставалась стабильной. Мнение о том, что в большинстве случаев ответы под влиянием социальной желательности имеют крайне незначительное влияние на результаты исследований поведения в организационном контексте, в значительной степени подтверждается недавним мета- аналитическим исследованием, в котором рассматривался широкий спектр переменных, связанных с работой организаций (Moorman and Podsakoff, 1992). Все же тем кадровым специалистам, которых серьезно беспокоит возможность фальсификации при проведении отбора, можно посоветовать следующие пути решения этой проблемы: Биографические данные ■ 153 • предупредить людей о возможных последствиях фальсификации (таких, как отказ в приеме на работу); • разработка шкалы, выполняющей функцию «детектора лжи» (их подготовку желательно поручить специалистам, например, лицензированному психологу, специализирующемуся в области профессиональной деятельности); • использование других, дополнительных сведений, например применение «тестов на честность» (об этом речь пойдет дальше в этой главе) для принятия решений в отношении тех, чьи ответы признаны фальсифицированными. Биографические данные Интересным и не совсем однозначным вопросом является использование в рамках кадрового отбора биографических данных, хотя следует сказать, что метаапалитические исследования показали достаточно хороший уровень критериальной валидности биографических данных ({1 tint er and Hunter, 1984). Как п у других методов отбора персонала, рассмотренных в нашей книге, у метода биографических данных имеются несколько только ему свойственных характеристик. Наиболее явным отличием данного метода является то, что некоторые применяемые инструментальные средства не связаны с теми задачами, которые выполняются на какой-либо должности. Вместо этого учить!каются статистические связи между определенными событиями жизни или характеристиками кандидата и будущей профессиональной деятельностью, без опоры на какие-либо психологические закономерности, связывающие прогностический фактор и критериальный показатель. На основе полученных исследователями сведений можно предположить, что эти инструменты позволяют прогнозировать различные важные аспекты профессиональной деятельности. Биографические данные получают с помощью двух основных способов: стандартные бланки анкет и биографические опросники. Основное различие между этими двумя методами состоит в количестве и типах получаемой информации. В стандартных бланках анкет требуется указать достаточно ограниченный объем сведений, таких как возраст, семейное положение и предыдущие места работы. На основе биографических опросников можно получить подробную информацию о жизни кандидата. Эти опросники также могут выявлять и некоторые психологические компоненты, например локус контроля, 154 ■ Глава 8. Методы отбора: психометрия настойчивость и независимость кандидата, и, таким образом, в какой-то степени они берут па себя роль личностных тестов. Это привело к стиранию границы между биографическими и личностными опросниками. Тем не менее от личностных опросников биографические отличаются двумя важнейшими характеристиками: во-первых, большинство биографических опросников в отличие1 от личностных создаются с учетом конкретной сферы профессиональной деятельности и, во-вторых, во многом различны процедуры оценивания. В большинстве вопросов, входящих в состав биографического опросника, достаточно понятно, какие сведения следует указать, и на них возможно дать совершенно конкретные ответь!, которые теоретически мог бы дать не сам испытуемый, а другой человек, хорошо его знающий (например, мать). Даже в тех случаях, когда вопрос направлен на выявление конкретных психологических характеристик, па выбор дается несколько вариантов ответа, благодаря чему становится ясно, какие именно сведения следует указать. В отличие от биографических личностные опросники формулируются с расчетом получить быстрый ответ, и в них, как правило, используется какой-либо вид оценочной шкалы. Наконец, процедура оценивания личностных тестов может в течение длительного времени оставаться неизменной. Процедура оценивания биографических опросников должна пересматриваться и обновляться через каждые три-пять лет, особенно в тех случаях, когда меняется критерий оценки, что-либо в сфере самой работы или когда на должность претендует другой круг кандидатов, отличный от того, что был ранее. Выбор вариантов В основе применения биографических данных лежит выявление корреляции между определенными фактами биографии (например, образованием, членством в различных обществах, предыдущими местами работы и т. п.) и критериальными характеристиками (например, качеством выполнения профессиональных обязанностей или невыходом на работу без уважительных причин). Существуют два различных подхода к разработке содержания биографических опросников. Первый называется эмпирическим подходом; в его рамках определяется связь между статистическими данными о различных демографических переменных (таких, как возраст, пол, семейное положение, число иждивенцев в семье и т. и.) и текучестью кадров, прогулами, количеством несчастных случаев или успешным выполнением профессиональной деятельности.
Биографические данные ■ 155 Большинство проблем, связанных с применением биографических опросников, возникают из-за некритического отношения к применению вопросов, сформулированных эмпирическим путем. Часто приводят пример из одного биографического опросника, в котором большинство прогностических элементов затрагивали то, как кандидат проводил отпуск. Важное значение, придаваемое этому пункту, объяснялось чисто статистической связью между данным явлением и качеством профессиональной деятельности кандидата. В действительности сам вопрос состоял в том, проводил ли кандидат отпуск в Испании (при этом в случае утвердительного ответа кандидат терял баллы)! Трудно обнаружить какую-либо логическую основу для этого вопроса либо его связь с профессиональной деятельностью. Другими словами, создается впечатление, что эти сведения о личности ценятся сами по себе, а не из-за каких-либо прогностических качеств. На основе таких сведений можно принять неудачные решения или без особого умысла несправедливо отнестись к определенным людям пли группам кандидатов. С учетом всех этих проблем для разработки биографических опрос-пиков был применен рациональный подход, который подразумевает четкую формулировку гипотез относительно конкретных конструктов, имеющих отношение к рассматриваемой должности. Этот подход по своей сути близок к попыткам некоторых авторов разработать логико-теоретическое обоснование прогностической валидности биографических данных. Оуэне и его коллеги (например, Neiner and Owens, 1982), опираясь на положение о том, что поведение в прошлом прогнозирует поведение в будущем, предложили разделить биографические данные на две основные группы: влияние среды и предшествующий опыт. Они предположили, что люди, имеющие схожие паттерны влияния среды и предшествующего опыта, могут быть классифицированы на подгруппы, так как вполне вероятно, что вести они себя будут похожим образом. Прогностический элемент этой модели основан на факте, что люди из одной подгруппы ведут себя не так, как люди из других подгрупп, следовательно, задача заключается просто в том, чтобы найти соответствие свойств каждой подгруппы характеристикам работы. Тем не менее другие исследователи полагают, что в модели Оуэн-са чрезмерное внимание уделено характеристикам индивидов и недостаточно учитываются свойства ситуации. Стремясь к сбалансированному представлению индивидуальных и ситуативных факторов, 156 ■ Глава 8. Методы отбора: психометрия Дракли (Drakelcy 1989) предложил систему классификации биогра-фических данных по трем группам: ситуатнниые (факторы, или так называемые фоновые данные; мотивационпые факторы, связанные с потребностями и ожиданиями индивида, — гак называемые данные о приверженностях и обязательствах; и предшествующий опыт, называемый «данные о достижениях». Пробуя прогнозировать успешность прохождения профессиональной подготовки и текучесть кадров среди курсантов в военно-морских силах Великобритании, Дракли и др. (Diakeley el al., 1988) сравнили эффективность трехаспектной модели биографических данных с общим оценочным рейтингом (overall assessment rating, OAR) и составным тестовым баллом, подсчитанным на основе четырех психометрических тестов интеллектуальных способностей. Результаты показали, что прогностическая валндность биографических данных при определении успешности сдачи экзамена по профессии была практически такой же, как у общего оценочного рейтинга и составных тестовых баллов. 11 pi i прогнозировании баллов, являющихся показателем лидерских качеств, биографические данные оказались более эффективным методом, чем составной балл, но все же менее точным, чем общий оценочный рейтинг. Однако биографические опросники позволили прогнозировать отказ от обучения (текучесть кадров), тогда как с помощью других методов этого сделать не удавалось. Таким образом, эмпирические данные говорят в пользу трехаспектной модели биографических данных, хотя необходимо провести дополнительные исследования по этому вопросу. В более новых исследованиях выстраивается связь между теориями личного развития и биографическими данными (см., например, Mnmford et al., 1991), в результате чего в биографические опросники стали включаться более «мягкие», субъективные вопросы, чем использовавшиеся ранее; это говорит о тенденции применять более личностно-ориентированные инструменты. И действительно, Стоке и Редди (Stokes and Reddy, 1992) рассмотрели применение биографических вопросов как инструментов оценки психологических, а не статистических конструктов, и в результате была выявлена общая основа применения метода биографических данных и оценки личности. В целом рациональный подход определенно представляется более привлекательным с точки зрения объяснения, но сведения, которыми мы располагаем на сегодняшний день, говорят о несколько более низкой валидности, чем у эмпирического подхода. Тем не менее недостаточная валндность может компенсироваться большей справедливостью и понятностью метода.
Биографические данные ■ 157 Разработка опросников для получения биографических данных В первую очередь следует при участии уже работающих сотрудников провести анализ профессиональной деятельности, на осноие которого выявляются важные в данной работе формы поведения и характеристики. С учетом полученных сведений формулируются пункты биографического опросника, связанные в первую очередь с выполнением профессиональной деятельности. 'Гак, в случае, если важными и необходимыми для выполнения работы считаются лидерские качества, соответствующим пунктом биографического опросника могут быть вопросы, выявляющие, случалось ли кандидату и прошлом брать на себя ответственность (например, случалось ли кандидату быть капитаном спортивной команды, отвечать за дисциплину в своей шк
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|