Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Дипломатия и гражданское общество




Важное значение имеет объединение усилий России и стран ЕС в проведении научных исследований и разработок. В условиях глобализации именно наукоемкость производственной сферы становится одним из главных факторов, определяющих положение государств в мировой экономике, их привлекательность как партнеров по торговле и инвестиционному сотрудничеству. В итоговом документе саммита Россия – ЕС, состоявшегося 3 октября 2001 г. в Брюсселе, была подчеркнута важность диалога " с целью определения приоритетных областей и необходимых механизмов для повышения нашей международной научной конкурентоспособности".

Подъем российской экономики в сочетании с динамичным развитием отношений с ведущими странами Азии, прежде всего с Китаем, Индией, членами АСЕАН, Ираном и Японией создают серьезные предпосылки и для качественного наращивания нашего участия в интеграционных процессах на этом континенте. Россия своей практической линией в политической и экономической сфере способствует укреплению существующих в АТР интеграционных механизмов, прежде всего форума " Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) и Регионального форума АСЕАН. (АРФ). Предлагаемые нами масштабные двух- и многосторонние экономические проекты могут серьезно укрепить устойчивость и динамику развития азиатского региона именно с учетом новых, дестабилизирующих вызовов и рисков глобализации, которые с особой силой проявились здесь в период финансово-экономического кризиса 1997–1998 гг. В свою очередь, дальнейшая интеграция России в систему регионального сотрудничества станет фактором ускорения развития нашей страны, в том числе Сибири и Дальнего Востока.

Речь идет, в частности, об особом месте нашей страны в формировании новой энергетической инфраструктуры АТР.

По прогнозам, доля Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом энергопотреблении будет в обозримой перспективе неуклонно расти. Это приведет к увеличению разрыва между собственными запасами энергоресурсов и потребностями экономик этой обширной зоны. Россия готова в долгосрочном плане содействовать стабильности рынка энергоресурсов АТР с помощью строительства крупных нефте- и газопроводов из Сибири в Китай и Корею, масштабных поставок нефти и сжиженного газа с месторождений Сахалина в страны Восточной Азии, АСЕАН и в США.

Составными частями новой энергетической системы региона в перспективе могли бы стать проекты по переброске электроэнергии из России в Японию, Корею, Китай. В этом же ключе можно рассматривать также совместную разработку инновационной реакторной технологии и ядерного цикла естественной безопасности, проекты по расширению сфер применения альтернативных источников энергии.

Другой областью деятельности, в которой Россия как евроазиатская держава могла бы играть особую роль в Азии, является создание единой транспортной инфраструктуры, в том числе за счет объединения Транссибирской и Транскорейской железных дорог, расширения трансполярных авиационных маршрутов через Россию, формирования транспортных коридоров, соединяющих Европу с Южной Азией через Каспий, западное побережье США с северо-восточными провинциями Китая через российские порты Дальнего Востока.

Для того, чтобы плюсы, которые несёт с собой глобализация для нашей страны, перевесили возникающие в связи с её развитием риски, нужно, говоря словами Президента Российской Федерации В. В. Путина, " работать на конкурентоспособность России во всех смыслах этого слова". Экономическая дипломатия государства – важное слагаемое такой работы.

 

6. Дипломатия и гражданское общество

 

Важным условием выработки эффективной стратегии управления процессами глобализации является широкое вовлечение в эту работу гражданского общества в лице организаций делового мира, профсоюзов, политических и общественных движений, академических кругов, церкви.

Одной из глубинных причин повышения роли гражданского общества в международных отношениях эпохи глобализации является процесс интернационализации по существу всех сколько-нибудь значительных видов человеческой деятельности. Каждый из них в той или иной степени все глубже включается в разветвленную систему международных обменов. Это особенно заметно на примере деятельности дипломатических ведомств, которым сегодня приходится осваивать все новые и новые области международного сотрудничества – от информатики до биоинженерии.

В этих условиях все более важное значение приобретает диалог и взаимодействие между дипломатией и гражданским обществом. Такой диалог призван дать представителям гражданского общества реальное представление о возможностях и рисках, с которыми сталкивается государство в условиях глобализации, о долгосрочных целях и конкретных шагах дипломатии на международной арене. С другой стороны, обмен мнениями позволяет дипломатии глубже, объемнее осознать интересы общества, которые она призвана отстаивать в глобальном мире, и подходы неправительственных организаций к конкретным аспектам будущей стратегии управления глобализацией.

В современных условиях роль гражданского общества в международной деятельности России значительно возрастает. Это вызвано, прежде всего, процессом демократизации в стране, который, с одной стороны, делает внешнюю политику открытой для воздействия со стороны общественного мнения, а с другой – растущей ролью парламента, местных органов власти, предпринимательских кругов и других элементов гражданского общества в осуществлении внешнеполитического курса страны.

На протяжении 90-х годов шел ускоренный процесс " децентрализации" международных связей за счет отказа государства от монополии внешней торговли и идеологического контроля за осуществлением культурных, научных, спортивных и других связей и контактов между людьми, а также благодаря широкому развитию международного туризма. Все более важную роль во внешней политике страны играют прямые связи на уровне регионов и субъектов Российской Федерации, многие из которых в ряде случаев выходят на лидирующие позиции в развитии экономического сотрудничества с зарубежными странами, прежде всего партнерами России по СНГ и соседними государствами.

Не менее важно для российской дипломатии и взаимодействие с обширным кругом общественных, политических, культурных и религиозных организаций, движений и институтов, которые составляют важную часть гражданского общества. В России оно только формируется, что подтвердили ход и результаты прошедшего в Москве осенью 2001 г. Гражданского форума. Однако уже сейчас очевидно: открытый, конструктивный обмен мнениями между российскими дипломатами и авторитетными неправительственными организациями жизненно необходим обеим сторонам.

В этом контексте достаточно указать на плодотворное взаимодействие, развивающееся между российским внешнеполитическим ведомством и руководством ведущих конфессий страны.

Такой диалог особенно важен потому, что духовность востребована и современной Россией, и миром. Для народов нашей многонациональной страны возрождение веры – часть многогранного процесса преобразования общества, утверждения культурной самобытности. В прочных нравственных, духовных основаниях нуждается и дело создания нового миропорядка. Он должен быть основан не на силе, а на праве, коренящемся в высоких моральных принципах.

Религиозные конфессии России с их огромным историческим опытом и духовным потенциалом могут обогатить видение наших дипломатов, помочь им глубже осознать национальные интересы страны. В свою очередь, наша дипломатия призвана современным обществом защищать духовные свободы россиян и соотечественников за рубежом.

Российские дипломаты и деятели церкви, действуя своими, специфическими средствами, призваны в первую очередь выполнять очень важную общую миссию – миротворческую. Духовный авторитет церкви может сыграть исключительно благотворную роль в урегулировании локальных и региональных конфликтов. Во всех мировых религиях миротворчество рассматривается как одна из высших добродетелей. Так, в Священном Евангелии сказано: " Блаженны миротворцы", а в Коране мы находим близкое по духу изречение: " Творящие добро другим творят его для себя". Убежден: религиозные лидеры смогут внести неоценимый вклад в становление действительно прочного, справедливого мира, если их слово и дело будут нацелены не на обособление и противопоставление народов и государств, а на проповедь терпимости, на воспитание в верующих уважения к высшей ценности – человеческой жизни.

Российская дипломатия и на международных форумах, и в повседневной, будничной работе большое внимание уделяет защите религиозных прав наших граждан и соотечественников за рубежом. С большим удовлетворением отмечаю, что на этом поприще у Министерства иностранных дел сложились отношения тесного сотрудничества в первую очередь с Русской Православной Церковью, а также с руководителями Духовного Управления мусульман России, лидерами других конфессий.

Важными темами диалога дипломатов и представителей основных конфессий России призваны стать нравственные принципы построения безопасного демократического мира; роль религии в миротворчестве; проблема защиты прав религиозных меньшинств, противодействие культу насилия, пренебрежению к духовным ценностям других народов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...