Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

глобальный вызов человечеству




 

Нигде потребность в выработке солидарного ответа человечества на вызовы глобализации не ощущается так остро, как в сфере борьбы с терроризмом.

Террористическая угроза была определена в качестве одной из основных в Концепции национальной безопасности, утвержденной президентом России в 1997 г. Россия и её партнеры по Содружеству развернули активную практическую борьбу с этим злом на основе Договора о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, подписанного членами СНГ в 1999 г. Был создан Антитеррористический центр Содружества – первая специализированная региональная структура такого рода в Евразии. Государства-члены Договора о коллективной безопасности задолго до терактов в США привлекали внимание мирового сообщества к растущей угрозе, которая исходила от режима талибов. 11 октября 2000 г. президенты государств-членов ДКБ приняли Заявление, в котором, в частности, четко указали: " Основным источником нестабильности в регионе является непрекращающийся конфликт в Афганистане, ставшем одним из мировых центров международного терроризма и распространения наркотиков… Мы призываем ООН, ОБСЕ, ОИК, все мировое сообщество поддержать усилия государств-участников Договора о коллективной безопасности в борьбе с международным экстремизмом и терроризмом, приступить к выработке скоординированных практических мер, направленных на предотвращение этой глобальной угрозы".

Чудовищные террористические акты 11 сентября 2001 г. в США наглядно показали: международный терроризм стал настоящей " чумой XХI века", превратившись в угрозу, глобальную по географическому охвату и стратегическую – по числу человеческих жертв и разрушений. Трагедия в Нью-Йорке и Вашингтоне во многом раскрыла глаза мировому сообществу на подлинные масштабы вызова, брошенного человечеству со стороны международного терроризма.

Россия одной из первых начала бить тревогу по поводу резкого возрастания опасности международного терроризма и, в частности, его очага в Афганистане, который стал источником распространения террористической деятельности в масштабах всего региона, а затем и далеко за его пределами. Поэтому наша страна приняла самое активное участие в действиях международной антитеррористической организации в Афганистане. Как подчеркивал в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 18 апреля 2002 г. Президент В. В. Путин, " для нашего государства, давно столкнувшегося с терроризмом, не стояла проблема выбора – поддержать или не поддержать усилия по уничтожению его " логова". Тем более, что эти меры действительно способствовали укреплению безопасности на южных границах нашей страны и в значительной степени способствовали улучшению ситуации по этому вопросу во многих странах Содружества Независимых Государств".

Российская дипломатия выступила за активизацию роли Совета Безопасности ООН в борьбе с терроризмом. Еще в 1999 г. по инициативе России Совет впервые приступил к комплексному рассмотрению проблемы терроризма как угрозы международному миру и безопасности. В рамках т. н. " группы друзей Афганистана" все эти годы мы настойчиво обращали внимание партнеров на то, что территория этой страны превращена талибами в очаг терроризма, наркобизнеса и контрабанды оружия; российская сторона добивалась принятия действенных санкций против режима талибов.

Со своей стороны руководство России продолжало оказывать политическую и материальную помощь законному правительству ИГА и силам Объединенного фронта, оказавшимся в тяжелом положении после захвата талибами Кабула. Последовавшие события показали правильность этого шага. Помощь России и ряда других государств региона укрепила противостоявшие талибам силы, помогла сформировать боеспособные части, которые сыграли важную роль в освобождении Афганистана от преступного режима. Как отмечал в ходе визита в Москву в марте 2002 г. глава Временной администрации Афганистана Х. Карзай, политическая и практическая помощь России в большой мере предопределила успех действий антитеррористической коалиции осенью 2001 г.

Вместе с тем борьба с терроризмом, разумеется, не ограничивается одним Афганистаном. Россия выступает за создание глобальной, комплексной системы противодействия международному терроризму, которая могла бы стать своего рода моделью коллективного управления международными отношениями в эпоху глобализации.

Прежде всего мы исходим из того, что такая система должна быть действительно глобальной по составу участников. Опыт деятельности антитеррористической коалиции ясно показал: столь сложную проблему международной безопасности, как борьба с глобальной террористической сетью, невозможно решить на односторонней или блоковой основе.

Ядро такой системы должна составлять сложившаяся после терактов в США широкая антитеррористическая коалиция государств. Создание этой коалиции явилось крупным достижением международного сообщества, которое по существу впервые с момента окончания Второй мировой войны сплотилось в борьбе против общего врага. Несмотря на глубокие различия в подходах, в том числе к определению самого понятия " терроризм", большое число разных по политическому строю, религиозным и культурным традициям государств смогли противопоставить террористам единый фронт. Поэтому столь важны усилия по сохранению и укреплению единства антитеррористической коалиции. Её цементирующей силой должны быть приверженность общим ценностям защиты жизни и достоинства людей от посягательств террористов, равноправие государств-участников коалиции и их солидарность в борьбе с этим глобальным злом.

Важным условием укрепления глобальной антитеррористической коалиции является создание прочной правовой базы широкого международного сотрудничества в данной сфере.

Осенью 2001 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1373, нацеленную на нейтрализацию террористической угрозы. Речь идет о конкретных действенных мерах: полном запрете финансирования и любой другой поддержки терроризма, незамедлительном прекращении деятельности по вербовке террористов, усилении мер пограничного контроля для пресечения проникновения террористов, об обмене информацией и сотрудничестве между всеми государствами по вопросам координации антитеррористической борьбы. Исключительно важно и то, что впервые в истории ООН создан специальный орган для содействия государствам в " финансовой войне" против терроризма – Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН.

Однако всё это – лишь первые шаги к созданию всеобъемлющей системы борьбы с терроризмом. Необходимо обеспечить скорейшее присоединение всех стран к действующим международным антитеррористическим конвенциям и принять в рамках ООН новые, в частности, Всеобъемлющую конвенцию о борьбе с терроризмом и Конвенцию о борьбе с ядерным терроризмом. Причем острота проблемы требует завершить эту работу уже в ближайшее время.

Россия также предлагает изучить возможность закрепления в международном праве принципа ответственности государств за непринятие мер по отношению к террористам, которые находятся на их территории и под их юрисдикцией. Большое значение имело бы создание в рамках ООН механизма мониторинга за выполнением государствами своих договорных обязательств в области борьбы с терроризмом. Неотвратимость личной ответственности за террористические вылазки призвана стать решающим фактором их пресечения и предотвращения.

В центре внимания международного сообщества должна оставаться проблема взаимопроникновения и сращивания международного терроризма, наркобизнеса и транснациональной организованной преступности. У этих опасных явлений схожие, а порой и общие каналы финансовой поддержки. Отсюда – важность скорейшего запуска механизмов Конвенции против транснациональной организованной преступности и дополнительных протоколов к ней.

Россия поддерживает срочные и решительные меры по борьбе с терроризмом на коллективной основе, при строгом соблюдении международного права и решений СБ ООН. В то же время мы возражаем против попыток бездоказательного отнесения тех или иных стран к числу " пособников террористов". Составление " черных списков" государств может лишь подорвать единство членов антитеррористической коалиции, скомпрометировать ее цели и моральные основы в глазах международного сообщества.

" Штабом" глобальной системы борьбы с терроризмом призвана стать ООН, обладающая универсальностью, авторитетом, опытом и ресурсами для организации коллективного отпора терроризму на прочном фундаменте международного права. Под эгидой ООН Россия предлагает создать Центр по координации содействия государствам в решении кризисных ситуаций, вызванных актами терроризма. Деятельность такой структуры была бы сосредоточена на оказании консультативной и материально-технической помощи в ликвидации последствий терактов.

Однако роль Объединенных наций не должна замыкаться на этой " антикризисной" функции. Речь должна идти о комплексном, долгосрочном использовании потенциала ООН не только для борьбы с самим терроризмом, но и для устранения его политических и социально-экономических корней. Особая ответственность здесь ложится на Совет Безопасности.

Жизненно важным элементом системы борьбы с терроризмом должно стать тесное взаимодействие правительств с гражданским обществом. Без активной поддержки со стороны прессы, политических, профсоюзных, религиозных движений и организаций невозможно создать в мире обстановку активного неприятия экстремизма любого толка – идет ли речь об агрессивном национализме, воинствующем сепаратизме или религиозной нетерпимости, питающих и оправдывающих терроризм.

Вместе с тем было бы серьезной ошибкой отождествлять терроризм с каким-либо государством или религией. Об этом говорит весь многовековый исторический опыт России как многонационального и многоконфессионального государства. Необходимо развивать диалог между различными цивилизациями на базе общих гуманитарных ценностей.

Более того, ряд современных английских аналитиков вообще рассматривает, скажем, " Аль-Каиду" как принципиально новое явление – своего рода мощнейший " негосударственный" субъект международных отношений, играющий собственную автономную роль на мировой арене.

В свете противостояния международному терроризму по-новому встает задача укрепления режимов нераспространения оружия массового уничтожения. Ведь очевидно, до каких масштабов может возрасти опасность деятельности террористов, если в руках у них окажутся самые смертоносные средства уничтожения людей.

Одним словом, для успешной борьбы с терроризмом необходим комплексный подход, предполагающий использование всего спектра мер политического, экономического, финансового, гуманитарного характера. Только военными средствами здесь не обойтись. Ведь терроризм не существует сам по себе. Он прямо связан с неравномерностью социально-экономического развития, разрывом между богатством и бедностью как внутри государств, так и на международной арене. Именно нищета и безвластие в обширных регионах мира стимулируют зачастую появление анклавов международного терроризма. Поэтому проблему борьбы с терроризмом следует рассматривать в контексте решения более крупных политических и социально-экономических проблем, из неурегулированности которых и " прорастают" семена политического экстремизма и насилия.

Первоочередного внимания со стороны международного сообщества требует положение на Ближнем и Среднем Востоке. Сочетание ряда внутренних и международно-политических факторов породило в этом регионе обстановку экономического упадка и безысходности для сотен миллионов людей. Резкое обострение палестино-израильского конфликта и ситуации в Персидском заливе, жесткие, бьющие по целому народу санкции против Ирака, режим полублокады Ирана, разрушительные последствия хозяйничанья в Афганистане талибов, – все это на многие десятилетия затормозило прогресс экономики обширного района от Палестинских территорий до Индостана.

Ряд исследователей обращают внимание и на такой фактор, как ограниченность политической вовлеченности динамично развивающегося и " финансово избыточного" арабского бизнеса в происходящие мировые процессы, что порождает в исламских странах чувство разочарования и ведет к появлению фигур " бенладеновского типа".

Одним словом, глобальная угроза международного терроризма поставила перед сообществом государств жесткую дилемму. Либо мы солидарно объединим усилия в строительстве действительно справедливого и демократического миропорядка, обеспечивающего равную безопасность и устойчивое развитие всех народов мира. Либо практика односторонних действий расколет антитеррористическую коалицию, лишит мир способности сплоченно противостоять угрозам мировой стабильности и безопасности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...