Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие процессов глобализации ставит перед внешней политикой России новые сложные проблемы и в то же время открывает новые возможности.




х            х            х

Развитие процессов глобализации ставит перед внешней политикой России новые сложные проблемы и в то же время открывает новые возможности.

Многовековой опыт российской дипломатии говорит о том, что наша страна ни при каких обстоятельствах не могла позволить себе проводить пассивную или изоляционистскую внешнюю политику. Напротив, национальные интересы России постоянно заставляли ее играть активную, а на определенных этапах – системообразующую роль в международных делах.

Тем более это актуально в современную эпоху, когда наша страна, как подчеркивал Президент В. В. Путин, активно интегрируется в мировое сообщество. Россия в состоянии вносить существенный конструктивный вклад в дело формирования новой системы международных отношений, призванной в максимальной степени использовать преимущества глобализации в интересах всего человечества при сведении к минимуму ее отрицательных последствий. Разумеется, при этом мы должны и впредь проводить прагматичную, реалистическую политику, исходя из наших конкретных возможностей и национальных интересов. Залогом такой международной роли России являются начавшееся возрождение экономики страны, дальнейшая стабилизация демократических процессов, растущее согласие в обществе в отношении базовых принципов и приоритетов внешней политики.


Примечания

 

1  Коллонтай В. Эволюция западных концепций глобализации. – МЭиМО. 2002. № 1.

2 Camdessus M., Sutherland P., et al. Global Governance. Our Responsibility to Make Globalization an Opportunity for All. Brussels, COMECE, 2001. P. 17.

3 Там же. С. 16.

4 Там же. С. 17.

5 Цит. по: Долгов С. И. Глобализация экономики. -- М.: Экономика. С. 11.

6 Там же. С. 12.

7 Camdessus M., Sutherland P., et al. Global Governance. Our Responsibility to Make Globalization an Opportunity for All. Brussels, COMECE, 2001. P. 19.

8 Towards a Global Partnership for Sustainable Development. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the Social Committee and the Committee of the Regions. Brussels, 2002. P. 2.

9  Там же.

10 Роль ООН в поощрении развития в условиях глобализации и взаимозависимости: Доклад Генерального секретаря ООН. //Генеральная Ассамблея ООН. Док. А/56/445. C. 10.

11 Влияние глобализации на социальное развитие: Доклад Генерального секретаря ООН. //Док. А/АС. 253/25. 22 марта 2000. Параграф 46.

12 Там же.

13 Там же. Параграф 47.

14 Annan K. We, the Peoples. The Role of the United Nations in the 21-st Century. N. Y., UN, 2000. P. 12

15 Цит. по: МЭиМО. 2001. № 12. С. 55—56.

16 Газета Ру. 2001. 24 июля.

17 Annan K. We, the Peoples. The Role of the United Nations in the 21-st Century. N. Y., UN, 2000. P. 51.

18 Там же.

19 Там же. С. 45.

 


1. К НОВОЙ СИСТЕМЕ МИРОУСТРОЙСТВА

 

 

Выступление на Ассамблее тысячелетия

(Нью-Йорк, 18 сентября 2000 года)

 

Уважаемый г-н Председатель,

Саммит тысячелетия поставил перед всеми нами ответственную цель - добиться формирования нового справедливого мирового порядка. Порядка, который отвечал бы интересам всех и каждого члена международного сообщества. Порядка, обеспечивающего адекватное решение тех проблем, которые выдвигает перед нами XXI век.  

Убежден, в эпоху глобализации и колоссального научно-технического прогресса человечество может и должно иметь всеобъемлющую стратегию, развернутую в будущее. И если в уходящем столетии главным было выживание человеческой цивилизации, то сегодня перед нами стоят значительно более сложные и многообразные по своим масштабам и направленности задачи.  

На смену стратегии выживания должна прийти стратегия устойчивого развития и процветания человечества. В ее основе - признание неделимости международной безопасности, использование современных научных и технических достижений во благо всего международного сообщества, последовательное сближение уровней развития различных государств.  

Добиться реализации этих масштабных целей можно только в условиях сохранения и укрепления стратегической стабильности в самом широком смысле этого понятия.  

Стратегическая стабильность - это дальнейшее поступательное развитие разоруженческого процесса, надежное предотвращение расползания оружия массового уничтожения. Сегодня ядерное разоружение и нераспространение перестали быть предметом исключительного взаимодействия России и США, других ядерных держав. Необходимо действенное подключение к этим процессам многосторонних механизмов ООН, всего мирового сообщества.  

Итоги Саммита тысячелетия открывают дополнительные возможности для обеспечения в XXI веке кардинального прогресса в деле разоружения. Для этого требуются последовательные совместные усилия, направленные на строгое соблюдение уже заключенных соглашений; поэтапное сокращение и, в конечном счете, ликвидация оружия массового уничтожения при эффективном международном контроле и ограничении других видов вооружений; недопущение развертывания гонки вооружений в новых сферах.  

Пришло время придать новый импульс деятельности Конференции по разоружению, доказавшей на практике эффективность многосторонней дипломатии под эгидой ООН. Россия выступает за возобновление субстантивной работы на этом форуме по важнейшим проблемам разоруженческой повестки дня.  

Незаменимой международно-правовой основой ядерного разоружения является Договор о нераспространении ядерного оружия. Это вновь в полном объеме подтвердила Конференция 2000 года по рассмотрению его действия. Россия будет способствовать тому, чтобы решения Ассамблеи тысячелетия стимулировали практическую реализацию достигнутых в ходе Конференции соглашений. Именно этой цели служит инициатива Президента Российской Федерации В. В. Путина о разработке и реализации под эгидой МАГАТЭ международного проекта, направленного на постепенное исключение из использования в мирной ядерной энергетике обогащенного урана и чистого плутония,  

Мы с удовлетворением отмечаем рост числа государств, присоединившихся к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В интересах всего международного сообщества его скорейшее вступление в силу. Ратифицировав этот Договор, мы призываем поступить так же тех, кто этого пока не сделал.  

Мы ожидаем, что США вслед за Россией завершат процесс ратификации Договора СНВ-2, что позволит ввести его в действие. Готовы активно продолжать процесс ядерного разоружения, продвигаться к заключению Договора СНВ-3 с еще более низким предельным суммарным уровнем ядерных боезарядов - до 1500 единиц. Но это возможно только при незыблемости Договора по противоракетной обороне 1972 года. По всеобщему признанию этот важнейший договор затрагивает жизненные интересы безопасности всего международного сообщества. Его сохранение - ключевой элемент глобальной стабильности, мощный заслон на пути гонки ядерных и ракетных вооружений, а также других видов оружия массового уничтожения.  

Россия внесет проект резолюции Генеральной Ассамблеи в поддержку Договора по ПРО. Рассчитываем, что наша инициатива, как и в прошлом году, встретит широкую поддержку в ООН.  

Мирной Земле нужен мирный космос. На Саммите тысячелетия Президент В. В. Путин предложил провести в Москве весной 2001 года, когда будет отмечаться 40-я годовщина первого полета человека в космос, международную конференцию по предотвращению милитаризации космического пространства. Надеемся на активную поддержку этого предложения.  

Стратегическая стабильность - это надежное обеспечение международной информационной безопасности, противодействие использованию достижений научно-технической революции в целях, не совместимых с всеобщим прогрессом и с задачами поддержания международного мира. Осознавая всю важность решения этих актуальнейших проблем, Россия внесет на рассмотрение сессии проект резолюции " Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной информационной безопасности".  

Стратегическая стабильность - это укрепление мира и безопасности на всех континентах, урегулирование существующих и недопущение появления новых региональных конфликтов, пресечение их внешней подпитки. Необходимо избавить миллионы людей от жертв и страданий, которые несут с собой локальные кризисы.  

Как этого добиться? Только совместными усилиями всех государств, которые коллективно ответственны за судьбы мира. Односторонние силовые акции, как показывает практика, не способны гарантировать долгосрочного и справедливого решения кризисных ситуаций.  

Понятия суверенитета и территориальной целостности государств отнюдь не изжили себя. Игнорирование этих принципов, равно как и военная интервенция в обход Совета Безопасности ООН, какими гуманитарными мотивациями она ни прикрывалась бы, разрушают устои миропорядка, открывают дорогу произволу в международных делах.  

Ключевым элементом международной безопасности XXI века призвана стать работа по предотвращению и урегулированию кризисов. При наличии коллективной решимости и доброй воли даже самые сложные и масштабные проблемы начинают поддаваться политическому урегулированию.  

Все это требует совершенствования миротворческого потенциала Организации. Люди в " горячих точках" планеты - от Африки и Ливана до Восточного Тимора - по праву связывают с " голубыми касками" ООН надежды на прекращение кровопролитных конфликтов, начало нелегких процессов примирения. Они ждут от нас быстрых и действенных шагов.  

Рассчитываем, что Ассамблея тысячелетия позволит всесторонне проанализировать работу механизмов ООН по поддержанию мира и наметить пути повышения их эффективности. На это направлены рекомендации подготовленного под эгидой Генерального секретаря доклада " группы Брахими". Важно существенно усилить возможности ООН по оперативному развертыванию операций по поддержанию мира. Путь к этому лежит через скорейшее завершение формирования системы резервных соглашений. Нуждаются в укреплении миротворческие структуры Секретариата ООН. Они должны обеспечивать профессиональное планирование, управление и командование операциями.  

Россия последовательно выступает за расширение сотрудничества между ООН и региональными структурами в сфере миротворчества. Основой такого взаимодействия остается Глава VIII Устава ООН. Любая региональная или '" коалиционная" операция должны проводиться в условиях транспарентности и подотчетности Совету Безопасности ООН, а операции с элементами силового принуждения - только с его санкции.  

Крупным региональным партнером ООН в миротворчестве является Содружество Независимых Государств. Во многом благодаря тесному сотрудничеству ООН и СНГ удалось успешно урегулировать конфликт в Таджикистане. Такое взаимодействие, несомненно, будет углубляться по мере становления антикризисного потенциала СНГ. Вместе с тем, для того, чтобы прочный мир пришел в затронутые конфликтами регионы на пространстве СНГ, необходимо наращивать объемы международной экономической и гуманитарной помощи на их восстановление.  

Россия придает важное значение расширению сотрудничества между ООН и региональными и субрегиональными механизмами в Африке в целях более эффективного кризисного реагирования на этом континенте. Свидетельством тому - российское участие в операциях по поддержанию мира в ряде африканских стран.

Весь опыт миротворческой деятельности ООН в последние годы однозначно указывает на приоритетность политико-дипломатических методов урегулирования конфликтов. Именно эти методы позволяют сводить к минимуму страдания гражданского населения, находить пути к прочному миру.  

Стратегическая стабильность - это безопасность и спокойствие гражданского общества и личности. Реализовать эту задачу можно лишь объединив усилия международного сообщества в борьбе против современных угроз и вызовов. Среди них, в частности, агрессивный сепаратизм и религиозный экстремизм, незаконный оборот оружия и организованная преступность.  

Прямую угрозу безопасности и стабильности представляет и такое уродливое проявление экстремизма, как международный терроризм. Сейчас террористы всех мастей действуют порой слаженнее, чем противостоящее им мировое сообщество. Мы ожидаем от ООН еще более активной мобилизации международных возможностей противодействия терроризму. В основе такого сотрудничества должны лежать четкие принципы, утвержденные резолюцией СБ 1269: никакой поддержки, никакого убежища террористам, неотвратимость наказания за каждый террористический акт. К тем, кто эти принципы нарушает, Совет Безопасности должен применять меры воздействия, предусмотренные Уставом ООН.  

Россия намерена ратифицировать разработанную под эгидой ООН Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма. Надо безотлагательно завершить разработку Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, ускорить работу над всеобъемлющей Конвенцией против терроризма.  

Терроризм зачастую тесно смыкается с наркоторговлей и организованной преступностью. Мы приветствуем завершение разработки международной Конвенции по борьбе с организованной преступностью. Россия собирается ее в ближайшем времени подписать.  

Мы также поддерживаем предложение о разработке международной конвенции по борьбе с коррупцией.  

Стратегическая стабильность - это повсеместное обеспечение прав и свобод личности. Данное направление является важным элементом деятельности ООН по утверждению нового мироустройства, основанного на международном праве.  

Россия вносит весомый вклад в укрепление универсального правового режима. Наша страна подписала Статут Международного уголовного суда.  

Говоря об объединении усилий государств в решении двуединой задачи поддержания международной безопасности и обеспечения безопасности личности, прав и свобод человека, надо постоянно помнить, что в XX веке человечество заплатило десятками миллионов жизней за разгул идеологии расовой ненависти. К сожалению, сегодня, спустя 55 лет после великой Победы, рано говорить о полном искоренении бациллы национальной исключительности.  

Мы не может примириться с положением, когда люди не имеют права пользоваться родным языком, лишаются гражданства, работы по этническому признаку, когда борцов с фашизмом бросают за решетку, а бывшие фашисты удостаиваются благосклонности властей. ОБСЕ, Совет Европы, Верховный комиссар ООН по правам человека должны решительно реагировать на все такие проявления.  

Стратегическая стабильность должна основываться на прочном материальном фундаменте. XXI век войдет в историю как столетие прорыва человечества на качественно новый уровень развития только в том случае, если, наряду с сохранением мира и международной безопасности, удастся придать необходимую динамику и глубину процессу экономического и технологического выравнивания между огромным массивом развивающихся стран и сравнительно небольшой группой стран-лидеров. Такую задачу в одночасье не решить. Для этого потребуется формирование - при связующей и направляющей роли ООН -механизма коллективного демократического управления международными валютно-финансовыми и торгово-экономическими системами. Они должны стать более рациональными и справедливыми, нацеленными на борьбу с бедностью и слаборазвитостью.

Важно максимально использовать открывающиеся благодаря новой технологической революции возможности для запуска процесса сокращения пропасти в уровнях развития. Локомотивом такого процесса способны стать информационно-коммуникационные технологии, потенциал которых для ускорения глобального развития сравним разве что с изобретением письменности. Появился шанс " перескочить" через несколько традиционных этапов развития за счет внедрения глобальной компьютерной грамотности и информационных технологий. Вооруженное этим могучим инструментом человечество получает реальную возможность приступить к созданию повсюду на Земле условий для достойной жизни и всестороннего развития личности.

Стратегическая стабильность - это сохранение чистой и здоровой окружающей среды для нынешнего и грядущих поколений. ООН сделано немало по мобилизации международных усилий на этом важнейшем направлении. Предстоящий в 2002 году форум " Рио+10" позволит не только подвести итоги этой деятельности, но и наметить ориентированную на будущее программу дальнейших шагов.

Россия выступает за наращивание в рамках ООН международного сотрудничества в области биоразнообразия, климата, борьбы с опустыниванием, сохранения лесов.

Рост в последние годы числа стихийных бедствий и техногенных катастроф, увеличение, как следствие этого, масштабов людских и материальных потерь ставят борьбу с катастрофами в один ряд с наиболее острыми глобальными вызовами человечеству. Активизируя усилия ООН по развитию международного сотрудничества в этой сфере, особое внимание следует уделять использованию самых передовых специализированных технологий борьбы с катастрофами, поиску новаторских механизмов их задействования в интересах всего международного сообщества.

Господин Председатель!

Гарантом такой всеохватывающей стратегической стабильности призвана стать Организация Объединенных Наций - уникальный во всех отношениях универсальный форум, доказавший на практике свою центральную роль в регулировании международных отношений.  

Россия приветствует сформировавшийся на Саммите тысячелетия консенсус в пользу закрепления ООН в качестве стержневой опоры современного миропорядка. Настало время для конкретных коллективных шагов по превращению Организации в своего рода оперативный штаб по координации действий, нацеленных на обеспечение новой стратегической стабильности. Стабильности, базирующейся на принципах многосторонности, равноправия и солидарности в решении глобальных проблем.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть: Российская Федерация, со своей стороны, открыта к самому тесному взаимодействию со всеми членами международного сообщества с тем, чтобы стратегическая стабильность стала основой мироустройства в XXI столетии, а Организация Объединенных Наций - ее надежным гарантом.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...