Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Дипломатия перед вызовом глобальной экономики




Новой и весьма важной задачей в области укрепления международной безопасности в условиях глобализации является предотвращение применения информационных технологий в целях, несовместимых с поддержанием мира.

Массовое внедрение новейших информационных и телекоммуникационных технологий и средств обеспечивает беспрецедентные возможности доступа к информации и в то же время создает опасность использования информационных технологий и ресурсов во враждебных другим государствам целях. Универсальность, скрытность, широта воздействия, экономичность и общая эффективность делают информационное оружие чрезвычайно опасным. При этом его применение практически не ограничено существующими нормами международного права.

С учетом всех этих факторов Россия выступила инициатором постановки данного вопроса на международном уровне. При этом с самого начала наша дипломатия строила работу в неконфронтационном ключе, с привлечением максимально широкого круга партнеров. По предложению российской стороны в итоговом документе встречи президентов России и США в сентябре 1998 г. было впервые указано на " важность содействия положительным сторонам и ослабление действия отрицательных сторон происходящей сейчас информационно-технологической революции, что является серьезной задачей в деле обеспечения стратегических интересов безопасности наших стран в будущем".

Важным свидетельством актуальности данной проблемы и общности интересов большого числа государств стало принятие консенсусом уже на четырех сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, начиная с 1998 г., резолюции " Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности". Основываясь на итогах консультаций с большим числом заинтересованных государств, российская сторона разработала проект " Принципов, касающихся информационной безопасности". Несмотря на рекомендательный характер предлагаемых Принципов, этот документ в случае его одобрения Генеральной Ассамблеей мог бы рассматриваться в качестве определенного кодекса поведения государств в информационном пространстве, создавая для них моральные обязательства в этой сфере.

Опыт дискуссии в ООН по этой проблеме убеждает: пора переводить вопрос о путях укрепления международной информационной безопасности из плоскости чисто политического, постановочного рассмотрения на уровень работы над практическими рекомендациями.

В условиях глобализации резко возрастает дестабилизирующее воздействие локальных конфликтов на состояние международного мира и безопасности. Создание дееспособной комплексной системы безопасности, отвечающей вызовам глобализации — важнейшая задача, решить которую не под силу отдельному государству или группе стран, какими бы могущественными они ни были. Здесь требуются коллективные и согласованные действия всего мирового сообщества на основе строгого соблюдения норм международного права и при центральной роли ООН.

В течение более чем полувековой деятельности ООН убедительно доказала свою способность оказывать эффективное содействие политическому урегулированию как региональных, так и внутригосударственных конфликтов. Для этого у нее есть все возможности –неоспоримые по своей легитимности полномочия Совета Безопасности, в том числе в санкционировании применения силы от имени международного сообщества, широкий набор миротворческих механизмов, глобальный подход к проблемам, сочетающий политическую работу с деятельностью в экономической и социальной сферах.

Правовой основой работы ООН по обеспечению международного мира и безопасности является Устав ООН, решения Совета Безопасности ООН, соответствующие универсальные инструменты международного права. Вместе с тем, в своей деятельности ООН оправданно исходит из того, что главная ответственность за урегулирование конфликтов лежит на самих участниках конфликта. Задача международного сообщества под эгидой ООН заключается в оказании максимального миротворческого и посреднического содействия сторонам в преодолении разделившего их кризиса.

Главным инструментом, с помощью которого ООН способствует политическому урегулированию вооруженных конфликтов, являются операции по поддержанию мира (ОПМ), учреждаемые Советом Безопасности ООН, который по Уставу ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Миротворческая деятельность ООН на протяжении десятилетий существенно эволюционировала, пройдя путь от сравнительно простых, " классических" операций по наблюдению за разъединением сил и за режимом прекращения огня до современных многофункциональных ОПМ, включающих в себя военный, полицейский, гражданский, гуманитарный и др. компоненты. Выдаваемые Советом Безопасности ООН мандаты на проведение таких операций ориентированы на решение все более сложных и комплексных задач – от обеспечения безопасных условий перемирия, проведения демобилизации, разоружения и реинтеграции экс-комбатантов до содействия постконфликтному восстановлению институтов государственной власти, проведению свободных выборов и т. д. В отдельных случаях на ООН возлагаются функции временной администрации на период до налаживания дееспособных местных властных структур (Косово, ранее – Восточная Славония) или на этапе перехода несамоуправляющихся территорий к независимости (Восточный Тимор).

Миротворчество ООН насчитывает немало успешных примеров, причем не только в период после окончания " " холодной войны" " (Гватемала, Сальвадор, Гаити, Камбоджа, Намибия). С помощью ООН за последние годы удалось перевести в плоскость политического урегулирования сложные и кровопролитные конфликты в Анголе, Сьерра-Леоне, Районе Великих озер, Эфиопии-Эритрее.

По мере перехода международного сообщества от блокового противостояния к многополярному мироустройству роль ООН в сфере содействия мирному урегулированию конфликтных ситуаций существенно возросла. Сегодня наблюдается беспрецедентный рост " спроса" на миротворчество ООН в различных частях земного шара. " Голубые каски" служат в составе 16 миротворческих операций. Осуществляемая под эгидой Организации миротворческая деятельность, будь то в Африке, на Ближнем Востоке и Балканах, в Афганистане и на пространстве СНГ, показала себя эффективным инструментом оздоровления обстановки, урегулирования кризисов и обеспечения глобальной и региональной стабильности.

Особое внимание уделяется задаче наращивания способности ООН к эффективным действиям в ходе всего " цикла" отдельной ОПМ – от планирования, подготовки и материально-технического обеспечения операции до развертывания миротворческих контингентов " в поле" и их вывода из зоны конфликта после выполнения мандата. Идет работа над улучшением внутренней координации между различными компонентами ОПМ – политическим, военным, гуманитарным и др. Важным вкладом в повышение оперативных возможностей ООН на миротворческом направлении является формирование системы резервных соглашений, призванной обеспечить Организации кратчайший доступ к заявленным силам и средствам государств-членов на цели ОПМ.

Россия неуклонно выступает за укрепление правовых основ современного миротворчества в строгом соответствии с Уставом ООН и решениями ее Совета Безопасности. Она принимает активное участие в проводимой в рамках ООН работе по совершенствованию миротворческой теории и практики. Под флагом Организации на службе миру сложили свои головы 33 российских миротворца. Россия широко представлена в ооновских и коалиционных операциях под эгидой ООН, а также несет на себе нелегкое бремя миротворца на пространстве СНГ, что признано в решениях Совета Безопасности ООН. Стремясь укреплять антикризисные возможности ООН, Россия присоединилась к ооновской системе резервных соглашений. Этот шаг возлагает на нас ответственность оперативно предоставлять заявленные персонал и технику в операции ООН с нашим участием. Есть основания предполагать, что вклад России в миротворческую деятельность ООН будет и дальше возрастать, способствуя повышению международного авторитета страны, а также закреплению центральной роли ООН в мировых делах.

Вместе с тем возможности ООН не безграничны. Именно поэтому укореняется практика взаимодействия ООН и региональных организаций в урегулировании конфликтов, как это имеет место на Балканах, в ряде " горячий точек" СНГ, в Афганистане, Восточном Тиморе и других районах мира. Там, где такое взаимодействие строится на прочном базисе Устава ООН, сочетание универсальных и региональных миротворческих механизмов приносит весомые результаты. Правовой основой этого сотрудничества служит Глава VIII Устава ООН, в соответствии с которой усилия региональных организаций должны соответствовать целям и принципам ООН, никакие силовые действия в рамках таких организаций не могут осуществляться без полномочий от Совета Безопасности ООН. В Уставе ООН закреплен важный принцип транспарентности регионального миротворчества под политическим контролем Совета Безопасности ООН.

Необходимо отметить и другое: рост числа и интенсивности локальных и региональных конфликтов в 90-е годы поставил перед международным сообществом проблему наращивания возможностей превентивной дипломатии и повышения её эффективности.

На состоявшейся в декабре 1999 г. в Берлине специальной встрече министров иностранных дел " восьмерки" было принято решение распространять в глобальном сообществе " культуру предотвращения конфликтов" и разработать инициативы " Группы восьми" в данной сфере. Такие инициативы были одобрены главами государств и правительств " восьмерки" на Окинавском саммите. Они подчеркнули необходимость всеобъемлющего подхода к предотвращению конфликтов на основе использования политических, экономических и социальных средств воздействия.

Российская дипломатия уже многие годы выступает за создание механизмов мониторинга конфликтных и предконфликтных ситуаций в " горячих точках". В немалой степени благодаря нашим активным усилиям создавались и действуют, в частности, " группа друзей Грузии", Минская группа ОБСЕ, выполняющие в числе прочих функции коллективного отслеживания соответствующих конфликтных ситуаций (в зоне грузино-абхазского конфликта, в Нагорном Карабахе). Многое Россия сделала для успешного функционирования группы " шести плюс два" по Афганистану, которая внесла серьезный вклад в решение афганской проблемы.

Ещё одним важным элементом стратегии предотвращения конфликтов призвано стать наращивание потенциала превентивной дипломатии в рамках ООН и региональных организаций. Речь должна идти прежде всего о более активном и целенаправленном использовании миссий ООН по установлению фактов и содействию в укреплении доверия между враждующими сторонами в зонах напряженности и военных конфликтов, о разработке региональных стратегий предотвращения конфликтов с подключением ООН и авторитетных многосторонних организаций в конкретном районе мира.

Однако мало затушить военный конфликт или предотвратить его возникновение; необходимо ещё " выиграть мир". Эта задача порой оказывается самой сложной, и свидетельство тому – многократные вспышки вооруженных столкновений в районах, где, казалось бы, непосредственные источники конфликта уже устранены. И здесь решающую роль играют социально-экономические аспекты стратегии предотвращения конфликтов. Как справедливо отмечал Генеральный секретарь ООН К. Аннан, " каждый шаг к уменьшению бедности и обеспечению масштабного экономического роста – это шаг к предотвращению конфликтов" 19.

Растущее значение в плане предотвращения хронических военных вспышек во многих регионах " третьего мира" играет международное содействие в разоружении и реинтеграции в мирную жизнь бывших комбатантов. Ведь нередки случаи, когда вернувшиеся домой участники военных конфликтов не находят иного источника средств к существованию, кроме вооруженного бандитизма, наёмничества или возвращения под знамена непримиримых экстремистов, продолжающих борьбу с властями. Именно этот сценарий, увы, повторяется во многих странах Тропической Африки, Латинской Америки, Среднего Востока. Одна из главных причин – отсутствие у местных правительств и международных организаций ресурсов и программ строительства мирной жизни для тех, кто сложил оружие.

Россия не понаслышке знакома с этой проблемой. Опыт контртеррористической операции в Чечне показывает: чем активнее идет восстановление мирной экономики, чем больше рабочих мест готовы предложить бывшим боевикам власти – тем быстрее редеют ряды наемников, предлагающих свои услуги бандформированиям.

Безусловно, концептуальные подходы ООН к превентивной дипломатии и имеющийся для этого инструментарий нуждаются в совершенствовании. Однако имеющиеся в этой сфере деятельности Организации недостатки и слабости – не основание для принижения миротворческих возможностей ООН и тем более для действий в обход Совета Безопасности. Напротив: укрепление роли ООН превращается в сугубо практический вопрос поддержания международной безопасности.

 

 

5. Дипломатия перед вызовом глобальной экономики

 

Экономическая дипломатия в последнее время была, пожалуй, наиболее динамично развивающейся сферой внешней политики России. И это закономерно: новые потребности развития страны и процессы глобализации мирового хозяйства диктуют необходимость основательного поворота российской дипломатической службы к вопросам экономики.

Повышение роли экономической дипломатии объясняется в первую очередь многократным ростом значения внешних факторов для развития хозяйства России в период реформ. Страна буквально в одночасье, по историческим меркам, оказалась вовлеченной в водоворот экономической глобализации. При этом отечественная экономика была вынуждена всего за несколько лет пройти такой этап в эволюции внешнеэкономических связей, который у развитых государств занял десятилетия. С 1991 по 1994 гг. доля экспорта в ВВП России увеличилась с 5% до 20, 5%. Заметно возросла роль иностранных инвестиций в экономическом развитии страны. Всё это говорит о том, что внешнеэкономические факторы имеют сегодня более важное значение для экономики России, чем когда-либо в прошлом. В полной мере это относиться и к условиям ее участия в мировой экономической системе. Сохранение остающихся ограничений и дискриминационных барьеров может надолго законсервировать топливно-сырьевую " специализацию" нашей страны в рамках мирового хозяйства и ее тесную зависимость от конъюнктуры соответствующих рынков. Устранение этих барьеров будет способствовать реализации экспортного потенциала передовых наукоемких отраслей, укреплению позиций России как одного из крупных самостоятельных центров современного производства и высоких технологий.

Новым фактором, требующим от нашей экономической дипломатии серьёзного осмысления и решительных действий, стало глубокое изменение самой сути понятия экономической безопасности России в условиях глобализации. Финансово-экономические кризисы, зарождающиеся в весьма отдаленных от нашей страны регионах, уже не раз волнами расходились по остальному миру, нанося большой ущерб государствам, казалось бы, экономически почти не связанным с эпицентрами финансовых " землетрясений". События августа 1998 г. показали: от стабильности мировой финансово-экономической системы все больше зависит и экономическое благополучие России. Соответственно, важной задачей российской дипломатии становится постепенное подключение к процессам разработки новой международной торговой системы и финансовой архитектуры, реформирования ключевых многосторонних институтов, действующих в этой сфере.

Наиболее убедительным аргументом российской дипломатии в диалоге с зарубежными партнерами по всем экономическим вопросам – от перестройки международной торговой системы до привлечения инвестиций в нашу страну – являются хозяйственный подъем России, укрепление валютно-финансового положения государства, реальные шаги по совершенствованию правовой базы рыночной экономики.

В последние три года Россия удерживала положение одной из наиболее динамичных экономик среди стран " большой восьмерки". Этот факт в сочетании со стабильностью политической ситуации и последовательным продвижением реформ ощутимо повышает международный деловой рейтинг России, а с этим – и доверие к отечественному бизнесу. Растет объем прямых иностранных инвестиций: в 2001 г. он увеличился на 29% по сравнению с предыдущим годом. Реализуется ряд крупных проектов с участием зарубежных инвесторов, таких как Сахалин–1 и Сахалин–2. Вступила в строй Каспийская трубопроводная система – крупнейший на сегодняшний день многосторонний инвестиционный проект на постсоветском пространстве.

В то же время в сфере экономической дипломатии остается ещё немало нерешенных вопросов. Следует признать, что практические последствия " обвального" открытия экономики страны для внешнего мира далеко не сразу нашли соответствующее отражение в концепции внешнеэкономических связей, их законодательном регулировании.

Ключевой задачей нашей экономической дипломатии в настоящее время является обеспечение интеграции России в мировую торговую и финансовую систему на равноправных условиях, устранение дискриминационных ограничений против российского бизнеса на мировых рынках. На повестке дня – вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Здесь необходимо выдержать оптимальный баланс между необходимостью защиты внутреннего рынка товаров и услуг и продвижением интересов наших экспортеров на рынке международном. Поэтому в вопросе о членстве в ВТО главное – не сроки вступления, а приемлемость для нашей экономики условий участия России в мировой торговой системе.

Российская Федерация уже осуществила ряд важных шагов по пути присоединения в ВТО. В Государственную Думу внесён пакет законопроектов, призванных привести российское законодательство в соответствие с нормами и принципами международной торговой практики. Среди них проект нового Таможенного кодекса, нормативные акты, регулирующие основы лицензирования экспортных и импортных операций, применение антидемпинговых и компенсационных мер, сертификации и стандартизации, охраны прав интеллектуальной собственности.

В качестве присоединяющейся страны Россия сможет принять участие в выработке правил мировой торговли в ходе идущего сейчас " раунда развития" ВТО. Таким образом, Российская Федерация на деле втягивается в многостороннюю систему регулирования мировых экономических отношений.

Следует признать, что переговоры о вступлении России в ВТО идут непросто. Это касается, в частности, обсуждения с рядом ведущих западных партнеров вопроса о том, следует ли считать Россию страной с рыночной экономикой. Казалось бы, здесь всё уже ясно: 85% валового внутреннего продукта России создается в негосударственном секторе; ликвидирована государственная монополия внешней торговли, существует свобода обмена валюты, инвестиционной деятельности, рынка труда. И, тем не менее, ключевые торговые партнеры России упорно отказываются признать очевидное, затягивая решение давно назревшего вопроса. Приходится констатировать, что суть проблемы состоит отнюдь не в " незрелости" рыночных отношений в России, а в искусственной политизации вопроса о статусе нашей экономики, о стремлении некоторых развитых стран подольше удерживать потенциального конкурента в неравноправном положении, отказать ему в праве пользоваться своими естественными преимуществами.

Ещё одна важная задача нашей экономической дипломатии – всемерное содействие продвижению российского бизнеса на мировые рынки. Здесь по вполне объективным причинам особую роль играет топливно-энергетический комплекс. Доля ТЭК в стоимости российского экспорта составляла в конце 90-х годов около 53%, в том числе доля нефти – 24%. Поэтому ключевое значение для России имеют привлечение иностранных инвестиций в отечественный ТЭК, защита интересов российских экспортеров энергоресурсов на внешних рынках, содействие в оптимизации географии энерготранспортных сетей, помощь российскому бизнесу в поиске новых рынков сбыта. Все эти вопросы имеют определенное политико-дипломатическое измерение. Ведь обеспечение устойчивого энергоснабжения относится все большим числом государств к приоритетам своей международной стратегии. Россия просто не вправе отставать здесь от своих партнеров.

Неотъемлемой частью нашей " энергетической дипломатии" должно стать активное участие в поддержании мировых цен на энергоносители, прежде всего на нефть на стабильном и оптимальном уровне, отражающем интересы как ее производителей, так и потребителей. Здесь голос России – второго в мире экспортера нефти и крупнейшего поставщика газа – должен быть очень веским. Именно в этой сфере глобальной экономики наша страна уже сейчас играет важную стабилизирующую роль, поддерживая постоянный диалог как со странами ОПЕК, так и с основными покупателями " черного золота".

Все это отнюдь не означает, что Россия способна быть лишь топливно-сырьевым резервуаром мировой экономики. Однако не допустить этого можно лишь путем наращивания доли высокотехнологичных товаров в российском экспорте. Отсюда вытекает долгосрочная задача нашей дипломатии: содействие выходу на международные рынки передовых отраслей российской промышленности. В последнее время, в том числе при содействии российской дипломатии, удалось придвинуть ряд высокотехнологичных проектов, таких как участие нашей промышленности в создании и эксплуатации Международной космической станции, проектирование и сооружение Международного термоядерного экспериментального реактора, реализация уникального проекта запуска космических спутников с моря (" Морской старт" ), строительство крупных энергетических объектов в ряде стран, создание новых образцов авиатехники, заключение крупных контрактов на поставку за рубеж российской военной техники и вооружений (подчеркну: при строгом соблюдении нераспространенческих режимов). Однако предстоит сделать на данном направлении гораздо больше. При этом сам арсенал экономической дипломатии следует основательно усилить, взяв пример с других развитых государств. В странах ЕС, например, на государственную поддержку экспорта тратится около 12 млрд. долл. в год (и это без учета субсидий на аграрный экспорт), тогда как в России в 2000 г. бюджетом было предусмотрено на эти цели всего 400 млн. долл.

Все более значимым направлением экономической дипломатии России становится обеспечение участия страны в процессах региональной интеграции. Речь идет не только о том, чтобы создать через подключение к интеграционным механизмам новые возможности для российского бизнеса, но и о целенаправленном курсе на использование интеграционных структур для укрепления экономической стабильности. В перспективе региональная интеграция может стать одним из наиболее действенных средств придания ходу глобализации управляемого характера.

Разумеется, фундаментальное значение для России имеют интеграционные процессы в рамках СНГ. По мере подъема экономики нашей страны и ее партнеров по Содружеству это региональное объединение может в перспективе сыграть роль одного из стабилизирующих факторов в глобальной экономике.

Как отметил Президент России В. В. Путин, " Работа со странами СНГ – главный внешнеполитический приоритет России. Приоритет, связанный, в том числе, с получением конкурентных преимуществ на мировых рынках. У стран Содружества есть много возможностей для осуществления масштабных совместных инфраструктурных, транспортных и энергетических проектов... Их реализация повысит прочность нашей интеграции, придаст новые возможности российской экономике – и не только ей. "

Крупным шагом в продвижении интеграционных процессов на пространстве СНГ и одновременно – вкладом в создание региональных механизмов регулирования процессов глобализации – стало образование Евразийского экономического сообщества, в состав которого вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Разработанный при самом активном участии России Договор об образовании ЕврАзЭС является основой для перевода сотрудничества между партнерами на качественно новый уровень. Он не только призван повысить эффективность взаимодействия государств-участников, но и создать необходимые предпосылки для постепенной передачи органам Сообщества определенных наднациональных полномочий.

Особо следует отметить то, что в основу ЕврАзЭС положены демократические принципы построения нового миропорядка в условиях глобализации. Система принятия решений выстроена таким образом, что исключает доминирование какого-либо одного государства, нацеливает партнеров на поиск взаимоприемлемых компромиссов. ЕврАзЭС открыто для всех государств, которые примут на себя обязательства по Договору и другим действующим в рамках Сообщества соглашениям.

Есть веские основания полагать, что при заинтересованном подходе со стороны всех участников ЕврАзЭС станет крупным полюсом сотрудничества в рамках СНГ.

Важный вклад в придание более стабильного, управляемого характера процессам глобализации может внести долгосрочное экономическое сотрудничество России и Евросоюза.

Это в первую очередь относится к такой жизненно важной сфере экономики как энергетика. Здесь особенно ясно виден взаимодополняющий характер интересов России – одного из ведущих мировых экспортеров энергоносителей, и стран Европейского Союза – крупнейшего в мире рынка энергии. Принципиальное значение имеет выраженная Президентом России В. В. Путиным готовность российской стороны расширить на долгосрочной основе поставки нефти и газа в страны ЕС для предотвращения энергетических " шоков" в случае каких-либо осложнений обстановки в других нефтедобывающих регионах мира. Такая позиция России – самое убедительное свидетельство ее стремления придать партнерству с Евросоюзом действительно стратегический характер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...